ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нег было получено предприятием, активы – как предприятие использовано полученные средства, во что оно их вложило.
Бухгалтерский баланс можно классифицировать таким образом:
1. По объему и форме: сальдовые (статистические); оборотные (динамические), из последних выделяют оборотные ведомости и балансы.
2. По содержанию:
- имущественные;
- результативные;
- характеризующие движение денежных потоков.
3. По источникам составления: по учетным данным; инвентарные. 4. По времени и цели составления:
вступительные (организационные);
операционные (периодические, годовые); соединительные;
разделительные; санируемые;
ликвидационные.
5. По ширине охвата: простые (индивидуальные); сводные; консолидированные.
Хозяйственные операции вызывают различные изменения в балансе. 1-й тип хозяйственных операций вызывает изменения только в активе баланса – одна статья увеличивается, а другая уменьшается на сумму операции. Итог баланса не меняется.
Например, материалы отпущены в производство, выпущена готовая продукция, деньги с расчетного счета получены в кассу.
2-й тип хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса. Например, из зарплаты удержан налог на доходы физических лиц, начислены премии за счет фонда потребления. 3-й тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статей. Итог баланса увеличивается. Например, начислена амортизация, зарплата, страховые взносы, получен кредит, аванс. 4-й тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения его статей. Итог баланса уменьшается. Например, выдана зарплата, погашена кредиторская задолженность.
Раздел
Внеоборотные активы
Оборотные активы
Капитал и резервы
Долгосрочные обязательства
Актив
Группа статей Статьи Нематериальные активы Патенты, лицензии, товарные знаки. Результаты исследований и
разработок
Основные средства Земельные участки, здания, машины, оборудование, Доходные вложения в незавершенное строительство.
материальные ценности
Финансовые вложения Инвестиции в дочерние и зависимые общества. (долгосрочные)
Запасы Сырье, материалы, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция, товары, расходы будущих периодов.
НДС по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность Покупатели и заказчики, задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, авансы выданные.
Финансовые вложения Займы другим предприятиям, ценные бумаги. (краткосрочные)
Денежные средства и Расчетный счет, валютный счет, касса, прочие. денежные эквиваленты
Пассив Уставный капитал
Добавочный капитал Переоценка внеоборотных активов
Резервный капитал Резервы, образованные в соответствии с законодательством или учредительными документами
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Заемные средства Кредиты банков на срок > 12 месяцев Прочие займы на срок > 12 месяцев
Краткосрочные обязательства
Заемные средства
Кредиторская задолженность
Доходы будущих периодов Оценочные обязательства
Кредиты банков на срок < 12 месяцев Прочие займы на срок < 12 месяцев
Поставщики и подрядчики. Задолженность по оплате труда, задолженность перед бюджетом, авансы полученные.
Итоги актива и пассива баланса равны между собой. Это вытекает из принципа построения баланса: в активе и пассиве отражаются одни и те же хозяйственные средства и их источники, но рассмотренные с двух сторон (по составу – в активе, по источникам – в пассиве)
Итог баланса носит название валютабаланса.
Отчет о финансовых результатах характеризует финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период и содержит следующие основные показатели:
1. Выручка (от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом НДС, акцизов, т.е. нетто-выручка).
2. Себестоимость продаж (проданных товаров, продукции, работ и услуг). 3. Валовая прибыль (1 – 2).
4. Коммерческие расходы. 5. Управленческие расходы.
6. Прибыль/убыток от продаж (3 – 4 – 5).
7. Доходы от участия в других организациях. 8. Проценты к получению.
9. Проценты к уплате. 10. Прочие доходы.
11. Прочие расходы.
12. Прибыль/убыток до налогообложения (6 + 7 + 8 – 9 + 10 – 11). 13. Текущий налог на прибыль.
14. Чистая прибыль/ убыток (12 – 13).
4. Формы бухгалтерского учета
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства несет руководитель. В зависимости от объема учетной работы руководитель может:
1) учредить бухгалтерскую службу, как отдельное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
2) ввести в штат должность бухгалтера;
3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
4) вести бухгалтерский учет лично (только для малых и средних предприятий). Основные функции, выполняемые бухгалтерией:
учет материально-технических ценностей (основных средств, материалов); учет расчетов по оплате труда;
учет затрат на производство;
учет финансовой деятельности (реализации продукции, прибыли, фондов и резервов);
учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетном счете, расчетов с поставщиками, прочими кредиторами, расчетов с бюджетом и т.п.);
составление бухгалтерской отчетности.
Под формой бухучета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них.
Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.
Выбор формы бухгалтерского учета зависит от различных условий, в том числе от масштабов деятельности предприятия и от степени автоматизации учетного процесса, и должен быть закреплен в приказе по учетной политике предприятия.
Различают следующие формы бухгалтерского учета: «журнал-главная»;
мемориально-ордерную; журнально-ордерную; упрощенную;
автоматизированную.
Наиболее простой формой является «журнал-главная», так как любая операция по первичному документу (или группа однородных операций) записывается в книгу «Журнал-главная», в которой совмещается регистрационный журнал хозяйственных операций (хронологическая запись) и синтетические счета (систематическая запись). Книга «Журнал-главная» выглядит следующим образом (таблица 1.1).
