Файл: Особенности развития, обучения и воспитания, диагностики детей с зпр в общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8. секретарь.

4. Роль ПМПК в предупреждении и коррекции отклонений в развитии поведения ребенка.

Перед ПМПК стоят сложные задачи, решение которых требует взаимодействия всех перечисленных специалистов. Одной из самых важных задач является проведение более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития, установление диагноза. Решение этой задачи позволяет начать своевременную коррекцию и применить индивидуальный подход в обучении. Такая ранняя коррекция позволяет предупредить развитие заболевания или его тяжелых последствий.

На следующем этапе необходимо решить такую задачу, как под­тверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза. Также необходимо оказать консультативную помощь родителям, имеющим детей с физическими и (или) психическими недостатками. Основной задачей является и консультирование педагогиче­ских, медицинских, социальных работников по вопросам, связан­ным с образовательными потребностями детей, их правами и пра­вами родителей. А также очень важно формирование банка дан­ных о количестве детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, о структуре детской патологии (недостаточности).

В ПМПК направляются дети по заявлению родителей или по инициативе образовательных учреждений, учреждений здравоохра­нения, органов и учреждений социальной защиты с согласия роди­телей. Если это происходит по решению суда, то согласие родите­лей не требуется. Родители имеют право присутствовать при обследовании детей.







В заключении ПМПК содержатся результаты обследования, и оно служит основанием для направления детей (с согласия роди­телей) в специальные образовательные учреждения либо органи­зации интегрированного обучения. Члены ПМПК обязаны соблю­дать конфиденциальность заключения.

Когда родители не согласны с заключением ПМПК, по их за­явлению государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защитой назначается независимая экспертиза, где родителям представляется право выбора (отвода) экспертов и экспертного учреждения.


Заключение независимой экспертизы может быть обжаловано в суде в порядке гражданского судопроизводства по делам, возни­кающим из административно-правовых отношений. Правительст­во РФ, осуществляя свои конституционные полномочия по обеспе­чению проведения государственной политики в области образова­ния, принимает Положение о ПМПК и Положение о независимой экспертизе.

Списки детей для обследования и документы на каждого ре­бенка направляются в комиссию районными отделами образова­ния. Комиссия ведет журнал приема, в котором записываются фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, диагноз и тип учреждения, куда рекомендовано направлять ребенка.

Данные психолого-медико-педагогической комиссии протоколи­руются. Личное дело обследованного ребенка, протокол с заключе­нием комиссии и рекомендациями по организации обучения и лече­ния передаются в то учреждение, куда ученик направлен. Без заключения областной (районной, городской) ПМПК не разрешается при­ем детей в специальные (коррекционные) образовательные учреж­дения, отчисление или перевод из учреждения одного вида в другой.

Окончательный диагноз о степени умственной отсталости при тяжелых задержках психологического развития или пограничных состояниях между дебильностью и имбецильностью может быть установлен только в процессе учебно-воспитательной работы; ребенок направляется в специальное (коррекционное) учреждение VIII вида с целью уточнения диагноза на срок не более одного года. Через год в случае необходимости ребенок повторно направляется на ПМПК для определения типа учреждения, в котором он должен обучаться.

Если имеется необходимое количество таких детей, могут быть организованы диагностические классы и дошкольные группы для каждой категории детей в составе школьных или дошкольных учреждений специального назначения.

Контроль за правильной организацией работы областной пси­холого-медико-педагогической комиссии возлагается на руково­дителей областными комитетами народного образования и здра­воохранения. Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствую­щей инструкции.

Ход обследования ребенка фиксируется в протоколе и хранится в личном деле. Это позволяет учителям заранее познакомиться и учесть особенности личности, качество знаний, особенности психо­физического развития ребенка, а также фиксировать динамику раз­вития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направля­ется на ПМПК. Это позволяет судить об изменениях, которые произошли за определенный период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке.



На основании данных обследования составляется заключение о характере отклонений. Принимается решение о месте воспитания и обучения. Даются конкретные рекомендации. Изучение детей включает медицинское, психолого-педагоги­ческое и логопедическое обследование.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ No 15-16

Тема: Зарубежный опыт психолого- педагогической и коррекционной работы с детьми различных категорий детей с ОВЗ.

1. Перспективы развития научного и прикладного аспекта современной дефектологии.

Более шестидесяти лет Институт (ранее - Институт дефектологии АПН СССР, а ныне - Институт коррекционной педагогики РАО) является ведущим научным центром страны, проводящим фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы образования, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоциональной сферы, сложной структурой нарушений.

