Файл: 1. Философскоисторическая концепция Новалиса 4 "Золотой век" в творчестве Новалиса 9.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Новалис предполагал, что из обширного фрагмента "Ученики в Саисе" вырастет "подлинно символический роман природы". Учитель в этом фрагменте готов уступить свое место ребенку, но посылает его сначала странствовать. В стихотворении "К Тику" сам Новалис уподобляется странствующему ребенку. "В саду, в безлюдном запустеньи" ребенок находит "книгу, замкнутую златом". Книга сопоставляется с весной и с кристаллом неведомого мира. Для Новалиса книга всегда была событием, суверенным живым существом. "Книга - современная разновидность исторических фигур, при этом в высшей степени значительная. Быть может, они заняли место традиций", - писал Новалис. Фрагменты свидетельствуют о том, что их автор, ненасытный, неистовый читатель, не успевал фиксировать свои впечатления и мысли. Зачастую трудно определить, где кончается выписка и начинается собственная мысль. Сами авторы вряд ли подозревали, какой парадоксальной истиной обернется в глазах юного романтика непритязательная страница учебника или трезвого трактата. Даже аксиомы в прочтении Новалиса ошеломляют. Он потому собирался написать новую Библию, что в каждую книгу вчитывался как в Библию. "Если дух освящает, каждая подлинная книга - Библия. Но книга ради книги пишется слишком редко, а если дух подобен благородному металлу, книги в большинстве своем - эфраимиты. Конечно, каждая полезная книга нуждается в крепкой примеси. В чистом виде благородный металл не имеет хождения. Многие истинные книги удостоились той же судьбы, что золотые слитки в Ирландии. Долгие годы они служат гирями - и только". Во время Семилетней войны король Фридрих нуждался в деньгах. Известный финансист, банкир Эфраим, помог тогда пустить в обращение монеты с примесью меди, прозванные в народе "талерами Эфраима". Одним только словом "эфраимиты" с тонкой иронией заклеймил Новалис "полезные книги", в которых промышленная цивизация примешана к благородному металлу духа. Эта примесь - обманчивый "блеск чужого края", отвергнутый ребенком-странником. Однако Новалис никогда не отвергал цивилизацию и технику в принципе.

В "Диалогах" Новалиса один из собеседников откровенно любуется пространным каталогом, рекламирующим книжные новинки Лейпцигской ярмарки, радуется не только качеству, но и количеству изданных книг. Он уподобляет книгопечатание открытию новых золотых приисков, открытию, которое вызовет и уже вызвало революцию, более великую, чем открытие Америки. Для этого собеседника немыслим возврат "к неотесанной бедности наших отцов". "Книгоиздательство еще далеко не достигло у нас надлежащего размаха, - говорит он. - Если бы мне посчастливилось быть отцом, сколько ни родись у меня детей, мне все было бы мало; что мне десять-двенадцать детей - я хочу по крайней мере сотню... Книги - как уста. Я мечтаю
видеть перед собой целое собрание книг, посвященных всем наукам, всем искусствам - истинное порождение моего духа".

В творчестве Новалиса благородные металлы всегда возвещают глубокую тайну. Простонародные горняцкие поверья и алхимические символы приобретают проникновенную задушевность. В стихотворении "К Тику" книга замкнута златом, потому что в книге сокровище человеческого духа. Такое сокровище Новалис воспевает как тайну. Тайна для Новалиса - творческое начало. При этом Новалис нисколько не затронут "заразой мистического шарлатанства", о которой писал в своей автобиографиии Александр Блок. Традиции античных и средневековых мистиков Новалис переосмысливает в духе своеобразной диалектики. (Эта проблема требует специального исследования.) Мир для Новалиса таинствен, потому что мир познаваем: мир - кристалл, чья прозрачность необозрима и неисчерпаема. Тайна для Новалиса - это принципиальная соизмеримость мира и человека, наличие в мире вездесущего смысла, который нельзя освоить количественно, так что остается выразить его качественно, заново сотворить мир. В новалисовском варианте тайна исключает всякий иррационализм, который неизбежно впадает в теорию абсурда, в принципе отрицая смысл бытия. С другой стороны, новалисовская тайна несовместима и с рационалистическим благодушием близорукого просветительства, принявшего в девятнадцатом веке заведомо анекдотические формы.

