Файл: Сентябрь Виды и формы музыкальной деятельности Программное содержание Примечания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сентябрь Виды и формы музыкальной деятельности Программное содержание Примечания
Музыкально-
ритмические движения Марш Муз. Ю. Чичкова Дети должны ходить бодро, ритмично различать двухчастную форму делать четкую остановку в конце музыки. Варианты а) я часть — энергичная, бодрая ходьба с высоким подниманием ног я часть
— ходьба на носках б) я часть — идут мальчики, а девочки размахивают флажками над головой я часть — девочки идут, мальчики размахивают флажками Изменять направление движения с изменением частей музыки. Ходьба в колонне по одному, врассыпную, по диагонали, тройками, парами. Большие крылья Армянская народная мелодия Ласточка Совершенствовать у детей плавность движений рук, они не должны напрягать и поднимать плечи. Обратить внимание детей на то, что, когда руки поднимаются вверх, пальчики смотрят вниз, когда руки опускаются вниз, пальчики смотрят вверх. Варианты а) поочередное поднимание рук в стороны вверх б) выполнение упражнения с атрибутами (лентами, султанчиками, шарами, цветами и т. д. Игра Всадники — лошадки по методике К.Орфа) Игра нацелена на развитие творчества ребенка. Дети должны ходить, высоко поднимая колени, носочки оттягивать, спинку держать прямо. Они становятся парами и договариваются, кто кем будет. Лошадке надевают вожжи. Варианты а) ребенок-»всадник» определяет движение лошадки б) всадник повторяет движения своей лошадки (она может идти прямо, влево, вправо, назад, шагом, галопом, кружиться на месте и т. д, как придумает ребенок в) дети меняются ролями. Прокати, лошадка, нас Не один, а много раз. По деревне сделай круг И ступай пастись на луг.
В. Степанов
Развитие чувства ритма, музицирование
Пропевание, проигрывание, прохлопывание ритмических рисунков. Проигрывание ритма на музыкальных инструментах подгруппами по фразам Горн трубит сигнал сутра На зарядку нам пора.
Ту-ру-ру! Ту-ру-ру!
Ту-ру-ру-ру-ру! Игра Дирижер
Ребенок-дирижер говорит детям, на какой счет будет пауза. Например Пауза на четыре. Это значит, что дети будут хлопать на раз, два, три, а на четыре — пауза (дети слегка разводят руки в стороны. Варианты пауза насчет один и три, пауза натрии четыре, пауза на два и четыре и т. д. Игра проводится под любую ритмичную мелодию по выбору педагога. Пальчиковая гимнастика Повторение игр из репертуара средней и старшей групп. Слушание музыки Охота (Сентябрь) Рассказать детям о традиции осенней охоты. Показать иллюстрации и малые скульптурные формы с изображением охотников и собак, рассмотреть их. Прочитать отрывки из произведений русских писателей об охоте (Тургенев,
Пришвин). Вызвать у детей эмоциональный отклик на быстрый, стремительный характер музыкального произведения, передающий охотничий азарт. На последнее занятие месяца принести репродукцию картины В. Перова Охотники на привале. Предложить детям рассказать о своих впечатлениях. Колыбельная Светланы Муз. Т. Хренникова Предложить детям определить характер произведения и дать его название. Обратить их внимание на нежные, теплые, льющиеся звуки. Исполнить Колыбельную со словами. Показать ребятам фрагменты из кинофильмов Гусарская баллада, Цирк, мультфильма Про медвежонка, который не хотел спать. Спросить у детей, что общего у всех этих песен, какая понравилась больше, почему. Жмурят глазки малые детки, Малым деткам время в кровать Птицы тоже дремлют на ветке, — Время настало всем засыпать. Смотрит в окна темная ночка, Спит за печкой серый сверчок. Спи спокойно, куколка-дочка, Спи, моя кукла, ляг на бочок.
А. Свирщинская, перевод Н. Найденовой
Распевание, пение Лиса по лесу ходила Русская народная прибаутка Загадать детям загадку Рыжий сторож в курятник зайдет, всех кур перечтет, половину унесет. Рассмотреть малую скульптурную форму — статуэтку Лисичка, обратить внимание детей на грациозность, изящество, пластичность лисы. Желательно показать детям лапти. Пропеть вместе с детьми интервал (чистая квинта) на у, кто там, «ку-ку» и т. д. Дети могут подыгрывать на музыкальных инструментах, петь по фразам цепочкой. Надеть наголову желающему ребенку шапочку лисы и предложить изобразить лису такой, как о ней говорится в стихотворении. Знает лисонька-лиса: В шубе вся ее краса. Шубы нет в лесу рыжей, Зверя нет в лесу хитрей.
Русская народная потешка Ой, вставала я ранешенько» Русская народная песня Дети должны передавать в пении напевный, задушевный характер мелодии. Предложить им самим придумать образные движения для героев песни. Осень Муз. А. Арутюнова Принести иллюстрации (2-3) с изображением осенних пейзажей. Предложить детям подойти кокну и обратить их внимание на вид из окна, понаблюдать, как он будет меняться с каждым днем. Попросить детей выразить свои впечатления о песне в рисунке. Учить детей петь спокойно, протяжно. Не заучивая слова, проговорить и пропеть некоторые словосочетания. Летят высоко журавли Над опустевшими полями. Лесам, где лето провели, Они кричат Летите снами. А в роще сонной и пустой Дрожат от холода осины. И долго листик золотой Летит за стаей журавлиной.
З. Александрова Игры Пляски Хороводы Пляска Русская народная мелодия Ах ты, береза Хороводный шаг по кругу друг за другом, взявшись за руки. Уметь держать круг, видеть себя и других детей в кругу. На ю часть выполнять «топотушки». Спину держать ровно. На повторение музыки — те же движения, но врассыпную по залу. Предложить детям придумать свои движения (например, мальчики стоят, хлопают, выполняют притопы, девочки идут вкруг, и наоборот. Выбрать лучшее предложенное движение. Дополнить и украсить танец своими движениями. Танец с хлопками Карельская народная Учить детей передавать в движении ритмический рисунок мелодии и изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения. Выполнять
мелодия, обр. Т. Ломовой поскоки парами в движении впереди на кружении (легко, изящно. Если ребенок остался без пары, предложить ему выполнить роль солиста-аккомпаниатора и сыграть на ударном инструменте ритмический рисунок й части. Хоровод Русская народная песня Как пошли наши подружки Продолжать учить детей плавному хороводному шагу, согласовывать движения с текстом. Предложить детям придумать движения к песне. Когда дети запомнят слова, желающий ребенок может исполнить роль Катюши. Игра с мячом (по методике К. Орфа) Дать возможность детям почувствовать себя легко, удобно, комфортно. Варианты а) передавая мяч друг другу, называть свое имя б) называть имя того ребенка, которому передается мяч в) перебрасывать мяч через весь круг г) танцевать с мячом, передать другому ребенку. Игра с мягкой игрушкой (по методике К. Орфа) Дети сидят в кругу. Загадать детям загадку о той игрушке, которая находится в зале. Предложить детям передать образ игрушки в различных движениях (веселится, грустит, ищет друга и т. д. Пусть ребенок расскажет игрушке о себе и передаст ее другому. Дети пляшут с игрушкой. Игра Здравствуйте Любая двухчастная музыка - веселая, задорная Дать возможность детям почувствовать себя свободно, раскрепощенно пусть ходят врассыпную, здороваясь друг с другом по-английски, по-немецки, по- тарабарски», локтями, пятками, носами и т. д. Спросить у детей, как еще можно поздороваться (по-кошачьи, по-щенячьи и т. д. я часть — ходить, бегать, двигаться поскоком, кто как хочет. я часть — остановиться рядом с любым ребенком и познакомиться, подать друг другу руку (музыка звучит тихо, дети говорят негромко. Варианты а) на музыкальный сигнал остановиться, пожать друг другу руки, познакомиться, пожелать что-нибудь или сказать комплимент, попрощаться и разойтись б) тоже самое без музыкального сопровождения. Здравствуйте — ты скажешь человеку. Здравствуй — улыбнется он в ответ. И наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет.
А. Кондратьев Добрый день — тебе сказали. Добрый день — ответил ты. Вас две ниточки связали — Теплоты и доброты.
А. Кондратьев
Если активность детей очень большая, воспользуйтесь считалками, это поможет вам не обидеть желающих участвовать в играх и инсценировках. Я могу считать до ста, Времени не жалко
— Раз, два, три, четыре. сто — Вот и вся считалка
Р. Сеф Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван, А в диване спрятан слон. Тыне веришь — выйди вон Танцевальная фантазия Танцевальная импровизация детей под любую спокойную мелодию.
Октябрь Виды и формы музыкальной деятельности Программное содержание Примечания
Музыкально-
ритмические движения Маршируем Муз. Н.Леви Учить детей различать двухчастную форму и динамику внутри одной части, ходить бодрым шагом, устремленно, с хорошей осанкой, соблюдая интервалы (шаг на месте и энергичный шаг вперед. Варианты а) дети стоят врассыпную по залу, слушают ю часть, на ю — 4 раза хлопают в ладоши и делают 4 шага на месте б) ведущий (сначала взрослый) играет на бубне (4 раза тихо, 4 раза громко в) придумать с детьми речевку, помогающую акцентировать динамические оттенки (например «1, 2, 3, 4 - шаг вперед, шаг впереди т. д) Приставной шаг в сторону Немецкая танцевальная мелодия Дети должны различать двухчастную форму. Учить их приставлять стопу к стопе и, не разворачивая корпус в сторону шага, идти вперед плечом. Варианты а) ходить по одному врассыпную по залу, в колонне, в шеренге б) ходить по кругу входить парами в колонне, в шеренге и по кругу г) делать 8 шагов в одну сторону, 8 — в другую, по 4 шага, по 2 шага, по одному шагу вправо и влево д) использовать другое музыкальное произведение. Боковой галоп Контрданс Муз. Ф. Шуберта Дети выполняют движения легко, с небольшим продвижением и незначительным отскоком от пола. Двигаются плечом вперед. Подготовительное упражнение — приставной шаг в сторону — выполняется без музыкального сопровождения. Варианты а) двигаться врассыпную по залу, руки на поясе, за спиной, висят свободно б) двигаться по кругу вдвигаться парами врассыпную по залу, по кругу, в колонне. Игра Всадники — лошадки по методике К. Орфа) Использование приставного шага и галопа. Варианты а) педагог играет на ударных инструментах, дети соотносят движения со звучанием того или иного инструмента б) один ребенок играет, все лошадки двигаются под его музыкальное сопровождение
в) дети разбиваются на пары каждый всадник играет для своей лошадки, внимательно наблюдая за ней затем дети меняются ролями г) предложить детям обыграть стихотворение договориться сними заранее, кто будет лошадками, кто всадниками, кто будет музыкантами, кто будет собаками поменяться ролями. Продумать, с какими интонациями нужно читать стихотворение. Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. Две собаки у порога Нам сказали очень строго
— Ав-ав-ав! Гав-гав-гав!
Шведская песенка, перевод И. Токмаковой Развитие чувства ритма, музицирование Барабанщик Играть на разных инструментах по подгруппам, цепочкой. Выкладывать ритм, уметь его произнести и сыграть. Ввести понятие акцент (отхло- пывать только сильную долю такта. На парад идет отряд. Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит, Полтора часа подряд.
А. Барто Игра Гусеница Игра Дирижер Пальчиковая гимнастика В гости к пальчику большому Прибегали прямо к дому Указательный и средний, Безымянный И последний — Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Все пальники - друзья Друг без друга нам нельзя Повторение ранее разученных игр. Пальцы рук поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладони. Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится. Пошевелить мизинцами и сжать кулаки. Постучать кулак о кулак. Пожать ладони, меняя их. Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки.
Русская народная потешка Слушание музыки Осенняя песнь (Октябрь) Муз. П. Чайковского Показать несколько иллюстраций с изображением осеннего пейзажа. Предложить детям выбрать ту иллюстрацию, которая, по их мнению, подходит к данному произведению. Педагогу следует согласиться с любым выбором ребенка. В дальнейшем предложить детям потанцевать с осенними листьями. Использовать художественные произведения на осеннюю тематику. Предложить детям отобразить свои впечатления в рисунках. Унылая пора очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец ив золото одетые леса.
А. Пушкин Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.
С. Есенин Мазурка Муз. И. Берковича Предложить детям определить жанр и характер произведения. Рассказать им о мазурке. Обратить их внимание на своеобразный ритмический рисунок. Использовать художественное слово (Л. Толстой. По возможности подготовить танцевальную пару и показать детям рисунок танца. Предложить вниманию детей фрагмент балета Спящая красавица. Распевание, пение Пошла млада за водой Ах вы, сени, Как пошли наши подружки Через русские народные песни прививать детям любовь к народному творчеству, познакомить их с истоками народной культуры. Объяснить значения слов сени, «млада», сокол и т. д. Напомнить детям характерные народные напевы ай люли», «люли-люли», «баю-бай», «вею- вью, калина, малина и т. д. Дети должны петь выразительно, передавая интонацией характер песен. Желательно принести на занятие коромысло с ведерками под пение детей желающий ребенок пронесет ведра, не пролив ни капельки.
«Скворушка прощается Муз. Т. Попатенко Рассказать детям о перелетных птицах, показать картинки сих изображением. Разучивая песню «Скворушка прощается, обратить внимание детей на грустный, неторопливый характер песни. Учить детей выслушивать проигрыш между куплетами до конца. Предложить детям продекламировать песню «Скворушка прощается (только куплеты, а припев пропеть.
Что-то шепчут листья - подойдем испросим. Листья отвечают Осень, осень, осень (Пошуршать ладошками)
И сползают тучи, птиц куда-то прячут. Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут. (Волнообразные движения руками) И. Цекович Игры Пляски Хороводы Общий танец Русская народная песня «Утушка луговая Предложить детям станцевать общий танец также, как танец под русскую народную мелодию Ах ты, береза. Ввести новые движения. Варианты а) исполнение танца в большом кругу б) исполнение танца в двух или четырех кружках. я часть — все идут по кругу. я часть — «топотушками» заворачивают на два или четыре кружка. Задорный танец Муз. В.
Золотарева Танцевать легко, задорно, менять движения со сменой музыкальных фраз. Полька разучивается, когда дети стоят врассыпную по залу, затем в кругу, а потом в парах. Уметь выполнять движения в противоположную сторону. Хоровод Русская народная песня На горе-то калина Учить детей сочетать пение сдвижением. Они должны выполнять хороводный шаг легко, ритмично. Вариант часть детей только поет, часть водит хоровод. Предложить детям выбрать музыкальные инструменты и подыграть на них. Игра Плетень Русская народная песня «Прялица» Учить детей ходить в шеренгах простым шагом впереди назад, держась за руки. Спину держать прямо. Делать легкую остановку на окончание музыкальной фразы, без поклона. Передавать в движении плавный, лирический характер песни. Машина и шофер по методике К. Орфа) Дети разбиваются на пары и договариваются между собой, кто будет шофером, а кто машиной. Шоферы стоят на месте и наблюдают каждый за своей машиной. Машина едет только прямо наезжая на препятствие, подает сигнал шоферу (бибикает своим голосом, высоким или низким. Услышав сигнал, шофер подходит к машине и разворачивает ее в другую сторону. Потом дети меняются ролями. Учить детей быть внимательными, слушать только своего партнера, выделять голос своей машины из всех. Что же встала ты, машина
Би-би-би-и-и! Спустилась шина Умоляю, выручайте Поскорее накачайте
М. Дружинина Считалки Шла гора по мостику
И махала хвостиком. Зацепила за перила — Прямо в речку угодила. Кто не верит Это он Выходи из круга вон
Куколка-муколка, Где ты была Я в садочке чай пила.
Сахар-махар, Кислый квас, Уходите вы от нас Танцевальная фантазия Танцевальная импровизация детей под любую спокойную мелодию.
Ноябрь Виды и формы музыкальной деятельности Программное содержание Примечания
Музыкально-
ритмические движения Марш Муз. Ж. Люлли Дети должны различать двухчастную форму, ходить энергичным шагом, поднимая вперед ногу, сильно взмахивая руками. Руки можно сжать в кулаки. На ю часть идти тихим, настороженным шагом, корпус слегка наклонить вперед (крадущийся шаг. Игровые приемы а) использовать художественное слово и иллюстрации б) предложить детям придумать ситуацию для этого упражнения. Варианты а) маршировать врассыпную по залу б) —» — в колонне по одному в) —» — подгруппами гс одним ведущим - командиром е) —» — по схеме (в сборнике. Смелый наездник Муз. Р. Шумана Дети должны правильно выполнять сильный прямой галоп, показать выразительность движений в соответствии с энергичным, стремительным характером музыки. Различать трехчастную форму. Принести малую скульптурную форму — лошадь (рассмотреть, обратить внимание на красоту, грацию животного. Прочитать детям отрывки из произведений А.
Куприна, Л. Толстого о лошади. Предложить детям выбрать те или иные музыкальные инструменты, которые соответствуют данному образу. Варианты а) на ю и ю части — прямой галоп, на ю часть — бьют копытцем, стоя на месте (желающие дети аккомпанируют на музыкальных инструментах б) на каждую часть скачут лошадки с султанчиками разного цвета в) скачут парами — всадники и наездники — врассыпную, по диагонали, от стенки до стенки, по цвету султанчиков и т. д. Спокойная ходьба Этюд. Муз. Т. Ломовой Вологодские кружева Муз. В. Лаптева
«Прялица» Дети ходят спокойным шагом сноска, руки свободно опущены вниз, плечи развернуты. Обратить внимание детей на задумчивый, нежный, певучий характер музыки, учить передавать его плавностью своего шага. Объяснить детям выражения выступает, будто пава, красна девица лебедушкой плывет.
Русская народная песня, обр. Т. Ломовой Варианты а) ходьба врассыпную б) ходьба в шеренгах в) различные перестроения (из шеренг вкруг, из одного круга в несколько маленьких кружков и наоборот, из колонны по одному — парами, тройками, четверками и т. д. Желательно принести на занятие любое кружевное изделие, рассмотреть его с детьми, обратить их внимание на узор. Развитие чувства ритма, музицирование Любой марш Введение графического изображения паузы. Введение новых карточек.
Отхлопывать ритм с паузой. Работа насчет с паузами четвертными. Игра Дирижер Пальчиковая гимнастика На поляне дом стоит, Ну, а к дому путь закрыт. Мы дорогу открываем, В этот домик приглашаем. Т. Ткаченко Повторение ранее разученных игр. Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены соприкасаются только кончики одноименных пальцев. Большие пальцы обеих рук - вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе кончики средних пальцев соприкасаются. Ладони поворачиваются параллельно друг другу. Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев. Слушание музыки На тройке (Ноябрь) Муз. П. Чайковского. Принести иллюстрации, шкатулки Палеха с изображением тройки лошадей. Использовать художественное слово. Предложить вниманию детей фрагменты из мультфильма Снежная королева, кинофильма Крепостная актриса. Обратить внимание детей (вовремя прослушивания произведения) на топот копыт, звон колокольчиков. Познакомить детей с русской народной песней Над полями да над чистыми (или любой другой. Обратить их внимание на яркую, светлую, зажигательную мелодию. Предложить детям подыграть припев на колокольчиках. Ну, дружней, звончей, бубенчики, Заливные голоса Эх ты, удаль молодецкая, Эх ты, девичья краса Две плаксы Муз. Е. Гнесиной Дети определяют жанр, характер и предполагаемое название. Показать несколько разносюжетных иллюстраций и предложить детям выбрать наиболее подходящую к данному произведению. Обратить их внимание на ноющий, плачущий характер музыки, помочь услышать два голоса.
