Файл: Задача 1 Кейсзадача 1 Выделите предпосылки и периоды создания системы внешкольного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 3079

Скачиваний: 167

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Ознакомительная практика


Кейс

задача № 1

Кейс-задача № 1

1. Выделите предпосылки и периоды создания системы внешкольного образования.

В России становление системы внешкольного образования шло своим особым путем, в результате чего была создана уникальная система сначала внешкольных учреждений, а затем учреждений дополнительного образования детей. Российское внешкольное образование — это органическая составляющая российской пореформенной эпохи, со всеми ее противоречиями. Историко-педагогическое исследование дополнительного образования детей как целостного и одновременно многосоставного, многоаспектного, многоуровневого, полисферного социальнопедагогического явления, тесно связанного и с процессами, происходящими в образовательной практике, и с логикой развития социокультурной жизни, представляется сегодня весьма актуальным и содержательно значимым направлением.

Историческими предпосылками возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей послужили теория и практика внешкольного образования, общественного воспитания, социально-культурной деятельности, детского движения, попечительской и благотворительной деятельности в России. Специфика современного дополнительного образования детей обусловлена самими причинами, историко-культурными обстоятельствами его возникновения как социально-культурного и социально-педагогического явления. Можно сформулировать принципиальный вывод о том, что основа теории дополнительного образования детей была заложена на рубеже XIX—XX вв.

Анализируя исторические предпосылки развития внешкольных учреждений в

дореволюционный период, следует отметить, что, возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов форм демократической организации детей и взрослых, опирающейся на прогрессивные традиции народной педагогики. Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения, как в потребностях самого ребенка, так и общества.

Ученые выделяют некоторые этапы в развитии дополнительного (внешкольного)

образования детей.

Первый этап – возникновение (1905-1917 гг.). Различные формы внешкольного образования детей начали возникать в России еще в XVIII веке (одним из первых был литературный кружок П. Сумарокова, 1756 г.). Однако организационное развитие внешкольных форм работы можно отнести к началу ХХ века: у их истоков стояли С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатов, П. Ф. Лесгафт, К. Н. Вентцель. Основная задача внешкольных учреждений того времени – развитие личности ребенка, формирование у него ответственности, солидарности, товарищества. К функциям внешкольного образования до 1917 г. можно отнести образовательную и культурно-досуговую. Клубы, колонии и другие формы были, как правило, замкнутыми детскими учреждениями. Организационная структура внешкольных учреждений была простой; деятельность в основном строилась на принципах детского самоуправления.

Второй этап – становление (1918-1939 гг.). В послереволюционный период С. Т. Шацкий открыл первую опытную станцию по народному образованию. В основу концепции Шацкого легла идея «открытой» школы. Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения. В 20-30-е годы началось формирование государственной системы внешкольных учреждений. С 30-х годов внешкольная работа стала рассматриваться как часть общего процесса коммунистического воспитания. Возникли новые внешкольные государственные детские учреждения и первые научно-методические центры. В 1923 г. Е. Н. Медынский издал «Энциклопедию внешкольного образования».

В этот период развития внешкольной работы можно отметить следующие направления

изменений:

1. Расширение спектра задач, к которым относятся: воспитание и развитие социальной активности детей и подростков, их образование, повышение общего культурного уровня. В 20-30-е годы к задачам добавляются: борьба за получение детьми знаний, ликвидация неграмотности; организация досуга через проведение массовой культурно-просветительной работы; оздоровление детей; включение детей в социалистическое строительство.





п/п







  1. Определение основных функций: социально-педагогическая (преодоления и профилактики безнадзорности); компенсирующая (занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования); инструктивно-методическая, организационномассовая.

  2. Обновление содержания и форм воспитательной работы. К формам организации деятельности относились: клубы («Детский рабочий клуб имени Мировой революции»), отряды («Детский пролеткульт» в г. Туле), дома (дом художественного воспитания для пролетарских детей в Петрограде), станции (первая детская станция юных любителей природы в Москве), базы (Центральная ба-за школьных экскурсий), театры («Детский пролетарский клуб-театр»), Дома пионеров. Широкое распространение получили экскурсионно-туристская работа, художественное воспитание, театральное искусство.

  1. Появление в структуре внешкольных учреждений общественных советов: педагогических советов; советов по идейно-политическому воспитанию; по художественному оформлению учреждения; репертуарных советов; методических советов; советов кружковцев внешкольного учреждения; шефских советов; советов ветеранов пионерского движения и т. д.

  2. Укрепление материальной базы учреждений (например, клуб «Детский уголок» в Москве имел весьма солидную материальную базу – 11 комнат для занятий и столовую, обслуживающих 300 детей).

1. Совершенствование управления: расширение аппарата управления, методов и

принципов управления.

Третий этап – развитие (1940-1960 гг.). Внешкольные учреждения принимались на бюджет органов народного образования, для них строились помещения, готовились профессиональные кадры. Таким образом, на рубеже 40-х годов в нашей стране сложилась определенная и достаточно широкая сеть внешкольных детских учреждений.

Основными функциями детских внешкольных учреждений этого периода были: воспитательная функция, функция профессионального и гражданского самоопределения детей; коммуникативная функция; функция формирования духовного образа жизни; методическая и социальная функции.7

Содержание работы определялось тремя основными видами деятельности:

  1. инструктивно-методической, которая включала обучение учителей, классных руководителей, руководителей кружков школ и внешкольных учреждений, общественных организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства; организацию для них практикумов, лекторий, семинаров, конференций, тематических чтений, а также изучение, анализ, обобщение и внедрение передового опыта комсомольской, пионерской и внешкольной работы; создание методических выставок; разработку рекомендаций по актуальным направлениям воспитательной работы с пионерами и школьниками;

  2. организационно-массовой, направленной на содержания, форм и методов культурно-массовой работы совершенствование с детьми и подростками; на повышение эффективности каждого мероприятия, проводимого во внешкольных учреждениях, школах, пионерских лагерях, по месту жительства учащихся, в районе, городе;

  3. кружковой, которая должна была носить общественно полезный характер;

каждый школьник мог заниматься только в одном кружке.8

Период 40-70-х годов отмечается усилением ведомственного подхода в организации внешкольной образовательной, культурно-досуговой, оздоровительной работы с детским населением. В указанный период получила свое развитие система деятельности пионерских лагерей и детских здравниц как оздоровительно-воспитательных внешкольных учреждений.9

Организационная структура внешкольных учреждений продолжала развиваться: цели и

задачи деятельности определялись государством, в структуре появились методические центры, оформились три основных направления работы (инструктивно-методическое, культурномассовое, кружковое), увеличилось количество кружков и секций, а также сотрудников и педагогов.

Четвертый этап – расцвет (1961-1986 гг.). В 70-80-е годы создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей. Это – учреждения министерства речного и морского флота, технические кружки и клубы. Появляются детские театры, ансамбли, активизируется работа клубов по месту жительства и работа с детьми в разновозрастных отрядах. Особое развитие получают различные направления массовой работы: всесоюзные недели, ярмарки, смотры, конкурсы, праздники, акции.

Во второй половине 80-х годов происходит освобождение внешкольной работы от жесткой регламентации. Внешкольным учреждениям возвращаются их права: самостоятельной





п/п







разработки программ своей деятельности, определения структуры, численности детских коллективов и педагогических штатов.

К 70-м годам устоялись содержание и формы работы внешкольного учреждения, которое представляло собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом участников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора деятельности, формальными и неформальными отношениями между детьми и взрослыми, возможностью ребенка не зависеть от стереотипа мнения привычного окружения и выступать в новой роли.

Пятый этап – кризис, спад (1987-1992 гг.). Уже начиная с 1986 г. расходы на образование

в государстве стали существенно уменьшаться, нехватка средств привела к резкому сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений и их количества. Острый кризис переживают детские организации. В 1991 г. после распада пионерской и комсомольской организаций возник вакуум, который постепенно заполняется за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций и движений и появления новых.12

Шестой этап – стабилизация, выход из кризиса (с 1993 г. по настоящее время). В 1992 г. с выходом нового закона «Об образовании» внешкольным учреждениям вернули статус образовательных учреждений и назвали учреждениями дополнительного образования детей (УДОД). В 1995 г. вышло «Типовое положение об учреждении дополнительного образования».13 Закон РФ «Об образовании» создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. С 1992 г. отмечаются стабилизация (частичное восстановление) численности учреждений дополнительного образования, активизация их деятельности, что свидетельствует о выходе системы из кризиса.

К 90-м годам XX века сформировались главные отличия этих учреждений от школы: свобода выбора деятельности, педагога, обучающей программы; возможность менять виды деятельности, коллектив, педагога; главным организующим началом стал не урок, а творчество в различных его проявлениях; между ребенком и педагогом сложились особые взаимоотношения сотрудничества и сотворчества; они позволяют ребенку найти свое место в жизни, получить допрофессиональную или начальную профессиональную подготовку.



  1. Что лежит в основе системы дошкольного воспитания?

В основе системы дошкольного воспитания лежит культурно-историческая концепция, в

рамках которой развитие ребенка понимается как усвоение им общественно-исторического опыта, накопленного человечеством. Это означало, что все высшие психические функции, мировоззрение и способности человека формируются в результате усвоения им различных понятий, ценностей, способов человеческой деятельности, знаний, представлений и т. д. Такой подход ставит на первое место фигуру взрослого — воспитателя, поскольку только он, уже владеющий культурнообщественным опытом, мог передать его ребенку. Это определяет ведущую и руководящую роль воспитателя в развитии ребенка. При этом воспитатель выступает как носитель знаний и способов деятельности, как посредник между культурой и ребенком. Его основная задача – передать детям знания и умения, существующие в обществе.



  1. Анализ результатов исследований актуальных проблем дошкольного образования, педагогики и методики обучения и воспитания в ДОУ, полученных отечественными и зарубежными исследователями



Дошкольное образование, как и образование в целом - процесс постоянно меняющийся и преображающийся. В каждом временном периоде существует ряд проблем и приоритетов. В детском саду осуществляется работа с дошкольниками, что является важной ступенью жизни ребенка. В этот период закладываются основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Отсутствие должного развития влечет за собой ряд проблем в дошкольном возрасте.

На сегодня можно выделить наиболее актуальные проблемы дошкольного образования: Проблемы в области финансирования. Большую роль при реализации ФГОС ДО играет предметно-пространственная среда, которая должна быть трансформируемой, общедоступной, полифункциональной, вариативной, содержательно-насыщенной. В данном аспекте учитываются возрастные особенности, удовлетворение ребенка в сенсорном развитии, учет психофизиологических особенностях, удовлетворении в потребности ближайшего развития. В





п/п







группе детского сада ребенок должен себя чувствовать комфортно. Недостаточное оснащение детских садов влечет за собой бесполезное проведение курсов повышения квалификации педагогов, так как в дальнейшем невозможно реализовать знания на практике. Поэтому стоит в первую очередь проводить такие курсы руководителям, чтобы они видели, как можно организовать образовательный процесс. В некоторых ДОУ отсутствуют сенсорные доски, компьютеры и подключения к Интернету.

Невозможность обеспечить дошкольные учреждения достойной учебно-методической базой. Плохо финансируется приобретение педагогами дидактической и методической литературы, которая необходима для работы с детьми. Поэтому педагоги вынуждены приобретать за свой счет, и стоимость их не низкая. Проблемы с педагогическими кадрами. Профессиональные стандарты для педагога в системе дошкольного образования нуждаются в изменении. Система подготовки кадров, чьей областью деятельности является дошкольное образование, напрямую влияет на качество дошкольного образования. Педагог является центральной фигурой в вариативном и разнообразном образовании. Но чтобы реализовать свое право на академическую свободу, он должен обладать соответствующими компетенциями, должен понимать, как именно строить образовательный процесс в условиях вариативности. Также активно участвовать в жизни детского сада, городских мероприятиях при том, что воспитатели работают три человека на две группы. Из-за этого может произойти педагогическое перегорание и стрессовые ситуации, которые негативно сказываются на здоровье педагога. Многие педагоги не готовы к инновационным методам, работают, используя методику прошлых лет, что недопустимо в отношении современных детей. В ходе инновационного образования происходит слияние развивающего предметного содержания, что дает возможность образовывать новые формы интегрированного педагогического процесса. Учитывая индивидуальные особенности детей дошкольное образование необходимо строить при помощи партнерского общения ребенка и взрослого.

По ФГОС ДО педагогический работник, реализующий Программу, должен иметь сформированные основные компетенции для создания ситуации развития дошкольников в соответствии с возрастными особенностями. Данные компетенции дают возможность ребенку чувствовать эмоциональное благополучие, поддержку индивидуальности, инициативы, взаимодействия в разных ситуациях, вовлечение в образовательный процесс.

Отсутствие согласованности дошкольного образования и школы. Школьные педагоги не

принимают игровую форму обучения, которая преобладает у детей первого класса. Это влечет стрессовую ситуацию первоклассника, сопутствующие заболевания, дисбаланс в учебе, и, как правило, нежелание посещать школьное заведение. В системе дошкольного образования возникла жесткая ориентация детских садов на подготовку детей к школе, под которой обычно понимается только обучение чтению, счету и письму, хотя самым важным является мотивация ребенка, интерес к обучению в школе.

Практика слишком раннего принудительного обучения детей с неизбежностью приводит

к исчезновению учебной мотивации, и как следствие, к возникновению школьной дезадаптации и школьных неврозов. Обратим внимание и на то, что образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, то есть его законных представителей. Личностноориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Обязательно должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности, необходимо ориентироваться на интересы каждого ребенка. Педагог должен ставить перед собой цель - обеспечение развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость. Некоторые родители не желают сотрудничать с образовательными заведениями, а педагоги не всегда могут подобрать нужные слова для передачи информации. Без сотрудничества невозможно полноценное развитие ребенка. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент основной задачей развития системы дошкольного образования является создание пребывания ребенка дошкольного возраста в системе, оптимально отвечающим его интересам, интересам семьи, во взаимосвязи ребеноксемья-педагог. Подведя итоги вышесказанного, хочется отметить, что проблемы в образовании, а в частности в современном образовании есть, и они очевидны.

