Файл: Дмитрий Гриц Адвокат бизнеса 20 юридических консультаций понятным языком Москва ! # Isbn 9785961426762 Дмитрий Гриц, 2019 ооо Альпина Паблишер, 2019.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дмитрий Гриц
Адвокат бизнеса
20 юридических консультаций понятным языком
Москва
!"#
ISBN 978-5-9614-2676-2
© Дмитрий Гриц, 2019
© ООО «Альпина Паблишер», 2019
УДК 347.72
ББК 67.404.91
Г75
ГрицД.
Г75
Адвокат бизнеса: 20 юридических консультаций понятным языком2/ Дмитрий Гриц.2— М.2: Альпина Паблишер, 2019.2— 3202c.
ISBN 978-5-9614-2676-2
Основные задачи предпринимателя в2России, особенно на2старте,2— это выжить, найти клиентов, удержать и2 развить свой бизнес.
Юридические аспекты при2 этом обычно уходят на2 второй план, во2многом потому, что2кажутся слишком сложными и2непонят- ными. Однако базовая юридическая грамотность нужна всем, так как2именно из-за2правовых ошибок можно потерять много денег, а2то2и2весь бизнес.
Дмитрий Гриц, адвокат, управляющий партнер Юридической фирмы «Гриц и2партнеры», рассказывает о2юридических нюансах простым и2понятным языком и2дает предельно конкретные и2при- кладные советы. Автор поговорил с2ведущими предпринимателями
России. Среди них2— представители творческой элиты, собствен- ники кафе и2магазинов, люди из2цифровой отрасли и2офлайнового бизнеса. Этих людей подставляли с2договорами, отжимали бизнес, давили проверками, у2них воровали, от2них увольнялись, подавали на2них в2суд. Дмитрий Гриц разбирает самые болезненные ситуа- ции на2кейсах из2российского бизнеса и2рассказывает, как2их2можно избежать, ну а2если все2же неприятности случились2— как2эффек- тивнее их2преодолеть.
УДК 347.72
ББК 67.404.91
Все права защищены. Никакая часть этой книги
неможет быть воспроизведена вкакойбы тонибыло
форме икакимибы тонибыло средствами, включая
размещение в сети интернет и в корпоративных
сетях, атакже запись впамять ЭВМ длячастного
илипубличного использования, безписьменного разре-
шения владельца авторских прав. Повопросу органи-
зации доступа кэлектронной библиотеке издатель-
ства обращайтесь поадресу mylib@alpina.ru
20 юридических консультаций
ɰҔ
Бизнес с%партнером: какой документ подписать
Ҏҍ
Как%законно оформить сотрудника с%учетом задач бизнеса
Ґҍ
Как%безопасно увольнять
ґҔ
Интеллектуальная собственность
ɦҏ
Как%составить договор
ғɰ
Что%написать в%договоре для%роста%продаж
ɰҔґ
Что%проверять в%чужом договоре
ɰҍґ
Арендатору: что%проверить в%договоре аренды
ɰҐҍ
Отстоять условия в%договоре
ɰґґ
Как%добиться выполнения договора
ɰҒҒ
Медиация: если%нужен результат, а%не%посудиться
ҍҔҔ
Если потребитель возвращает покупку или%отказывается от%услуги
ҍɰґ
Если ваша услуга навредила клиенту
ҍҎҔ
Если пришла проверка
ҍґҔ
Интернет- проекты
ҍґҒ
Как%различаться на%рынке и%защитить свой бренд
ҍҒҔ
Как%юридически защитить франшизу
ҍҒҒ
Опционы: мотивация управленцев
ҍғґ
Юридическая модель бизнеса: вопросы%и%примеры
ҎҔґ
Как%выбрать юриста
5
Длякого иочемкнига
Длякого иочемкнига
Перед вами книга с2советами адвоката для2предпринимателей и2управленцев бизнеса.
Обычно люди думают, что2адвокат2— это тот, кто2сидит рядом во2время допроса и2говорит: «Мой клиент не2будет это коммен- тировать». Или2это тот, кто2в2суде красиво защищает человека перед присяжными. Такое бывает, но2это лишь частности. Адво- кат2— это тот, кто2ответственно и2квалифицированно помогает решить правовые вопросы: от2договора до2допроса в2полиции.
Юридической помощью я2занимаюсь последние двенадцать лет. Среди моих доверителей много предпринимателей2— они чаще всех решают правовые вопросы, и2именно у2них цена ошибки выше всего. Плюс в2нашей стране закон бывает не2на2их2стороне, например в2спорах с2проверяющими органами.
За2время практики я2собрал частые вопросы от2предприни- мателей. Некоторые из них:
z где в2договоре подрядчика могут быть ловушки; зачем состав- лять свой договор с2клиентом, если можно взять его вариант;
z как2уволить сотрудника, чтобы он не2смог восстановиться после увольнения; какие правовые риски при2каждом вари- анте увольнения;
z можно2ли не2допустить прихода в2офис полиции и налогови- ков; что2делать, если они пришли;
z что2делать, если твой логотип или2продукт украли или2ско- пировали; когда нужно регистрировать право на2товарный знак, а2когда это пустая трата денег.
6
Адвокат бизнеса
В2книге я2даю ответы на те вопросы, которые предприниматели задают мне чаще всего. Вместе с тем я не2хочу делать предпри- нимателей юристами. Я2понимаю, что2у2владельцев бизнеса свои задачи и2быть экспертом в2правовых делах им необязательно.
Поэтому книга не2сделает вас квалифицированным юристом.
Зато она покажет логику юридических инструментов, чтобы вы понимали, откуда может прий ти беда.
Полагаю, вас не2очень волнуют юридические инструменты в2отрыве от2жизни. Поэтому я2не2буду комментировать Граж- данский кодекс и2перечислять в2столбик, что2предпринимателям можно и2нельзя. Я2считаю, что2юристы должны решать проблемы, а не2создавать новые. В2книге я2покажу работу юриста с2разных сторон, чтобы вы смогли отличить одно от2другого.
Приведу пример. Если на2юристе зависло согласование важ- ного контракта2— это не2решение проблемы, а2ее создание, мне такое не2нравится. А2если юрист составил грамотный трудо- вой договор, по2которому сотрудник не2сможет безнаказанно забрать при2увольнении клиентскую базу,2— это решение про- блемы. Я2больше за2второе, чем2за2первое.
Многие юристы со2 мной здесь не2 согласятся. Но2 книга не2для2профессионалов права, а2для2тех, кто2делает в2России биз- нес. Вы2— мои герои, и2я2хочу вам помочь.
Как устроена книга.
Здесь есть практика и2немного матчасти для2ее более глубокого понимания. В2практике2— то, что2приго- дится в2работе: список вопросов к2партнерам по2бизнесу, чек-лист при2проведении проверки в2офисе, формулировки для2договоров.
Для2книги взял интервью у243 предпринимателей, руководи- телей и2деятелей, которые сталкивались с2юридическими пробле- мами. Среди них кинорежиссер, собст венники кафе и2магазинов, люди из2цифровой отрасли и2офлайнового бизнеса. Их2подстав- ляли с2договорами, отжимали бизнес, давили проверками, у2них воровали, увольнялись, подавали на2них в2суд. Я2постараюсь разо- брать самые болезненные ситуации и2показать, как2их2не2допу- стить, а2если они случились2— как2выплыть.
7
Длякого иочемкнига
Важный момент: в2книге я2максимально убрал ссылки на2ста- тьи и2 законы и2 не2 цитирую их. Это не2 случайно. Дело в2 том, что2обычно книги юристов наполовину состоят из2статей из2рос- сийских кодексов2— а2там2сложный для2восприятия текст. Я2же взял конкретные статьи, выделил оттуда основной смысл и2написал понятным языком. Такая подача может не2учиты- вать каких-то2исключений в2очень редких моментах, но2мне было важно, чтобы предприниматели поняли суть явления. Эта книга не2самоучитель по2праву, она создана для2базового пони- мания юридических тонкостей бизнеса.
К2тому2же закон2— штука переменчивая. Сегодня правила одни, через год уже другие. И2у2человека, который знает закон в2какой-то2старой редакции, может быть ложное ощущение соб- ственной правоты. Это опасное чувство. Актуальность использу- емых законов нужно перепроверять.
В2книге я2не2использую заумные термины, только инстру- менты и2слова из2области бизнеса. Я2убежден, что2право должно помогать бизнесу, а2не2усложнять его работу. Там, где всё2же допускаю юридические термины, я2это делаю для2того, чтобы вы могли предметно общаться со2своими юристами при2поста- новке задач.
Как читать.
Книга2— сборник ответов на2вопросы, они делятся по2 главам. Это самые актуальные темы, которые возникают у2бизнеса. Поэтому читать можно подряд или2выбирать в2оглав- лении вопрос, который волнует прямо сейчас.
Большинство книг с2 юридическими советами строятся по2содержанию законов и2кодексов, но2в2этой книге последова- тельно рассмотрены разные этапы становления бизнеса: от2созда- ния компании с2партнером и2найма первой команды до2развития франшизы и2мотивации топ-менеджмента опционами. На2всех этих этапах есть свои юридические действия, которые обяза- тельно сделать бизнесу, чтобы защититься. Об2этом и2говорим.
Полезные для2вас юридические советы выделены цветом.
Их2в2книге 170.
8
Адвокат бизнеса
Адвокатская тайна.