Прочитать детям стихи о «Юле-капризуле» (В. Гутянский) и «Ревушке- коровушке (А. Барто). Игровой момента) предложить детям разделиться на две группы и изобразить плакс б) предложить двум желающим детям изобразить плакс. Распевание, пение Моя Россия Муз. Г. Струве Пропеть с детьми (на «а-а-а», «у-у-у», «и-и-и») все встречающиеся интервалы, показать их рукой. Петь спокойно, неторопливо. Когда дети выучат песню, можно спеть ее под фонограмму. Предложить вниманию детей русскую народную песню Родина, отметить ее плавность, лиричность, задушевность, широту. Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля, — Это русское раздолье, Это русская земля. Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья, — Это русская сторонка, Это Родина моя. Пестрый колпачок Муз. Г.
Струве Внести игрушку, гнома, или картинку сего изображением. Игровой момент заранее с одним ребенком (одетым в костюм гнома) инсценировать песню (ребенок только выполняет движения, поет педагоги, как сюрприз, показать детям. Придумать вместе с детьми движения к этой песне. Игры Пляски Хороводы Общий танец Русская народная песня Светит месяц Предложить детям выполнить под эту музыку те же движения, что и под русскую народную мелодию «Утушка луговая. Дети учатся заводить маленькие кружки. Придумать новую комбинацию движений. Полька Муз. Ю.Чичкова Учить детей начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыкальной фразы. Начинать разучивать движения, постепенно усложняя задание. Дети должны стоять врассыпную по залу. Варианты а) на окончание фразы присесть, опустить руки, обнять себя, выставить ногу на носок и т. д. б) легко и красиво выполнять пружинящие движения и шаги выполнять по подгруппам, одни дети танцуют, другие наблюдают, и наоборот. Хоровод Русская народная песня Дуня- тонкопряха» Учить детей в исполнении передавать веселый, задорный, шуточный характер песни. Сочетать пение сдвижением. Желательно, чтобы первое исполнение песни было сюрпризом для детей (песню исполняют один или два педагога, одетые в русские сарафаны.
Варианты а) исполнение песни в хороводе б) исполнение песни с элементами образности всеми детьми не в хороводе в) подыгрывание припева на ложках, трещотках. Игра Веселые скачки Муз. Б. Можжевелова Подготовительное упражнение — шаг Буратино». Дети должны различать двухчастную форму, выполнять легкие поскоки врассыпную, хорошо ориентируясь в пространстве. Придумывать с детьми статичные, интересные, необычные позы. Ведущий выбирает лучшую, на его взгляд, и передает ребенку султанчик или флажок. Игра “Кино-фото»: Любая эстрадная мелодия по выбору педагога (или аудиозапись. Дети (по сигналу Кино) ритмично, каждый по-своему, танцуют. На сигнал Фото все застывают в необычных позах. Фотокорреспондент быстро проходит между детьми и фотографирует их. Считалка
Жили-были утюги И любили пироги. За обедом каждый мог Съесть один большой пирог Кто не верит Это он Выходи из круга вон Танцевальная фантазия Танцевальная импровизация детей под любую спокойную мелодию.
Декабрь Виды и формы музыкальной деятельности Программное содержание Примечания
  1   2   3

Музыкально-
ритмические движения Марш из к/ф Веселые ребята Муз, И. Дунаевского Спеть детям марш или прочитать слова. Создать им веселое, радостное настроение. Дети ходят бодро, энергично, в соответствии с характером музыки. Варианты а) делать различные перестроения б) по сигналу ходьба в противоположных направлениях в) игра с цветными флажками г) придумать с детьми движения с перестроениями; д) выполнение движений под оркестровое или хоровое исполнение. Цирковые лошадки Лошадки Муз. М. Красева Марш. Муз. Ц. Пуни Учить детей бегать легко, высоко поднимая колени. Корпус держать ровно, слегка откинув назад, голову держать высоко поднятой, носком ноги энергично ударять об пол. Учить детей создавать выразительный образ. Варианты а) выбрать ребенка-»дрессировщика», который будет показывать, какой подгруппе детей (по цвету султанчика) выполнять движение б) предложить детям придумать образ и движения цирковой лошадки и красиво закончить свое выступление в) использовать художественное слово и иллюстрации г) выбрать самых красивых лошадок и предложить им выступить перед детьми, как в цирке.
Поскоки (по методике К.
Орфа): Любая веселая музыка аудиозапись) Дети двигаются легко, непринужденно, руки свободны или на поясе. Как усложнение взявшись за руки, выполнять упражнение по кругу вправо, влево ив центр круга. Тоже в маленьких кружках. Развитие чувства ритма, музицирование Игра в имена Назвать имя по ритмическому рисунку.
Отхлопать в ладоши уменьшительное имя (по типу вопрос — ответ, сыграть тоже на музыкальных инструментах. Например педагог произносит Катя, дети играют или отхлопывают: Катенька. Игры Паровоз, Гусеница, Дирижер Пальчиковая гимнастика Стали гномы гостей приглашать, Повторение ранее разученных игр. Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки.
Стали гномы гостей угощать. Каждому гостю досталось варенье. Пальчики склеило то угощенье. Плотно прижались ладошка к ладошке Гости не могут взять даже ложки Е. Карельская Указательным пальцем левой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев правой руки. Намазывать варенье на кончик каждого пальца. Последовательно, начиная с большого, склеить — соединить соответствующие пальцы на обеих руках. Прижать ладони одна к другой. Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны - удивиться. Слушание музыки Святки (Декабрь) Муз. П. Чайковского Рассказать детям о русском народном обряде святочного гадания. Использовать художественное слово (В. Жуковский Светлана) и русский народный фольклор. Обратить внимание на плавный, вьющийся, певучий характер музыки. Предложить детям самим определить жанр произведения. Разв крещенский вечерок Девушки гадали Заворота башмачок, Сняв с ноги, бросали Снег пололи под окном Слушали кормили Счетным курицу зерном Ярый воск топили В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны.
В. Жуковский В пещере горного короля Муз. Э. Грига Предложить детям определить жанр, характер произведения и придумать название. Вызвать эмоциональный отклик на таинственный, сказочный характер музыки. Рассказать детям историю Пер Гюнта. Посмотреть мультфильм В пещере горного короля. Игровой момент(для этого произведение нужно сыграть полностью а) предложить детям вообразить себя гномами (надеть на головы колпаки) и постараться показать в движении образы пьесы
б) раздать детям бумажных гномиков и двигаться сними в соответствии с музыкальными фразами, помещая гномиков в пещеру или замок (макет. Распевание, пение Наша елка' Муз. А. Островского В просторном светлом зале Муз. А. Штерна Здравствуй, гостья-зима» Русская народная песня Горячая пора Муз. А. Журбина Новогодняя Муз. А. Филиппенко Учить детей правильно пропевать интервалы и показывать их рукой, петь а капелла, с солистами. Дети должны петь спокойным, естественным голосом, соотносить движения со словами песни. Принести иллюстрации с изображением детского новогоднего праздника или фотографии с прошлых праздников, рассмотреть их с детьми. Загадать детям загадку Из леса принцесса на праздник пришла, бусы надела, огнем расцвела (В. Степанов. Санки с горки мчат стрелой, Снег кружит над головой. Крики, смех задорный слышен Потеряли Ваню Ой Стоп, ребята Остановка Ищем друга — крикнул Вовка Ваня, где ты, что с тобой Не ответил Ваня. Ой
Кто-то крикнул набегу Тут же валенки в снегу Навалились всей гурьбой. Да ведь это Ваня Ой
Л. Миронова Игры Пляски Хороводы Общий танец Русская народная песня Вдоль по Питерской Учить детей передавать в движении широкий, раздольный характер песни. Дети ходят тройками согласованно, высоко поднимая колени, оттягивая носочек вниз спину держат прямо. Предложить вниманию детей фрагмент из кинофильма Приходите завтра. Снежинки Любой вальс на усмотрение педагога Учить детей передавать в движении легкий, плавный, нежный характер вальса. Дети выполняют легкий бег на полупальцах, самостоятельно придумывая различные движения руками и делая перестроения.
Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая Дорогой бурною Легко проносится, Не ввысь лазурную — На землю просится. Но вот кончается
Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная. Лежит пушистая Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая
К. Бальмонт Полька Муз. Б. Сметаны Учить детей передавать в движении разный характер двух частей музыкального произведения. Работать над пружинящим шагом и шагом польки. Для четкого выполнения шага польки использовать подготовительные упражнения переменный шаг на месте, три притопа. Танец Метелица Муз А.
Варламова Ходьба простым хороводным шагом по кругу и врассыпную. Кружение на топающем шаге. Дети должны различать двухчастную форму, эмоционально выполнять придуманные движения. Уж ты, зимушка-зима, Тыс морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьет, Вдоль по улице метет.
Русский фольклор Игра Что нам нравится зимой Муз.
Е.Тиличеевой Дети должны согласовывать движения со словами и выполнять их непринужденно. Считалки По дороге утка шла. Утка денежку нашла. Стала думать да гадать Куда денежку девать И решила утка,
Утка-перегудка:
«Отнесу-ка кузнецу,
Ерофею-молодцу!» Подвернула ложка ножку, Захромала вдруг немножко. Наложили ей повязку, Иона пустилась в пляску. Кто не верит Это он Выходи из круга вон

Русские народные потешки Танцевальная фантазия Танцевальная импровизация детей под любую спокойную мелодию.
Январь Виды и формы музыкальной деятельности Программное содержание Примечания
Музыкально-
ритмические движения Качание рук Английская народная мелодия Мельница Муз. Т. Ломовой Учить детей выполнять маховые и круговые движения руками. Выполнять выразительно, делая акцент на сильную долю такта. Обратить внимание детей на различный ритм й и й части английской народной мелодии. Дети выполняют пружинящие движения.
Варианты:выполняют движения с лентами, султанчикамй, шарами. Переменный шаг Русская народная мелодия
«Белолица-круглолица», обр. Т. Ломовой Развивать умение детей передавать в движении плавный и легкий характер музыки совершенствовать движение переменного шага. Русская народная песня Яна камушке сижу, обр. Т. Ломовой
Вариант:менять направление движения на каждое музыкальное предложение. Кто лучше пляшет Русские народные мелодии по выбору педагога Совершенствовать исполнение ранее разученных элементов русских народных плясок. Учить детей изменять характер движения с изменением силы звучания музыки, развивать ощущение музыкальной фразы. Учить детей проявлять творчество. Принести иллюстрации, музыкальные инструменты. Ввести элемент шуточного соревнования В нашей деревне все танцуют, нона какой улице лучше На зеленом на лугу Заплясали все в кругу. Все мы пляшем и поём Ив ладоши громко бьем
А. Кузнецова Развитие чувства ритма, музицирование Ритмические карточки Сочиняем песню Игры Гусеница, Паровоз, Дирижер Подобрать картинку к карточке. Сыграть выложенный ритм на одном музыкальном инструменте, повторить на другом. Беззаботная песенка («ля-ля»). Предложить детям придумать слова и аккомпанемент. Пальчиковая гимнастика Утро настало, Повторение ранее разученных игр. Кисти рук скрещены, пальцы растопырены - солнышко с лучиками.
Солнышко встало.
- Эй, братец Федя, Разбуди соседей
- Вставай, Большак Вставай, Указка Вставай, Середка Вставай, Сиротка И Крошка-Митрошка! Привет, Ладошка Все потянулись И проснулись.
Русский фольклор Четыре пальца правой руки сжаты в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять им круговые движения. Большой и указательный пальцы правой руки по очереди щелкают по кончикам пальцев левой руки, начиная с большого. Щелчок в центр ладони. Руки поднять вверх, пальцы вытянуть и быстро пошевелить ими. Слушание музыки У камелька (Январь) Муз. П. Чайковского Предложить детям послушать отрывки из литературных произведений под музыкальное сопровождение (например, Буря мглою небо кроет АС. Пушкина. Принести иллюстрации. Обратить внимание детей на то, как в музыке изображен огонь, то едва тлеющий, то разгорающийся. На одном из занятий желательно создать уютную обстановку выключить свет, зажечь свечу, всем сесть в кружок (можно на полу) и под музыку почитать стихи. Вальс Муз. Г. Свиридова Обратить внимание детей на то, какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор для изображения метели. Попросить их определить, звучание каких музыкальных инструментов они услышали. Показать несколько иллюстраций с изображением зимнего пейзажа. Предложить детям выбрать наиболее, по их мнению, подходящую к музыкальному произведению. Спросить, почему выбрали именно эту. Обратить внимание детей на легкость, воздушность вальса (сравнить с кружением снежинок. Предложить детям проявить свои ощущения, настроения в движении. Распевание, пение Зимняя песенка Муз. М. Красева Хорошо рядом с мамой Муз. А. Филиппенко Распевание кукушка, «зайчик-зайчик», кошечка. Учить детей про- певать интервалы, выслушивать солирующее пение петь, протягивая гласные звуки петь цепочкой, дуэтом, соло, по подгруппам. Падал, падал снег сутра
То-то рада детвора Не теряют ни минутки, Во дворе и смех и шутки
Л. Герасимова Спят деревья крепким сном Под напев метелей. А на горке ледяной
Целый день веселье. Рассыпая звонкий смех, Едут вниз ребята И бегут опять наверх, Словно медвежата.