Эти мысли нашли дальнейшее развитие и в романе «Генрих фон Офтердинген» («Heinrich von Ofterdingen»), над которым Новалис работал в 1799 г., но безвременная кончина не позволила завершить его. Роман по праву считается энциклопедией раннего этапа немецкого романтизма. Как и в повести «Ученики в Саисе», чередует Новалис поэзию и прозу, вплетает сказку в историю духовного становления юноши Генриха фон Офтердингена, служащую сюжетным стержнем всего повествования, состоящего как бы из отдельных новелл. В заглавие романа вынесено имя, видимо, реально жившего поэта-миннезингера XII—XIII вв. Но с историческим прототипом герой романа имеет мало общего. Более существенным является сближение с романом Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера». Роман Новалиса — это роман о художнике, и в выборе героя важен именно род его занятий, неясно осознаваемое тяготение к миру искусства. Существенным является и обращение к столь любимому Н. средневековью. Но исторические реалии не очень беспокоят романиста. Эпоха миннезингеров представлена как «золотой век», в котором царили согласие и красота, а миром правила Поэзия. Поэтому роман открывается посвящением Поэзии.



Отношения Новалиса с подлинным просветительством восемнадцатого века сложны и противоречивы. Фрагменты показывают, что молодой мыслитель намеревался вступить в полемику со своими предшественниками по вопросу об отношениях природы и культуры. В духовной жизни восемнадцатого века Новалис усматривает две тенденции: тенденцию к произвольному подавлению и тенденцию к столь же произвольному постулированию тех или иных начал. Гернгутеры подавляют свой разум, чувствительные подавляют свой рассудок, напротив, рассудительные подавляют свое сердце. В то же время желаемое принимается за действительное. "Это своего рода чародейство, - иронически замечает Новалис, - посредством которого мы заказываем себе мир по нашей прихоти для нашего удобства". Обе тенденции роднит их неорганичная произвольность. Новалис упрекает отвлеченных мыслителей в том, что они подавляют чувственный мир миром знаков или представлений, на своем примере доказывая тем самым общность обеих тенденций. Новалис видит в этом инертность, пассивную приверженность "к произвольному, самодельному и установленному". Однако для Новалиса неприемлема и позиция Руссо, Гельвеция, Локка, игнорирующих, по его мнению, мир представлений и знаков, то есть культуру, предпочитающих грубую чувственность, что ведет к той же инертности, к порабощению человека природой: "Книга, замкнутая златом" - это подлинное единство природы и культуры: наука звезд, уроки злаков. Заказывать себе мир значит отказывать себе в творчестве. Для Новалиса знак - это творческое освоение осмысленной тайны. Для Новалиса огромное значение приобретает Кант, которого поэт усиленно изучает, чтобы преодолеть влияние непревзойденного аналитика. Если кантовская вещь в себе совершенно непостижима, ее нельзя считать тайной в новалисовском смысле, так как для Новалиса лишь постижимое таинственно. Между тем Кант объявляет существом в себе, вещью в себе, не только объект, но и субъект познания, так что человек становится напостижимым (теоретически) для самого себя. Новалис отвечает на это по-своему: "Мы никогда не достигнем совершенного самопознания, но мы можем достигнуть и достигнем гораздо большего". Вещь в себе Новалис принимает за тайну, парадоксальным образом ограниченную лишь безграничностью творческих перспектив. Истинное познание обнаруживается в творчестве: "Мы постигаем нечто лишь постольку, поскольку мы можем выразить, то есть создать это нечто". Так "с Великих Таинств снят запрет". Оставаясь тайной для теоретического умозрения
, тайна превращается в творческий стимул для человеческой цельности. Хотя Новалис придавал таинствам преимущественно поэтический смысл, в своих фрагментах он ставит проблему гораздо шире; он отчасти предвидит значение, которое приобретут формулы в современной науке; в сущности, Новалиса уже занимает язык науки как особая проблема. Поэтически осваивая парадоксальную сложность реального мира, Новалис предчувствовал скорее интеллектуальную атмосферу современной науки, чем ее конкретные достижения; поэта волновала проблема ориентации в мире, который в то время еще только начинал открываться науке.

Таким образом, человечество находится между древним и новым «золотым веком». В далеком прошлом, в эпоху праотцов исчезнувшего первобытного народа все природное казалось человечным знакомым и близким. Природа и человек жили единым счастливым домом. Природа была другом, утешительницей, чародейкой. Нынешнее человечество - выродившиеся и одичавшие остатки исчезнувшего первобытного народа. Мышление - только сон чувства, отмершее чувство, бледная серая жизнь. Господство человека (науки) над природой недолговечно - нарушен природный строй вещей, в котором человек не господин, а часть природы. Дальнейшее развитие требует установления нового «золотого века».

