Файл: Отчет по таможенной (производственной) практике на (в) Читинской таможне с 30 июня 2014 г по25 июля 2014 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОКТС таможен, ОКТС РТУ проводят постоянную контрольно – аналитическую работу, в ходе которой анализируется динамика таможенной стоимости товаров.

Также ОКТС таможен и ОКТС РТУ проводят постоянный анализ динамики таможенной стоимости товаров, для которых ФТС России установлено распределение полномочий по контролю таможенной стоимости товаров между таможенными органами в зависимости от цены за единицу товара, а ОД таможен анализируют сведения, содержащиеся в полученных в ходе проведения оперативных мероприятий документах, которые дают основание полагать недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров.

В результате проведенной контрольно – аналитической работы выявляются участники ВЭД, неоднократно заявлявшие недостоверные сведения о таможенной стоимости ввозимых или вывозимых товаров.

По выявленным участникам ВЭД ОКТС таможен, ОКТС РТУ и ОД запрашивают у соответствующих подразделений таможенных органов, проводивших таможенное оформление, документы, на основании которых принимались решения о правильности заявленной таможенной стоимости декларируемых товаров [6].

ЧАСТЬ 2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

2.1. Система управления рисками при контроле таможенной стоимости

При создании СУР в таможенной службе России были использованы методические и методологические разработки развитых зарубежных таможенных администраций. Однако было ясно, что невозможно брать за неоспоримый образец опыт зарубежных таможенных служб в создании СУР – они не в полной мере учитывают специфику российской таможенной службы и не могут быть просто скопированы для реализации у нас [4].

В результате в настоящее время применение форм таможенного контроля, в том числе таможенного досмотра, в соответствии с таможенным законодательством основано на системе управления рисками. ФТС России с целью организации таможенного контроля разрабатывает и направляет для применения в таможенные органы профили рисков, содержащие соответствующие указания о применении мер таможенного контроля.

Необходимо отметить, что институт СУР в таможенной службе России молод (существует с середины 2004 года), однако уже можно уверенно говорить о его важнейшем значении при организации таможенного контроля. Именно использование СУР позволяет находить компромисс между обеспечением эффективного контроля соблюдения таможенного законодательства, экономической защиты страны, и содействием развитию торговле. Практика применения СУР в России и других развитых таможенных администрациях мира показала, что в качестве информационной базы для выбора форм осуществления контроля в условиях ограниченности ресурсов может быть не только информация о товарных партиях.


Базовые положения системы заложены в Киотской Конвенции и подтверждены Рамочными стандартами безопасности мировой торговли ВТО. При использовании СУР эффективнее работает основной принцип таможенного контроля – принцип выборочности.

Экспериментальное использование этой системы началось в 2005 году, а с начала этого года в автоматическом режиме стала применяться на всех таможенных постах. В результате количество досмотров товарных партий удалось снизить с 80% до 18%, а их эффективность увеличить с 0,2% до 10%.

Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролирован, производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню*

Риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.

Потенциальный риск - это риск который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.

Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.

Товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.

Объекты анализа:

- товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации:

- транспортные средства, используемые в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров;

- сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документах;



- сведения, содержащиеся в договорах международной купли-продажи или других видах договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иных документов, выражающих содержание таких сделок;

- деятельность лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

- деятельность таможенных представителей, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

- результаты применения форм таможенного контроля;

- таможенные органы.

Область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.

Индикаторы риска - определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

Оценка риска - систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский, региональный и зональный [5].

Управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

Обеспечение достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, заявляемых участниками внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании, является одним из наиболее актуальных вопросов таможенного дела в России в современных условиях, поскольку рассматривается в качестве основного резерва повышения уровня собираемости таможенных платежей.


Особое значение приобретает организация контроля таможенной стоимости как средства обеспечения законности в действиях участника ВЭД при таможенном декларировании в части, касающейся заявления таможенной стоимости товаров.