Л. Парлычвва Игры Пляски Хороводы Пляска Русская народная песня Валенки На основе знакомых движений (шаг с притопом, «расчесочка», елочка, веревочка, «ковырялочка» и т. д) вместе с детьми составить композицию танца. Дети исполняют танец эмоционально, задорно, игриво. Пошутить с детьми принести валенки и предложить кому- нибудь станцевать в них. Спросить, понравилось ли танцевать в валенках. Полька Муз. И. Штрауса Учить детей легко выполнять боковой галоп и четкий прыжок на две ноги, легкие поскоки с поворотом. Исполнять танец весело, задорно. Вместе с детьми составить композицию танца из знакомых движений. Поощрять детскую фантазию, не оставлять без внимания ни одного детского предложения или идеи.
Хоровод: Русская народная песня Как на тоненький ледок Используя опыт детей, инсценировать песню. Предложить желающим детям исполнить роль солистов. Игра Ищи Муз. Т. Ломовой Учить детей воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части, фразы различной протяженности звучания. Улучшать ритмическую четкость движений, пружинящего шага и легкого поскока. Когда дети хорошо освоятся с игрой, можно, при повторении й части произведения, менять направление поскока.
Игра «Кошки-мышки» (по методике К. Орфа) Учить детей отражать в движении и музыке образы мышек (маленькие, юркие, быстрые) и кошек (ленивые, толстые, хитрые, стремительные. Обыграть с детьми данные стихотворения. Предложить желающим детям аккомпанировать на музыкальных инструментах, придумывая (с помощью педагога) музыкальные темы для того или иного персонажа. На ковре у печки кот Спит, забот не зная. Мыши водят хоровод Около лентяя. Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай - Сто мышей вокруг него Пляшет и хохочет. Кот, зевая, никого
Выбирать не хочет.
А. Шлыгин Что случилось у котят, Почему они не спят Почему буфет открыли Чашку новую разбили Уронили барабан Поцарапали диван Почему их лапки Влезли в чьи-то тапки, С молоком разлили плошку, Разбудили маму-кошку? Почему порвали книжку Потому что ловят мышку
В. Степанов Считалки
Бах-бух,
Тях-тюх, Зайчик — ух, Во весь дух, Полетел от зайки пух.
Хуп-хоп, Зайке в лоб. Шум, звон, Поди вон. Наш отважный экипаж Взял корабль на абордаж. Раз — пират, Два — мушкет, Три — огромный пистолет, А четыре — попугай. Кто нес нами — убегай
И. Паршукова Танцевальная фантазия Танцевальная импровизация детей под любую спокойную мелодию.
Февраль Виды и формы музыкальной деятельности Программное содержание Примечания
Музыкально-
ритмические движения Марш Прощание славянки Муз. В.
Агапкина Вызвать у детей эмоциональный отклик, чтобы они выразили в движении энергичный, бодрый характер музыки. Внести иллюстрации и использовать художественное слово. Ввести игровой момент На параде. Легкие прыжки Этюд. Муз. Л. Шитте Русские народные мелодии Дети выполняют легкие прыжки на двух ногах, руки на поясе, приземляются на носочки, носки оттягивают. Напомнить детям о том, что надо следить за своей осанкой, держать спину прямо. Варианты а) прыжки по командам б) прыжки с продвижением вперед в) прыжки с поворотом вокруг себя. Шаг с притопом: Русская народная мелодия «Из-под дуба Учить детей выполнять шаг на всей ступне с легким пристукиванием на каждом шаге. Корпус держать прямо, колени чуть согнуть. Руки на поясе, за спиной, развернуты ладонями вперед. Игровой момента) ввести элемент шуточного соревнования (шеренга на шеренгу б) выбирается несколько солистов в) один солист выполняет движения на одну фразу, все дети повторяют за ним на другую г) добавить любое движение (по выбору детей) на ю часть музыки. Танцуй, как я Любая веселая музыка аудиозапись) Учить детей использовать знакомые движения, выполнять их на короткую музыкальную фразу, внимательно следить за движениями солистов и повторять их наследующую музыкальную фразу. Новый солист не должен повторять движения предыдущего. Развивать детскую фантазию. Предложить детям придумать движения к стихотворению Вот какие чудеса Чудо, чудо, чудеса На пеньке стоит лиса, Палочкою машет, Два медведя пляшут. Зайцы взялись за бока, Заплясали трепака. Прилетели утки, Заиграли в дудки.
И березы в пляс пошли, Хоровод повели. Солнце заплясало, Всем светлее стало.
Н. Берендгоф Развитие чувства ритма, музицирование Игра «Аты-баты, шли мышата Игра «Аты-баты, шли мышата Ритмические карточки Игра Дирижер
Прохлопывать ритм одного голоса.
« — — « — второго голоса.
« — — « — двух голосов сразу. Пальчиковая гимнастика Вот мостик горбатый. Вот козлик рогатый. На мостике встретил он Серого брата. Упрямцу с упрямцем Опасно встречаться. И с козликом козлик Стали бодаться. Бодались, бодались, Сражались, сражались Ив речке глубокой Вдвоем оказались.
И. Лопухина Повторение ранее разученных игр. Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой. Правой рукой сделать козу согнуть средний и безымянный пальцы, на них положить согнутый большой. Указательный и мизинец вытянуть вперед. Сделать козу левой рукой. Соединить указательные пальцы и мизинцы. Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать вверх то правую, толевую руку. Разъединить руки и опустить обе козы вниз пальцами. Слушание музыки Масленица (Февраль) Муз. П. Чайковского Рассказать детям о русском народном празднике масленица. Обратить внимание на светлый, солнечный характер музыки. Предложить детям фрагмент мультфильма Снегурочка. Марш Прощание славянки Муз. В.
Агапкина Рассказать детям о военном оркестре и истории этого марша. Предложить послушать этот марш в исполнении духового оркестра. Обратить внимание детей на оптимистический характер музыки. Предложить детям сыграть в парад. Показать иллюстрации.
Распевание, пение Блины Русская народная песня Перед весной Русская народная песня Нежная песенка Муз. Г. Вихаревой Дети должны петь легко, слаженно, с динамическими оттенками выслушивать партию солиста, вовремя вступать в хоре. Разучивая песни, дети пропевают интервалы и проговаривают отдельные слова и трудные словосочетания. Они должны стараться выражать в пении характер музыкального произведения. Дубы, дубочки, Пеку блиночки.
