Файл: Особенности развития, обучения и воспитания, диагностики детей с зпр в общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возрастная динамика речевого развития детей с церебральным параличом во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика развития речи, лучше результаты логопедической работы.

5. Основные цели и принципы коррекционной работы при дцп

Основные цели коррекционной работы при ДЦП: оказание детям медицинской, педагогической, психологической, логопедической и социальной помощи, обеспечения максимальной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.

Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом: 1) Комплексный характер коррекционной - педагогической работы; 2) Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции; 3) Организация работы в рамках ведущей деятельности; 4) Наблюдение за ребенком в динамике продолжаю6е41ся психоречевого развития; 5) Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

Обеспечение и воспитание детей с нарушением ОДА протекает в двух направлениях:

1) Лечебная педагогика осу6ествляет подбор методов лечения больного ребенка. Действия врача и педагога должны быть направлены на использование естественных лечебных факторов и физиологических защитных свойств и механизмов организма человека и могучего целебного воздействия на его психику общего спокойного состояния и радостного настроения.

Без доброты нет и не может быть радости, без радости нет лечебной педагогики….

2) Реабилитационная педагогика осуществляет педагогическое воздействие на больного или трудно обучаемого ребенка или подростка с целью коррекции его поведения, оптимизация его эмоционального состояния интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.

Основные принципы обучения и воспитания детей

с нарушениями ОДА 1) Компетентность (профессиональная грамотная работа с ребенком) 2) Сочетание индивидуального подхода с групповым 3) Ежедневный учет психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий 4) Приобретенное формирования качеств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации 5) Взаимосвязь в работе специалистов 6) Сочетание в коррекционном процессе работы по развитию нарушенных функций и формирования приемов их компенсации. Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сторону создания компенсаторных средств.


Комплексная работа при ДЦП.

Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, направленной на развитие моторики речи, интеллекта.

В процессе коррекционной работы не только развивают двигательные навыки, но и активизируют сенсорную систему опорой на ведущие анализаторы. На основе предметной и игровой деятельности стимулируют сенсорно-моторные развитие и активизируют речевые функции.

Одной из важных задач являются организации логопедической работы при ДЦП. Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики при ДЦП проявляется в том, что видна корреляция между нарушениями артикуляционной моторики и двигательным расстройством.

Система логопедического воздействия при ДЦП имеет комплексный характер и содержит коррекцию звукопроизношения: развитие фонематического восприятия; формирование смысловой стороны речевой деятельности.

У детей с детским церебральным параличам развитие двигательных функций нарушено с рождения.

Большое значение в физическом воспитании детей с ДЦП имеют упражнения, направленные на развитие специфических манипуляций, специальные упражнения по подготовки и развитию самостоятельной ходьбы. Кроме лечебной гимнастики , для подготовки ребенка к самостоятельному передвижению широко используются различные виды массажа.

При воспитании ребенка с детским церебральным параличам необходимо обращать внимание на коррекцию эмоционально-волевого развития, предупреждение выраженной неврологической симптоматики, повышенную возбудимость нервной системы.

6. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличем.

Структура дефекта при ДЦП предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с такими детьми. В основе системы лежат раннее выявление, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи.

Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психоневрологических больницах) или санатории. Дети, для которых все виды лечебно-педагогической помощи. Доказываются неэффективными, а также те, родители которых по каким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством под временную или постоянную опеку. Они направляются в дома ребенка, а затем в интернаты.



В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных детских садах, где осуществляются коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста. Наиболее полно осуществляется в специализированных школах-интернатах. Проживающие в крупных городах 60-70 % детей с церебральным параличом обучаются в школах-интернатах, которые ставят, своей задачей не только сочетание учебно-воспитательного и лечебного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации.

Коррекционно-педагогическая работа, осуществляемая с детьми школьного возраста, состоит в последовательном развитии познавательной деятельности и коррекции ее нарушений, коррекции высших корковых функций, воспитании устойчивых форм поведения и деятельности. В школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, ЗПР и олигофренией в степени дебильности.

