Файл: Теневой рынок труда. Особенности его формирования и функционирование.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющий цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и так далее. Цена труда также колеблется от спроса и предложения труда на рынке. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет, когда найм работников дает ему прирост после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель осуществляет это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке - в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест. Таким образом, механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции ведут к росту безработицы.

1.3 Структура рынка и его виды. Сегментация рынков
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы народного хозяйства.

Экономическая структура рынка определяется:

- функционирующими в экономике формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

- структурой товаропроизводителей (государственные, кооперативные, арендные, частные предприятия, предприятия индивидуально-трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в народном хозяйстве той или иной формы функционирования хозяйствующих субъектов;

- особенностями сферы товарного обращения;


- уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений народного хозяйства;

- видами торговли.

Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая за счет этих факторов (прежде всего многообразия форм собственности и многосубъектности хозяйствования) приобретает свои специфические черты.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

- рынки предметов потребления и услуг;

- рынки средств производства;

- рынки научно-технических разработок;

- рынки ценных бумаг;

- рынки рабочей силы.

Формирование таких рынков предполагает коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; переход к реализации товаров на основе прямых связей. Важнейшим инструментом такого рынка является создание рыночных структур в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, системы предприятий оптовой торговли.

2. Рынки могут формироваться и по товарным группам:

- рынки товаров производственного назначения;

- рынки товаров народного потребления;

- рынки продовольственных товаров;

- рынки сырья и материалов и т. д.

Так, на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения общественных потребностей страны в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса населения, создание фирменных магазинов.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

- внутрирегиональные;

-межрегиональные;

- республиканские;

- межреспубликанские;

- международные (мировые).

Формирование таких рынков особенно актуально в условиях приобретения республиками государственного суверенитета, заключения межреспубликанских договоров.

По степени ограничения конкуренции различают монопольный, олигопольный, межотраслевые рынки.

По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

- рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;


- рынки розничной торговли, когда продавцами выступают предприятия и организации, а покупателями – отдельные граждане;

- рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – непосредственные производители сельскохозяйственной продукции (агропредприятия, фермы).


Оптовая торговля существует в двух видах. Первый – это установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Обычно такого рода связи устанавливаются в рамках устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия).

Второй вид оптовой торговли – установление связей через оптовые базы, коммерческие центры, биржи, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями (предприятие, выпускающее различные подшипники, которые необходимы сотням и тысячам предприятий и организаций). Переход к оптовой торговле возможен при создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: легальные, официальные; нелегальные, «теневые».

Виды рынков.

Исследование структуризации рынков позволяет выделить основные виды рынков:

- Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки товаров потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные товары); рынки услуг (бытовые, транспортные, коммунальные); рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

- Рынки средств производства. В их состав входят рынки производственных зданий и сооружений, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов; полезных ископаемых.

- Финансовые рынки. К их числу относятся рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

- Рынки интеллектуального продукта – инновации, изобретения, информационные услуги; произведения литературы и искусства.

- Рынки рабочей силы представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается в соответствии с законами рыночной экономики.

- Региональные рынки. По территориальному признаку выделяются местные, региональные рынки; внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.

Рынок способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод. Для покупателя данные свободы касаются выбора товара из множества взаимозаменяемых и независимых благ и отыскания продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Для продавца свобода заключается в выборе наиболее подходящего покупателя и возможности распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров по своему усмотрению. Для покупателя и продавца свобода состоит в неограниченном выборе условий торговой сделки.


По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа:

1. свободный

2. нелегальный

3. регулируемый

Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании. Свободным такой рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет. Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого экономические связи на классическом рынке строятся только по горизонтали. Между контрагентами (лат. contrahens - договаривающийся) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок). Этот тип рынка свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования. Такая свобода оборачивается своей неприглядной стороной: в наше время из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими "правил игры" этот тип рынка получил нелестные названия - "дикий", "блошиный", "нецивилизованный".

Нелегальный рынок близок по характеру поведения субъектов к первому типу. Но между ними имеются существенные различия. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность - теневую торговлю. Она ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате сборов, налогов и т.п.). Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать (наркотики, оружие, порнография).

Свободному и нелегальному типу рыночных отношений присуща определяющая черта - стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость.

Регулируемый рынок подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Переход в ХХ веке к этому типу рынка обусловлен объективными причинами, которые вызвали тенденцию к усилению организованности и управляемости рыночных связей. Важную роль в этом сыграл резко возросший уровень концентрации и централизации производства и расширение масштабов обобществления экономики. Крупные предприятия не могут как прежде вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными затратами капитала, крупные фирмы стремятся заблаговременно обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на выполнение выгодных им государственных заказов. Ко второй половине ХХ столетия рыночные связи существенно усложнились: раньше производитель товара часто сам продавал его непосредственно потребителю, теперь же на их пути - большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса (обслуживания) населения, который для многих изделий охватывает длительный период после приобретения товара (наладка и ремонт бытовой техники, автомобилей и т.п.). Все это привело в усилению общественного характера рыночных связей и превратило регулируемый рынок в социальный институт.