4. Описать роль воспитателя в дошкольной образовательной организации,














профессиональные качества педагога.

На свете существует очень много различных профессий и среди них есть одна профессия. Самая сложная и интересная на мой взгляд. Это профессия воспитателя. Педагогическое мастерство зависит от личных качеств человека. Любовь к детям следует считать важнейшей профессиональной чертой педагога. Это самое главное качество, которым должен обладать воспитатель. На воспитателя возлагается огромная надежда как родителями воспитанников, так и самими детьми. Дети приходят в детский сад в разном возрасте, но в каком бы возрасте они ни пришли они все еще маленькие, наивные, возможно, неуверенные в себе маленькие люди. И только воспитатель может помочь им справиться с их проблемами, комплексами и стеснением. В детском саду ребенок смотрит на воспитателя как на защитника, помощника, человека, который всегда подскажет, как поступить или не поступать. Поэтому этот человек, помимо любви к детям, должен обладать еще несколькими качествами: дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, работоспособность, настойчивость, умение ставить цель перед собой и детьми, стрессоустойчивость. А также тактичностью, отзывчивостью, быть терпеливым, иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности, быть эрудированным, нужна общая культура, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом.

Воспитание — это ответственный процесс. Во взаимодействии педагога с детьми, происходит развитие личности ребенка. И от воспитателя, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни. Ошибка воспитателя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, с не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. У воспитателя существует много ролей, например, воспитательсоветник, воспитатель - помощник, воспитатель — друг, воспитатель — учитель, воспитатель вторая мама. Остановимся на каждой роли подробнее. Воспитатель-советник. Каждый день маленькие дети, придя в детский сад сталкиваются со множеством ситуаций, в которых не в силах разобраться сами. Для этого на помощь всегда придет воспитатель и объяснит, как нужно поступить. Например, что играть с куклой можно вместе сразу двум-трем детям одновременно, или по очереди возить машинку по группе. Очень важно научить детей правильно использовать игрушки, то есть — играть.

Дети должны понимать, что из кубиков нужно строить башенку или домик, а не бросаться

ими друг в друга, если что-то пошло не так. А настольные игры только для игры за столом. Так же детям необходимо объяснять, как дружить. Да-да, именно дружить. Делиться игрушками, не подводить друга, не обижать его или её. Извиняться если что-то нечаянно произошло, прощать друг друга. Во всех этих вопросах не обойтись без воспитателя.

Воспитатель - учитель. Весь образовательный процесс лежит целиком на воспитателе. Завлечь ребенка, отвлечь от забот или каких-либо тревог — это настоящий талант. Справиться с этим может далеко не каждый педагог, но это необходимо и очень важно.

Психологическое здоровье ребенка очень важно. В процессе занятий необходимо

указывать ребенку на те моменты, которые у него получаются лучше всего, а не наоборот. Так как обратная ситуация может привести к появлению комплексов и боязни ошибиться. Похвала поможет ребенку стремиться к лучшему результату.

Воспитатель-помощник. В любом деле, во время занятия или на прогулке, или вечером во

время игр у ребенка может возникнуть проблема. Например, ребенок не может найти или завязать шапочку, не может приклеить деталь на листок (если это аппликация) или не знает, где находится какая-либо игрушка, воспитатель — это первый человек, к которому обращается ребенок. И только терпение и любовь воспитателя принесут ребенку уверенность в себе, спокойствие и радость, что так необходимо для этого маленького чуда. Это так немного для взрослого и так много для малыша.

Воспитатель - друг. Это, наверное, самая сложная роль для взрослого. Здесь важно не

переходить черту. Воспитатель общается с ребенком на одном уровне, но при этом не понижает себя до уровня ребенка, а наоборот, повышает ребенка до уровня взрослого. Это приятно ребенку, это вызывает доверие и уважение к воспитателю. Малыш с огромной радостью принесет воспитателю карандаш, например, ведь об этом его попросил человек, которому он доверят. Или он, с огромной радостью, поможет убрать игрушки, ведь воспитатель попросил его сделать это как друга. Дружить с ребенком, спрашивать, как прошел его день, выходные или отпуск, желать приятных выходных — это залог наилучшей модели отношений ребенок и воспитатель.

И, наконец, воспитатель - вторая мама. Иногда детки приходят в детский садик в очень

раннем возрасте 2-3 года. Этот ребенок оказался совсем в другом, новом мире, где все для него неизвестно и все пугает, где есть режим и правила не такие как дома. У малыша начинается стресс,