Возможно, кто-то2ждет в2книге изумитель- ные истории клиентов адвоката, но2их2не2будет. Вместо них2— интервью с2предпринимателями, которые я2взял специально для2книги. Они делятся опытом, советами и2отношением к2юри- дическим ситуациям.
Да2и2у2меня нет клиентов. Всех людей, компании и2даже госу- дарства, которые ко2мне обращались, я2называю доверителями.
Это помогает не2забывать, что2мне доверяют тайны и2я2дол- жен их2беречь. У2меня накопилось много интересных историй, но2я2не2рассказываю их, потому что2они охраняются адвокатской тайной. А2адвокатская тайна для2меня2— это святое.
Как2бы странно это ни2выглядело иногда, Россия всё-таки правовое государство. Это может быть не2так очевидно, если листать ленту соцсетей и2читать о2 каком-нибудь беспределе.
И2тем2не2менее с2помощью правовых инструментов у2нас можно сделать очень многое, в2том числе и2хорошо себя обезопасить.
Как2адвокат я2испытываю это на2себе каждый день.
Автор
. Меня зовут Дмитрий Гриц, я2 практикующий адвокат и2владелец юридической фирмы: мы с2командой помогали ком- паниям из2разных сфер. Все советы в2книге основаны на2моем опыте. Вот несколько моих доверителей. Некоторые из этих ком- паний любезно согласились поделиться своим опытом на стра- ницах этой книги.
Рестораны:
сеть семейных кафе «АндерСон», «Додо Пицца»,
TORRO GRILL & WINE BAR, LavkaLavka, Food Band.
Развлечения:
горнолыжный комплекс «КАНТ», «Мир Квестов», event- агентство «Мандариновая лиса», Team Systems.
Маркетинг иконтент:
рекламное агентство «Топ Траффик», сценарное объединение «Сентябрь», креативное агентство и2продакшн «Zebra Hero», студия подкастов «Либо / Либо».
Образование:
SkyEng, фестиваль наук WOW! HOW?, University of Business Agility, LUDI, Anglomania, «Юниум».
Розничная торговля, мода:
«Универмаг Цветной», бренды
NORSOYAN, KARINA KARAYANI, FashionLand, Little Drama by N&C.
Финансы:
«Финолог», ICO-проект BananaCoin, P2P-платформа
«Карма».
Другие сферы:
интернет- сервис «Kidsout», сеть медицинских клиник «MEDOK», поставки электрооборудования «Азбука электричества», ядерные и2медицинские технологии «Роник», системы грязезащиты «СитиТоп», нефтесервисная группа компаний «IDS Group».
Книга называется «Адвокат бизнеса». Бизнесом я называю всех, кто создает новое для общества: и промышленника, и продавца, и ресторатора, и режиссера, и дизайнера. Эта книга для вас.
Если вы владелец бизнеса, то раздайте по экземпляру этой книги своим управляющим и распорядителям бюджетов, они сэкономят вам много денег теперь.
Я хочу, чтобы эта книга стала вашим адвокатом — тем, кто защитит вас и ваш бизнес.
Добро пожаловать!
10
Адвокат бизнеса
Бизнес спартнером: какой документ подписать
Допустим, один человек хочет запустить совместное дело с2дру- гим: знакомым, другом или2членом семьи. Звучат слова «доля»,
«партнерство», «совместный бизнес». Как2всё устроить без опасно с2точки зрения права и2здравого смысла?
Скажу сразу: партнерство2— самый сложный и2в2перспективе болезненный способ привлечь человека в2свое дело. Если можно не2брать человека в2совладельцы, а2нанять его, лучше так и2сде- лать. Нанять можно на2зарплату, замотивировать человека пре- мией, предложить бартер2— что2угодно. Но2создать с2человеком трудовые отношения во2всех смыслах безопаснее, чем2сделать его партнером.
Анастасия Татулова,
владелец сети семейных кафе «АндерСон»
Важно осознанно подходить кпартнерству: взвешивать, длячего ты вступаешь внего. Это может быть проденьги, опору иподдержку, экспертизу, связи, опыт.
Нужно понять, чтоименно нужно. Японяла длясебя, чтоникакого партнерства из-заденег. Мне проще занять, найти кредит, нонеотправляться всовместный путь из-заденег.
11
Бизнес спартнером: какой документ подписать
Зачем что-тообсуждать
Допустим, вы решили, что2 все-таки открываете совместный биз- нес, например с2товарищем или2родственником. Вроде всё обго- ворили, друг другу доверяете и2вот-вот вложите деньги и2время.
