Файл: Семинарскопрактическое занятие 5 по темам Ощущение и восприятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ _____________________________________________________ | ||||
| ||||
Группа 22П1118в | ||||
Студент | | И.В. Орлова | ||
| | | ||
| | |
МОСКВА 2023
Семинарско-практическое занятие № 5 по темам «Ощущение и восприятие»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):
1. Представьте краткую характеристику одного из видов ощущений (по модальностям): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные.
О вкусовой модальности.
Вкус - психофизиологическая функция, обеспечивающая способность ощущать и различать химические свойства веществ, поступающих в полость рта. Раздражители вкусовых ощущений - сладкое, соленое, кислое, горькое. Рецепторы вкуса (хеморецепторы) расположены на поверхности языка (кроме его нижней части), нёбе, миндалинах и задней стенке глотки.
Относительная концентрация рецепторов по этим участкам неодинакова. Так, кончик языка реагирует преимущественно на сладкое, задняя часть языка более чувствительна к горькому, а левый и правый край - к кислому.
Периферические вкусовые рецепторы языка связаны с нейронами чувствительных ганглиев черепно-мозговых нервов. Центральные отделы в стволе мозга представлены чувствительными ядрами этих нервов, и которых вкусовые сигналы поступают в таламус и далее - в новую кору большого мозга.
Вкусовая система ощущений нервными путями (соединена с нервным центром обоняния головного мозга. Именно поэтому прослеживается связь: при насморке ухудшается обоняние и снижается вкусовая чувствительность.
В установлении контакта с различными объектами окружающей среды и с другими людьми участвуют обоняние.
III. Кратко раскройте суть законов (выбрать и выполнить письменно одно из заданий):
Закон Вебера — Фехнера
Эрнест Вебер был немецким психофизиологом и анатомом, внесший немалый вклад в развитие знаний об органах чувств. Одним из таких вкладов является закон, открытый Вебером, а потом расширенный Фехнером «основным психофизическим законом».
Закон Вебера — Фехнера — эмпирический психофизиологический закон, заключающийся в том, что интенсивность ощущения чего-либо прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.
В своих работах Эрнест в 1834 году проследил зависимость ощущений нового раздражителя от ощущений предыдущего в связи с интенсивностью воздействия этих самых раздражителей. Он выполняется, когда интенсивность нового раздражителя будет отличаться от интенсивности предыдущего на величину, пропорциональную интенсивности предыдущего раздражителя.
Простыми словами если интенсивность какого-то ощущения высокая, то при малейших ее изменений, мы не почувствуем различие в ощущении. Также, если интенсивность ощущения низкая, то при малейших ее изменений, мы почувствуем различие ощущений. Эту зависимость можно описать тривиальной формулой:
Где k — константа, различная для разных органов чувств, I - интенсивность раздражителя в момент изменения, I0 — минимальное изменение интенсивности раздражителя.
По формуле видно, что по мере роста исходной интенсивности раздражителя возрастает величина необходимых изменений интенсивности.
Немного позже Густав Фехнер дополнил закон Вебера. Он доказал, что уровень ощущения пропорционален логарифму относительной величины интенсивности раздражителя. Его дополнение можно представить формулой:
k — некоторая константа, I — интенсивность раздражителя, I0 — интенсивность на нижнем пороге чувствительности, p — уровень ощущения.
По графику мы видим, что рост уровня ощущения замедляется при увеличении интенсивности.
Если вы находитесь в точке равной 10 и происходит крошечное изменение, допустим в точке 100, то разница ощущений 1 и 2 на ординат будет колоссальной. Но если теперь ваше раздражение равно 910, даже если произойдет то же изменение в весе, такое же воздействие в весе по ощущениям будет незаметным.
То есть то, как мы переживаем жизненные ситуации, описывается логарифмом!
