Файл: Особенности развития, обучения и воспитания, диагностики детей с зпр в общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В рамках созданной системы проведение медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий начинается с момента диагностирования снижения слуха у малыша. Психолого-педагогическую помощь дети с нарушенным слухом получают в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах), а также в создаваемых при специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей группах надомного обучения и кратковременного пребывания. В сурдологических кабинетах медико-психолого-педагогическая коррекция детей первого года жизни осуществляется, как правило, 1 раз в месяц. С года на ребенка, не посещающего специальное учреждение, выделяется 1 ч в неделю для занятий с педагогом. В группах надомного обучения и кратковременного пребывания наблюдение за детьми до года осуществляется, по возможности, дома; с года дети могут посещать занятия специалиста 2—3 раза в неделю. Если родители живут далеко от учреждения, оказывающего ребенку помощь, то они могут приезжать 2—3 раза в год и в течение 1—2 недель посещать занятия ежедневно.
Организация раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с нарушенным слухом может являться примерной моделью раннего вмешательства в развитие детей с другими отклонениями в развитии (интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными, двигательными, речевыми). Наиболее разработанной региональной моделью ранней помощи семье и детям группы риска с возможным отставанием в развитии может служить С.-Петербургская городская социальная программа «Абилитация младенцев»
3. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально трудовая адаптация лиц с ОВЗ.
Возможность интегрированного обучения – в школе, в классе с обычными одноклассниками с освоением учебного плана, приближенного к общеобразовательному, рассматривается заранее. Родители изначально должны понимать, с чем столкнутся они и их ребенок. Сейчас образовательная система настроена на то чтобы как можно больше детей с инвалидностью и ОВЗ могли учиться в интегрированной инклюзивной форме. Так как это благотворно влияет как на детей с ограниченными возможностями, обеспечивая ему пребывание в адекватном социуме и на окружающих его учеников, обучая их пониманию и толерантности.
Условия интеграции разделяются на две категории внутренние – готовность самого ученика к интеграции и внешние – возможность окружения.
Внешние условия интеграции это:
-
своевременная и ранняя диагностика заболевания приводящего к нарушению развития; -
коррекционная работа в дошкольном учреждении; -
желание семьи, чтобы школьник учился в обычной общеобразовательной школе; -
готовность оказывать помощь в обучении; -
возможность оказания квалифицированной помощи; -
наличие учебного заведения готового создать условия для интегрированного инклюзивного или домашнего обучения.
Внутренние условия — это возможность организма, способность и желание ребенка учиться в обычной школе. Перед тем как обращаться к инклюзивной форме обучения лучше прийти спокойно погулять осмотреться, чтобы новая обстановка его не пугала. Если у него нет стремления к этому, он не заинтересован работе в коллективе, то общее психологическое давление может усугубить течение его заболевания.
Формы интеграции учащихся с ОВЗ
Интеграция — это освоение классической образовательной программы, адаптированной под ОВЗ. Основные формы образования в таком случае:
-
инклюзивная – в учебном заведении в коллективе; -
домашняя дистанционная – дома с родителями и репетиторами;
Формы интеграции учащихся с ОВЗ
Интеграция — это освоение классической образовательной программы, адаптированной под ОВЗ. Основные формы образования в таком случае:
инклюзивная – в учебном заведении в коллективе;
домашняя дистанционная – дома с родителями и репетиторами;
С чего начинается интеграция обучение?
Интеграция в социум начинается с самого детства. Для начала вся семья должна иметь желание социализировать своего ребенка, чтобы не отделять от окружающих. Она должна осознать, что он практически ничем не отличается по своим возможностям. Современные законы призваны защищать таких людей, и направлены на их интеграцию в социум, поэтому родители получат достаточную поддержку от окружающих.
Интеграция начинается с определения умственных и физических возможности ребенка, еще с раннего детства, рассматривается способность учиться в обычной школе и общеобразовательных учреждениях. Это поможет понять специальная медицинская, психологическая, экспертная комиссия.
При этом не стоит пугаться статуса ОВЗ. Именно он даст возможность правильно интегрироваться в школе. Так как, отталкиваясь от него, будет разрабатываться учебный план, а школа подготовит условия для человека с особыми потребностями.
Основные проблемы интеграции при инклюзивном обучении
Существует ряд препятствий даже при желании ученика и его родителей:
-
доступность обучения с определенными диагнозами – не всегда у школы есть специалист определенного профиля; -
возможность учиться в школе – не все школы могут обеспечить детей с особыми потребностями; -
психологическое неприятие общества – пока общество недостаточно информировано, ребенок может столкнуться с неадекватной, реакцией чужих людей.
Любые попытки интеграции должны быть только при желании ученика. Если он не хочет или есть подозрения, что он не справится, лучше выбрать индивидуальное домашнее обучение с посильной программой.