И2тут хорошо2бы остановиться. Вот что2может пойти не2так:
z в2компании пик сезона или2подготовка к2тендеру, а2партнер внезапно уходит в2отпуск, потому что2«он собственник»;
z вам приходится брать на2себя новые задачи в2бизнесе, ваша нагрузка растет, а2партнер не2готов помогать в2новых делах;
z партнер взял на2высокую должность любимого племянника, хотя у2того нет опыта;
z партнер начал требовать бóльшую долю прибыли, потому что, по2его мнению, его вклад в2бизнес вырос;
z или2наоборот2— партнер постепенно отходит от2работы в2про- екте, думая, что2уже всё сделано и2бизнес должен работать сам, при2этом на2доход претендует как2и2прежде;
z вы хотите вложить прибыль в2новое направление, а2парт- нер настаивает на2распределении прибыли как2дивидендов или2хочет вложить в2другое направление;
z партнер перестал быть на2связи, потому что2уехал зимовать в2Азию2— а2что? Свободный человек! Не2для2этого2же он ухо- дил из2офиса, чтобы теперь горбатиться…
В2этих ситуациях нет ничего необычного: просто у2всех разные представления о2норме. Фразы «Я2партнер» или2«Я2собственник компании» для2каждого значат свое.
К2тому2же обстоятельства меняются и2вместе с2ними пред- ставление о2том, что2сейчас важно. Сначала оба партнера рабо- тали по2двенадцать часов, потом один решил, что2не2за2этим ушел из2найма, и2стал работать по2три часа в2день. Такое бывает.
12
Адвокат бизнеса
Проблема большинства конфликтов и2раздела бизнеса2— во2вне- запности и2обманутых ожиданиях.
Игорь и Николай открывают пекарню. Они договорились,
чтоНиколай отвечает заремонт перед запуском. Норемонт
затянулся, иНиколай объявляет Игорю, чтообещал жене
по ехать вотпуск— вылет через три дня.
Сточки зрения Николая, который отвечал заремонт, ситуа-
ция такая: он потратил наремонт больше времени, чемпла-
нировал, но не бросил задачу. Вместо себя он оставляет
прораба, он проинструктирован, всё впорядке. Ещеисам Нико-
лай будет насвязи вовремя отпуска. Авот отказать жене
вотпуске он уже неможет, итак семья трещит пошвам.
Сточки зрения партнера Игоря: «Пекарня вот-вот откро-
ется, помещение вруинах, ипрораб безличного контроля
незакончит ремонт вовремя. Удаленка— отстой. Николай
бросил наменя свои обязанности, приэтом деньги отбизнеса
получим поровну. Несправедливость!»
Факты
Глазами Николая
Глазами Игоря
Ремонт затянулся
Николай уезжает
Вместо него прораб
Я%потратил больше времени, чем%должен
Я%позаботился об%общем деле, но не%уехать не%могу
Дело не%сделано
Всё сбросили на%меня
Нет договоренностей, что%делать, если ремонт не%закончен, а%надо уехать
Сделал всё, что%надо, и%даже больше
Он меня подвел!
Чтобы действия партнера не2 стали неожиданностью, сове- тую готовить партнерское соглашение. Этот документ закре- пляет ожидания партнеров друг от2 друга и2 рассказывает,
13
Бизнес спартнером: какой документ подписать кто2и2что2делает, когда, зачем и2с2какими ресурсами, как2парт- неры будут договариваться, если что-то2пойдет не2по2плану. Пред- ставьте, что это ваша памятка по технике безопасности.
Партнерское соглашение помогает убедиться, что2партнеры одинаково понимают свои права и2обязанности, а2также ценно- сти и2задачи их2общего бизнеса.
Например, есть три партнера. Один считает, что2дивиденды нужно распределять хотя2бы раз в2полгода, другой2— что2для2роста всю прибыль ближайшие пять лет надо вкладывать в2 биз- нес. А2третий вообще через три года собирался продать бизнес.
Эти разногласия могут оказаться принципиальными, и2тогда нет смысла делать бизнес вместе. Но2лучше уж2об2этом узнать на2старте, а2не2когда вложили деньги и2бессонные ночи.
При2конфликтах хорошее партнерское соглашение работает как2памятка. В2нее можно посмотреть и2вспомнить, о2чем2изна- чально договаривались. Вот об этом пример:
Один партнер решил привлечь инвестора вобмен надолю
вкомпании. Второй партнер был резко против привлечения
кого-товсоучредители.
Смотрим, чтовсоглашении. Атампункт: «Решение опри-
влечении венчурного инвестирования (продаже доли третьему
лицу) принимается только единогласным решением партне-
ров». Несогласный партнер напоминает обусловии ипредла-
гает повременить спривлечением инвестиций.
Даже если партнеры начинают конфликтовать друг с2другом, соглашение помогает прийти в2норму. Видишь, что2сам подпи- сался под2условием «не2брать родственников на2работу», и2успо- каиваешься. Получается, не2тебя заставляют что-то2сделать, а2ты сам так решил. А2любимому племяннику можно сказать, что2ты связан условиями партнерского соглашения и2это не2дядя злой, а2бизнес такой.