Очевидно, что с учетом существующих объемов товарооборота, а также уровня изменения цен на мировом рынке таможенные органы в рамках установленных законодательством сроков для совершения таможенных операций не в состоянии проводить полноценную проверку таможенной стоимости в отношении каждой поставки товаров, поскольку данная контрольная процедура является достаточно длительной, сопряжена с объективными трудностями получения достоверной информации и требует зачастую применения специальных средств и методов. В связи с этим принятие решений должностными лицами таможенных органов в ходе контроля таможенной стоимости во многом предопределяется функционированием системы управления рисками.

Использование рисков в организации таможенного контроля является стандартом мировой практики, нормативно закрепленным в гл. 6 Киотской конвенции, и предполагает оптимальное распределение сил и средств таможенных органов, концентрацию внимания на наиболее важных и приоритетных направлениях работы (областях повышенного риска).

Правовая природа СУР основана на сборе и анализе информации об объектах таможенного контроля, выявлении характерных признаков возможных и выявленных правонарушений, а также последующей систематизации, группировке и формализации данных сведений с учетом комплекса мер, которые необходимо принять должностному лицу для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Применительно к контролю таможенной стоимости в России СУР используется для оценки достоверности заявляемой декларантами таможенной стоимости. В настоящее время в качестве основного индикатора риска заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости таможенными органами используется ценовой показатель товара, так называемый контрольный уровень (для определения области риска используются также и другие индикаторы: код товара, страна происхождения, товарный знак и др), который определяется экспертным способом на основе информации из базы данных таможенных деклараций, статистических данных, сведений, предоставляемых производителями, импортерами, таможенными службами иностранных государств, данных Интернета, официальных справочно – ценовых изданий и др. Отличие цены декларируемых товаров от информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов при сопоставимых условиях, свидетельствует о возможном занижении таможенной стоимости, неконкурентном формировании цены товаров либо ее зависимости от условий или каких – либо обязательств, влияние которых на цену не может быть количественно определено.


По данным ФТС России, профили рисков, разрабатываемые по направлению контроля таможенной стоимости, служат в качестве одного из действенных инструментов контроля достоверности заявления сведений о таможенной стоимости, о чем свидетельствует общее повышение индекса таможенной стоимости по группам товаров, включаемых в область риска [7].

В настоящее время в область риска включено более 50% от общего количества кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, приоритетных с точки зрения обложения таможенными платежами, что составляет 32% от общего физического объема ввоза всех товаров и 68% от общего стоимостного объема ввоза всех товаров.

В 2012 г. в результате применения общероссийских стоимостных профилей рисков дополнительно перечислено в федеральный бюджет 18,8 млрд руб.

Безусловно, указанные данные свидетельствуют об определенных достижениях таможенных органов в области контроля таможенной стоимости. Вместе с тем нельзя не отметить и негативных моментов.

Так, по мнению специалистов (должностных лиц таможенных органов, занимающихся разработкой проектов профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости), чтобы проанализировать цену на одну товарную позицию, нужно собрать целую экспертную группу, включающую представителей бизнеса, таможни, а также специалистов – оценщиков. К тому же стоимость товара как ценовая категория подвержена влиянию многочисленных факторов: сезонных колебаний, конъюнктуры мирового рынка, влиянию политических событий и др., что обусловливает необходимость непрерывной актуализации разрабатываемых профилей рисков для обеспечения адекватности контрольных действий.

Данный факт свидетельствует о том, что разрабатываемые ФТС России профили рисков далеко не в полной мере отражают сведения о реальных ценах на конкретные товары. Товарный знак, страна происхождения товара, особенности логистики или какой – либо иной элемент, включаемый в структуру таможенной стоимости, могут сильно влиять на стоимость ввозимых товаров. К тому же ТН ВЭД ТС не является, да и не должна быть настолько детализированной, чтобы учесть все многообразие ассортимента товаров.

Профиль риска содержит весьма усредненный ценовой уровень, который порождает ряд проблем при проведении таможенного контроля.

Во-первых, создаются возможности для недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости товаров. Заявление таможенной стоимости ниже реальной цены товара, но выше уровня, установленного профилем риска, позволяет недобросовестным участникам ВЭД беспрепятственно проходить процедуру таможенного контроля.