Файл: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования мурманской области институт развития образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

73
В процессе обучения обращается внимание учащихся на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих учащимся решать отдельные трудовые операции с соблюдением определенных технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.
Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным учащимся, на изучение и усвоение материала всеми учащимися и не ниже требований программы.
Продолжительность изучения курса - 1 год обучения. Программа ориентирована на учащихся 12-13 лет (5 класс).
Содержание программы предусматривает подведение учащихся к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю
«Художественная обработка древесины».
Планируемые результаты обучения
По завершении изучения данной программы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Знать:

принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

основные понятия графики, графического изображения (чертеж, эскиз, технический рисунок);

физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

способы разметки по шаблону и чертежу;

принцип подбора столярного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

назначение и устройство станков и электрооборудования
(электровыжигателя, электродрели, токарного станка, электролобзика, электрофрезера);

иметь представление о конструировании и моделировании;

способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, краска, лакирование, полирование;

основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;


74

историю возникновения и развития местного промысла, по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;

основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

основные приемы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

разные виды резьбы и их особенности;

способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Учащиеся должны уметь:

рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности;

читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

определять породу и пороки древесины по ее внешнему виду;

производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

выполнять простейшие столярные операции;

производить отделку столярных изделий с учетом дизайна;

выполнять простейшие столярные операции;

выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;

проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;

затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

экономно расходовать материалы и электроэнергию.

75
Учащиеся должны освоить, отработать и закрепить следующие
навыки:

владение основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

выполнение операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

владение основными элементами графической грамотности;

выполнение плоскостной разметки;

разработка и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

выполнение декорирования изделий – выжиганием, различными видами резьбы.
Содержание программы
Структура программы предусматривает использование следующих разделов образовательной области «Технология»:

Материаловедение;

Технология обработки древесины;

Элементы машиноведения;

Графика;

Техническое творчество;

Введение в художественное конструирование.
Учебный материал программы распределен с учетом возрастных особенностей учащихся по отдельным, тесно связанным между собой разделам.
В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовке учащихся.
В программе предложена система самопроверки знаний учащимся и контроля знаний – инструктором по труду.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний учащимся, для чего в работе используются учебники, справочники; дидактический материал; дополнительная литература.


76
Тематическое планирование

Тема раздела
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии
Формы и методы работы, виды контроля
1 Вводное занятие.
Охрана труда при производстве художественных изделий
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной электробезопасности;
- промышленной санитарии и личной гигиены;
- задачи на год
Инструктирование.
Беседа
2 Основы материаловедения
Древесина:
- основные свойства и породы;
- характеристика пород;
- фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы, клеи
Беседа.
Практическая работа «Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами»
3 Виды резьбы по дереву
Народные художественные традиции:
- виды и особенности резьбы;
- источники орнаментальных узоров
Беседа.
Демонстрации
4 Выпиливание лобзиком - разновидность оформления изделия
Особенности работы лобзиком:
- источники и особенности узоров для выпиливания
Беседа.
Демонстрации.
Практическая работа
5 Материалы, инструменты и приспособления
Основные свойства материалов:
- характеристики инструмента и приспособлений
Беседа.
Практическая работа «Знакомство с видами материалов и инструментом»
6 Технические приемы выпиливания орнамента
Подготовка материалов, рисунков:
- перевод рисунка на заготовку;
- приемы выпиливания;
- способы соединения деталей
Практическая работа «Подготовка материалов. Приемы выпиливания.
Способы соединения деталей»
7 Сборочные и отделочные работы
Облицование шпоном:
- циклевание и шлифование;
- устранение дефектов;
- сборка изделия;
- прозрачная отделка
Практическая работа «Сборка и отделка изделий»

77 8 Художественно- эстетические основы выпиливания лобзиком
Конструкция, форма изделия:
- фурнитура;
- виды орнамента, применяемые в работах лобзиком
Беседа
9 Работа над конструкцией изделия
Основные принципы композиции:
- форма и конструкция изделия;
- работа над проектом;
- фурнитура, ее изготовление, установка
Практическая работа «Построение композиции.
Разработка формы.
Изготовление и установка»
10 Построение орнамента
Назначение и виды орнамента:
- симметрия;
- орнаментные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент
Практическая работа «Важнейшие средства и приемы композиции орнамента»
11 Конструирование различных изделий
Плоские, объемные изделия:
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом
Практическая работа
12 Техника выполнения различных конструкций изделий
- Плоские изделия;
- Объемные изделия
Практическая работа
13 Отделка изделия
Отделочные материалы:
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклевание и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка
Практическая работа «Отделка изделия»
14 Изготовление изделия
Практическая работа
Тематическое планирование
«Художественная обработка древесины»

Темы
Количество часов теория практика всего
Геометрическая резьба. Выпиливание лобзиком
12 22 34 1
Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий
1 1
2
Основы материаловедения
1 1
3
Виды резьбы по дереву
1 1
4
Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия
1 2
3 5
Материалы, инструменты и приспособления
1 1


78 6
Технические приемы выпиливания орнамента
1 2
3 7
Сборочные и отделочные работы
1 4
5 8
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком
1 1
9
Работа над конструкцией изделия
1 1
2 10
Построение орнамента
1 3
4 11
Конструирование различных изделий
1 2
3 12
Техника выполнения различных изделий
1 2
3 13
Отделка изделия
1 1
14
Изготовление изделия
5 5

79
Содержание
Введение .......................................................................................................... 3
Программы внеурочной деятельности по технологии
Аглушевич С.П. Робототехника в начальной школе. Lego WeDo 2.0 ............ 7
Беляева О.А. Кружок «3D-мастерская»......................................................... 14
Виноградов Н.А. Черчение юных .................................................................. 19
Каркин Ю.В. Кружок «Контур» .................................................................... 36
Андреева Е.В. Творческая мастерская «Калейдоскоп рукоделия» .............. 43
Ерохина В.М. Конструирование и моделирование.
От простого к сложному ................................................................................ 55
Маслова Т.М. Истоки ..................................................................................... 64
Хряпин А.В. Художественная обработка древесины .................................... 71

80
Автор-составитель
Марина Анатольевна КУНАШ
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Сборник программ
Редактор Н.Б. Лившиц
Подписано в печать 16.05.2019 г. Формат 60х84/16.
Уч.-изд. л. 3,2. Тираж 100 экз.
Отпечатано в ГАУДПО МО «Институт развития образования»
183035, г. Мурманск, ул. Инженерная, 2а