Файл: Влияние мотивации на эффективность учебной деятельности младших школьников.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации учения младших школьников
1.1. Понятие мотивации в научной литературе
1.2. Возрастные особенности младших школьников
1.3. Специфика формирования мотивации учения младших школьников
2.1. Средства формирования мотивации учения младших школьников
2.2. Условия формирования мотивации учения младших школьников
Влияние мотивации на эффективность учебной деятельности младших школьников
Формирование мотивации учения младших школьников
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации учения младших школьников 6
1.1. Понятие мотивации в научной литературе 6
1.2. Возрастные особенности младших школьников 10
1.3. Специфика формирования мотивации учения младших школьников 13
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Психолого-педагогические условия и средства формирования мотивации учения младших школьников 17
2.1. Средства формирования мотивации учения младших школьников 17
2.2. Условия формирования мотивации учения младших школьников 24
Выводы по второй главе 32
Заключение 34
Список литературы 39
Введение
Актуальность темы исследования. Воспитание интереса к знаниям невозможно без формирования положительной мотивации к учению. Эффективность формирования мотивационной сферы младшего школьника зависит от организации данного процесса. Изучение уровня мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Важно обеспечить такую подготовку к формированию мотивационной сферы младшего школьника, которая стала бы основой дальнейшего ее формирования, а сам процесс планомерным и целенаправленным, поддерживающим эффективную и плодотворную учебную деятельность каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и способствующим самообучению и самосовершенствованию ребенка в будущем.
Противоречия. Учебный процесс понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития. К компонентам учебной деятельности, как известно, относят: мотивы учебной деятельности, особенности целеполагания, учебные действия, контроль и оценку. То есть, мотивация является источником и основным компонентом учебной деятельности.
Проблема исследования заключается в том
, что в настоящее время в психологической науке представлены данные, как для уточнения некоторых исходных определений и позиций, так и для дальнейшего, массового и глубокого исследования проблем мотивации.
Степень разработанности темы исследования. Многочисленные исследования проведены учеными по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Проблемы мотивации учения были предметом исследования и рассматривались многими учеными: Дж. Аткинсоном, Л.С. Выготским, Е. Деси, К. Левиным, А.Н. Леонтьевым, М.Ш. Магомед-Эминовым, А. Маслоу, B.C. Мерлиным, В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Узнадзе, X. Хекхаузеном; психологические механизмы мотивации - В.К. Вилюнасом, Е.П.Ильиным, В.Э. Мильманом; мотивация поведения и формирование личности - В.Г. Асеевым, Л.И. Божович, П.М. Якобсоном; мотивация как целостный процесс - B.C. Ильиным; формирование мотивации учения изучалось А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, Н.И. Мешковым, М.А. Родионовым, Г.И. Саранцевым, Г.И. Щукиной. Таким образом, вопросы и исследования мотивации обучения нашли свое отражение в исследованиях самых известных ученых.
Объект исследования – мотивация учения.
Предмет исследования – процесс формирования мотивации учения младших школьников.
Цель исследования – изучить специфику формирования мотивации учения младших школьников.
Гипотеза исследования: своевременная диагностика мотивации учения младших школьников позволит разработать и реализовать эффективную программу по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте, что будет способствовать успешному развитию детей и позволит повысить уровень их мотивации к школьному обучению.
Задачи исследования:
Методы исследования:
- анализ информационных источников по теме исследования,
- обобщение опыта современной школы в формировании мотивации учения младших школьников,
- педагогический эксперимент,
- синтез.
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации учения младших школьников
1.1. Понятие мотивации в научной литературе
Мотивация считается одним из значимых компонентов учения детей в школе, побуждающая их к действию. Дефиниция «мотивация», происходящая от лат. «movere» рассматривается как психофизиологический процесс, регулирующий поведение человека, определяющая его направленность, организацию, активность и устойчивость, а также способность человека деятельно удовлетворять потребности [6].
Внешняя, или экстринсивная, мотивация обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами, она не связана с содержанием определенной деятельности [13].
Внутренняя мотивация, или интринсивная, связана с самим содержанием деятельности, а не с внешними обстоятельствами [12].
Положительная мотивация базируется на положительных стимулах, а отрицательная мотивация - на отрицательных.
Устойчивая мотивация основывается на нуждах человека, т. к. она не требует дополнительного подкрепления. Неустойчивая мотивация основана на постоянной внешней поддержке [18].