3. "Третие царство" в рамках идеи о "золотом веке"



Новалис рассматривал искусство и поэзию как общественные силы, ис­полненные глубочайшего гуманизма, и энергично стремился защищать их от все возраставшего разделения труда и грубого коммерческого подхода. Его критика развивающегося капитализма отчетливо показывает изменив­шуюся ситуацию в Германии после Французской революции: она отражает проблемы вступающего в свои права буржуазного общества. Главная мечта и видение Новалиса — новый гармонический мир, исполненный гуманности, являющийся неким синтезом старины и новой реальности с ее буржуазными свободами. Обе эпохи — старая и новая — не могут, как полагает поэт, уничтожить друг друга с помощью силы. Программа Новалиса протестует как против «экспорта» Французской революции, так и против вооруженного наступления контрреволюции, она грезит о царстве, в котором главенствовали бы поэзия и искусство — безусловно, под знаком религиозно-мистических устремлений.

Проблематичность подобной программы Новалиса и других романтических поэтов не следует преуменьшать. Эти взгляды причинили достаточно вреда и до настоящего времени дают основания реакционной буржуазии использовать их для апологетической защиты своего господства. Реакционно-утопические взгляды Новалиса на историю всего яснее выражены в его статье «Христиан­ство, или Европа» (1799) — наиболее радикальном политическом манифесте романтизма. Наряду с критикой исторического развития начиная с XVI века здесь дается крайне идеализированное представление об эпохе средневековья. «Это были прекрасные, блестящие времена, когда Европа была единой христианской страной, когда христианское сообщество населяло эту преоб­разованную человеком часть света...»


Открытия в области естествознания и общественных наук Новалис считал причиной всех современных противоречий, ответственность за которые он возлагал на великое просветительское движение в Европе.

«Простой народ просвещали с подлинной страстью и воспитывали в нем пресловутый энтузиазм к образованию...» Следствием этого, по мнению Новалиса, стали разобщенность и социальная дисгармония. Напротив, орден иезу­итов поэт прославляет как «образец идеального общественного устройства». Работа Новалиса вызвала опасение и критику даже со стороны его друзей. Гёте, которому была чужда антипросветительская позиция поэта, выступил против публикации этой статьи в «Атенеуме». Она была напечатана в сокра­щенном виде лишь в 1826 году.

Тенденция «отменить» Просвещение, чтобы прийти таким образом к новому гармоническому веку, пронизывает и всю поэзию Новалиса. В 1800 году в «Атенеуме» были опубликованы его «Гимны к ночи», написанные ритмической прозой — существует также вторая их редакция в форме свободного стиха. В то время как античность и немецкий классицизм были устремлены к дню, к свету, к продуктивности, Новалис видит в символе ночи истинно «достойное человека время», мистерию, в которой смерть и жизнь взаимно обусловливают и взаимно уничтожают друга друга.

Все здесь оборачивается «таинственным путем внутрь», в сокровенное,— так Новалис постоянно определяет смысл своего искусства, которое пони­мается им как «истинная сфера деятельности человеческого духа». Человек у Новалиса — в центре всего космического мироздания; в человеке пересе­каются природа и дух, он — «дифференциал бесконечно великой и интеграл бесконечно малой природы», он есть «мера всех вещей». В подчеркнуто элегических тонах Новалис выражает свою тоску по гармонии, которую представляет в аспекте христианско-мистических идей о конце света: «Не­ужели утро неотвратимо? Неужели вечен гнет земного? В хлопотах зло­счастных исчезает небесный след ночи? Неужто никогда не загорится вечным пламенем тайный жертвенник любви? Свету положены пределы; в бессрочном, беспредельном царит ночь». Любовное отчаяние оборачивается здесь жаждой смерти, любовь и смерть сливаются в этом поэтическом восприятии, ставшем образцом и мерилом для всей последующей антиреалистической буржуазной литературы. Против гётевского «Вильгельма Мейстера» — «этой опоэтизиро­ванной бюргерской и семейной обыденности», как пишет Новалис,— направле­на концепция романа «Генрих фон Офтердингек» (1802).