Файл: Тема Организация практической подготовки для обучающихся с овз иинвалидностью. Содержание темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация государственной итоговой аттестации выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья:

Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

  • задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

  • письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

  • выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

  • обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс - возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не менее 300 люкс при отсутствии динамической регулировки;

  • выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

  • задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом.

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы. Организация рабочего места:

• рабочее/учебное место обучающегося создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нейросенсорных нарушений;

• увеличение размеров рабочей зоны на одно место, с учетом подъезда и разворота кресла-коляски;

• увеличение ширины прохода между рядами столов;

• при организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающегося;


• для инвалидов-колясочников предусматриваются места в первом ряду, ближайшие от входа в помещение;

• установка (перемещение) учебной доски в зоне доступности инвалида на коляске;

• аудитория должна быть оборудована столами, регулируемыми по росту обучающихся, а также специализированными креслами-столами с индивидуальными средствами фиксации, предписанными в медицинских рекомендациях;

• оснащение аудитории персональными компьютерами, техническими приспособлениями (специальная клавиатура, различные контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, головная компьютерная мышь, выносные кнопки разных цветов и диаметров, сенсорные планшеты и т.д.);

• персональный компьютер должен быть оснащен виртуальной экранной клавиатурой, коммуникационными каналами, программными продуктами;

• для крепления тетрадей и книг на столе обучающегося можно разместить специальные магниты и кнопки, наклонные доски для письма.
Технические и программные средства общего и специального назначения:

  • в качестве простых технических средств, служащих для облегчения процесса письма, можно использовать увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, позволяющие удерживать ручку и манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжеленными (с дополнительным грузом) ручками, снижающими проявления тремора при письме;

  • специальная клавиатура: клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой и/или специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода и/или сенсорная клавиатура;

  • виртуальная экранная клавиатура;

  • головная компьютерная мышь;

  • ножная компьютерная мышь;

  • выносные компьютерные кнопки;

  • компьютерный джойстик или компьютерный роллер;

  • сенсорный планшет.

Учебные и информационные ресурсы:

  • учебники в электронном и печатном варианте;

  • учебные пособия, материалы для самостоятельной работы в печатной форме или в форме электронного документа;

  • программы виртуальных лабораторных работ;

  • система поддержки учебного процесса образовательной организации, функционирующая на программной образовательной платформе;

  • электронные образовательные ресурсы;

  • мультимедийные ресурсы;

  • сервис видеоконференций;

  • программное обеспечение для текстовой, голосовой и видеосвязи;

  • периодические издания в электронном и печатном варианте.



Требования к организации практики обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья:

1. Предъявляются требования к оборудованию рабочего места: оснащение специального рабочего места оборудованием, обеспечивающим реализацию эргономических требований, направленных на предупреждение причинения вреда здоровью; механизмами и устройствами, которые позволяют изменять высоту и наклон рабочей поверхности, положение рабочего стула по высоте и наклону. Оснащение специальным сиденьем, которое обеспечивает компенсацию усилия при вставании, специальными приспособлениями для управления и обслуживания оборудования, устройствами для захвата и удержания предметов и деталей, которые компенсируют полностью или частично либо замещают нарушения функций организма.

Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, предполагается оснащение специального рабочего места оборудованием, которое обеспечивает возможность подъезда к рабочему месту и разворота кресла-коляски. Пространство под элементами оборудования должно создавать условия подъезда и работы на кресле-коляске. Оборудование ограждения движущихся механизмов, лестничных пролетов и других опасных зон в соответствии с действующими требованиями стандартов системы безопасности труда.

2. Создаются специальные условия (при необходимости) в процессе организации и проведения практики:

  • использование специального оборудования, которое позволяет компенсировать двигательный дефект (вертикализаторы, коляски, трости, ходунки и т.д.);

  • обеспечение мер предупреждения причинения вреда на путях движения в помещения, эвакуации из них и пребывания них;

  • возможность использования индивидуальных технических средств, которые позволяют обеспечить условия предупреждения вреда здоровью реализацию эргономических принципов и комфортное пребывание на месте в течение практики;

  • помещения должны быть без строительных препятствий – перепадов пола, бордюрных камней, лестниц, тамбуров, дверных проемов, порогов, преимущественно на первом или втором этаже.

При расположении помещений на этажах выше первого обеспечить условия передвижения по вертикальным коммуникациям и условия гарантированной эвакуации.


3. Обеспечивается реализация здоровьесберегающих технологий: соблюдение ортопедического режима (использование вертикализаторов инвалидных колясок, ходунков); постоянная смена положения тела с целью нормализации тонуса мышц спины; доступность архитектурной безбарьерная среда.

4. Применяются специализированные индивидуальные компьютерные средства: специальные клавиатуры, мыши, компьютерная программа «виртуальная клавиатура» и др.

5. Используются технологии индивидуализации обучения: возможность применения индивидуальных устройств и средств (в том числе мультимедийных средств вместе с устройствами оптического сканирования), ПК, обязательный учет темпов работы и утомляемости, предоставление студентам дополнительных консультаций по программам практики.

6. Противопоказаниями к прохождению практики лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются: работа в условиях тяжелой физической нагрузки; вынужденной рабочей позы; длительного пребывания на ногах; значительных переходов; быстрого темпа; переохлаждения или перегревания, повышенной относительной влажности и др.

Организация государственной итоговой аттестации выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

  • письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

  • по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме.


Требования к содержанию и структуре адаптированных рабочих программ учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Адаптированная рабочая программа разрабатывается (актуализируется) и утверждается образовательной организацией самостоятельно, в соответствии с ФГОС СПО по профессии/специальности и с учетом соответствующей примерной основной образовательной программой (при наличии) в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (Особенности психофизического развития различных нозологических групп указаны в Приложении 1).


Адаптация образовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций ППС/ППК образовательного учреждения, заключения ПМПК и ИПРА.

Адаптированная рабочая программа может быть разработана как в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и индивидуально для конкретного обучающегося.

Адаптированная рабочая программа разрабатывается в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и пр.).

Для разработки адаптированная рабочей программы рекомендуется привлекать тьюторов, психологов (педагогов), социальных педагогов (социальных работников), специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости тифлосурдопереводчика и других специалистов сопровождения.

Реализация адаптированной рабочей программы может осуществляться использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения1.

Структура адаптированной рабочей программы включает в себя:

  1. Общую характеристику адаптированной рабочей программы профессионального модуля;

  2. Структуру и содержание адаптированного профессионального модуля;

  3. Условия реализации адаптированного профессионального модуля;

  4. Контроль и оценку результатов освоения адаптированного профессионального модуля.

Адаптация содержания адаптированной рабочей программы представлена на примере адаптации макета рабочей программы учебной дисциплины/профессионального модуля (Приложение 1).
Задание к самостоятельной работе
Изучите нормативно-правовые и методические материалы по инклюзивному образованию.
Материалы размещены на сайте:

  • Федерального методического центра по инклюзивному образованию (ФМЦИО): https://fmc-spo.ru/


Задание к практической работе

  1. Ознакомитесь с теоретическим материалом лекции.

  2. Для выполнения практической работы Вам необходимо сконструировать фрагмент рабочей программы учебной дисциплины/профессионального модуля, используя Федеральный образовательный стандарт по реализуемой профессии/специальности, при этом внося информацию в соответствующие графы.

  3. При разработке фрагмента рабочей программы учебной дисциплины/профессионального модуля определите для адаптации одну из нозологий (на выбор: слабослышащий; слабовидящий; нарушение ОДА).

  4. При выполнении задания используйте материал, полученный в ходе выполнения самостоятельной работы (нормативно-правовые и методические материалы, размещенные на сайте Федерального методического центра по инклюзивному образованию (ФМЦИО): https://fmc-spo.ru/).