Индивидуальная мотивация ставит целью поддержание гомеостаза: голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму и т. д. [34].
Групповая мотивация направлена на заботу о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п.
Познавательная мотивация связана с внутренней деятельностью, не зависящей от внешних факторов, предполагает исследовательское поведение [33].
Мотив есть внутреннее побуждение к действию на основе личного интереса. Выделяют два варианта мотивов:
1. Познавательные мотивы связаны с учебной деятельностью и свидетельствуют о стремлении учащихся получить знания и умения; социальные мотивы проявляются во взаимодействии с социальной средой, они могут проявляться в осознании необходимости учиться для выполнения своего долга [20].
2. Внешние мотивы не имеют прямой связи с осуществляемой деятельностью, они стимулируют к ее выполнению (например, влияние взрослых); внутренние мотивы связаны с осуществляемой деятельностью (например, самостоятельная познавательная активность) [22].
К. Левиным разработана теория мотивации, основанная на так называемых валентностях.
В теории инстинктов под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина происходило активное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк и др.) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Мак- Дугалл, И. П. Павлов и др.).
Человеку в качестве мотивационных факторов приписывали те же органические потребности и инстинкты, которыми ранее наделяли только животных. На данном этапе развития психологических знаний и мотивационной теории принципиальные отличия человека от животных сводились к минимуму [26].
Такая крайняя биологизаторская точка зрения на поведение человека наблюдалась в конце XIX и в начале XX вв. в теории инстинктов З. Фрейда и У. Мак-Дугалла. В этой теории предприняты попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам [30].
В психоанализе З. Фрейда выделяют инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У. Мак-Дугалла выделил десять инстинктов: изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный (родительский), отвращения, самоунижения, самоутверждения [2].
Теория биологических потребностей. У человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снятию (редукции) напряжения [11].
Поведенческая (бихевиористская) теория мотивации развивалась Б. Скиннером, Э. Толменом, Д. Уотсоном, К. Халлом, которые объясняли поведение посредством стимульно-реактивной схемы.
С 30-х годов XX в. представителями гуманистической психологии - А. Маслоу, Г. Оллпортом, К. Роджерсом и др. разрабатывались концепции мотивации, относимые только к человеку [8].
В теории Г. Мюррея выделены первичные потребности (органические) и вторичные (психогенные), которые возникают в процессе развития и обучения [10].
А. Маслоу выделил иерархию человеческих потребностей, которые удовлетворяются обычно от низших к высшим:
- физиологические или органические потребности,
- потребность в безопасности,
- потребность в аффилиации,
- потребность в уважении,
- познавательные потребности,
- эстетические потребности,
- потребность в самоактуализации [29].
С 50-х годов XX в. выделился ряд мотивационных концепций, считающих недостижимым создание единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение животных, так и человека: Г. Келли, Д. Макклелланд, Ю. Роттер и др. [21].
Описание мотивации осуществлялось посредством:
- «социальных потребностей», «социальных мотивов» Д. Аткинсон, Д. Макклелланд, Г. Хекхаузен и др.;
- «жизненных целей» Р. Мей, К. Роджерс и др.;
- «когнитивных факторов» Г. Келли, Ю. Роттер и др. [25].
Д. Аткинсоным предложена теория мотивации, которая является примером символического представления мотивации. В теории объяснялось поведение человека, направленное на достижение конкретной цели [33].
По Д. Аткинсону, сила стремления человека к достижению поставленной цели (М) определяется посредством формулы (1):
М = Пду * Вдц * Здц (1)
где: М - сила мотивации (стремления); Пду - сила мотива достижения успехов как личностная диспозиция; Вдц - субъективно оцениваемая вероятность достижения цели; Здц - личностное значение достижения цели для человека [31].
В отечественной психологии отметим теорию высшей нервной деятельности. Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены другими физиологами и психологами, в том числе П. К. Анохиным, который предложил модель функциональной системы. Данная модель рассматривает динамику поведенческого акта. В исследованиях Е. Н. Соколова рассматривается ориентировочный рефлекс, который важен для понимания психофизиологических механизмов мотивации.
С. Л. Рубинштейн утверждал, что мотивация позволяет включится человеку в контекст действительности [25].
A. Н. Леонтьев, опираясь на труды С. Л. Рубинштейна, создал так называемую теорию деятельности. Согласно его концепции, мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности [22].
Таким образом, мотивация трактуется как психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация учения (учебная мотивация) понимается как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность.