Файл: Литература второй половины xix века. И. С. Тургенев.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семейная мысль стала основополагающей в романе «Война и мир», показывающая фундамент государственной основы в виде отдельно взятых семей.
Вопрос 10. Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Андрей Болконский, человек серьёзный, умный и целеустремлённый, всегда знал, что он хочет сражаться за свою страну, однако доминирующей причиной этого желания было стремление приблизиться к образу Наполеона – кумира и Болконского, и Пьера Безухова. Однако с течением времени, оба героя разочаровались в своём идоле, и Андрей Болконский, пройдя путь долгих духовных исканий, наконец понял, чего он хочет на самом деле. В его жизни были и попытки изолироваться от всех, уединившись лишь с книгами, и знакомство с масонами. В конце концов Болконский осознал, что он хочет продолжать участвовать в войне, но на этот раз движимый не образом кумира, а чувством истинного патриотизма, который пробудился в его душе после многочисленных размышлений о вечном. Андрей Болконский любит свою страну, и ради её благополучия готов принести в жертву даже собственную жизнь.
Пьер Безухов сталкивается с подобными испытаниями. Точно так же, как и Андрей Болконский, он разочаровывается в Наполеоне, и пытается найти себя, путешествуя по миру, заводя знакомства с масонами, в которых вследствие он так же разочаруется, и приходит к осознанию того, что истинную ценность для него представляет семья. Женившись на Наташе Ростовой, Безухов обретает долгожданное душевное равновесие и моральный комфорт, ведь ему больше не нужно судорожно пытаться отыскать самого себя, теперь у него есть всё – любящая жена, уютный дом, прекрасные дети и гармония внутри.
На мой взгляд, в романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой стремился показать своим читателям, как важно найти себя в этой жизни. Без душевной гармонии и чёткого понимания того, чего же именно ты хочешь, невозможно жить в согласии и с окружающим миром, и с самим собой. Все мы люди, мы совершаем ошибки, оступаемся и теряемся, но чрезвычайно важно вовремя осознать, что жизнь прекрасна именно тогда, когда в ней есть цель, когда в ней есть смысл. И именно духовные искания и Андрея Болконского, и Пьера Безухова наглядно показывают нам, каким долгим может быть путь поиска самого себя, однако его важность и его ценность невозможно переоценить, ведь именно благодаря самоанализу мы можем понять, чего же на самом деле хотим от жизни и как именно мы хотим её прожить.
Ф. И. Тютчев.
Вопрос 11. Основные мотивы лирики Ф. И. Тютчева. Чтение наизусть одного из стихотворений.
В основном Тютчев известен стихами о природе, а также циклом любовной поэзии и политическими стихами. Однако в любой из этих тем прослеживается философское начало. Буквально в каждом его произведении можно почувствовать некий подтекст, навеянный немецкой философией девятнадцатого века. Поэт верит в единую душу человека, космическую связь между всеми людьми, а также присутствие хаоса в нашей жизни.
В стихах о природе Тютчев стремится показать ее во всей полноте. Он видит прекрасное во всем: в холодных осенних днях, летней буре, весенней грозе. При этом поэт не стремится приукрасить ее, нет. Скорее показать ее разные, зачастую противоречивые стороны. Ведь буря может быть сколь разрушительной, настолько и прекрасной в своей силе и мощи. Читая стихи Тютчева о природе, сложно не представить в красках все явления, которые он описывает. И это неудивительно. В своей пейзажной лирике поэт в первую очередь выражает мысли и переживания, одолевающие его. Тютчев сливается воедино с природой, называя себя ее верным сыном.
При этом поэт показывает могущество природной стихии, которое своей необузданностью пугает человека. Ведь кто есть человек? Одинокое существо, пытающееся бороться с обстоятельствами, роком.
Тема борьбы человека развита в гражданской лирике. Живя в такое время, Тютчев не мог оставаться в стороне от происходивших событий. На него произвели огромное впечатление европейские революции конца девятнадцатого века, а также восстание декабристов в России. В своих гражданских стихах поэт призывал остановить растление духа, всеми силами приближая торжество свободы.
Драматизм проявляется и в любовной лирике Тютчева. Наиболее известным ее представителем является «Денисьевский цикл», стихи, посвященные возлюбленной поэта. Данный цикл составлялся не самим Тютчевым, а его последователями, поэтому он скорее напоминает дневник личных переживаний.
И в любовных стихах выражается двойственность. С одной стороны Тютчев показывает любовь как очарование, чудесный плен, а с другой ведет к ее трагическому завершению. Все сводится к тому, что влюбленные сами причиняют друг другу наибольшую боль. Поэтому любовь для него противоречие, где счастье в любой момент может обернуться трагедией.
А. А. Фет.
Вопрос 12. Основные мотивы лирики А. А. Фета. Чтение наизусть одного из стихотворений.
Любовная лирика Фета Мне очень нравится поэзия Фета. С особенным удовольствием я читаю стихи любовной тематики, а их у писателя множество. В его стихах любовь изображена во всех ее ракурсах и в разных оттенках. Здесь мы видим счастливую любовь, но вместе с тем, автор показывает, что это прекрасное чувство может нести в себе не только радость, но и страдания с муками переживаний. Так оно в действительности и есть. Ведь любовь может быть ответной и безответной. Любовь может быть искренней, а может быть наигранной. Чувствами могут как играть, так и отвечать взаимностью. Очень много работ Фет посвящает своей единственной музе, женщине которую он очень любил, Марии Лазич. Однако смерть возлюбленной, такая неожиданная и необъяснимая, приносит писателю боль. Несмотря на это, время шло, летели годы, а он все равно любил ту, которую отняла судьба. И только в стихотворениях Фета его возлюбленная оживала и лирический герой мог поговорить с любимой. Цикл, посвященный Марии Лазич, можно назвать шедевром любовной лирики, где каждый раз оживал родной женский образ. И даже спустя сорок лет, он все помнил ту женщину, которую потерял, и посвящал ей стихотворения. Может поэтому его стихи о любви — это не только любование и восхищение красотой, но и трагедийные переживания. Знакомясь с любовной тематикой Фета, мы понимаем, насколько необыкновенной может быть любовь, которая творит чудеса. Природа в лирике Фета Кроме любовной лирики, поэт посвящает свои стихи теме природы. Когда я читаю стихи, посвященные поэтом природе, то создается впечатление что я рассматриваю картину. Мы не просто видим красивый пейзаж, а слышим окружающие его звуки. Все оживает, ведь автор наделяет природу человеческими образами. Поэтому у Фета рыдает трава, просыпается лес, овдовела лазурь. Фет был истинным певцом природы, благодаря которому мы видим всю красоту окружающего мира с его красками, звуками и настроением. Философская лирика Фета Будучи певцом любви и певцом природы, Фет не мог пройти мимо философских размышлений, ведь вопросы бытия волновали абсолютно всех. Поэтому и у Афанасия Фета имеется философская лирика, которая в основном формировалась под влиянием философии Шопенгауэра. Именно над его трудами писатель работал с переводами. Философские статьи Шопенгауэра были интересны Фету и он старался их не только переосмыслить, но и использовал в своих стихотворениях. Так, анализируя философскую лирику, мы видим размышления поэта о вечности, о мудрости бытия. Затрагивает Фет и вопросы свободы творчества, размышляет о тщетности человеческой суеты, о бедности познания человеком окружающей действительности, о низости обыденной жизни. И это только небольшой список философских рассуждений, которые автор раскрывает в своих стихотворениях, что относятся к философской лирике Фета. Человек в лирике Фета Изучив творчество поэта, мы с уверенностью можем сказать, что в основе его работ лежит особенная философия, где автор желает передать читателям как незримые, так и зримые связи человека и природы. По этим причинам, затрагивая тему природы, поэт пытается передать и многие оттенки человеческих переживаний, передать состояние и эмоции лирического героя. Взять бы знаменитое безглагольное стихотворение Шепот робкое дыхание, где состояние человека параллельно состоянию природы. Автор пишет о жизни сердца и тут же вспоминает жизнь природы. Если говорить о лирическом герое творений Фета, то это человек, что живет в гармоничном мире, который соткан из природы. Это герой, который не хочет знать страданий, не желает видеть социальное зло. У него одно стремление — слияние с запредельным. Ведь только так он сможет ощутить настоящее чувство свободы. Наивысшим счастьем для лирического героя поэта является полное слияние с природой. Как по мне, то наследие Фета бесценно, и мы должны быть благодарны человеку, который смог открыть читателю мир любви, философии, мир человеческих чувств. Главное — он обнажил красоту природы и мира в целом.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА.
А. П. Чехов.
Вопрос 13. Основные темы и идеи произведений А. П. Чехова: «Крыжовник», «Ионыч»
Вопрос 14. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
Прошлое представлено через воспоминания героев о более счастливых временах, когда на имении был цветущий вишневый сад. Этот сад символизирует утраченное прошлое, которое невозможно вернуть.
Настоящее же времени действия пьесы характеризуется разрухой и неспособностью героев приспособиться к новым условиям жизни. Имение с вишневым садом попало в заложники реформ и экономических перемен, а его обладатели оказались не в состоянии приспособиться к новым условиям.
Будущее, наконец, представляет собой неопределенность и возможности, которые могут открыться при правильном выборе направления развития. В конце пьесы герои вынуждены расстаться со своим имением, но это может стать началом новой жизни, полной новых возможностей.
Вопрос 15. Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».
Основная идея пьесы
Основной идеей пьесы является чувство ожидания каких-то изменений в жизни. И это чувство владеет всеми героями пьесы. Каждый из них чувствует временность своего пребывания в этом мире, бренность самого бытия. В их жизни, как и в самой России, старая жизнь оказалась разрушенной, а вот новая ещё не построена, и совершенно непонятно какой она будет. Вот они все, от страха перед этим самым будущим, и хватаются за прошлое.
Тема пьесы. Основная тема пьесы - рассказ о гибели «дворянского гнезда», победа промышленников над отжившими свой век главными героями - Раневской и Гаевым, победа нынешнего времени над прошедшим.
В центре конфликта также находится противостояние между традицией и инновациями. Любовь Раневская и ее родственники не желают продавать свой вишневый сад, который является символом старой жизни и традиции. Они не хотят изменяться и адаптироваться к новым реалиям, чем обречены на неизбежное разрушение.
Основу сюжета пьесы «Вишнёвый сад» составляет не социальный конфликт, его попросту нет: к Раневской все относятся хорошо и стараются помочь ей в трудной ситуации. Нет в комедии привычного конфликта поколений или противостояния людей из разных социальных групп. Нет и сложной интриги: с самого начала известно, что имение придётся продать. Любовная линия только намечена: все ожидают, что Лопахин сделает предложение Варе, а он, похоже, влюблён в саму Раневскую. Действие организует внутренний конфликт героев, прежде всего, это конфликт со временем и, как следствие, недовольство каждого своей жизнью. Ожидания героев не реализуются в действительности: общее стремление сохранить сад приводит к обратному — его вырубке.
И. А. Бунин.
Вопрос 16. Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.
Основные темы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина -вечные темы: природа, любовь, смерть. Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. "Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет", - писал Александр Блок в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 г. была присуждена Бунину за сборник стихотворений "Листопад", воспевающих русскую деревенскую природу. Этой грустной поэзией увядания, умирания. запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые /похожи на стихи. Вот начало его знаменитого рассказа "Антоновские яблоки": "Помню раннее, свежее, тихое утро.. . Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести... " И этот запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях и в столицах мира как память о Родине: "Но по вечерам, - пишет Бунин, - я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по местности, - средней полосе России. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы". Вместе с вырождением дворянских гнезд вырождается и деревня. В повести "Деревня" он описывает двор богатой крестьянской семьи и видит "мрак и грязь" -и в физической, и в умственной, и в нравственной жизни" . Рассказ Бунина "Господин из Сан-Франциско" глубже всех понял Ал. Т. Твардовский: "Перед лицом любви и смерти, по Бунину. стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, - перед ними все равны. Аверкий из "Худой травы" умирает в углу своей бедной избы: безымянный господин из Сан-Франциско умирает только что собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью. Между прочим, когда этот наиболее известный из бунинских рассказов толкуют только в смысле обличения капитализма и символического предвестия его гибели, то как бы упускают из виду, что для автора гораздо важнее мысль о подверженности и миллионера общему концу, о ничтожности и эфемерности его могущества перед лицом одинакового для всех смертного итога". Смерть как бы позволяет увидеть жизнь человека в ее истин" ном свете. Раньше, чем смерть физическая, господина из Сан-Франциско постигла духовная смерть. Теме любви посвящены многие произведения И. А. Бунина и весь цикл рассказов "Темные аллеи". "Все