Файл: Особенности развития, обучения и воспитания, диагностики детей с зпр в общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И тогда станет реальным понимание процесса обучения – как процесса и одновременно состояния сознания, выходящего за пределы всех традиционных организационных границ и структур, ставшее в наши дни центральной чертой, характеризующей способ жизни современного общества.
2. Ключевые проблемы зарубежной специальной педагогики. Ранняя помощь в семье.
В настоящее время за рубежом специальное образование находится на этапе интеграции. Для обучения воспитания лиц с ЗПР создаются и совершенствуются специальные программы, разрабатываются интерактивные средства обучения. Для того, чтобы дать необходимое образование детям с ЗПР специалисты, работающие в этой сфере проходят качественную подготовку на специальных курсах. Также разрабатываются новые законодательные акты в сфере образования лиц с ОВЗ.
Так, например, в Великобритании в 2001 году принимается акт «Об особых образовательных потребностях и нарушениях», который значительно расширяет контингент интегрируемых. Законодательство преследует цель полного включения всех категорий особенных детей в общеобразовательное пространство. Прежде всего, это касается детей и подростков, на которых ранее принятое законодательство практически не распространяется. Это лица с ранним детским аутизмом, с нарушениями поведения и эмоционально-волевыми расстройствами; нарушениями языка и речи, коммуникативными нарушениями; дислексией; а также детей и подростков с умеренными трудностями в обучении.
В настоящее время в США действует программа «Инклюжен», которое является приоритетным. В Америке не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребёнка осуществляется лишь в крайних случаях.
В рамках инклюзивного подхода каждая школа или учреждение ещё на этапе планирования своей деятельности, образовательных программ учитывает ожидаемые возможные потребности всех учеников, а также их индивидуальными потребности, разрабатывая, так называемый, Индивидуальный план образования (ИП). Разработка индивидуального плана образования осуществляется по следующим критериям: реалистичность, уровень достижения, возможность оценки, активность.
Место обучения студента с ООП зависит от его потребностей и меры ограничений. Он может обучаться:
• в обычном классе и получать необходимую помощь;
• в обычном классе, получая необходимую помощь, а также поддержку со стороны специалистов учебного заведения;
• часть дня в обычном классе и оставшуюся часть дня - в специальном;
• в специальном классе с обеспечением всевозможной поддержки со стороны специалистов и группы консультантов по данному вопросу;
• по реабилитационной программе с непрерывной поддержкой со стороны разных специалистов.
Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный подход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке адаптационных и реабилитационных программ.
По мнению П.В. Валисьевой при анализе американского опыта, можно сделать вывод, что достигнуто много результатов в инклюзивном образовании. Но по мнению большинства зарубежных специалистов существует целый комплекс проблем: профессиональная подготовка педагогического состава, взаимодействие между детьми с ОВЗ со здоровыми, адаптация внешней среды к данному процессу. Данные проблемы — это результат постоянной инновационной модернизации. В связи с этим стоит рассматривать инклюзивного образования как инновационную систему, которая должна отвечать существенным преобразованиям, что позволит решительным образом улучшить работу всех подсистем образования.
В настоящее время в США широкой известностью пользуются 2 учебные программы по раннему вмешательству для детей с задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости:
- Каролинский учебный план для детей от рождения д0 5 лет;
- Гавайский профиль раннего обучения.
Эти программы основаны на развитии познавательных процессов, речи, социальных навыков и навыков практической деятельности.
Образование детей с трудностями в обучении в Японии называлось «специальным образованием», но с 2007 года стал употребляться термин «специализированное образование». Дети со сравнительно легкими нарушениями учатся в специализированных классах общих начальных и средних школ. Благодаря этим изменениям охват детей, нуждающихся в специализированной помощи, расширился. Раньше дети с отклонениями в развитии (без наличия умственной отсталости) обучались в общих классах школы и были лишены специализированной поддержки. В Японии согласно закону о поддержке детей с отклонениями в развитии термин «отклонение в развитии» определяется как трудности в обучении, и другие подобные нарушения, связанные с функцией головного мозга, обычно проявляющиеся в раннем возрасте.
Сейчас в Японии все дети, независимо от степени тяжести нарушения, получают образование в школе. Дети, которые не могут посещать школу вследствие своего дефекта, обучаются на дому.
Для детей, которым необходима особая поддержка, преподаватели в содействии с координаторами разрабатывают индивидуальные учебные планы. Для создания плана собирается и обрабатывается информация о медицинской истории ребенка, воспитательной и образовательной истории, проводятся психологическая оценка и тестирование. Также собирается информация о семейной ситуации и учитываются пожелания родителей, и на основании этого вырабатывается траектория обучения ребенка, цели обучения, конкретное содержание обучения. Индивидуальный план очень важен для того, чтобы адекватно оценить реальную ситуацию ребенка и предоставить наиболее подходящие методы обучения.
В настоящее время основным видом помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении, в развитых западноевропейских странах и США является:
- организация компенсирующего обучения, которое предусматривает сотрудничество семьи и школы;
- привлечение специалистов по детской психологии и медицине;
- индивидуальный подход.
Организационные мероприятия включают создание временных классов адаптации, проведение дополнительных занятий, уменьшение наполняемости классов (до 20 человек), привлечение к работе в этих классах наиболее квалифицированных педагогов, организацию летних лагерей и т. п.
Во Франции в рамках концепции компенсирующего обучения осуществляются программы «приоритетных зон», согласно которым выделяются дополнительные средства на оснащение классов современным техническим оборудованием, увеличение часов индивидуальной работы с учащимися в школах, где особенно велико количество отстающих учащихся.
В деятельности польских педагогов прослеживается единство процессов выявления причин неуспеваемости и организации эксперимента по выбору средств предупреждения дидактических неудач, наиболее эффективными оказались такие формы, как:
• создание при детских садах дошкольных центров, где в течение от восьми недель до полугода проходят подготовку к обучению в школе дети, обнаружившие пробелы в общем развитии, что выявляется заблаговременно комиссией, состоящей из специалистов разных профилей;
• создание в школах выравнивающих классов на полгода – год, в которых занимаются не более 20 отстающих в учебе школьников. Занятия в этих классах проводятся по обычным программам с увеличением учебных часов по родному языку и математике, а также уроки ритмики и музыки, которые, по мнению исследователей, благотворно влияют на ускорение психического и умственного развития детей;
• создание общественно-воспитательных консультаций по оказанию помощи семье и школе в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, составе которых работают педагог, психолог и общественный инструктор;
• система организации «скорой помощи» для выполнения домашних заданий с использованием педагогов-пенсионеров.
Каждая из названных форм работы по предупреждению неуспеваемости имеет свои сильные и слабые стороны, но основной путь предупреждения неуспеваемости лежит через совершенствование самого процесса обучения, активизацию учебной деятельности школьников.
В Чехии при решении проблемы повышения эффективности учения школьников большое значение придают организации факультативных занятий. Системой факультативных занятий охвачены практически все школьники, и их программы имеют три уровня сложности: 1) «выравнивающий» для отстающих в учении; 2) «занимательный» для нуждающихся удовлетворить свои интересы по изучению соответствующего предмета; 3) «продвинутый» для наиболее продвинутых в данной области.
В заключении можно сделать вывод, что на современном этапе за рубежом специальное образование развивается, имеет свои и плюсы, и минусы. Основная тенденция – внедрение инклюзивного образования с созданием соответствующих условий в общеобразовательных учреждениях. Учащихся с ЗПР включают в массовые классы, но с созданием необходимых условии. Также совершенствуются техники работы с такими учащимися: разрабатываются специальные инновационные компьютерные программы, методики и др. Все это создает предпосылки для благоприятного развития лиц с ЗПР.
Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка; консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев; охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развития предпосылок понимания речи и активной речи). Службы, осуществляющие социально-педагогическую помощь проблемным детям младенческого и раннего возраста, решают несколько иные задачи: выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере (движений, речи, слуха или зрительного восприятия и т.д.); развитие специальной системы образования родителей, организация развивающей среды, адекватной специальным потребностям младенцев с отклонениями в развитии; социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи; координация всех видов помощи, оказываемой ребенку и семье.
Эффективность работы служб ранней помощи в США принято оценивать по следующим критериям: время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев; интенсивность ранней помощи — чем активнее оказывается поддержка семье и ребенку, тем значительнее результаты развития ребенка; создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша; охват программой различных сфер развития ребенка; учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков; поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка. Параллельно с социально-педагогически ориентированными службами ранней помощи развивалась система раннего психотерапевтического воздействия или психотерапевтического вмешательства, направленная на одновременную работу с родителями и младенцами. В России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы. На этом пути в специальном образовании сделаны первые шаги. Впервые совместно медиками и специалистами по специальной педагогике проведенные в 80-х гг. исследования позволили создать единую государственную систему раннего выявления и специальной помощи для одной категории детей — детей с нарушенной слуховой функцией первых трех лет жизни.