Файл: Литература второй половины xix века. И. С. Тургенев.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.


Вопрос 28. Великая Отечественная война в прозе XX века (В.Кондратьев «Сашка»)

Тема Великой Отечественной войны никогда не уходила из советской литературы. По-новому осмысливается военная тема в период хрущёвской «оттепели». Это связано с тем, что к литературе обратились те, чья юность совпала с войной. Только трое из ста молодых людей, родившихся в 1923 – 1924 годах, вернулось с полей сражений. Им посчастливилось остаться в живых, и они чувствовали свой долг перед погибшими товарищами. Они должны были рассказать от имени всего поколения о том, как это было. Они должны были передать тот колоссальный жизненный и душевный опыт следующим поколениям. Почувствовав «железное дыхание смерти», пережив тяжёлые утраты, повзрослев за четыре года войны на двадцать лет, они «не утратили в себе прежний мир юности». Так на рубеже 50-60-ых годов возникла «лейтенантская проза», которая открыла перед читателями «окопную правду». Писатели изображают войну не с генеральских высот, не с позиций военачальников, планирующих над картой грандиозные сражения. Они показывают «сороковые, роковые» «изнутри», из эпицентра событий. Бывших лейтенантов интересует прежде всего человек на войне. Им приходилось смотреть в глаза смерти, переживать гибель своих товарищей, и поэтому им хорошо было знакомо реальное ощущение, что человек не бессмертен. В «лейтенантской прозе» раскрывается характер простого солдата, который каждый день на войне преодолевает самого себя. Именно о таком простом солдате, умеющем преодолевать страх, и написал В. Л. Кондратьев. Талантливая военная повесть «Сашка» появилась в февральской книжке журнала «Дружба народов» в 1979 году. Автор не раз повторял: «Все мы вышли из некрасовских «Окопов», имея в виду книгу В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда». Некрасова и Кондратьева объединяет демократичность, страстная ненависть ко лжи. Повествование начинается с того, что герой заступает на ночной пост. Автор ведёт свой рассказ от третьего лица, но у читателя возникает ощущение, что события изображены глазами Сашки. Автора интересует, что чувствует человек на войне, о чём думает, какие поступки совершает. Вот герой оценивает позицию от подбитого танка до «махонькой, разбитой вконец» деревни: «И плохо, что роща в этом месте обрывалась не сразу, а сползала вниз мелким перелеском да кустарником. А ещё хуже – метрах в ста поднимался взгорок с березняком, не частым, но поле боя пригораживающим». Сашка думает о том, как бы снять хорошие валенки с мёртвого немца, лежащего около этого взгорка. Он заботится не о себе, а о ротном командире, и это характеризует его как доброго и бескорыстного человека, думающего прежде всего не о себе, а о других людях. Но Сашка не способен на безрассудный поступок, в нём хорошо развит инстинкт самосохранения, и он понимает каким-то внутренним чутьём, что делать это сейчас не безопасно. Наиболее полно и ярко характер Сашки, который считают открытием Кондратьева, раскрывается в эпизоде с пленным немцем. Взводный приказывает вести «фрица» в штаб. Комбат приказывает: «Немца – в расход». Ничего не сказал пленный, молчал на допросе. Благородство и человечность героя проявляются и в любви, и в дружбе. Он спасает от смерти медсестру Зину, прикрыв её своим телом во время обстрела. Но избранником Зины становится лейтенант. Сашка случайно слышит разговор молодых людей и понимает, что у них – любовь. Преодолев боль обиды, проанализировав свои отношения с Зиной, герой приходит к выводу: «… неосудима Зина… Просто война…». Сашка умеет понять другого человека, умеет сохранить в себе чувство человеческого достоинства, не поддаться мелким чувствам зависти, ревности, злобы. В госпитале Сашка выручает друга – лейтенанта Володю, спасает его от трибунала. Раненые возмущены маленькой порцией каши – всего две ложки. Сытый, румяный майор пытается успокоить больных, но Володя в гневе швыряет в начальника тарелку. Сашка берёт вину на себя. Его, рядового, дальше передовой не пошлют, а лейтенанта Володю расстреляли бы. В конце повести мы видим героя, возвращающегося домой в отпуск. Спокойная, мирная Москва и девушки на каблучках не вызывают в нём чувства негодования и злости. Напротив, он испытывает чувство гордости за себя и своих товарищей. Такие, как Сашка, и выиграли войну в 1945 году, спасли мир от фашизма. Война – это проверка на человечность, и герой Кондратьева это испытание выдержал с честью. Константин Симонов так написал о «Сашке»: «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской».




А. И. Солженицын.


Вопрос 29. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в произведениях А. И. Солженицына (на примере одного произведения).

Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Его творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «...Насилие (над человеком) не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, — писал Солженицын. — А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но через меня». Писателям и художникам доступно большее — победить ложь.

В своих произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» Солженицын раскрывает всю сущность тоталитарного государства.

Судьба человека, по мысли Солженицына, зависит от того выбора, который делает сам человек. Тоталитаризм существует не только благодаря тиранам, но и благодаря пассивному и равнодушному ко всему большинству, «толпе». Только выбор истинных ценностей может привести к победе над этой чудовищной тоталитарной системой. И возможность для такого выбора есть у каждого.

.В этом рассказе показана картина тяжелой крестьянской доли при сталинском режиме. Но на фоне традиционной солженицынской темы стоит классический образ русской женщины, которая поддержит и поймет, смирится, примет и переживет все невзгоды (в этом образ женщины у Солженицына схож с некрасовским).Но Солженицын показал Матрену не только одинокой и обездоленной женщиной в тоталитарном I государстве, но редким человеком безмерной доброты, щедрости, с бескорыстной душой. Он показан как живется индивидуумам в этом обществе. Похоронившая шестерых детей, потерявшая на фронте мужа, больная, Матрена не утратила желания откликаться на чужую нужду и горе, была оптимисткой. «Не обходилась без Матрены ни одна пахота огорода. Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На то и звали Матрену в помощь.Трудолюбия ее хватало на семерых. На собственном горбу он таскала мешки с торфом, которые простым крестьянам приходилось воровать у государства (тогда торф разрешался только начальникам).


Солженицын на примере судьбы главной героини Матрёны в произведение "Матренин двор" показывает безразличное отношение государства к своему народу. виновато в судьбе Матрёны государство, выжавшее из человека всё, что можно, и бросившее на произвол судьбы.


Вопрос 30. Человек и природа в современной прозе (В.Астафьев «Царь-рыба»).

Рассказ «Царь – рыба» - один из рассказов одноименного сборника новелл писателя В. Астафьева.

В рассказе автор поднимает две главных проблемы – отношения человека с обществом и отношения человека с природой.

Главный герой – зажиточный деревенский житель Зиновий Игнатьевич Утробин. Он испокон веку живет в этой глухой сибирской деревне, знает ее окрестности, реку и лес. Игнатьич хороший промысловый рыбак и охотник. С односельчанами у него ровные бытовые отношения – он всегда приходит на помощь, словом и делом. Но все, что Игнатьич не делает – делает без искренности в сердце, без души. Поэтому душевных отношений с окружающими людьми у него не возникает, даже с родным братом, на которого Игнатьич смотрит с высока, пренебрежительно.

Всю жизнь главный герой наживает богатство, основной источник которого – богатая природа края. В погоне за добычей не обходится и без нарушения закона – браконьерства. Но для Игнатьича это не проблема, он считает, что лес богат, всего и на всех хватит.

Вместе с ос своим потребительским отношением к природе, Игнатьич искренне восхищается ее красотой, мощью, но считает, что человек стоит над природой.

Кульминационным моментом рассказа становится рыбалка главного героя, когда ему попадается огромных, сказочных размеров осетр – Царь – Рыба. Утробин считает себя чуть ли не избранным, что ему попал такой улов.

Поначалу Зиновий, как промысловый рыбак, прикидывает, сколько много икры в рыбе, и сколько с этого можно поиметь. Когда же понимает, что в одиночку с уловом не справится, его жадность и упертость не позволяет позвать на помощь. Он все еще надеется взять верх над мощью природы в лице огромной умной рыбины.

Когда силы рыбака в битве иссякли, он оказывается в воде, наравне с рыбиной. Вся жизнь проплывает у него перед глазами. В минуты беспомощности и зависимости от Царь – Рыбы Зиновий Игнатьевич переосмысливает всю свою жизнь – насколько он был неправ по отношению к людям, к природе. Осознает мощь и величие окружающего мира, окружающей природы, зависимость человека от нее.