Файл: Литература второй половины xix века. И. С. Тургенев.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Зависимость от природы помогает преодолеть гордыню Зиновию Игнатьевичу – он не только зовет на помощь людей, но и просит Бога помочь ему, отцепить рыбину. Разговаривает с самой рыбиной уже не как с источником дохода, а как с частью могущественной природы, от которой зависит жизнь человека.

Борьба человека с природой в облике Царь – Рыбы олицетворяет противоборство губительного использования человеком природы и самой Матушки – природы.
Вопрос 31. Современная авторская песня

   Современная авторская песня. Этим понятием обозначается целый этап в развитии русской поэзии XX века, последних его десятилетий. В авторской песне можно отметить много течений, направлений, литературных традиций. Перечислю наиболее известные имена авторов-исполнителей: Ада Якушева, Юлий Ким, Владимир Чернов и, конечно, Юрий Визбор, Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Новелла Матвеева, Александр Городницкий. В творчестве этих поэтов немало общих мотивов. Их роднит схожесть лирического героя: это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой, будь то геолог, турист или строитель новых городов. Нельзя не сказать несколько слов и об очень любимом мною крупном прозаике и поэте Булате Окуджаве. Мир его лирики несколько иной, чем у перечисленных выше поэтов. Его герой также уходит от унылой картины современной ему жизни, но уходит не в горы или тайгу, а чаще всего в романтизированное прошлое — предметом этой романтизации могут быть и XIX век, пушкинское время с его лихими гусарами, дуэлянтами и кавалергардами, и начало XX века, чьи герои — “господа юнкера”, оставшиеся на полях германской войны; и времена гражданской войны с их героиней — “комсомольской богиней”.

    Однако я более подробно остановлюсь на творчестве только одного представителя авторской песни — Владимира Высоцкого.

    Судьба его была в чем-то драматичной, а в чем-то — очень счастливой. Он не дождался официального признания, его книги увидели свет уже после смерти автора. Но уже при жизни поэт узнал подлинную славу. Очень точное определение В. Высоцкому дано А. Вознесенским: “шансонье всея Руси”.

Вопрос 32. В.М.Шукшин. Новый тип героя

Шукшин ввел в литературу новый тип героев - "чудиков", вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои Шукшина задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда?


Вопрос 33. Драматургия 1960-1980 (на примере произведений А.Вампилова)

В драматических произведениях 1960-80-х годов наблюдаются те же процессы, что и в прозе. Тематически выделяются произведения о Великой Отечественной войне и о современности. В пьесах героико-патриотической тематики (А. Салынский «Барабанщица»), К. Симонов, «Четвертый», М. Рощин «Эшелон») осмысливается опыт прошедшей войны и затрагиваются проблемы нравственного характера. 1960-е годы были также временем поисков нового положительного героя в современности. Поэтому появляются пьесы семейно-бытового и социально- психологического содержания. В разработке «личных» тем драматурги В. Розов («В добрый час!», «В поисках радости»), А. Арбузов («Иркутская история», «Сказки старого Арбата»), С. Алешин («Все остается людям»), Л. Зорин («Варшавская мелодия»), А. Володин («Старшая сестра»), Э. Радзинский «104 страницы про любовь») достигли заметных художественных результатов. Они воссоздали «чеховский» тип драмы, где будничное изображение жизни, как правило, поднято на высоту поэтических раздумий о нравственности, о смысле бытия. В драматургии 1970-х годов самым значительным явлением стали, пожалуй, пьесы А.В. Вампилова (1937-1972). Семь пьес, созданных драматургом, образуют некое художественное единство, которое принято называть «театром Вампилова». Социальная и нравственная тематика пьес («Прощание в июне», 1965, «Старший сын»,1967, «Утиная охота», 1967, «Прошлым летом в Чулимске», 1972, «Провинциальные анекдоты», 1972) поднимается до уровня философского обобщения, так как автор идет от исследования жизненных явлений и процессов к выявлению важнейших социальных коллизий времени. Главное достижение Вампилова — сложная полифония (многоголосие) живых человеческих характеров, во многом продолжающих друг друга и вместе с тем наделенных своей неповторимостью и индивидуальностью. Герой пьес Вампилова — молодой человек, вступающий в жизнь и стремящийся найти себя, свое место в многообразной и сложной действительности. Несмотря на то, что пьесы созданы на стыке художественных традиций Чехова и Гоголя, их отличает подлинное новаторство. Эти драмы принято называть «драмами случая», так как именно случай приводит к решительному изменению жизни персонажа. Но при этом случай предстает не как частное явление, а как острый переломный момент в жизни человека, когда перед ним возникает необходимость вмешиваться в ход событий, влиять на их развитие. Пристрастие к случайности, к острому театральному парадоксу  — отличительная черта драматургии Вампилова.



Вопрос 34. Отражение постмодернистского мироощущения в литературе конца 1980—2000-х годов. Основные направления развития литературы конца 1980—2000-х годов.

Тема: Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.

В последние десятилетия в литературе мощно заявило о себе новое течение, которое стали обозначать термином "постмодернизм".

Cовременное состояние русской культуры во многом напоминает ситуацию конца ХIХ века. Как и столетие назад, в обществе проходят бурные процессы переоценки ценностей. В стадии поиска и политики, и экономисты, подобная же картина наблюдается и в художественной литературе. Новейшая ситуация значительно отличается от той, которая сложилась на рубеже прошлого и нынешнего веков, а постмодернизм конца ХХ века - от модернизма "серебряного века".

Модернизм - философско-эстетическое движение в литературе и искусстве ХХ века, отразившее кризис сознания и заявившее о себе в целом ряде направлений, течений, школ (символизм, футуризм и др.)

Характерные черты модернизма:

интерес к частному, единичному, индивидуальному; эстетизм; идея синтеза искусств (поэзии, театра, музыки, живописи:); культ формы и слова; идея преобразующей силы искусства.

Постмодернизм - комплекс философских, научных, эстетических представлений, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве и критике второй половины ХХ века, характеризующегося общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как "хаоса", а текста - как интертекста, представляющего собой "новую ткань, сотканную из старых цитат" (Р. Барт).

Основные особенности  литературы постмодернизма:

- подход к искусству как своеобразному коду, то есть своду правил организации текста;

 - попытка передать свое восприятие хаотичности мира сознательно организованным хаосом художественного произведения; скептическое отношение к любым авторитетам, тяготение к пародии; значимость, самоценность текста ("авторитет письма");

- подчеркивание условности художественно-изобразительных средств ("обнажение приема");


- сочетание в одном тексте стилистически разных жанров и литературных эпох.

Модернисты стремились выработать новое   универсальное мировоззрение, они считали возможным  на путях нового искусства пересоздать, творчески преобразить мир, то есть русский модернизм предложил глобальный утопический проект преображения жизни. С особой силой об этом заявлял футуризм. Для современных писателей-постмодернистов характерен, напротив, сильнейший антиутопический пафос: "Белая бумага, острый карандаш. Скорей, скорей, пока не забыл! Он все знает, он понял мир, понял Правила, постиг тайную связь событий, постиг законы сцепления миллионов обрывков разрозненных вещей! Молния озаряет мозг Алексея Петровича! Он беспокоится, ворчит, хватает лист, отодвигает локтем стаканы, и, сам изумленный своим радостным обновлением, торопливо, крупными буквами записывает только что обретенную истину: Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь. Ночь." (Т. Толстая "Ночь").

Искусство прежних эпох стремилось к общественно значимым целям - воспитанию человека, конструктивному воздействию на общество и - самое главное - к поиску и выражению истины. Постмодернизм отказывает искусству в способности и возможности выразить истину. Однако из этого не следует делать пессимистических выводов, считают постмодернисты. Ведь и постмодернистская версия   любого явления культуры и жизни - всего лишь версия, всего лишь комбинация знаков, а значит, не следует принимать ее слишком всерьез.

В культуре постмодернизма стираются границы между "высокими" и "низкими" стилями и жанрами, элитарной и массовой литературой, между критикой и беллетристикой, потенциально - между искусством и неискусством. Сам термин "произведение" уступает место термину "текст". Писатели-постмодернисты как бы издеваются над святыми понятиями, сокровенным, чтобы освободить человека от банальностей и шаблонов. Постмодернизм - это сложное и противоречивое течение, причем его представляют как писатели и поэты, сложившиеся еще в 60-е годы (А. Вознесенский, А. Битов, В. Аксенов, И. Бродский), так и новая генерация художников слова (В. Ерофеев, В. Пьецух, Саша Соколов, Т. Толстая, В. Пелевин, В. Сорокин и другие). Отечественная критика называет среди первых проявлений русского постмодернизма поэму В. Ерофеева "Москва - Петушки", лирику И. Бродского, роман А. Битова "Пушкинский дом", романы Саши Соколова "Школа для дураков", "Между собакой и волком", "Палисандрия".

Вопрос 35. С.Довлатов, цикл рассказов «Чемодан».

Сборник рассказов Сергея Довлатова "Чемодан" был написан и опубликован в США. Автор к тому времени уже эмигрировал из Советского Союза и жил в Нью-Йорке. Однако явно испытывал ностальгию по оставленной родине. Его "Чемодан" - лишнее тому подтверждение.

Сюжет книги таков: уезжая из СССР, главный герой берет с собой фанерный чемодан, в который складывает казавшиеся ему очень нужными вещи. Но в Америке чемодан несколько лет стоит нераспакованным. Наконец, герой книги открывает этот чемодан. И каждая вещь лежащая в нем пробуждает в нем такие яркие воспоминания, что из этого появляется книга рассказов. Она написана по принципу одна вещь - один сюжет.

В частности, в книге есть рассказ о финских носках, классическом двубортном костюме, офицерском ремне, шоферских перчатках и т.д. Каждая история, как и все произведения Довлатова - парадоксальна, смешна и необычна. В чем-то даже абсурдна. Но читается легко и весело.