Файл: Тема Организация практической подготовки для обучающихся с овз иинвалидностью. Содержание темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практические рекомендации при взаимодействии со студентами с нарушением слуха:

  • чтобы привлечь внимание студента, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо, или помахать рукой;

  • не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Студент должен иметь возможность следить за выражением лица преподавателя (мастера производственного обучения);

  • преподавателю необходимо убедиться, что студент услышал и понял материал;

  • информация должна быть простая и понятная для студента.

Обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), представляют большую дифференцированную группу, отличающуюся следующими особенностями:

  • инвалиды, которые могут передвигаться самостоятельно, в том числе при помощи специализированных устройств (мобильные);

  • инвалиды, передвигающиеся на инвалидной коляске (маломобильные).

Кроме того, важной отличительной чертой для лиц с НОДА, является сохранность манипулятивных возможностей (сохранная моторика рук).

Для определения наиболее оптимального образовательного маршрута, организации доступной среды и адаптации образовательного процесса ППС должны предоставить индивидуальные рекомендации в соответствии со спецификой НОДА.

Организация рабочего места студента.

Для обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске, необходимо выделить 1–2 первых стола в ряду у дверного проема.

Ширина прохода между рядами столов для учащихся, передвигающихся в креслах-колясках и на опорах, — не менее 0,9 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами — не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов — не менее 1,0 м. Расстояние между столами в ряду — не менее 0,85 м.

Оптимальная нагрузка и требования к организации рабочего места определяется исходя из требований, отраженных в СанПиН.

Психолого-педагогические условия реализации профессиональных образовательных программ.

В процессе обучения студентов с НОДА должны быть предусмотрены динамические паузы, необходимые для приема медикаментов, санитарно-гигиенических требований и т. д.


Работу с обучающимся, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата, необходимо начать с составления оптимального индивидуального плана обучения студента.

У некоторых студентов с НОДА отмечается сенсорная сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому следует избегать резких внешних воздействий. Преподаватель должен приближаться к студенту со стороны лица, а если это невозможно, нужно словесно обозначить свои действия.

При повышенном или сниженном мышечном тонусе обучающемуся важно подобрать правильную мебель. Обучающийся с двигательными нарушениями должен иметь возможность передвигаться по профессиональной образовательной организации, кабинету, другим помещениям тем способом, которым он может; говорить и писать так, как позволяют его моторные возможности. Некоторым студентам важно находиться в стабильной позе, при которой влияние тонических рефлексов было бы минимальным. Также необходимо предоставлять возможность выполнения заданий в тех формах и форматах, которые доступны с учетом имеющихся у него ограничений: устный, письменный, альтернативный формат представления информации, в соответствии с рекомендацией ППС.

Следует увеличить время, отведенное на выполнение заданий, и исключить задания на время. При нарушении моторики рук необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий студенту не давать развернутый речевой ответ.

Практические рекомендации при взаимодействии со студентами с нарушением опорно-двигательного аппарата:

  • преподаватель при знакомстве со студентом, передвигающимся на коляске, предлагает пожать руку: тем, кому трудно двигать рукой, или тем, кто пользуется протезом, правую или левую;

  • присядьте на корточки или отойдите от студента, использующего инвалидную коляску, на метр в ходе объяснения материала, чтобы обучающийся мог смотреть на преподавателя;

  • если студент передвигается с помощью коляски, не прикасайтесь к коляске, пока студент не попросит сам;

  • так как коляска относится к личному пространству человека, опираться на нее не рекомендуется. Начать катить коляску без разрешения, поднять коляску с инвалидом и пронести ее в тех местах, где нет пандуса или лифта — грубейшее нарушение. Не рекомендуется хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу;

  • при получении разрешения на перемещение коляски, катите ее медленно, так как она быстро набирает скорость и неожиданный толчок может привести к потере равновесия студента;

  • коляски с электромотором, как правило, имеют табличку, где указано кто, является владельцем коляски; тип батареи; имеется схема, как ее отсоединить, как перевести коляску в режим ручного движения.


Практические рекомендации при организации процесса обучения с обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата:

  • для возобновления общения необходимо подойти и представиться, предложить свою помощь, но не быть назойливым;

  • при организации профессионального обучения необходимо подготовить рабочее место так, чтобы человек, использующий коляску, мог дотянуться до нужных ему вещей;

  • при существовании архитектурных барьеров предупредите о них;

  • всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия.

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями.

В системе среднего профессионального образования возможно обучение по адаптированным программам профессионального обучения лиц с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Программы профессионального обучения разрабатываются по рабочим профессиям и специальностям с учетом возможности их освоения и дальнейшего трудоустройства, обучающегося с интеллектуальными нарушениями.

При выборе программы профессионального обучения должны быть учтены следующие особенности:

  • состояние здоровья, обучающегося;

  • способность к восприятию и переносу статических и динамических трудовых нагрузок;

  • готовность работать в определенной среде;

  • потребность в специальном сопровождении и внешней помощи;

  • возможная продолжительность рабочего времени и т. д.

Организация рабочего места студента.

Требования к организации доступной среды определяются индивидуальными особенностями и СанПиН.

При реализации дисциплин производственной направленности важно учитывать особенности здоровья и предоставить возможность изменения программы профессионального обучения при необходимости.

Важно учитывать индивидуальность, интеллектуальные особенности и склонности, обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Психолого-педагогические условия реализации профессиональных образовательных программ.

При планировании и организации процесса профессиональной подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями необходимо внесение коррективов в учебные планы и программы с учетом психофизических и познавательных особенностей обучающихся, учитывающие их способности и возможности в соответствии рекомендациями ППС.


Вместе с тем, формируемые у них профессиональные знания, умения и навыки должны быть вполне достаточными для того, чтобы подготовить их к труду по получаемой профессии.

В обучении лиц с нарушениями интеллектуального развития необходимо использовать специфические методы и приемы, облегчающие им усвоение учебного материала.

Процесс обучения необходимо сопровождать комментированием действий, объясняя, зачем и почему выполняется то или иное действие.

Обучающихся с интеллектуальными нарушениями следует, начиная с первого курса, приучать к последовательным устным и письменным ответам на вопросы, к выполнению заданий в соответствии с определенным алгоритмом, планом. Важно использовать наглядность. Целесообразно систематизирование, использование памяток, алгоритмов, схем, технологических карт, определяющих последовательность операций. Сначала преподаватель показывает, как ими пользоваться, впоследствии он привлекает обучающихся к их самостоятельному применению.

Необходимо поэтапно, с непрерывным контролем, учитывая вариативные способы обратной связи, добиваться осмысления содержания учебного материала через повторение, демонстрацию, формирование определенного алгоритма трудовых действий.

Очень важно в процессе обучения уделять внимание воспитанию, формированию социальных навыков, базовых правил этикета.

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Вследствие особенностей восприятия обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного студента. У некоторых аутичных обучающихся наблюдается отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер - или гипочувствительность к отдельным раздражителям; ему сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого. Отсюда следует, что сопровождение обучающегося тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации и профессионализации.

Организация рабочего места студента.

Организация рабочего места студентов с РАС индивидуальна и зависит от особенностей психофизического состояния, определяется в соответствии с рекомендациями ППС и СанПиН.


В профессиональной образовательной организации обучающемуся с РАС необходимо создать тихое, уединенное место, где бы он мог побыть один. Обучающийся должен иметь возможность выйти из кабинета/мастерской, он может иметь при себе привычный любимый предмет, при этом надо стараться, чтобы это не отвлекало других студентов.

Важно помнить, что для некоторых аутичных обучающихся их положение в пространстве по отношению к преподавателю и другим студентам может быть связно с индивидуальными особенностями студента с РАС. Однако это не означает, что в данной позе или положении студент плохо усваивает материал (он может отвернуться, сидеть полубоком), так он лучше воспринимает и усваивает информацию.

Психолого-педагогические условия реализации профессиональных образовательных программ.

Аутичным обучающимся наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в учебной и коррекционной работе. Для студентов с РАС очень важно наличие наглядного расписания, ведение дневника, наглядного плана занятия, наглядного алгоритма выполнения трудового действия и соблюдение этого расписания. В случае изменения расписания, схемы или алгоритма студент может выразить несогласие, недовольство, что связано с имеющимися у него особыми образовательными потребностями к постоянству окружающей среды.

В речи обучающихся с РАС может наблюдаться вычурность, использование длинных фраз, иногда таким студентам трудно начать или закончить разговор. В связи с этими особенностями необходимо ставить аутичному студенту определенные календарные и временные рамки, посредством фраз: «Сейчас мы поговорим…», «Время закончилось, разговор окончен, до завтра…». Это особенно важно в незнакомых для студента помещениях, новой аудитории, мастерской и т. д.

Нужно дозировать контакты с обучающимся, так как может наступить пресыщение: тогда даже приятная ситуация становится для студента с РАС дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с таким обучающимся должно осуществляться негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если студент возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на обучающегося, резких движений. Не следует обращаться к нему с прямыми вопросами или настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство — это поможет студенту с РАС привыкнуть к нему. Студенту с аутизмом необходима постоянная поддержка со стороны педагогического коллектива, его ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Здесь необходимо умение чувствовать настроение студента, понимать и принимать его поведение. В процессе работы в поведении аутичного обучающегося выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы.