Файл: Тема Организация практической подготовки для обучающихся с овз иинвалидностью. Содержание темы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучающиеся с инвалидностью.
Среди обучающихся с инвалидностью, выделяют особую группу — это студенты с соматическими заболеваниями без нарушений психофизического развития. Студенты, имеющие инвалидность и ОВЗ, связанные с соматическими нарушениями, представляют самую большую группу среди обучающихся с физическими нарушениями.
Организация рабочего места студента.
Организация рабочего места студентов с соматическими заболеваниями индивидуальна и зависит от специфики заболевания, определяется в соответствии с рекомендациями ППС и СанПиН.
Психолого-педагогические условия реализации профессиональных образовательных программ.
Различные виды и особенности заболеваний соматического характера требуют в первую очередь акцентирования внимания на создание здоровьесберегающей среды. Необходимо обращать внимание на дозирование различных видов нагрузок. Необходимо предоставлять возможность обучения по индивидуальному учебному плану с использованием дистанционных и электронных форм обучения: это связано с систематическими плановыми госпитализациями, медицинскими реабилитациями таких студентов.
У некоторых обучающихся может наблюдаться сверхчувствительность, стремление избегать резких внешних воздействий. Им свойственна повышенная тревожность, ранимость и обидчивость.
Очень важно при выстраивании коммуникации со студентом, провести индивидуальную консультацию с целью определения необходимых перерывов для приема пищи, медикаментов, выполнения санитарно-гигиенических процедур и др. особенностей.
Для значительной части лиц с инвалидностью и ОВЗ, обусловленной тяжелыми соматическими заболеваниями, характерны следующие психологические особенности:
-
низкая работоспособность; -
медленное усвоение и восприятие информации, относительно своих сверстников; -
сильная привязанность к семье; -
часто лица с инвалидностью и ОВЗ имеют сформированную позицию «беспомощного», которая воспитывается внутри семьи, поскольку студенты нуждаются в постоянной опеке и попечительстве со стороны взрослых; -
свойственны манипулятивные реакции.
Для студентов с соматическими заболеваниями важно дозирование нагрузки при обучении, равномерное распределение ее в течение всего семестра. Целесообразен контроль знаний в течение семестра, чтобы к началу зачетно-экзаменационных мероприятий эти студенты не перегружались заучиванием больших объемов материала.
Успешность модели психолого-педагогического взаимодействия в ходе образовательного процесса в системе среднего профессионального образования и профессионального обучения возможна при соблюдении следующих основных условий:
-
Согласие обучающегося с инвалидностью и ОВЗ на помощь.
Либо студент сам просит о помощи, либо не отвергает ее, когда предлагают. Необходимое вмешательство осуществляется только в случае опасности для его жизни и здоровья в ситуациях асоциального поведения.
-
Приоритет самого обучающегося с инвалидностью и ОВЗ в решение собственных проблем.
Педагоги, тьюторы и психологи лишь создают для этого условия, вникают в суть проблемы и предлагают свою помощь, оказывая влияние на самостоятельность действий.
-
Сотрудничество, содействие.
Условие предполагает процесс совместного движения к преодолению препятствий и трудностей.
-
Соблюдение принципа конфиденциальности.
Данное условие крайне важно для доверительного общения педагогов и психологов с обучающимися с ОВЗ, особенно при проведении диагностических методик, бесед, психологических консультаций и т. п.
-
Доброжелательность и безоценочность.
Педагогам недопустимо сравнивать действия одного обучающегося с действиями другого.
Перечень необходимого оборудования для оснащения образовательной организации для обучающихся с различными нозологиями. Технологии инклюзивного образования.
Обучающиеся с инвалидностью без нарушений психофизического развития.
Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы: Для обучающихся с соматическими заболеваниями, у которых не поражены опорно-двигательные функции и органы чувств, зачастую достаточно повысить степень учета эргономических требований к учебным материалам, чтобы студент с ОВЗ сам мог выбрать размер и тин шрифта при просмотре, полученного материале на экране, убрать или переместить рисунки и т.п., изменить цвета, используемые при оформлении текста, подобрать степень яркости и контраста
Требования к организации практики обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: Для обучающихся с соматическими нарушениями форма проведения практики устанавливается образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. При определении мест прохождения учебной и производственных практик, обучающихся с соматическими нарушениями образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики инвалидами создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства труда России от 19 ноября 2013 года № 685н.
Организация государственной итоговой аттестации выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: Организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.
Обучающиеся с нарушениями слуха.
Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы: Организация рабочего места:
• рекомендуется – первая или вторая парта (около окна или в среднем ряду) с организацией достаточного пространства, чтобы обучающийся в условиях речевого полилога имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь окружающих;
• расположение обучающегося таким образом, чтобы его лучше слышащее ухо было максимально приближено к педагогу на занятии (справа/слева от педагога);
• аудитория должна быть оборудована стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования;
• учебная аудитория должна быть оборудована радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой, документ-камерой, текстофонами;
• оснащение аудитории мультимедийной аппаратурой: доска с проектором / интерактивная панель, компьютер c колонками и выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USB-накопители, принтер, сканер).
• специальное оборудование для занятий сурдопедагога и логопеда (зеркало, FM-системы, индикатор звучания ИНЗ, сурдологопедический тренажер «Дэльфа142», специальные компьютерные программы Hearthe World, Speech W и др.)
Технические и программные средства общего и специального назначения:
-
наушники с микрофоном; -
мобильный радиокласс; -
акустическая система (Система свободного звукового поля); -
информационная индукционная система; -
текстофон; -
видеотека учебных и других используемых в образовательном процессе видеофильмов с субтитрами; -
мультимедийные средства приема-передачи учебной информации (проектор, телевизор, интерактивная панель, документ-камера и т.п.); -
сурдотехнические средства для компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции.
Учебные и информационные ресурсы:
• учебники в электронном и печатном варианте;
• учебные пособия, материалы для самостоятельной работы в печатной форме или в форме электронного документа;
• программы виртуальных лабораторных работ;
• учебные материалы в видеоформате с сурдопереводом или субтитрами;
• система поддержки учебного процесса образовательной организации, функционирующая на программной образовательной платформе;
• электронные образовательные ресурсы;
• мультимедийные ресурсы;
• сервис видеоконференций;
• программное обеспечение для текстовой, голосовой и видеосвязи;
• периодические издания в электронном и печатном варианте.
Требования к организации практики обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья:
1. Предъявляются требования к оборудованию рабочего места: расстановка оборудования и мебели на рабочих местах должна обеспечивать безопасность и комфортность труда, не создавать помех для подхода, пользования, передвижения; станки, технические устройства должны иметь устойчивые безопасные конструкции, прочную установку и фиксацию, простой способ пользования; расположение полок на уровне плеч и не выше человеческого роста; столы и стулья должны быть оборудованы регулируемыми по высоте механизмами и др.