Институт - был и остается единственным в стране учреждением, ведущим систематическое клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с недостатками развития. В контексте современных задач представляются необходимыми определенные направления научных разработок. Большую роль в поиске эффективных решений проблем ранней (от 0 до 3 лет) педагогической коррекции сыграли разработанные в Институте электрофизиологические и психолого - педагогические методы оценки степени характера нарушений слухового и зрительного восприятия, методы сочетания раннего слухопротезирования или офтальмологической коррекции с системой специальных коррекционных занятий по развитию слухового или зрительного восприятия. Приведенные исследования открыли путь к педагогическим экспериментам, результаты которых сегодня по-новому высвечивают традиционные для теории специальной психологии вопросы о соотношении общего и специфического в онтогенезе высших психических функции, абсолютных и относительных границ сензитивных периодов, условия предотвращения развития вторичных нарушений в развитии и т.п. Важным новым аспектом разработки проблем коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста становятся проблемы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии, разработка типов и форм взаимодействия семьи и специалистов, процесса включения родителей в процесс развития и коррекционного обучения детей.. Развитие начатых фундаментальных исследований и обобщение результатов экспериментальной апробации прикладных разработок принципиально для проектирования государственной системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии от 0 до 3 лет.


В тесной связи с задачами ранней психолого-педагогической коррекции Институт рассматривает сегодня проблемы и перспективы реализации интегративного подхода к образованию детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии.

Проблема внедрения компьютерных технологий в систему специального образования была поставлена в Институте как методологическая проблема. Осмыслена и описана роль компьютерных технологий в перестройке и развитии системы специального образования, перестройке и развитии профессионального мышления учителя - дефектолога, роль и функции компьютерных технологий в общем развитии аномального ребенка. Впервые разработаны специализированные компьютерные среды для поддержки основных содержательных линий развития ребенка в ходе начального школьного обучения, технологии выявления разрыва между обучением и развитием, демонстрации педагогических путей его преодоления в отдельных областях. В 1995 г. Институт выходит на исследование проблемы общего и специфического в развитии различных категорий детей на базе применения созданных компьютерных технологий.

Социально-эмоциональное развитие детей, нуждающихся в особой помощи, - это еще одна из чрезвычайно важных проблем специальной психологии, для освоения которой в Институте в последние годы созданы теоретические и практические предпосылки. В теоретическом отношении наиболее продвинуты исследования эмоционального развития у детей с РДА (с ранним детским аутизмом). Выявлены качественно разные типы искажения развития, отражающие различные формы недоразвития аффективной сферы ребенка. Реконструирована, согласно этим данным, многоуровневая система аффективной организации поведения человека в норме. Описаны аффективные механизмы, обуславливающие качественно разные типы поведения, разные типы взаимодействия психических функций. Ведется сравнительное изучение развития этих механизмов в нормальном онтогенезе и при раннем детском аутизме.

Продолжая работу в этом направлении, Институт планирует в ближайшие годы начать теоретическую и экспериментальную разработку программ специального обучения аномальных детей разных категорий, в которых будет выделена и четко обозначена новая содержательная область - внутренняя жизнь человека, процессы эмоциональной жизни ребенка и окружающих его людей, поставлена задача целенаправленного формирования психологических структур, ответственных за сознательную организацию поведения ребенка и его взаимоотношений с окружающим миром. Особая роль предписывается специальным компьютерным средам, способным помочь обеспечить в обучении моделирование и превращение скрытых явлений эмоциональной жизни в объекты познавательной деятельности. Задача целенаправленного социально-эмоционального развития аномального ребенка в ходе специального обучения осмысливается при этом как центральная содержательная линия образования, как смыслообразующая парадигма для конструирования нового содержания специального образования в целом.


Институт подготовил наборы психологических методик для психолого-педагогической диагностики отклонений в развитии у детей 6 - 8 и 4 - 5 лет.

Значительный приток в ведущие лаборатории Института молодых кадров, которые работают под руководством ведущих специалистов, позволяет надеяться на решение поставленных задач в ближайшие десятилетия и развитие отечественной научной школы в столь сложной интегративной области знаний, каковой является дефектология.

В настоящее время дефектология занимает одно из востребованных мест, работа дефектолога очень важна как в общеобразовательных, так и в коррекционных школах. Поэтому в связи с современным этапом обучения детей, учителям массовых школ необходимо осуществлять образовательную деятельность по адаптированным программам.

Современные тенденции развития специального образования. В настоящее время дефектология занимает одно из востребованных мест, работа дефектолога очень важна как в общеобразовательных, так и в коррекционных школах. Поэтому в связи с современным этапом обучения детей, учителям массовых школ необходимо осуществлять образовательную деятельность по адаптированным программам.

В связи с модернизацией образования создается образовательная среда, которая способствует обеспечению доступного качественного образования для всех лиц имеющие ОВЗ. Зачастую у родителей возникает вопрос о выборе образовательного учреждения, если же у ребенка существует проблемы отклонения в здоровье, то проблемами распределение занимается психолого- медико- педагогическая комиссия (ПМПК). Перед родителями встает выбор, где же обучать ребенка, либо он будет обучаться в инклюзии,

либо в специализированных учреждениях. Также в системе образования имеется система сохранения специального образования (коррекционные школы, интернаты), которые имеют глубокую историю и богатый опыт в работе с такими детьми. Неважно, где будет обучаться ребенок, главное, чтобы ему было удобно и комфортно.

− создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

− создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обязательным условием развития инклюзивного образования является создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие. Предполагается специальная работа с использованием ресурсов дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта. Инклюзивное образование не является обязательным. В каждом конкретном случае такая форма обучения организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка. Необходимым условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса и создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с различным уровнем психофизического развития.