Файл: понятие и виды судебных расходов в арбитражном процессе по учебной дисциплине Правоведение.rtf
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего образования «российский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева» (ФГБОУ ВО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева) |
Институт экономики и управления АПК
Кафедра экономической безопасности и права
РЕФЕРАТ
на тему:
«ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ»
по учебной дисциплине «Правоведение»
| Выполнила: студентка 207 учебной группы 2 курса Института экономики и управления АПК Жигулина Н.С. |
| Проверил: доцент кафедры экономической безопасности и права, к.ю.н. Лебедева Т.С. |
Москва 2023
Оглавление
Содержание
Введение:
1. Многообразие в понимании права
2. Сущность и социальное назначение права
3. Функции (роль) права в социальной жизни
4. Государство и право
4.1 Воздействие государства на право
4.2 Воздействие права на государсвто
Заключение
Список используемых источников
Введение
Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен; что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития раскрывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право.
При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в третьих, что понимается под сущностью права (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям - в других.
Понятие права - важнейший компонент юриспруденции. От понимания права во многом зависит постановка научных исследований, а также общая ориентация юридической практики. Задача познания заключается в том, чтобы за многообразными проявлениями права на поверхности общественной жизни попытаться найти его действительную сущность, социальную природу и общечеловеческую ценность.
Рассматривая право как социальное свойство человека, его связывают с необходимой для человека свободой. Право призвано обеспечить свободу, без которой не может формироваться и развиваться личность, а в государстве нет свободы, если власть не ограничена правом.
С правом имеет дело в своей жизни каждый человек и на этом основании составляет о нем свое собственное представление.
Основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований.
Право - это обусловленная природой человека и общества, и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Актуальность работы - понять смысл права как социальной ценности; обозначить, что без права не может существовать современное общество, это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Прежде всего, право является важным инструментов регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества.
Цель работы заключается в раскрытии сущности и социального назначения права.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач: изучить многообразие понимания права, раскрыть сущность и социальное назначение права, выяснить функции права. Следовательно, данная работа будет включать в себя три основные части.
Правовой основой для данной работы послужила специализированная юридическая литература. В основном это учебно-правовые труды: Алексеева С.С, Бережнова А.Г., Венгерова А.Б., Марченко М.Н. и ряда других теоретиков.
1. Многообразие в понимании права
С правом имеет дело в своей жизни каждый человек и на этом основании составляет о нем свое собственное представление.
«Можно, пожалуй, найти человека во всю свою жизнь никогда не заинтересовавшегося вопросами естествознания и истории - заметил виднейший русский теоретик права Н.М. Коркунов, - но прожить свой век
никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое. Каким мезантропом вы не будьте, как ни чуждайтесь вы людей, вам не обойти вопросов о праве. По крайней мере одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать. Чуждаясь людей, вы должны же сказать им: здесь сфера моей личности, сюда вы не имеете права вторгаться».
По словам известного древнеримского юриста Ульпиана, « изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово «право» (ius); оно получило свое название от правосудия (iustitia)… право есть наука (ars) о добром и справедливом».
Вековые исследования то приближали, то удаляли человечество от правильного понимания права, его сути. «Для правоведа,- замечал Кант, - остается тайной - является ли правом то, что требуют законы, каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое и неправовое».
Понятие права, по словам американского правоведа Лоуренса Фридмена, «имеет большое количество значений, хрупких как стекло, неустойчивых как мыльный пузырь, неуловимых как время» .
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - каково естественное право. В другом смысле право - это то, что «полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».
Знаменитый Кодекс Наполеона, или гражданский кодекс Франции 1804 г., был подготовлен на основе глубокого изучения и широкого использования римского права. В нем, например, под сильным влиянием принципов и различных институтов римского права особо выделялось право собственности, которое определялось как «право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами и регламентами (ст.544). В Кодексе Наполеона закреплялись пути и способы приобретения собственности. Устанавливалось, в частности, что «собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения между живыми или по завещанию и в силу обстоятельств».
Будучи «регулирующей нормой политического общения», право, как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить «критерием справедливости».
Для современной юридической теории и практики, в особенности для глубокого и всестороннего понимания права, не утратили своего значения положения, касающиеся естественного права.
Что такое «истинный закон»? - вопрошал Цицерон. И тут же отвечал, соотнося право не только со справедливостью и добром, но и с самой природой, естественным бытием человека, что - это « разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое привязывает к исполнению долга…» Право, по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, «запрещая от преступления отпугивает; однако оно ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая» .
Сочетание свободы одного со свободой и интересами других - это состояние и обеспечивает естественное право и основанный на нем общественный договор. Известный европейский юрист Томазий (XVIII в.) так сформулировал понимание права и нравственности с позиции договорной теории - нравственность существует тогда, когда господствует принцип: относись к другим так, как хотел бы, чтобы другие относились к тебе. А право - не делай другим того, что бы, как ты хотел бы, они не делали тебе .
Широко известно определение права, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии». Обращаясь к классу буржуазии, они писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Говоря по-другому, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, негосподствующих слоев населения и расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получало негативную оценку как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению .
В советский период, охватывающий собой более чем 70-летний отрезок времени, начиная с 1917 г. и кончая 90-ми годами XX в., сформировалось определение понятия права, принятое по докладу А. Вышинского Первым совещанием научных работников права в 1938 г. Понятие права рассматривалось как «совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу» .
Одним из примеров внеклассового или надклассового подхода к определению понятия права может служить его дефиниция, в соответствии с которой право рассматривается как «система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений» .
В некоторых последних крупных теоретических работах* под правом понимается некое состояние общества - законы, правовые учреждения, мировосприятие, обычаи, само упорядочение отношений и т.д. Автор при этом стремится показать, что право не некое явление, обособленное и оторванное от социального бытия, но растворение права в состоянии общества, уравнивание права и результата его действия вряд ли продуктивно и полезно .
В теории права отчетливо формируются два основных подхода к понятию права: узконормативное (монистическое понимание права) и «широкое» понимание права.
Узко нормативный подход к определению понятия права сводился к выработке представления о праве как о системе норм, установленных или санкционированных государством, выражающих волю государства и обеспеченных государством.
Весьма типичными для сторонников данного подхода и представления о праве были его определения, согласно которым право - это «система норм, выполнение, которых обеспечивается принудительной силой государства»; «право - это «совокупность правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством, выражающих волю господствующего класса, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, угодных и выгодных господствующему классу», или же: «Право есть государственная воля господствующего класса, выраженная в совокупности норм, которые охраняются государством как классовый регулятор общественных отношений».
Право формируется обществом, и законодатель формулирует лишь то, что уже сложилось (или складывается) в обществе. При этом важно, чтобы официальный закон был справедливым. Закон, не соответствующий справедливости, не есть право. В правовом государстве должен господствовать правовой закон, отвечающий идеям свободы, гуманизма и демократии.
Обращение к «широкому» пониманию права свидетельствовало, с одной стороны, о полном или частичном (в зависимости от авторского восприятия) несоответствии узконормативного правопонимания реальной действительности и соответственно о неудовлетворенности существующим представлением о праве. А с другой - о продолжении, по сути, никогда не прекращавшихся попыток, как об этом свидетельствует история развития правоведения, поиска все новых наиболее адекватно отражающих реальную правовую действительность представлений о праве и выработке его соответствующих определений.