Файл: Литература второй половины xix века. И. С. Тургенев.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М. И. Цветаева.
Вопрос 23. Основные мотивы лирики М. И. Цветаевой.
Главные темы в лирике Это — любовь, Россия и «светлое ремесло» поэта. Темы проникнуты настрое н иями одиночества, отъединённости от окружающих ( отъединённость проистекала из нравственного максимализма: поэтесса требовала и от жизни, и от людей соответствия высоким идеалам). И в то же время стихи наполнены простой человеческой любовью к природе, стремлением к счастью. Цветаева всегда упорно оставалась вне всякой политики, но её неприятие революции, личные трагедии, эмигрантская жизнь, конечно же, нашли отражение в стихах.
С. А. Есенин.
Вопрос 24. Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина.
Сергей Есенин славится своими стихотворениями о природе, которые отличаются выразительностью и глубиной чувств. Одной из основных тем его поэзии является образ природы.
В стихотворениях Есенина природа часто представляется как уединенное место, где поэт находит покой и вдохновение. В его стихах прослеживается сильная связь человека с природой, ее прекрасной и живой природой, которая отражает всю красоту и богатство русского земного ландшафта. Также стихи Есенина о природе отмечены яркими образами. Поэт создавал картины сельской местности, прекрасно передавая ее черты и особенности.
Таким образом, тема и образ природы играют важную роль в лирике Сергея Есенина. Его стихотворения о природе выражают богатство его внутреннего мира, его глубокие переживания и любовь к Родине.
Тема родины – одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость.
Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.
В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать.
В. В. Маяковский.
Вопрос 25. Сатирические стихотворения В. В. Маяковского. Основные темы, идеи, образы.
Владимир Маяковский вошел литературу, как сатирик, который сразу решил отказаться от шаблонов. В его произведениях идет отрицание буржуазии и мира полного лжи и лицемерия. Стихотворения начального периода поэта сильно отличаются от произведений других поэтов того времени. Его первые произведения печатаются в альманахе «Пощечина общественному вкусу» в 1912 году.
Темами его сатирических произведений были лозунги из его произведения «Облако в штанах». Это призывы к восстанию и подъёму волны недовольства: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Это стихотворение имеет четыре части, в каждой из которых он раскрывает все пороки общества. В каждой части по одному.
Первые произведения сатиры Маяковского направлены против толпы, которая не принимает его творчество. Поэт отрицает философию толстосумов и пошлость их мышления. Когда он выступал перед зрителями, он как бы бросался в бой за свои взгляды и идеалы.
И названия произведений звучат как свист кнута: «Вам!», «Надоело» и подобные этому.
В стихотворении «Нате!» поэт высмеивает мир мещан, которые не видят мир в широком смысле, сами как бы находятся в ракушке. Он высмеивает их вещизм, говорит об их глупости и безнравственности. Автору все равно обидятся на него или нет люди, которые относятся к этому типу населения. Он специально выступает с оскорблением народа, он хочет всколыхнуть общество, поднять общественную волну. Он показывает то, что мешает жить нормально в мире.
Маяковский является сатириком начала ХХ века. Он его обогатил и обновил. У него большой список юмористическим тем на злобу дня, он просто поражает своей обширностью. Он высмеивал всё негативное в обществе, он их все поднял на смех, всем уделив своё внимание.
У поэта большая галерея юмористических лиц, это все те кого ненавидел Маяковский. Его сатира родилась из гнева и возмущения. Даже свою книгу с сатирическими произведениями он назвал «Грозный смех». Он является продолжателем традиций сатиры в литературе, которую заложили Грибоедов и Салтыкова-Щедрина.
Стихотворения Владимира Маяковского актуальны по сей день. И сейчас есть такие же взяточники и бюрократы, как и во времена Маяковского. Он использует такие средства сатиры, как ироническая насмешка и сарказм, реальный и фантастический гротеск.
Маяковский в своей сатире соединил черты трагедии, буффонады, фарса и драмы.
Всю свою карьеру Маяковский писал сатирические произведения.
М. А. Булгаков.
Вопрос 26. Сатира и юмор в произведениях М. А. Булгакова (на примере одного произведения).
Сатирическая повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. Она объединяет в себе три жанрово-художественные формы: фантастику, социальную антиутопию и сатирический памфлет. В основе повести рискованный эксперимент. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты -- это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент -- огромный по масштабам и более чем опасный. Ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции в обществе, трагична.
Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях и истинных чувствах. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Такому обществу противостоят люди неординарные, яркие, мыслящие и чувствующие. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека Булгаков относился крайне скептично. Последствия такого вмешательства в естественный ход вещей могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом и предупреждает Булгаков в своей повести.
Профессор Преображенский в ходе своих научных опытов получил из собаки человека, пытается воспитывать это существо, и у него есть основания рассчитывать на успех. Но «очеловеченный» бродячий пес Шарик, ставший Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, фактически стал воплощением того человека, мозг которого послужил донорским материалом при операции. От пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения со всеми соответствующими социальными правами, и полную бездуховность. С этим событием жизнь в доме профессора Преображенского и в городе становится с ног на голову. По Москве ходят самые нелепые слухи о марсианах, якобы приземлившихся в Обуховском переулке, недалеко от дома профессора, о новорожденном ребенке, играющем на скрипке.
В процессе воспитания Шарикова возникает конфликт высокообразованного интеллигента профессора Преображенского с представителем новой жизни Швондером. Абсурдность убогих понятий представителей новой власти особенно ярко сформулирована в монологе Преображенского, который подытоживает основные принципы социалистического образа жизни:
«В спальне принимать пищу... в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать...» Швондер норовит немедленно превратить Шарикова с его еще собачьими привычками и повадками в сознательного строителя социализма. Лозунгами его напичкивает. Энгельса дает почитать.
И это все вчерашнему Шарику-то. И воспитание Швондера оказалось намного результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то облагородить созданное ими чудовище. По совету Швондера Шариков выбирает себе имя Полиграф Полиграфович. Этого имени он не только не стыдится, но даже гордится своим «удачным» выбором. Детали его костюма бросаются в глаза, раздражая зрение всякого нормального человека: «Пиджак
порван под левой мышкой, усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской. На шее... был повязан ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок, что время от времени, закрывая утомленные глаза, Филипп Филиппович в полной тьме то на потолке, то на стене видел пылающий факел с голубым венцом. Открывая их, слеп вновь, так как с полу, разбрызгивая веера света, бросались в глаза лаковые штиблеты с белыми гетрами». Поведение и логика примитивных, задавленных советской системой людей также убоги. Настоящие, реальные, большие чувства в их жизни подменены жалкими и уродливыми. Герои Булгакова потрясают не только своей тупостью, серостью, бездуховностью. Люди ограниченные очень часто имеют необоснованные амбиции. Это люди с большой претензией, и масштаб их амбиций огромен. Шариков настоятельно требует для себя документов, жилой площади. Он позволяет себе самые наглые выходки и при этом не испытывает стыда. Он делает заявления в отношении переписки Энгельса с Каутским, не поняв сути дела. Его наставник Швондер считает себя полноправным представителем революционных масс, вершителем справедливости. Из мерзкого чувства зависти он пишет донос на Преображенского, называя таких, как он, «псевдоученой буржуазией». Профессор Преображенский -- ученый с мировым именем, у Швондера -- таинственный человек. Швондер -- заносчивый председатель домоуправления, крайне самоуверенный. Швондеров, больших и маленьких, автор повести безжалостно высек сатирическими розгами. Задатки бездомного, вечно голодного и унижаемого пса соединились с задатками уголовника и алкоголика. Так и получился Шариков -- существо, по природе своей агрессивно наглое и жестокое. Только одного ему и недоставало: известного революционного лозунга -- «кто был ничем, тот станет всем». Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит свое место в советской системе. Швондер, узнав о таинственном исчезновении Шарикова, является домой к Преображенскому, но совсем не затем, чтобы узнать что-нибудь о судьбе Шарикова, а чтобы предъявить обвинение в убийстве Преображенскому и Борменталю. Более того, ему выгодно, чтобы в квартире профессора обнаружили труп Шарикова. Такая логика просто ненормальна. По глубокому убеждению профессора, именно такая логика свойственна умственно недоразвитым людям, которые и стали источником разрухи, царящей вокруг. V «Новый» социально-бытовой миропорядок изображается автором в стиле сатирического памфлета. Используя прием гротеска, Булгаков показывает примитивность и тупость серого общества, противопоставляя ему духовно богатых и ярких личностей. При всей фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием, что говорит о величии и неповторимости мастерства Булгакова.
М. А. Шолохов.
Вопрос 27. Судьбы крестьянства в произведениях М. А. Шолохова
Тема положения и судьбы русских крестьян испокон века на русской земле являлась насущной проблемой, которой были озадачены многие писатели, поэты, художники и другие творческие люди. Проблема, конечно же, заключалась в нравственности. Творцами слова в 19-ом веке представители крестьянского сословия воспринимался как человек, который сеет и хранит родную землю. Он носит самые высокие человеческие ценности, природную мудрость, живет в гармонии с природой. Русская бытность 20 века поместила крестьян в новаторские условия. Новое правительство, которое кричало, что земля надо отдать крестьянам, в некоторых момента пришла вновь к крепостничеству. Мужики снова были прикованы к земле и не имели возможности воспользоваться результатами своих усилий, а много тысяч семей крестьян вообще были раздавлены.
1929 год стал годом всепоглощающей коллективизации. Новая власть ознаменовала его годом, в который произошел новый перелом. Современные историки добавляют к этой фразе «хребет крестьян». В то время талант, трудолюбие, жизнеспособность кулачного населения деревни было стерто как представители этого класса.
Огромное количество произведений было написано о крестьянах и коллективизации, что задела многих в абсолютно разных литературных направлениях. Произведения Михаила Шолохова не являются из ряда вон выходящими. Автор тоже в своих работах раскрыл тему крестьянства и крепостничества.
«Поднятая целина» - вот то произведение Шолохова, которое ставит много вопросительных знаков перед читателем даже сегодня о крестьянах и их положении в обществе. Долго этот роман считался манифестом, отражением последствий коллективизации, который написан мастером.
В этом произведение Михаил Шолохов выражает свое личное мнение по поводу коллективизации и положении крестьянского сословия, и то, к чему привело такое отношение и действие власти.
Примечательно, что в романе показывается ситуация очень правдиво, естественно, не может не вызвать сочувствия, жалости у читателя.
Произведение насыщенно историческими фактами, поэтому его можно воспринимать как своеобразный учебник по истории времени начала 20 века.
Тема крестьян и положения этого сословия в полной мере раскрывается в произведениях Михаила Шолохова, что дает отличную возможность юному поколению ознакомиться с особенностями того времени.