В подготовительном классе школ-интернатов выявляется истинное состояние интеллекта, проводится подготовка к дальнейшему обучению в школе по адаптированной двенадцатилетней массовой или вспомогательной программе.

Тяжелые дети, не передвигающиеся и не обслуживающие себя самостоятельно, обучаются на дому по обычной, вспомогательной или индивидуальной программе. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями обучаются в речевых школах. Некоторые дети с олигофренией в степени дебильности обучаются во вспомогательных школах.

В школах-интернатах осуществляется единый, целостный подход к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского персонала. От педагогов требуются большой такт, знание индивидуальных особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания. Все это необходимо, чтобы постепенно вырабатывать у ребенка объективное отношение к своим возможностям.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8


Тема: Компенсация и коррекция отклонений в развитии.

1. Компенсация и коррекция.

Коррекция (от лат. correctio - улучшение, исправление) - система психолого-педагогических мероприятий в сочетании с медицинской по­мощью, направленных на преодоление или ослабление недостатков пси­хического и физического развития человека (минимизация дефекта -сведение последствий нарушений к минимуму).

Коррекция может быть прямой и косвенной. Прямая коррекция за­ключается в проведении тренинга с использованием учителем специальных дидактических материалов и приемов воздействия, планирования содержа­ния и прогнозирования результатов коррекционной работы во времени. При косвенной коррекции предполагается, что в процессе обучения насту­пает продвижение в развитии ребенка, корригируется его психомоторная и мыслительная деятельность. Путями коррекции при этом выступают обо­гащение, исправление имеющегося опыта, формирование нового.

В последние десятилетия сложился принцип коррекционно-развивающего обучения, который предполагает слияние коррекционной работы с учебным процессом. В учебных планах всех типов специальных школ, кроме базового и школьного компонента, выделяются коррекци-онные блоки предметов. Это может быть развитие слухового восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, логопе­дические занятия и др. Современные авторы нередко представляют кор­рекцию как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекцион-но-развивающей деятельности.

Основные направления коррекционной работы:

  • коррекция сенсорики (деятельность анализаторов);

  • коррекция моторики (физическое развитие);

  • коррекция познавательных функций (мышление, память, речь и др.);

  • коррекция эмоционально-волевой сферы;

  • коррекция личности.

Средства коррекции условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные (альтернативные). Наиболее распространенные (тради­ционные) - это игра, учеба, труд, внеклассная работа, общественно-полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия несбалансированное питание, витаминизация, закаливание, медикаментозноеи физиотерапевтическое лечение) и др. При этих средствах коррекция и основном достигается косвенным образом.


Компенсация (возмещать, уравновешивать) - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

При компенсации функций возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении.

Выделяют первичную и вторичную компенсации. Первичная протекает в виде целенаправленной деятельности по относи­тельному уменьшению меры проявления основного дефекта (коррекци-онные технические средства очки, слуховые аппараты и др.).

Значительно сложнее вторичная компенсация формирование и развитие высших психических функций, и, прежде всего психической регуляции поведения. Вторичная компенсация возможна лишь в тон случае, когда организм и психика обладают достаточным компенсатор­ным фондом, а у индивида сформированы необходимые предпосылки компенсации: воля, мотивация, другие структуры личности для доста­точно интенсивных продолжительных упражнений и тренировок.

Чем раньше начинается специальное психолого-педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционная работа на ранних этапах развития предупреждает последствия первичных нарушений и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.

По мере развития процессов компенсации обнаруживается самостоятельность учащихся в планировании и осуществлении своих действий; вырабатываются рациональные способы выполнения работы (сокращение количества приемов, уменьшение затрат времени на выполнение подсобных движений, совмещение действий, выработка ритмичности и автоматизированности движений, использование творческих приемов при выполнении различных операций и др.).

Таким образом, компенсация выступает как условие и как результат коррекции: чем эффективнее коррекция, тем стабильнее закрепляются новые условные связи в ЦНС. 

2. Профилактика как система мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в психофизическом развитии.

В структуру психологической помощи детям с отклонениями в развитии входят следующие составляющие: психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика и психологическая коррекция, которая является центральным звеном в данной системе.