Файл: Тема Организация практической подготовки для обучающихся с овз иинвалидностью. Содержание темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.8. Организация практической подготовки для обучающихся с ОВЗ иинвалидностью.
Содержание темы:

  • Нормативно-правовая база инклюзивного образования в Российской Федерации;

  • Особые образовательные потребности и возможности, обучающихся с разными видами нозологий;

  • Перечень необходимого оборудования для оснащения образовательной организации для обучающихся с различными нозологиями. Технологии инклюзивного образования;

  • Требования к содержанию и структуре адаптированных рабочих программ учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

  • Разработка элементов адаптированной рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (практическое задание).


Глоссарий
Абилитация – Система и процесс формирования отсутствовавших ранее у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Адаптационная дисциплина — это элемент адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья – согласно профессиональному стандарту требования к образованию специалиста, претендующего на должность ассистента: среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте или Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих

Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в психическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные Психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.


Инклюзивное образование обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) инвалида – разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Специальные условия для получения образования – условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Конспект лекции.

Понятие «инклюзивное образование» (от франц. inclusif – включающий в себя) в нашей стране вошло в обиход в конце 90-х годов. В Федеральном Законе № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Практика инклюзии стала возможной благодаря распространению в обществе идей и принципов нормализации. Концепция нормализации была сформулирована в Европе в 1960-х годах, согласно ее идеям, каждый человек ценен, независимо от того, какой он и каких успехов может достигнуть; все люди имеют право на достойное человеческое существование; общество должно создать такие возможности для всех. Инклюзивное образование является средством реализации концепции нормализации. Идеи инклюзии соответствуют задачам Национальной доктрины образования до 2025 года, где указана необходимость обеспечения доступности образования для всех категорий детей, включение специализированной коррекционно – педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.


Нормативно-правовая база инклюзивного образования в Российской Федерации.

Основным нормативным документом, обязывающим учитывать особенности ограничений по состоянию здоровья при получении образования, является ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В закрепленных в части 1 статьи 3 Закона об образовании принципах государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования к их числу отнесены:

  • обеспечение права каждого человека на образование;

  • недопустимость дискриминации в сфере образования;

  • обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности;

  • адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Статус «Обучающийся с ОВЗ» – определяется в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и распространяется только на обучающихся в образовательных организациях в возрасте до 18 лет (или до окончания срока получения образования). Может быть из числа детей - инвалидов, а также людей без инвалидности.

Основание для присвоения статуса – заключение Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Люди с инвалидностью – статус определяется в соответствии со статьей 1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Основание присвоения статуса – справка Медико-социальной экспертизы и индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

В части 8 статьи 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.


В части 8.1. статьи 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - лица, признанные инвалидами I, II или III группы после получения среднего профессионального образования или высшего образования, вправе повторно получить профессиональное образование соответствующего уровня по другой профессии, специальности или направлению подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для лиц, получающих профессиональное образование соответствующего уровня впервые.

Закон об образовании регулирует особенности организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Частью 10 статьи 79 Закона об образовании установлена обязательность создания профессиональными образовательными организациями специальных условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями при организации практической подготовки на базе образовательных организаций, понимается:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,

  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальных условий должно охватывать все элементы и стадии получения образования:

  • прием на образовательную программу;

  • собственно образовательный процесс;

  • практики и промежуточная аттестация;

  • прохождение итоговых экзаменов.

В соответствии с п. 14 приказа Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России N 390 от 05.08.2020, практическая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Особые образовательные потребности и возможности, обучающихся с разными видами нозологий.

Обучающиеся с нарушением зрения.

Среди обучающихся с нарушением зрения выделяют следующие группы:

  1. Слепые;

  2. Слабовидящие;

  3. Ослепшие.

При реализации адаптированных основных профессиональных программ, программ профессионального обучения необходимо учитывать особенности зрительного восприятия и другие особенности здоровья студентов.

Объем зрительной нагрузки определяется исходя из офтальмологических требований, а также с учетом офтальмо-гигиенических требований, отраженных в СанПиН.

Организация рабочего места студента.

Для слепых и слабовидящих обучающихся парты (столы), независимо от их размера, устанавливаются ближе к преподавателю и классной доске.

В помещениях для обучающихся с нарушениями зрения окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен и иметь матовую поверхность.

Для обучающихся с нарушениями зрения учебные помещения и читальные залы оборудуются комбинированной системой общего искусственного и местного освещения. Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения должен составлять: для обучающихся с высокой степенью осложненной близорукости и высокой степени дальнозоркостью — 1000 лк; для обучающихся с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) — 1000-1500 лк; для обучающихся со светобоязнью — не более 500 лк.

Специалисту, работающему с таким студентом, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В связи с тем, что темп работы людей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Иллюстративный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, то есть машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п. Размещать объекты на доске (в презентации) нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.