Блиночки горячи, Не хотят сидеть в печи.
Блиночки румяные, С маслицем, сметаною.
Русская народная потешка Мамина песенка Муз.
М.Парцхаладзе
Что-то Машеньки неслышно, Погулять, наверно, вышла Нет, сидит она на стуле И внушает кукле Юле Не пищи, послушной будь, Маме надо отдохнуть.
Г. Сапгир Игры Пляски Хороводы
Байновская кадриль Рассказать детям о необычном характере и построении танца. Отработать характерные движения рук, научить четко выполнять перестроения. Что с ногами, не пойму, Вправо, влево носятся. Не стоят они на месте, Так в кадриль и просятся
Русский фольклор Вальс Муз. П. Чайковского Венский вальс (фрагмент) Муз. И. Штрауса Менуэт Муз. В.А. Моцарта Плавно и красиво выполнять движения руками. Легко, непринужденно двигаться в темпе вальса. Рассказать о старинном французском танце. Рассмотреть с детьми картинку На балу. Разучивать танец, постепенно вводя новые элементы. Игра «Воротики» по методике К. Орфа) Играна развитие фантазии детей. й вариант. Выучить с детьми стихотворение (постепенно, на нескольких занятиях. Привлечь детей к показу голосом, руками, ногами, туловищем того, что происходит. Придумать вместе с детьми образы стихотворения. Показывать могут как все дети, таки несколько (остальные - зрители.

Тра-та-та-та, тра-та-та, Растворились ворота. А оттуда, из ворот, Вышел маленький народ. Один дядя вот такой, Другой дядя вот такой, Третий дядя вот такой, А четвертый вот такой. Одна тетя вот такая. А вторая вот такая, Третья тетя вот такая, А четвертая такая.
Д. Хармс й вариант. Под любую музыку дети (взявшись за руки) идут друг за другом. Первый ребенок может делать воротики из всего, что попадется ему на пути а) берется одной рукой за стульчик (низкие воротики); б) берется за занавеску вделает воротики с ребенком, идущим сзади, и т. д. Как только первый ребенок ведущий) сделает воротики, он становится в колонну последним, а ведущим оказывается другой ребенок. Он тоже делает из чего-нибудь воротики и т. д. Ай, люли, ай, люли, Наши руки мы сплели, Мы их подняли повыше, Получилась красота Получились непростые Золотые ворота
А. Прокофьев Считалки Шла купаться черепаха И кусала всех от страха
— Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь
Н. Пикулева Шла веселая собака,
Чики-брики-гав! Аза ней бежали гуси, Головы задрав. Аза ними поросенок,
Чики-брики-хрю!
Хочешь, я тебе считалку Эту подарю
Н. Пикулева Танцевальная фантазия Танцевальная импровизация детей под любую спокойную мелодию.
Март Виды и формы музыкальной деятельности Программное содержание Примечания
1   2   3

Музыкально-
ритмические движения Бег с остановками Венгерская народная мелодия Развивать у детей ритмическую четкость и ловкость движений, ощущение музыкальной фразы, дети отмечают ее окончание четким прыжком. Подготовительное упражнение стоя на месте, дети слушают музыкальную фразу, на ее окончание хлопают в ладоши. Дети должны сохранять интервал вовремя бега. Предложить нескольким детям сыграть момент прыжка на ударных инструментах. Вовремя бега руки должны быть свободны. Ручейки кругом и лужи Здесь пошире, там поуже. Прыгаю, смотрите, — раз В лужу хлоп. и весь рассказ.
Л. Миронова Ходьба змейкой Куранты Муз. В.Щербачева Обратить внимание ребят на легкий, вьющийся характер мелодии. Они ходят цепочкой, взявшись за руки, пружинящим шагом. Руки слегка приподняты, без напряжения в локтях. Варианты а) ходить пружинящим шагом врассыпную б) ходить пружинящим шагом по двое, трое, небольшими цепочками. Делай так, как я играю (по методике К.Орфа) Выполнение движений (ходьба, бег, кружение, поскоки) в соответствии со звучанием одного инструмента. Варианты а) инструменты играют по очереди, дети выполняют движения, договорившись заранее, под какой инструмент какое движение выполняется б) каждый ребенок выбирает себе ведущего с инструментом и двигается под звучание его инструмента. Ведущих несколько. Затем дети меняются ролями. Развитие чувства ритма, музицирование Игры "Гусеница, "Паровоз"
"Черная курица"
Чешская народная песня
Игра "Дирижер"
Прохлопать ритм по фразам, проиграть на музыкальных инструментах.
Пальчиковая гимнастика У тебя скажи, паук, Сколько ноги сколько рук Повторение ранее разученных игр. Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой. Поворачивая кисти рук, соединить большой палец правой руки с мизинцем левой, снова поворачивая кисти рук, соединить большой палец левой руки с мизинцем правой и т. д.

Отвечай-ка, паучок, Сколько руки сколько ног
— Когда лапы по дорожке Ходят — это мои ножки. Лапы вяжут паутинку, Будто руки ткут холстинку. Если я крадусь за мошкой, Мои лапы — это ножки. Если попадутся мухи, Лапы цапнут их, как руки Перевод с английского
И. Лопухиной Поочередно соединять одноименные пальцы рук. Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз и пошевелить ими. Соединить четыре пальца на каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести. Выполнить движение, имитирующее вязание. Запястье одной руки положить на запястье другой, широко раздвинуть пальцы и плавно пошевелить ими. Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить. Не отрывая основания ладоней, быстро прижать пальцы друг к другу, соединить кончики пальцев обеих рук — "коробочка. Слушание музыки Песнь жаворонка" (Март) Муз. П. Чайковского Обратить внимание детей на трехчастную форму, предложить им определить характер произведения. Рассмотреть с детьми картину И.
Левитана "Март. Прочитать детям стихотворение Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну прослышала она И ей невольно улыбнулась.
Ф. Тютчев Жаворонок" Муз. М. Глинки Предложить детям прослушать для сравнения пьесу "Жаворонок" М. Глинки. Помочь им найти различия в этих произведениях. Дать им понятие "трель, не акцентируя внимания на музыкальном термине. На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая Весна пришла к нам молодая Я здесь пою приход весны"
В. Жуковский Весело — грустно" Муз. Л. Бетховена Предложить детям (не объявляя названия) прослушать музыкальное произведение и высказать свои впечатления о нем. Сказать детям название пьесы. Помочь им придумать небольшой рассказ на тему "Два настроения" и изобразить эти настроения в движении. Попросить детей отобразить в рисунке свои впечатления о музыке.

Я рисую вечер, Темные дома, В окнах зажигаю Огоньки сама. Загорелся красный, Желтый, голубой. Я рисую дождик, Лужи подсосной. Мне совсем нетрудно Вечер рисовать. Только очень грустно Маму долго ждать.
Л. Герасимова Распевание, пение Солнечный зайчик" Муз. В. Голикова "Долговязый журавель" Русская народная песня "Дождик, лей на крылечко" Русская народная песня Продолжать знакомить детей с русским народным песенным творчеством. Отметить шуточный, озорной характер песни "Долговязый журавель", придумать вместе с детьми интересные движения и инсценировать песню. Учить детей различать в песне куплет и припев, выслушивать вступление и проигрыши между куплетами. Капли звонко капали. Все сосульки плакали Солнце светит ярко, Нам, сосулькам, жарко, С нас течет уже вода, Мы растаем навсегда. Ой, беда, беда, беда, Мы растаем навсегда.
З. Петрова Солнечные зайчики Прыг, прыг, скок. Прыгают, как мальчики, Прыг, прыг, скок, По двору, по улице Прыг, прыг, скок. По весенней лужице Прыг, прыг, скок.
В. Кудлачев
Игры Пляски Хороводы Танец с ложками Русская народная песня "Выйду на улицу" Использовать с детьми русские народные танцевальные движения и различные приемы игры на ложках. Дети выполняют движения слаженно, четко. Полька Муз. А. Спадавеккиа Дети должны различать двухчастную форму. Четко и легко выполнять боковой галоп. Сочетать движения с пением. Внимательно слушать музыкальные фразы, ритмично выполнять хлопки. Хоровод Русская народная песня "Как в лесу, лесу-лесочке" Дети должны согласовывать движения с текстом песни. Петь мелодично, выразительно, без напряжения. Выполнять перестроения сдержанно, неторопливо. Игра "Кто скорее Муз. Т. Ломовой Закреплять у детей умение согласовывать свои действия со строением музыкального произведения, вовремя включаться в игру. Улучшать качество поскока и стремительного бега. Четко заканчивать движение со звучанием музыкальной фразы. Большие и маленькие машины (по методике
К.Орфа) Играна развитие творчества и фантазии ребенка. Дети делятся на две группы (большие и маленькие машины. По сигналу ведущего едут "большие машины" (бибикают" низким голосом, на другой сигнал едут "маленькие машины" (бибикают" высоким голосом. "Большие машины" стоят там, где их остановил сигнал. Потом дети меняются ролями. Вариант (без голосового сопровождения у разных машин разный сигнал музыкальный инструмент) для движения если звучат два инструмента, едут все машины если какой-нибудь инструмент замолкает, одни машины останавливаются, другие продолжают двигаться под свое сопровождение и т. д. Считалки Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит Если веришь — стой и жди, Ане веришь — выходи
Н. Пикулева Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела.
Б . Берестов Танцевальная фантазия Танцевальная импровизация детей под любую спокойную мелодию.

Апрель Виды и формы музыкальной деятельности Программное содержание Примечания
Музыкально-
ритмические движения Ходьба различного характера Русская народная мелодия "Заплетися, плетень" Учить детей передавать плавный, спокойный характер музыки, реагировать на ускорение и замедление. Двигаться змейкой, придумывая свой узор. Варианты а) ходить по одному врассыпную б) ходить парами входить небольшими цепочками, выбирая в каждой новых ведущих. Упражнение для рук Дождик" Муз. Н. Любарского Развивать у детей воображение, выразительность движений кистей рук. Обратить внимание детей на постепенное усиление, а затем на затихание звучания, на ритм падающих капель. Варианты а) выполнять движение двумя руками б) выполнять поочередно левой и правой рукой г) выполнять в шеренгах, наблюдая за другими детьми. Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей Только нас не замочи Зря в окошко не стучи, Брызни в поле пуще — Станет травка гуще
Русская народная потешка Развитие чувства ритма, музицирование Ритмические карточки Игра Эхо Любая простая песенка Игра "Дирижер" Выложить ритмический рисунок, сыграть ритм на любом музыкальном инструменте. Сыграть то, что слышишь, с динамическими оттенками. Прохлопать ритмический рисунок петь и играть по фразам уметь петь и аккомпанировать себе на ударных инструментах. Пальчиковая гимнастика

Дее сороконожки Бежали по дорожке. Побежали, побежали И друг дружечку догнали Так друг дружечку Повторение ранее разученных игр. Все пальцы изображают движение ногу сороконожки. Пальцы правой руки бегут полевой руке, пальцы левой руки бегут по правой руке. Пальцы встречаются на груди. Сцепить пальцы в замок. Потянуть сцепленные пальцы в стороны.
обняли, Что едва мы их разняли.
И. Пинская Расцепить пальцы. Варианты а) "сороконожки" бегут от плеч к коленям, соединяются внизу б) "сороконожки" бегут от коленей, по животу, плечам, соединяются за шеей. Слушание музыки Подснежник" Апрель) Муз. П. Чайковского Предложить детям определить характер музыкального произведения. Рассмотреть иллюстрации, прочитать стихи о подснежнике. Хорошо, если хоть на одном занятии в вазочке будет букетик цветов. Обратить внимание на трехчастную форму пьесы, на стремительность й части. Придумать с детьми небольшой сюжет (например цветок проснулся и тянется к солнцу, попытаться изобразить его в движении. Предложить вниманию детей мультфильм "Цветочная фантазия. Это кто в саду под кленом Вылез в платьице зеленом Что за беленький цветок, Самый первый, самый смелый, Пробрался через ледок В прошлогодней травке прелой И один из всех цветов Вешний день встречать готов
Е. Трутнев Русские народные песни в исполнении оркестра русских народных инструментов аудиозапись) Обратить внимание детей на то, что музыка исполняется как вариация, в оркестре звучат знакомые музыкальные инструменты. Назвать те, которые дети услышали. Предложить детям сымитировать игруна инструментах. Игра в оркестр. Распевание, пение Во поле береза стояла" Русская народная песня "Всем нужны друзья" Муз. З.
Компанейца "Зеленые ботинки" Муз. С.
Гаврилова Частушки Учить детей выражать в пении характер музыкального произведения, петь протяжно, напевно, весело, задорно. Поговорить с детьми о таком виде русского песенного творчества, как частушки. Вспомнить, какие частушки дети пели, какие поют дома. Пред. дожить детям сочинить частушки про детский сад. Игры Пляски Хороводы Хоровод Вологодские кружева" Муз. В. Лаптева Дети должны правильно выполнять перестроения. Двигаться простым хороводным шагом друг за другом, парами, четверками, в кругу, змейкой, заворачивать маленькие кружки. Двигаться плавно, в соответствии с характером музыки.