Могу поспорить, что при продаже дорогих вещей, компании умело используют этот закон, чтобы увеличить стоимость товара на столько, чтобы при этом цена не казалась разительно отличной от правды. При этом, вы постоянно можете замечать, что на многие товары существует скидка. Это очень заманчивый ход, для увеличения количества продаж товара. При этом компания на продажах ничего не теряет, ведь первоначальная стоимость продаваемого продукта куда меньше даже той цены товара, который идет уже со скидкой. Товар все равно многократно окупается.
Этот закон может применяться не только к ценам продуктов, а также к их качеству, ведь всегда пытаются сэкономить на качестве так, что бы на результате работы продукта это не сказалось. Например компания Dairy Milk использовала Закон Вебера, чтобы уменьшить расходу на шоколад Cadbury. В 2012 году плитка молочного шоколада уменьшилась с 49 грамм до 45 оставаясь на цене 59 p. Ключевым моментом здесь является вес, если вес был уменьшен до 40 грамм (на основании результатов Вебера — вам нужно изменить 8-10%, чтобы почувствовать разницу) потребитель почувствовал бы изменение. Cadbury умно уменьшил вес до 45 грамм, чтобы потребители не почувствовали разницу.
Так же довольно часто, а то и всегда этот закон используют судьи при назначении тюремного срока. К примеру 6 месяцев заключения будут по ощущениям, как 6 месяцев заключения. Ощущение между 6 месяцами и 2 годами тюрьмы довольно велики, но сила ощущений между 2 годами и 2 годами и 3 месяцами не особо отличается по ощущениям от 2 лет.
IV. Практические задания.
1. Представьте в таблице сходные и отличительные характеристики ощущения и восприятия.
| Ощущение | Восприятие |
Сходство |
| |
Различие |
|
|
2. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.
Ответ: Адаптация
б) Под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.
Ответ: Синестезия
в) У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение чувствительности к различению тона.
Ответ: Сенсибилизация, обусловленная специфическими требованиями деятельности.
г) Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнавала вошедшего в комнату человека; слушала музыку, положив руку на крышку рояля.
Ответ: Компенсаторная сенсибилизация
3. Представьте в таблице.
Свойство восприятия | Краткая характеристика | В чем проявляется |
Предметность | Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. | Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движения рук; движения глаз и др.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности. |
Целостность | Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета | Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. |
Структурность | Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета. | Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структурность восприятия — это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Например, ноты поступают в сознание, и мы узнаем мелодию, мы узнаем в фигуре треугольник, т.к. знаем соотношение сторон данной фигуры, или определенная буква остается той же буквой при разной манере написания. Структурность связана с другим свойством восприятия — целостностью. |
Константность | Это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов | Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы (система восприятия, которая состоит из совокупности определенных анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. Человек многократно воспринимает определенный предмет, причем, этот предмет воспринимается при совершенно разных условиях. Это позволяет системе поддерживать относительное постоянство свойств объектов и явлений. Без константности восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем их мире. |
Апперцепция | Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один предмет может по-разному восприниматься разными людьми. | Содержание восприятия определяется поставленной задачей, мотивами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия. |
Осмысленность | Это свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных. | Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления. |
Активность/ Избирательность | Избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании). | Например, находясь в лекционном зале, вы слушаете лекцию, не замечая, что позади вас кто-то обсуждает планы на вечер. Ваше восприятие направлено на лекцию, пока вас самих не спросят насчет планов. В этом случае, вы уже будете общаться, а не слушать лекцию, т.е. восприятие будет направлено на собеседников. |
________________________________________________________________
Семинарско-практическое занятие № 6 по теме «Память»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):
1. Представьте краткую характеристику одного из видов памяти (по характеру психической активности, преобладающей в деятельности и особенностям запоминания материала): двигательная (моторная), эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок).
Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.
Этот вид памяти воспроизводит ранее переживаемые человеком чувства или, как говорят, воспроизводит вторичные чувства. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный. Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников. Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.
Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.
2. Дайте краткую характеристику одного из видов памяти (по продолжительности закрепления и сохранения материала): кратковременная, оперативная и долговременная.
Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.