Файл: Отчет по таможенной (производственной) практике на (в) Читинской таможне с 30 июня 2014 г по25 июля 2014 г.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во-вторых, возникают серьезные препятствия (прямые административные барьеры) для участников ВЭД при таможенном декларировании товаров, цены которых ниже профиля риска. Так, преследуя фискальные цели, таможенные органы зачастую возлагают дополнительные обязанности на декларантов в части уплаты таможенных платежей, представления дополнительных документов, доказывания достоверности заявляемых сведений. Все это, безусловно, приводит к возникновению огромного количества судебных споров, ставящих под сомнение законность решений, принимаемых должностными лицами таможенных органов в ходе контроля таможенной стоимости [8].
Анализируя судебную практику в целом, следует отметить, что в 2012 г. по исковым заявлениям, предъявленным к таможенным органам, арбитражными судами различных инстанций рассмотрено 7643 дела, связанные с обжалованием решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости, на сумму 5,734 млрд руб. Данная категория споров является наиболее распространенной для таможенных органов и составляет более половины от общего числа исков, предъявленных к таможенным органам. При этом в 96% случаев (7373 дела на сумму 5,637 млрд руб.) требования заявителей о признании незаконными решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости были удовлетворены. Тот факт, что состояние судебной практики традиционно рассматривается в качестве одного из основных индикаторов законности, свидетельствует о серьезных проблемах правоприменительной деятельности таможенных органов.
При вынесении решений об удовлетворении требований заявителей суды приходят к выводам, что обоснование таможенных органов невозможности принятия заявленной декларантом таможенной стоимости и вынесение последующего решения о корректировке таможенной стоимости не соответствуют положениям действующего законодательства, нарушают права участников ВЭД в сфере предпринимательской деятельности и незаконно возлагают на них дополнительные обязанности по уплате таможенных платежей, поскольку декларанты изначально представляют необходимый пакет документов, достаточный для определения и подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Во многих случаях аргументация таможенных органов при отказе в использовании цены сделки купли – продажи товаров в качестве основы для определения таможенной стоимости базируется исключительно на выявленных рисках недостоверного декларирования.
При этом в большинстве случаев при последующей корректировке таможенной стоимости таможенный орган не называет каких-либо конкретных условий сделки, повлиявших на ее цену, а также не приводит доказательств недействительности документов и недостоверности заявленных при таможенном декларировании сведений, что часто приводит к проигрышу таможенных органов в суде.
Положения ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливают право таможенных органов осуществлять проверку достоверности заявленных сведений после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Данное право позволяет таможенному органу подтвердить или опровергнуть свои предположения, в дальнейшем произвести корректировку таможенной стоимости товаров и направить (при наличии соответствующих правовых оснований) требование об уплате таможенных платежей. Поэтому, претендуя на применение иного метода, должностное лицо таможенного органа должно не просто сомневаться в достоверности заявленных сведений, а документально, с учетом норм таможенного законодательства, подтвердить несоответствие предложенной декларантом контрактной цены спорных товаров действительной (рыночной) стоимости данных товаров [1].
Необходимо отметить, что нередко предметом обжалования со стороны участников ВЭД становятся решения должностных лиц таможенных органов о проведении дополнительной проверки, принимаемые в соответствии со ст. 69 ТК ТС, и судьи удовлетворяют требования заявителей.
Вместе с тем в рекомендациях Всемирной таможенной организации по контролю таможенной стоимости отмечается, что различие между декларируемой таможенной стоимостью и ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, не является надежным индикатором возможных рисков занижения таможенной стоимости и основанием для сомнения в достоверности и точности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости, а уже тем более не может служить в качестве аргумента для корректировки таможенной стоимости.
Правоприменительная практика показывает, что зачастую реализация должностными лицами таможенных органов мер по минимизации рисков (запрос дополнительных документов, таможенный досмотр и др.) оказывается нерезультативной, но в то же время увеличивает сроки выпуска товаров, а также обременяет участника ВЭД дополнительными расходами.
Безусловно, существующие объемы внешнеторгового оборота не позволяют отказаться от использования принципа выборочности при таможенном контроле. В то же время на основе проведенного анализа можно сделать вывод о необходимости совершенствования СУР. Профили рисков, разрабатываемые таможенными органами по направлению контроля таможенной стоимости, не могут ограничиваться только ценовыми характеристиками, а должны включать сведения об отправителях, получателях, маршрутах перемещения товаров, историю участников ВЭД и другие характеристики, позволяющие идентифицировать возможные правонарушения в общем товаротранспортном потоке. Данный подход позволит повысить эффективность контрольных мер при проверке таможенной стоимости и избавит большинство законопослушных участников ВЭД от излишних бюрократических процедур и административных барьеров.
В Читинской таможне, в отделе контроля таможенной стоимости, на сегодняшний день унифицированы значения индикаторов риска по направлению контроля таможенной стоимости, в отношении 5600 подсубпозиций ТН ВЭД ТС, унифицированы индикаторы риска заявления недостоверных сведений о стране происхождения отдельных товаров и уклонения от уплаты антидемпинговой пошлины, недостоверной классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС, утвержден ряд решений, направленных на унификацию типовых критериев отнесения товаров и операций к группам риска, типовых исключений из области риска, мер по минимизации риска [10].
Основными документами, регламентирующими в настоящее время применение СУР являются Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (от 27.11.2010 № 311-ФЗ) и приказ ФТС России «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками» от 25.04.2014 № 778.
Организована аналитическая деятельность, по используемым источникам информации, на основании которых производится оценка риска для выбора объектов таможенного контроля, а также используемым программным средствам при реализации СУР.
По данным статистики, за 2013 год в Читинской таможне, было зарегистрировано 1,476 деклараций, доля деклараций с применением мер по минимизации рисков составила 23,8%.
По итогам 2013 года применение профилей риска в Читинской таможне распределилось между различными таможенными операциями следующим образом: при прибытии товаров выявлен риск по 108 партиям (3,8% общего количества партий), таможенном транзите – 25 (0,5 %), декларировании – 100 (23,8 %), при контроле таможенной стоимости –30 (1,7%), выпуске до подачи ДТ – 210 (4,1%).
По итогам применения СУР при контроле таможенной стоимости в 2013 году было применено профилей рисков по контролю таможенной стоимости:
— общероссийских:36;
— региональных: 8;
— зональных: 9;
— целевых: 12.
Проведено 198 корректировок таможенной стоимости.
Под стоимостные профили рисков подпали 13% деклараций на товары (58 шт.).
Довзыскано таможенных платежей 97 тыс.рублей.
Итак, при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками, целями применения которой являются обеспечение мер по защите национальной (государственной) безопасности, выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства, а также ускорение проведения таможенных операций и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов.
Краткое содержание выполняемых мною работ при прохождении производственной практики:
30.06.2014 – мною был прослушан вводный инструктаж по вопросам охраны труда и пожарной безопасности;
01.07.2014 – изучала положения об отделе, должностные регламенты государственных служащих отдела контроля таможенной стоимости;
02.07. – 10.07.2014 – составляла описи дел, подшивала документы в дело;
10.07. – 17.07.2014 – группировала исполненные документы в дела в соответствии с номенклатурой дел;
17.07. – 22.07.2014 – собирала материал для написания отчета по практике;
22.07. – 27.07.2014 – систематизировала собранный материал по практике, написание отчета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таможенные органы проводят аналитическую работу и выявляют определенные критерии (индикаторы риска) для определения случаев, когда необходимо ужесточение таможенного контроля путем проведения досмотра, дополнительной проверки документов. Однако на практике они зачастую используют слишком упрощенные индикаторы риска. Это, в свою очередь, приводит к тому, что снижается экономическая эффективность от использования СУР.
Однако недостаток указанного подхода к таможенной оценке заключается в том, что в целях уклонения от уплаты полной суммы таможенных платежей импортеры могут умышленно искажать сведения о цене сделки путем ее занижения. При этом отрицательный эффект от подобного рода действий заключается не только в том, что определение таможенной стоимости на основе сфальсифицированной цены сделки наносит удар по федеральному бюджету. Умышленное искажение сведений о цене сделки также препятствует выполнению защитной и регулирующей функций таможенного тарифа и нарушает конкурентное равновесие на рынке.
Для целей эффективного таможенного контроля необходимо, с одной стороны, максимально возможное расширение источников поступления достоверной информации, с другой стороны – обеспечение автоматизированного анализа всей поступающей информации. Как видно, эффективность таможенного контроля напрямую зависит от успеха автоматизации основных компонентов СУР.
Необходима разработка модели прогнозирования рисков и недостоверного декларирования с оценкой воздействия принимаемых мер регулирования ВЭД, разработка программных средств, обеспечивающих функционирование эконометрической торговой модели, затем внедрение программных средств, обеспечивающих функционирование эконометрической торговой модели.
Разработка и внедрение программного средства анализа информации, содержащейся в базах данных ФТС России, позволит выявлять скрытые закономерности и взаимосвязи индикаторов риска при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Необходимо разработать методики комплексной оценки индикаторов риска на основе представленных документов и предварительной информации с целью определения степени риска при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и модели информационного взаимодействия с международными транспортно-экспедиционными и инспекционными организациями, обладающими информацией о товарах, транспортных средствах и лицах, перемещающих их через таможенную границу Российской Федерации, постепенно внедрить программное обеспечение комплексной оценки индикаторов риска, разработать программные средства, обеспечивающие информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
Внедрение программного средства анализа и выявления информации о лицах, перемещающих товары, позволит быстро и с большой долей вероятности определять организации имеющие признаки фирм - однодневок.
Индикаторы риска позволяют таможенным органам в автоматическом режиме с максимальной экономией времени распознать факт нарушения таможенного законодательства, путем анализа полученной информации. Благодаря индикаторам риска, таможенные органы акцентируют свое внимание на основных моментах несоответствия ценовой информации.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17 (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года)).
2. Федеральный закон « О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311 –ФЗ.
3. Положение об отделе контроля таможенной стоимости Читинской таможни.
4. Приказ ФТС России от 26.09.2010 № 1069 «Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».
5. Письмо ФТС России от 02.04.2010 № 05-39/12151 «О профилях рисков».
6. Приказ ФТС России от 03.12.2010 № 358 «Об особенностях действий должностных лиц отделов контроля таможенного оформления, отделов организации таможенного оформления и таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками».