Файл: Курсовой проект По мдк. 01. 01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж»

Курсовой проект

По МДК.01.01 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

На тему: «Восстановление поворотного кулака автомобиля КАМАЗ »

Выполнил студент 3 курса, А-33

Богаев Сергей

Проверил преподаватель: Бойков Ю.А

Вышний Волочек

2023г.

СОДЕРЖАНИЕ



Введение


Глава 1. Описание конструкции и работы поворотного кулака

1.1 Конструкция и технические характеристики поворотного кулака

1.2 Описание работы поворотного кулака

1.3 Анализ неисправностей возникающих в процессе эксплуатации

Глава 2. Разработка технологического процесса ремонта поворотного кулака

2.1 Дефектация деталей

2.2 Анализ вариантов ремонта деталей поворотного кулака

2.3 Описание варианта изготовления новой детали

2.4. Основные методы восстановления деталей

2.5. Обоснование выбора рационального способа восстановления или изготовления детали

2.6. Подбор технологического оборудования

Глава 3. Разработка технологического процесса ремонта поворотного кулака

3.1. Разработка маршрутного технологического процесса ремонта поворотного кулака

3.2. Техническое нормирование

3.3. Расчет режимов механической обработки

3.4. Разработка операционного технологического процесса ремонта детали

поворотного кулака

3.5. Описание метода и оборудования для технологического контроля

Заключение

Список использованных источников





Введение


Постоянная необеспеченность ремонтного производства запасными частями является серьезным фактором снижения технической готовности автомобильного парка. Расширение их производства, новых запасных частей связано с увеличением материальных и трудовых затрат. Вместе с тем около 75% деталей, выброшенных при первом капитальном ремонте автомобилей, являются ремонтно-пригодными, либо могут быть использованы вообще без восстановления. Поэтому целесообразной альтернативой расширению производства запасных частей являются вторичное использование изношенных деталей, восстанавливаемых в процессе ремонта автомобиля и его агрегатов.


Из ремонтной практики известно, что большинство выбракованных на износ деталей теряют не более 1-2% исходной массы, при этом прочность деталей практически сохраняется.




Глава 1. Описание конструкции и работы поворотного кулака

1.1 Конструкция и технические характеристики поворотного кулака

Главное предназначение поворотного кулака - принимать на себя и выдерживать усилия от ударов колес о неровности дороги и создание угла поворота для колес, при помощи которых осуществляется управление автомобилем. Изготавливается кулак из высокопрочной легированной стали 30Х или 40Х с соблюдением очень высокой точности геометрических размеров для установки сопрягаемых деталей.

1.2 Описание работы поворотного кулака

Поворотный кулак любого транспортного средства – это очень важный узел. Благодаря ему осуществляется поворот колес. Поворотный кулак используется как точка соединения между поперечной рулевой тягой и колесами. Поворотные кулаки также подключают нижние и верхние шаровые шарниры в автомобиле. Дисковые тормозные системы используют поворотные кулаки, как тормозные суппорта крепления.

Высокие скорости оказывают огромное давление на сборку рулевого управления и шасси. Поворотный кулак помогает водителю сохранить контроль над автомобилем.
1.3 Анализ неисправностей возникающих в процессе эксплуатации

– геометрические изменения, которые можно достаточно просто измерить штангенциркулем, резьбовым микрометром или компаратором;

– структурные изменения, которые можно обнаружить, осматривая поверхность детали. Это исследование можно проверить невооруженным глазом, только если есть изменения цвета. Иногда необходимо проводить исследование с помощью микрометра;

– износ, или, скорее, различные виды износа, так как причины и следствия многочисленны;

– трещины, которые могут привести к разрушению.

Глава 2. Разработка технологического процесса ремонта

поворотного кулака

2.1 Дефектация деталей



Карта дефекации поворотного кулака




по каталогу

Наименование

Материал

Твердость

53-3001012-А/13-А

Кулак повортный

Сталь 35Х

С=0,31-0,36%

НВ 269-321



дефекта

Возможные

Дефекты




Размер, мм




Номинальный

Предельно допустимый

Способ

Ремонта

1

Обломы или трещины

Осмотр. Дефектоскоп







Браковать

2

Износ проушины под балку передней оси

Калибр 99,25 мм

штангенциркуль ШЦ 1-125-01

ГОСТ 166-89


97+0,2


99,25


Ремонтировать. Обработка торцов и постановка регулировочных шайб при сборке.

Браковать при размере более 99,25мм.

3

Износ отверстий под поворотные рычаги

Конусный калибр. Большой диаметр конуса 30,05 мм. Конусность 12,5%

Большой диаметр




Смещение калибра относительно большего торца конуса не более 1,5мм

Смещение калибра относительно большего торца конуса не более 1,5мм

4

Износ канавки

Осмотр. Штангенциркуль

ГОСТ 166-89


5-0,1+0,25

5,25

Ремонтировать. Фрезеровать



















6

Износ шейки под наружный подшипник ступицы

Скоба 29,95 мм, микрометр 25-50 мм

ГОСТ 18360-93


 

29,95

Ремонтировать. Хромирование, осталивание, наплавка


2.2 Анализ вариантов ремонта деталей поворотного кулака

Трещины или обломы проушин - при данном дефекте дальнейшая эксплуатация и восстановление невозможно, поэтому деталь бракуется.

Срыв резьбы под гайку цапфы - для восстановления детали при данном дефекте рассмотрим два способа: автоматическая вибродуговая наплавка в среде углекислого газа (С 02), автоматическая вибродуговая наплавка.

Износ посадочных поверхностей под внутренний и наружный подшипники - для восстановления детали при данном дефекте рассмотрим два способа: железнение и хромирование.

Износ конусного отверстия под рычаг рулевой трапеции - разворачиваем до ремонтного размера.

Износ шпоночного паза по ширине - для восстановления детали при данном дефекте рассмотрим два способа: наплавка, фрезеруем шпоночный паз до ремонтного размера. Наиболее экономично фрезеровать шпоночный паз до ремонтного размер, используется меньше оборудования.

Износ отверстий под втулки шкворня - разворачиваем до ремонтного размера.

Износ проушины под головку оси - дополнительные ремонтные детали

2.3 Описание варианта изготовления новой детали

Заготовки кулаков получают штамповкой (способом выдавливания) на кривошипных горячештамповочных прессах , материалом служит сталь 45Х. Последовательность получения поковок такая: отрезка штучной заготовки; нагрев до температуры ковки; штамповка в три перехода(осадка, предварительная штамповка с выдавливание хвостовика вниз и двух головок наклонно вверх, окончательная штамповка ) ; обрезка заусенцев в горячем состояние ; горячая правка на кривошипном чеканном прессе; подрезания

концов хвостовика в холодном состояние заготовки. Затем заготовка проходит термическую обработку.

Заготовки поворотных кулаков обрабатывают на автоматических линиях. Специфическим требованием к обработке резанием, обусловленным конструктивной особенностью кулаков, является обеспечения точного угла наклона оси хвостовика к оси отверстий под шкворень. 

2.4. Основные методы восстановления деталей

- осталивание

-хромирование

-Вибродуговая наплавка





2.5. Обоснование выбора рационального способа восстановления или изг При разработке технологического процесса восстановления детали придерживаются следующих правил: сначала устраняют трещины, отколы, обломы, затем восстанавливают базовые технологические поверхности, наращивают изношенные поверхности, обрабатывают рабочие поверхности под ремонтный или номинальный размер. При восстановлении деталей определенного наименования необходимо выбрать способ устранения каждого из имеющихся на ней дефектов, а затем, уже, руководствуясь приведённой последовательностью устранения дефектов, проектировать технологический процесс ремонта детали. Для устранения дефекта №1 существуют следующие способы устранения: хромирование, осталивание, накатка. Наиболее рациональный способ: осталивание. Этот метод наиболее выгоден для больших партий деталей. Для устранения дефекта №2 существуют следующие способы устранения: осталивание, хромирование. Наиболее рациональный способ: осталивание. Этот способ наиболее выгоден для больших партий деталей. Для устранения дефекта №3 существуют следующие способы устранения: вибродуговая наплавка. Наиболее


рациональный способ: вибродуговая наплавка. Этот способ экономически выгоден.

2.6. Подбор технологического оборудования

Ванна для хромирования -это емкость для нанесения на металлические поверхности хрома методом гальванического осаждения хрома из электролитического раствора под действием электрического тока прямой и обратной полярности. Ванна хромирования изготовление по размерам и техническому заданию – это комбинация несущего каркаса и фторопластового вкладыша.


Глава 3. Разработка технологического процесса ремонта поворотного кулака


3.1. Разработка маршрутного технологического процесса ремонта поворотного кулака

Цель технологического маршрута - дать общий план обработки заготовки при изготовлении детали, наметить содержание и последовательность технологического процесса.


Карта маршрутная

Группа
















Кулак поворотный

53-3001012-А/13-А

Сталь 35Х

ГОСТ 4543-71






Наименование операции

Оборудование

Приспособление

Примечание




1

2

3

4

5




005

Мойка

Моечная машина

ОМ-5360

Моющий раствор

Лабомид 201

Мыть все поверхности




010

Точение предварительное c Ø24

в Ø22, на L= 30 мм, деф.№4. c Ø30

в  мм, на

L= 32 мм, деф.№5

Токарно-винторезный станок 16К20

Резец проходной

ГОСТ 2719-83

Сточить резьбу.

Обработать до выведения следов износа.

Обработать поверхность для запрессовки втулок







015

Рассверливание

(2 отв.) c Ø33 в  мм

на L=43 мм,деф.№2

Вертикально-сверлильный станок 2Н118

Сверло спиральное

ГОСТ 10902-77

Обеспечить точность центрирования сверла




020

Фрезерование

(2 торца) расстояние между торцами

L=97+0,2мм, деф.№1

Вертикально-фрезерный станок 6012Ц

Фреза торцевая

ГОСТ 26595-85

Фрезеровать до устранения дефекта и в необходимую шероховатость




025

Наплавка вибродуговая

с Ø 22 до Ø28 мм, на L = 30 мм, деф.№4

с Ø 29 до мм на

L = 32 мм, деф.№5

Установка для вибродуговой наплавки в среде жидкости УД-209

Проволока Нп-80

Обеспечить равномерный слой наплавки без пор, раковин, инородных включений. Не допускается непроплавление рабочих поверхностей.






















035

Точение черновое

с Ø 28 в Ø24,1 мм, на L = 30 мм, деф.№4

с 35 в  мм

на L= 32 мм,

деф.№5

Токарно-винторезный станок 16К20

Резец проходной

ГОСТ 2719-83

Обработать поверхность после наплавки.




040

Точение чистовое

с Ø 30,2 в  мм

на L= 32 мм,

деф.№5

Токарно-винторезный станок 16К20

Резец фасонный

ГОСТ 2719-83

Обеспечить третий класс чистоты поверхности по

ГОСТ 2759-89




045

Нарезание наружной резьбы

М24х1,5, на L = 30 мм, деф.№4

Токарно-винторезный станок 16К20

Резец фасонный для резьбы

ГОСТ 2719-83

Нарезать резьбу М24х1,5 на длину 30 мм. Не допускать перекоса резца




050

Сверление

в мм на

L = 43 мм, деф.№2

Вертикально-сверлильный станок 2Н118

Сверло спиральное ГОСТ 10902-77

Обеспечить точное центрирование сверла




055

Фрезерование

канавки

L= мм, деф.№3

Вертикально-фрезерный станок 6012Ц

Фреза шпоночная

ГОСТ 26595-85

Фрезеровать до устранения дефекта и в необходимую шероховатость




060

Зенкерование

(2 отв.)

в  мм на

L = 43 мм, деф.№2

Вертикально-сверлильный станок 2Н118

Зенкер

ГОСТ 3231-71

Зенкеровать до номинального размера




065

Шлифование

в   мм на

L = 32 мм, деф.№5

Станок кругло-шлифовальный 3Б110

Шлифовальный круг ГОСТ

2424-83

Шлифовать в необходимые размеры с допусками. Не допускать смещения инструмента




070

Контрольная

Стенд для контроля

Нутромер НИ-18-50-1

ГОСТ 868-82

Микрометр МК 025 ГОСТ 6507-90

Калибр – пробка

ГОСТ 14816-69

Для всех дефектов

Контролировать размеры,овальность отверстий, конусность, бочкообразность, неплоскостность и непараллельность