Таблица 1.1 Книга «Журнал-главная»
В эту книгу сначала записываются остатки по счетам на начало отчетного периода, затем – все операции
Бухгалтерский баланс можно классифицировать таким образом:
1. По объему и форме: сальдовые (статистические); оборотные (динамические), из последних выделяют оборотные ведомости и балансы.
2. По содержанию:
- имущественные;
- результативные;
- характеризующие движение денежных потоков.
3. По источникам составления: по учетным данным; инвентарные. 4. По времени и цели составления:
вступительные (организационные);
операционные (периодические, годовые); соединительные;
разделительные; санируемые;
ликвидационные.
5. По ширине охвата: простые (индивидуальные); сводные; консолидированные.
Хозяйственные операции вызывают различные изменения в балансе. 1-й тип хозяйственных операций вызывает изменения только в активе баланса – одна статья увеличивается, а другая уменьшается на сумму операции. Итог баланса не меняется.
Например, материалы отпущены в производство, выпущена готовая продукция, деньги с расчетного счета получены в кассу.
2-й тип хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса. Например, из зарплаты удержан налог на доходы физических лиц, начислены премии за счет фонда потребления. 3-й тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статей. Итог баланса увеличивается. Например, начислена амортизация, зарплата, страховые взносы, получен кредит, аванс. 4-й тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения его статей. Итог баланса уменьшается. Например, выдана зарплата, погашена кредиторская задолженность.
Раздел
Внеоборотные активы
Оборотные активы
Капитал и резервы
Долгосрочные обязательства
Актив
Группа статей Статьи Нематериальные активы Патенты, лицензии, товарные знаки. Результаты исследований и
разработок
Основные средства Земельные участки, здания, машины, оборудование, Доходные вложения в незавершенное строительство.
материальные ценности
Финансовые вложения Инвестиции в дочерние и зависимые общества. (долгосрочные)
Запасы Сырье, материалы, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция, товары, расходы будущих периодов.
НДС по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность Покупатели и заказчики, задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, авансы выданные.
Финансовые вложения Займы другим предприятиям, ценные бумаги. (краткосрочные)
Денежные средства и Расчетный счет, валютный счет, касса, прочие. денежные эквиваленты
Пассив Уставный капитал
Добавочный капитал Переоценка внеоборотных активов
Резервный капитал Резервы, образованные в соответствии с законодательством или учредительными документами
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Заемные средства Кредиты банков на срок > 12 месяцев Прочие займы на срок > 12 месяцев
Краткосрочные обязательства
Заемные средства
Кредиторская задолженность
Доходы будущих периодов Оценочные обязательства
Кредиты банков на срок < 12 месяцев Прочие займы на срок < 12 месяцев
Поставщики и подрядчики. Задолженность по оплате труда, задолженность перед бюджетом, авансы полученные.
Итоги актива и пассива баланса равны между собой. Это вытекает из принципа построения баланса: в активе и пассиве отражаются одни и те же хозяйственные средства и их источники, но рассмотренные с двух сторон (по составу – в активе, по источникам – в пассиве)
Итог баланса носит название валютабаланса.
Отчет о финансовых результатах характеризует финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период и содержит следующие основные показатели:
1. Выручка (от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом НДС, акцизов, т.е. нетто-выручка).
2. Себестоимость продаж (проданных товаров, продукции, работ и услуг). 3. Валовая прибыль (1 – 2).
4. Коммерческие расходы. 5. Управленческие расходы.
6. Прибыль/убыток от продаж (3 – 4 – 5).
7. Доходы от участия в других организациях. 8. Проценты к получению.
9. Проценты к уплате. 10. Прочие доходы.
11. Прочие расходы.
12. Прибыль/убыток до налогообложения (6 + 7 + 8 – 9 + 10 – 11). 13. Текущий налог на прибыль.
14. Чистая прибыль/ убыток (12 – 13).
4. Формы бухгалтерского учета
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства несет руководитель. В зависимости от объема учетной работы руководитель может:
1) учредить бухгалтерскую службу, как отдельное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
2) ввести в штат должность бухгалтера;
3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
4) вести бухгалтерский учет лично (только для малых и средних предприятий). Основные функции, выполняемые бухгалтерией:
учет материально-технических ценностей (основных средств, материалов); учет расчетов по оплате труда;
учет затрат на производство;
учет финансовой деятельности (реализации продукции, прибыли, фондов и резервов);
учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетном счете, расчетов с поставщиками, прочими кредиторами, расчетов с бюджетом и т.п.);
составление бухгалтерской отчетности.
Под формой бухучета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них.
Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.
Выбор формы бухгалтерского учета зависит от различных условий, в том числе от масштабов деятельности предприятия и от степени автоматизации учетного процесса, и должен быть закреплен в приказе по учетной политике предприятия.
Различают следующие формы бухгалтерского учета: «журнал-главная»;
мемориально-ордерную; журнально-ордерную; упрощенную;
автоматизированную.
Наиболее простой формой является «журнал-главная», так как любая операция по первичному документу (или группа однородных операций) записывается в книгу «Журнал-главная», в которой совмещается регистрационный журнал хозяйственных операций (хронологическая запись) и синтетические счета (систематическая запись). Книга «Журнал-главная» выглядит следующим образом (таблица 1.1).
Таблица 1.1 Книга «Журнал-главная»
В эту книгу сначала записываются остатки по счетам на начало отчетного периода, затем – все операции