Файл: Тема Организация практической подготовки для обучающихся с овз иинвалидностью. Содержание темы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация государственной итоговой аттестации выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья:
Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:
б) для слабовидящих:
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы. Организация рабочего места:
• рабочее/учебное место обучающегося создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нейросенсорных нарушений;
• увеличение размеров рабочей зоны на одно место, с учетом подъезда и разворота кресла-коляски;
• увеличение ширины прохода между рядами столов;
• при организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающегося;
• для инвалидов-колясочников предусматриваются места в первом ряду, ближайшие от входа в помещение;
• установка (перемещение) учебной доски в зоне доступности инвалида на коляске;
• аудитория должна быть оборудована столами, регулируемыми по росту обучающихся, а также специализированными креслами-столами с индивидуальными средствами фиксации, предписанными в медицинских рекомендациях;
• оснащение аудитории персональными компьютерами, техническими приспособлениями (специальная клавиатура, различные контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, головная компьютерная мышь, выносные кнопки разных цветов и диаметров, сенсорные планшеты и т.д.);
• персональный компьютер должен быть оснащен виртуальной экранной клавиатурой, коммуникационными каналами, программными продуктами;
• для крепления тетрадей и книг на столе обучающегося можно разместить специальные магниты и кнопки, наклонные доски для письма.
Технические и программные средства общего и специального назначения:
Учебные и информационные ресурсы:
Требования к организации практики обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья:
1. Предъявляются требования к оборудованию рабочего места: оснащение специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим реализацию эргономических требований, направленных на предупреждение причинения вреда здоровью; механизмами и устройствами, которые позволяют изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение рабочего стула по высоте и наклону. Оснащение специальным сиденьем, которое обеспечивает компенсацию усилия при вставании, специальными приспособлениями для управления и обслуживания оборудования, устройствами для захвата и удержания предметов и деталей, которые компенсируют полностью или частично либо замещают нарушения функций организма.
Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, предполагается оснащение специального рабочего места оборудованием, которое обеспечивает возможность подъезда к рабочему месту и разворота кресла-коляски. Пространство под элементами оборудования должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске. Оборудование ограждения движущихся механизмов, лестничных пролетов и других опасных зон в соответствии с действующими требованиями стандартов системы безопасности труда.
2. Создаются специальные условия (при необходимости) в процессе организации и проведения практики:
При расположении помещений на этажах выше первого обеспечить условия передвижения по вертикальным коммуникациям и условия гарантированной эвакуации.
3. Обеспечивается реализация здоровьесберегающих технологий: соблюдение ортопедического режима (использование вертикализаторов инвалидных колясок, ходунков); постоянная смена положения тела с целью нормализации тонуса мышц спины; доступность архитектурной безбарьерная среда.
4. Применяются специализированные индивидуальные компьютерные средства: специальные клавиатуры, мыши, компьютерная программа «виртуальная клавиатура» и др.
5. Используются технологии индивидуализации обучения: возможность применения индивидуальных устройств и средств (в том числе мультимедийных средств вместе с устройствами оптического сканирования), ПК, обязательный учет темпов работы и утомляемости, предоставление студентам дополнительных консультаций по программам практики.
6. Противопоказаниями к прохождению практики лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются: работа в условиях тяжелой физической нагрузки; вынужденной рабочей позы; длительного пребывания на ногах; значительных переходов; быстрого темпа; переохлаждения или перегревания, повышенной относительной влажности и др.
Организация государственной итоговой аттестации выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
Требования к содержанию и структуре адаптированных рабочих программ учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
Адаптированная рабочая программа разрабатывается (актуализируется) и утверждается образовательной организацией самостоятельно, в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности и с учетом соответствующей примерной основной образовательной программой (при наличии) в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (Особенности психофизического развития различных нозологических групп указаны в Приложении 1).
Адаптация образовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций ППС/ППК образовательного учреждения, заключения ПМПК и ИПРА.
Адаптированная рабочая программа может быть разработана как в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и индивидуально для конкретного обучающегося.
Адаптированная рабочая программа разрабатывается в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и пр.).
Для разработки адаптированная рабочей программы рекомендуется привлекать тьюторов, психологов (педагогов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости тифлосурдопереводчика и других специалистов сопровождения.
Реализация адаптированной рабочей программы может осуществляться использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения1.
Структура адаптированной рабочей программы включает в себя:
Адаптация содержания адаптированной рабочей программы представлена на примере адаптации макета рабочей программы учебной дисциплины/профессионального модуля (Приложение 1).
Задание к самостоятельной работе
Изучите нормативно-правовые и методические материалы по инклюзивному образованию.
Материалы размещены на сайте:
Задание к практической работе
Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:
-
задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом; -
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту; -
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
-
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс - возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не менее 300 люкс при отсутствии динамической регулировки; -
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; -
задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом.
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы. Организация рабочего места:
• рабочее/учебное место обучающегося создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нейросенсорных нарушений;
• увеличение размеров рабочей зоны на одно место, с учетом подъезда и разворота кресла-коляски;
• увеличение ширины прохода между рядами столов;
• при организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающегося;
• для инвалидов-колясочников предусматриваются места в первом ряду, ближайшие от входа в помещение;
• установка (перемещение) учебной доски в зоне доступности инвалида на коляске;
• аудитория должна быть оборудована столами, регулируемыми по росту обучающихся, а также специализированными креслами-столами с индивидуальными средствами фиксации, предписанными в медицинских рекомендациях;
• оснащение аудитории персональными компьютерами, техническими приспособлениями (специальная клавиатура, различные контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, головная компьютерная мышь, выносные кнопки разных цветов и диаметров, сенсорные планшеты и т.д.);
• персональный компьютер должен быть оснащен виртуальной экранной клавиатурой, коммуникационными каналами, программными продуктами;
• для крепления тетрадей и книг на столе обучающегося можно разместить специальные магниты и кнопки, наклонные доски для письма.
Технические и программные средства общего и специального назначения:
-
в качестве простых технических средств, служащих для облегчения процесса письма, можно использовать увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, позволяющие удерживать ручку и манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжеленными (с дополнительным грузом) ручками, снижающими проявления тремора при письме; -
специальная клавиатура: клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой и/или специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода и/или сенсорная клавиатура; -
виртуальная экранная клавиатура; -
головная компьютерная мышь; -
ножная компьютерная мышь; -
выносные компьютерные кнопки; -
компьютерный джойстик или компьютерный роллер; -
сенсорный планшет.
Учебные и информационные ресурсы:
-
учебники в электронном и печатном варианте; -
учебные пособия, материалы для самостоятельной работы в печатной форме или в форме электронного документа; -
программы виртуальных лабораторных работ; -
система поддержки учебного процесса образовательной организации, функционирующая на программной образовательной платформе; -
электронные образовательные ресурсы; -
мультимедийные ресурсы; -
сервис видеоконференций; -
программное обеспечение для текстовой, голосовой и видеосвязи; -
периодические издания в электронном и печатном варианте.
Требования к организации практики обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья:
1. Предъявляются требования к оборудованию рабочего места: оснащение специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим реализацию эргономических требований, направленных на предупреждение причинения вреда здоровью; механизмами и устройствами, которые позволяют изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение рабочего стула по высоте и наклону. Оснащение специальным сиденьем, которое обеспечивает компенсацию усилия при вставании, специальными приспособлениями для управления и обслуживания оборудования, устройствами для захвата и удержания предметов и деталей, которые компенсируют полностью или частично либо замещают нарушения функций организма.
Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, предполагается оснащение специального рабочего места оборудованием, которое обеспечивает возможность подъезда к рабочему месту и разворота кресла-коляски. Пространство под элементами оборудования должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске. Оборудование ограждения движущихся механизмов, лестничных пролетов и других опасных зон в соответствии с действующими требованиями стандартов системы безопасности труда.
2. Создаются специальные условия (при необходимости) в процессе организации и проведения практики:
-
использование специального оборудования, которое позволяет компенсировать двигательный дефект (вертикализаторы, коляски, трости, ходунки и т.д.); -
обеспечение мер предупреждения причинения вреда на путях движения в помещения, эвакуации из них и пребывания них; -
возможность использования индивидуальных технических средств, которые позволяют обеспечить условия предупреждения вреда здоровью реализацию эргономических принципов и комфортное пребывание на месте в течение практики; -
помещения должны быть без строительных препятствий – перепадов пола, бордюрных камней, лестниц, тамбуров, дверных проемов, порогов, преимущественно на первом или втором этаже.
При расположении помещений на этажах выше первого обеспечить условия передвижения по вертикальным коммуникациям и условия гарантированной эвакуации.
3. Обеспечивается реализация здоровьесберегающих технологий: соблюдение ортопедического режима (использование вертикализаторов инвалидных колясок, ходунков); постоянная смена положения тела с целью нормализации тонуса мышц спины; доступность архитектурной безбарьерная среда.
4. Применяются специализированные индивидуальные компьютерные средства: специальные клавиатуры, мыши, компьютерная программа «виртуальная клавиатура» и др.
5. Используются технологии индивидуализации обучения: возможность применения индивидуальных устройств и средств (в том числе мультимедийных средств вместе с устройствами оптического сканирования), ПК, обязательный учет темпов работы и утомляемости, предоставление студентам дополнительных консультаций по программам практики.
6. Противопоказаниями к прохождению практики лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются: работа в условиях тяжелой физической нагрузки; вынужденной рабочей позы; длительного пребывания на ногах; значительных переходов; быстрого темпа; переохлаждения или перегревания, повышенной относительной влажности и др.
Организация государственной итоговой аттестации выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
-
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; -
по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме.
Требования к содержанию и структуре адаптированных рабочих программ учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
Адаптированная рабочая программа разрабатывается (актуализируется) и утверждается образовательной организацией самостоятельно, в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности и с учетом соответствующей примерной основной образовательной программой (при наличии) в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (Особенности психофизического развития различных нозологических групп указаны в Приложении 1).
Адаптация образовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций ППС/ППК образовательного учреждения, заключения ПМПК и ИПРА.
Адаптированная рабочая программа может быть разработана как в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и индивидуально для конкретного обучающегося.
Адаптированная рабочая программа разрабатывается в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и пр.).
Для разработки адаптированная рабочей программы рекомендуется привлекать тьюторов, психологов (педагогов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости тифлосурдопереводчика и других специалистов сопровождения.
Реализация адаптированной рабочей программы может осуществляться использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения1.
Структура адаптированной рабочей программы включает в себя:
-
Общую характеристику адаптированной рабочей программы профессионального модуля; -
Структуру и содержание адаптированного профессионального модуля; -
Условия реализации адаптированного профессионального модуля; -
Контроль и оценку результатов освоения адаптированного профессионального модуля.
Адаптация содержания адаптированной рабочей программы представлена на примере адаптации макета рабочей программы учебной дисциплины/профессионального модуля (Приложение 1).
Задание к самостоятельной работе
Изучите нормативно-правовые и методические материалы по инклюзивному образованию.
Материалы размещены на сайте:
-
Федерального методического центра по инклюзивному образованию (ФМЦИО): https://fmc-spo.ru/
Задание к практической работе
-
Ознакомитесь с теоретическим материалом лекции. -
Для выполнения практической работы Вам необходимо сконструировать фрагмент рабочей программы учебной дисциплины/профессионального модуля, используя Федеральный образовательный стандарт по реализуемой профессии/специальности, при этом внося информацию в соответствующие графы. -
При разработке фрагмента рабочей программы учебной дисциплины/профессионального модуля определите для адаптации одну из нозологий (на выбор: слабослышащий; слабовидящий; нарушение ОДА). -
При выполнении задания используйте материал, полученный в ходе выполнения самостоятельной работы (нормативно-правовые и методические материалы, размещенные на сайте Федерального методического центра по инклюзивному образованию (ФМЦИО): https://fmc-spo.ru/).