Файл: Теневой рынок труда. Особенности его формирования и функционирование.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо этого, многие работодатели (особенно это касается частного сектора) нарушают порядок предоставления отпусков, оплаты больничных, вознаграждения за переработанные часы. Нередки случаи увольнения или непринятия на работу женщин из-за беременности, что грубо противоречит законодательству. Еще чаще нарушается порядок выплат пособий по беременности и родам.

Во многих компаниях распространена практика денежных взысканий за дисциплинарные нарушения. Притом, что в ст. 192 ТК РФ говорится, что за проступок работнику можно лишь сделать замечание, выговор или, в крайнем случае, уволить его. Несмотря на это, некоторые работодатели даже вносят пункт о штрафах в трудовой договор.

Государственные органы надзора выявляют лишь малую часть нарушений, - многие работники вынуждены терпеть произвол руководства, чтобы сохранить работу. За порядком в сфере трудовых отношений следят инспекции и профсоюзы, но и они не в силах значительно улучшить ситуацию. У работника гораздо больше шансов отстоять свои права, для этого необходимо написать заявление в соответствующую инстанцию, но чаще всего цена такого благородного поступка - потеря работы.

Сложная ситуация складывается с привлечением на российский рынок труда иностранной рабочей силы. А потребность в ней есть, и довольно большая. В основном это относится к сфере труда, не требующей высокой квалификации. Российские граждане неохотно идут на рабочие позиции - большинство старается получить высшее образование и претендует на более высокие должности. Поэтому этот вопрос компании пытаются решать за счет привлечения гастарбайтеров из таких стран, как Китай, Вьетнам, Молдавия, Украина, Таджикистан, но законодательство ограничивает эту возможность. Григорий Томчин, член Комиссии Общественной палаты по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства считает, что в данном случае "нам нужны не запреты, а двусторонние договоры со странами - потенциальными поставщиками рабочей силы - насчет пенсионного страхования, насчет социального обеспечения". Если же ситуация с трудоустройством иностранцев не будет решена официально, естественной реакцией рынка станет приток нелегальных рабочих из-за рубежа, которых и сейчас немало в России.

3.2 Ликвидация теневого рынка
Безусловно, теневую экономику ликвидировать как экономическое явление, даже самыми эффективными методами, невозможно. Во-первых, потому что это неотъемлемая составляющая любой рыночной экономической системы во всех странах мира. Во- вторых, в России теневая экономика укоренилась, институционализировалась и стала привычным для большинства населения явлением. В- третьих, а стоит ли вообще искоренять теневой сектор? Ведь в кризисные периоды именно теневой сектор сыграл роль некоего стабилизатора. Тогда может быть целесообразней, будет просто поддерживать динамическое равновесие между легальной экономикой и экономикой вне закона? А задача правоохранительных органов будет сводиться к сдерживанию теневой экономики в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Так или иначе, но проблема теневой экономики в нашей стране будет еще долгое время оставаться актуальной. «Трудно ожидать, что в ближайшие годы теневые механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание нецивилизованных норм ».

Важная особенность рыночных преобразований в России состоит в том, что чиновники используют свои рабочие места (точнее, власть и информацию, с ними связанные) как один из ресурсов для частного предпринимательства. Ясно, что осуществляемое ими предпринимательство носит “теневой” характер так же, как и предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу.

Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Осталась государственной существенная часть энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору требуются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор “теневой” экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему “дружественных“ им фирм разворовывают или “прокручивают“ государственные деньги. Далее эти деньги “отмываются“, вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д. Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных “уполномоченных“ компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции (например, создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.). Функционирование компаний подобного типа - источник “теневой” активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без “уполномоченных“, вынуждены им платить.



Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Достаточно распространенная практика – выдача лицензий на какую-нибудь деятельность частным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов города. Ясно, что для “обхода“ этого положения конкуренты вынуждены платить. Наконец, прямое силовое подавление конкуренции органами власти в пользу “дружественных“ им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов по­давляется с помощью милиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду ит.п. В таком случае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы рынка “дружественным“ фирмам, которые, в свою очередь, отчисляют в пользу этих органов и/или отдельных чиновников часть полученной сверхприбыли.

Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других. Значит, оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В российских условиях, когда нет общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства, это неизбежно ведет к росту “теневой” активности (к подкупу чиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если их действия могут лишить фирму доходов и т.п.). В результате чрезмерное вмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает благоприятные условия для роста “теневой” экономики.

Третья особенность - сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.


Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО “Газпром“, РАО “ЕЭС России“ и т.п. - негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации гласит, что угрозы в сфере экономики обусловлены «существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы».Большое значение в сложившейся экономической ситуации принадлежит теневой экономике, ее определяющего воздействия.

Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы теневой, прежде всего фиктивной и криминальной, экономики ведет не к цивилизованному рынку и демократии, а к установлению корпоративно-бюрократического кланового правления, которое, как свидетельствует история, может быть длительным и даже способным обеспечить определенную социальную стабильность. Проблемой России является явно криминальная, замешанная на теневой деятельности окраска складывающихся кланов. В этой связи небезосновательным представляются высказываемые опасения, что на исход выборов в стране сильное влияние будут оказывать криминальные элементы.

Становится понятно, что особая роль в борьбе с теневой экономикой в настоящее время принадлежит ОВД. Таким образом, следует еще раз заострить внимание на выводах из проделанной работы, а именно на чем должна базироваться деятельность ОВД для обеспечения борьбы с «теневой» экономикой.

Как представляется, деятельность ОВД должна базироваться на следующих принципах:

- благоприятные для бизнеса изменения право хозяйственных условий,

причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

- формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к «новым русским», проживающим за рубежом.

- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности
;

- установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля.

Итак, в России параллельно легальной экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценно образования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о «теневом порядке» в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения.

Так, в ближайшее время результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего развития отечественной экономики и общества: либо российская экономика твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать огромный потенциал роста, стать эффективной, как в развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет по латиноамериканскому образцу с преобладанием узкогрупповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету. Скорее всего, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм. Все зависит только от нашего отношения к судьбе страны.

С.Ю. Барсукова высказалась по этому поводу: «Я хотела бы начать с того, что в России сегодня нет предприятий, которые бы не сочетали легальную и нелегальную деятельность. Уже одно это говорит о масштабах теневого рынка труда. В стране практически нет людей, которые в своей повседневной жизни не сталкивались бы с неправовыми трудовыми практиками. В доходах большинства населения значительную часть составляют доходы нелегальные.

Какие же группы в современной России наиболее плотно включены в неправовые трудовые практики? Я солидарна с мнением экономиста В.В. Радаева, что самым существенным отличием советского теневого рынка труда от постсоветского является то, что в советский период на теневой рынок труда выходили люди, занимающие неплохое положение по шкале благосостояния, должностного и профессионального уровня. В настоящее же время основным поставщиком рабочей силы для теневого рынка труда являются самые депрофессионализированные и маргинализированные слои населения. Мы изучали жизнь мигрантов в Москве, Краснодаре, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. И выяснилось, что каждая пятая мигрантская семья выживает только за счет доходов от нелегальной трудовой деятельности. Похожая картина наблюдалась среди безработных и низкооплачиваемых работников. С этим нельзя не считаться и об этом нельзя забывать, рассуждая о трудовом законодательстве.