Социокультурная интеграция детей с ОВЗ
Кроме школы, школьник должен регулярно общаться и внедряться в социум. Социокультурная интеграция включает в себя мягкое внедрение человека в социум. Эта задача лежит на плечах родителей. Они обеспечивают общение с окружающим миром. В таком случае лучше развивать культурные знания – музыка, поведение, традиции. Чтобы он знал или хотя бы пытался понять, что от него хотят окружающие и что они могут делать.
Она поможет в дальнейшем лишиться зависимости от семьи и начать самостоятельную жизнь, общаясь и пользуясь помощью окружающих людей.
Полная интеграция
Полноценной интеграцию можно считать, когда ребенок может обойтись без своих родителей в той мере, как и обычный:
-
самостоятельно соответственно возрасту разбирается с личными вопросами в школе; -
имеет друзей и тесно с ними общается; -
может ориентироваться в учебной программе; -
может адекватно сформулировать просьбу и попросить помощи у окружающих его людей; -
может сообщить о проблемах.
Обычно этого можно добиться при любом диагнозе, на основе которого ставится статус ОВЗ. Интеграция с инклюзивной формой обучения, возможна при ранней диагностике, подготовке, желании и понимании родителей.
Социальная интеграция с детства поможет, несмотря на особенности здоровья, жить в социуме и пользоваться всеми благами. Любые ограничения в современном мире возможно обойти или добиться того чтобы они не мешали, главное – действовать, не стоять на месте и стремиться к изменениям.
4. Проблема подготовки кадров для обеспечения специальных образовательных и социальных услуг.
На современном этапе развития системы специального образования меняется отношение к детям-инвалидам. По утверждению известного ученого Н.Н. Малафеева, ее развитие «связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, их отношением к инвалидам и детям с физическими и умственными недостатками, гражданским правом, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики, мировым историко-педагогическим процессом» .
Для них организуется особая система интеграции и инклюзии, предполагающая внедрение лиц с ОВЗ в общеобразовательные учреждения с оказанием необходимой медико-психолого-педагогической помощи специалистами соответствующей коррекционной направленности. В связи с этим крайне важна подготовка дефектологических кадров для работы с такими детьми: педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, тифлопедагогов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов, тьюторов.
Кадровое обеспечение – это комплекс действий, направленных на поиск, оценку и установление отношений с работником как в самой компании, так и вне её пределов для нового найма временных или постоянных работников. Деятельность учителя-дефектолога направлена на организацию учебно-коррекционной работы с детьми с ОВЗ, их обследование, определение степени и структуры дефекта, консультирование педработников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
В современных условиях увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья необходима качественная подготовка кадров специального (дефектологического) образования. Важнейшую роль в повышении уровня компетентности специалистов в исследуемой сфере является профессиональная переподготовка и курсы повышения квалификации, а также аттестация на высшую и первую квалификационные категории. В г. Шадринске Курганской области, специальные (коррекционные) школы которого стали базой нашего исследования
, существуют оптимальные условия для профессионального роста специалистов-дефектологов, поскольку в городе имеется высшее учебное заведение, обеспечивающее профессиональную переподготовку по соответствующим направлениям объёмом до 1000 часов, а также разнообразные курсы соответствующей тематики. Кадровый состав специальных (коррекционных) школ г. Шадринска имеет достаточный уровень подготовленности к работе в рамках инклюзивного образования. В качестве рекомендаций руководству данных учреждений для достижения оптимального уровня кадровой политики следует указать на необходимость направления педагогических работников со средним профессиональным образованием на обучение с целью получения высшего образования, а также на важность развития аттестационного процесса в школах, при котором количество педагогов, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории, достигнет не менее 2/3 от общего числа педагогического коллектива.
5. Современное состояние специального образования и тенденции его развития в зарубежных странах (на примере США, Канады, Великобритании, Франции, Германии и др. стран).
В июне 2003 г. в Канаде был принят закон о правах человека (раздел II). В настоящее время в стране получила признание следующая структура системы специального образования.
Министерства образования каждой провинции как головной орган регулирует деятельность всей системы. Непосредственно в их подчинении находятся представители школьных округов районов), которым, в свою очередь, подчиняются школы — практические исполнители всех постановлений министерств и школьных округов.
Политика в области специального образования проводится достаточно гибко, допускает альтернативное развитие в двух направлениях: либо школьные советы прямо и четко следуют решениям министерства, либо разрабатывают собственные (на уровне школьного округа) программы действий, дополняющие указания министерства в соответствии с местными условиями.
Все вопросы, связанные со специальным образованием и регулированием его состояния и обеспечения, отражены в официальном документе — «Услуги специального образования: Справочник процедур, проводимой политики, основных направлений», который выпускают Министерства образования провинций. В частности, в таком документе в Британской Колумбии представлены следующие материалы: