ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третий этап связан с современной ситуацией, характеризующейся стабильным конституционным развитием. Конституция прошла проверку на прочность, обозначив приоритеты правового развития государства. Она заложила конституционные основы общественного согласия на принципах достоинства личности, ее прав и свобод как высшей ценности, равенства, равноправия, справедливости и т.д. В государственной литературе феномен конституционного правосознания в его взаимосвязи с конституцией в полной мере не изучен. Между тем доказано, что «широкие массы народа должны быть вовлечены в государственную жизнь сначала через правосознание, а потом только через политический акт, и тот политический акт, не выросший из здорового правосознания, гибелен и бессмыслен, а здоровое правосознание, не изливающееся ни в какой определенный, оформленный политический акт, отнюдь не бессмысленно и не гибельно, - напротив, оно остается драгоценной способностью, возможностью грядущих поколений2.
Основа конституции – индивидуальное и общественное правосознание: не подкрепляясь социальной энергией народного правосознания, не получая положительных импульсов со стороны общества, Конституция неизбежно превращается в придаток правовой системы. Связь между конституционным правосознанием и действием национальной конституции нерасторжима, имеет устойчивый характер, определяет в конечном счете ценность Основного закона. В этом смысле конституционное правосознание – источник «живучести», реализуемости и действенности Конституции.
Если Конституция как центральная часть конституционного права представлена в виде системы взаимосвязанных норм, конституционных принципов и конституционных соглашений, являющихся ее органической частью актов официального толкования, а также иных решений федерального органа конституционного контроля прецедентного свойства, то правовое сознание состоит из духовных, ментальных структур, идеологических взглядов, представлений. Тем не менее конституционное правосознание оказывает прямое и опосредованное влияние как на конституционную практику, так и на конституционно-правовую жизнь общества.
В настоящее время Конституция Российской Федерации является основой формирования и совершенствования конституционного правосознания, оказывая на граждан в процессе своей реализации воспитательное воздействие, являющееся не менее значимым аспектом функционирования Основного закона, чем его роль в упорядочивании общественных отношений. Данное направление действия Конституции тесно связано с ее идеологической функцией.
Верховный Суд РФ ориентирует суды на то, чтобы в соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 Конституции оценивалось при рассмотрении дел содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и во всех необходимых случаях применялась Конституция в качестве акта прямого действия1. Практика же самого Верховного Суда РФ изобилует обращениями к конституционным принципам, в том числе принципам равенства[, определенности, разделения властей, подчинения судей только Конституции и федеральному закону, разбирательства дела надлежащим судом, состязательности, свободы труда и др. Хотя не всегда ссылки на эти и иные конституционные принципы сопровождаются развернутой содержательной конкретизацией, тем не менее само их включение Верховным Судом РФ в систему судебной аргументации имеет чрезвычайно важное значение для формирования и восприятия внутренней конституционно-обоснованной логики и методологии судебно-правовых позиций, в том числе имеющих абстрактный, а не казуальный характер.
lКонцепция правового государства требует изменения этих представлений. Соответствует духу времени суждение о том, что под правом нужно понимать не любой закон, не любую норму, а нормативно закрепленную справедливость. Справедливость определяет истинную социальную ценность права. Когда нормативное закрепление получает несправедливая идея, то законом она формально становится, а правом нет. Несправедливый закон не есть право .
Вспомним, как в недавнее время из УК РФ была, фактически, исключена конфискация имущества как дополнительное наказание даже за особо тяжкие преступления. Такая псевдо-забота псевдо-демократов о «правах человека» резко снизила эффективность уголовного наказания и борьбы с особо опасной преступностью. Только недавно, спустя десятилетие, конфискация имущества была восстановлена. Так было преодолено противоречие между законом и справедливостью, подлинным правом.1
Есть и другие примеры такого рода. До недавнего времени граждане, получившие муниципальное жилье по договору социального найма после 1 марта 2005 года, Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу после 1 марта 2005 года, были лишены права на приватизацию квартиры. Успел человек получить квартиру, скажем, 28 февраля 2005 года, можешь оформлять ее в собственность. Опоздал на один день – никакой тебе приватизации. По жалобе граждан Конституционный суд России своим Постановлением №6-П признал не соответствующим основному закону запрет бесплатной приватизации полученных после 1.03.2005 года по договору социального найма квартир и комнат. Вторая определяющая черта правового государства – связанность правом, законом самого государства. Речь идет о принципе законности как о важнейшем условии и режиме деятельности всех органов государственной власти и управления, должностных лиц и граждан. В Российской Федерации – многонациональном государстве – особо значима идея единства законности (фактор стабильности и нерушимой прочности российской государственности). Нормы права должны одинаково пониматься и исполняться всеми и повсеместно: «…законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская…»
1.
В отличие от прежних конституций, Конституция 1993 года закрепила многие либеральные ценности, ранее отвергавшиеся социалистическим правосознанием и в полной мере так и не прижившиеся в конституционном правосознании россиян. Это и приоритет ценностей, базирующихся на частной собственности, и преобладание индивидуализма, и превалирование частных интересов над общественными и государственными и тому подобное. Бесспорная, значимость идеологической функции Конституции все же не означает, что она является единственным каналом воздействия на сознание граждан с целью формирования и совершенствования их конституционного правосознания. Reading these letters, Nicholas felt a dread of
Значение Конституции РФ в системе юридических средств воздействия на сознание личности обусловлено следующими обстоятельствами:
1. Принята путем всенародного голосования, что предполагает более высокий уровень ее легитимности по сравнению с предыдущими российскими конституциями и действующим законодательством, а, следовательно, и большую степень одобрения ее гражданами.
2. Является актом учредительного характера, обеспечивающим первичное регулирование общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества, получающее дальнейшее развитие и детализацию в текущем законодательстве. Ее учредительная роль проявляется в том, что она придала высшее юридическое значение новым, фактически сложившимся институтам, тем самым породив процесс конституционализации российской правовой системы. Являясь ядром, основой российской правовой системы, Конституция РФ предстает базовым нормативно-правовым актом, направленным на конституционализацию правового сознания россиян и, в конечном счете, формирование или качественное изменение их конституционного правосознания.
3. Конституцию РФ как основу формирования конституционного правосознания граждан характеризует и наличие в ней большого количества общих положений, дефиниций, программных установлений и норм-принципов, обобщающих и оценивающих наиболее важные, социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества. Знание этих конституционных положений, положительное к ним отношение закладывают основу для восприятия и оценки гражданами иных предписаний, устанавливающих конкретные варианты поведения субъектов права. И правосознание, и Конституция представляют собой сложные феномены, о чем свидетельствует сопоставление их качественного многообразия, которое отображает всю разносторонность сложившейся в обществе и государстве юридической действительности в ее информационном измерении. Сложность характеристик Конституции и правосознания предопределена состоянием социальной структуры общества, обновленной с учетом происходящих в нем социально-экономических изменений и находящей свое отражение в сущности Конституции, в нигилизме пореформенного правосознания. Все это говорит о том, что многомерность правосознания, как явления, трансформируется под воздействием конституционных преобразований, которые требуют обновления самой парадигмы правосознания.
difficult and
Оценка феномена Конституции особенно важна в условиях перемен, происходящих в общественном и государственном обустройстве нашей страны, когда наблюдается концептуальное обновление всех общественно-политических и правовых явлений, учреждаемых и регулируемых посредством конституционных норм. Reading these letters, Nicholas felt a dread of their wanting to take him away from surroundings in which, protected from all the entanglements of life, he was living so calmly and quietly. He felt that sooner or later he would have to re-enter that whirlpool of life, with its embarrassments and affairs to be straightened out, its accounts with stewards, quarrels, and intrigues, its ties, society, and with Sonya's love and his promise to her. It was all dreadfully difficult and complicated; and he replied to his mother in cold, formal letters in French, beginning: "My dear Mamma," and ending: "Your obedient son,"
Глава 3. Меры по совершенствованию законодательства в определенной сфере Конституции и практики его применения
3.1. Российский правовой нигилизм: причины, особенности проявления в правосознании
Трудность правового нигилизма, неуважения к праву была актуальна с момента появления правовых институтов в нашей стране и остается такой и в настоящее время.
У многих ученых нет сомнений в том, что русский правовой нигилизм берет свое начало в далеком прошлом. Он был присущ российскому менталитету давно: от затянувшегося периода крепостничества, советской диктатуры до настоящего времени. Н.А. Бердяев в свое время писал: «…русский нигилизм был русским национальным явлением». Расхожими стали слова А.И. Герцена о том, что жить в России, не нарушая законов, нельзя. Солидарен с ним был и известный русский писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин: «…суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Взгляды русского народа отражаются в многочисленных пословицах и поговорках: «Что мне законы, коли судьи знакомы», «Пошел в суд в кафтане, вышел нагишом». Данные выражения, вошедшие в обиход, не случайны, так как на Руси всегда правили люди, а не законы. Власть их в значительной степени опиралась на обычаи. Собственно правители, которые считали, что находятся выше закона, а также многочисленные, никому не подконтрольные государственные служащие почти всегда решали судьбы людей. Законы спускались обществу исключительно сверху, без участия народа. Также, такие понятия, как «индивидуализм», «свобода личности», были чужды на Руси, где на первый план выступали повиновение и смирение, что неизбежно вело к искаженному понимаю роли права в обществе., пир Папа, мама, сын. Дерево, дочь, семья, пир. Перемены, которые были привнесены революцией 1917 года, не поменяли ситуации. Предполагается, что правовой нигилизм не мог быть искоренен в государстве, в котором высказывалась идея о его (государства) отмирании. В СССР право было рассмотрено как наследие эксплуататорских эпох, необходимое только на время. В.И. Ленин определяя диктатуру пролетариата как «ничем не ограниченную, никакими законами не стесненную власть»1. Конечно же, этот подход привел не только к систематическому нарушению прав человека, но и к трагедиям целых семей и народов.