Файл: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования мурманской области институт развития образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

52
Флористика (20 ч).
Теоретические сведения
Понятие о флористике. Использование природного материала в декоративно-прикладном творчестве. Способы заготовки и условия хранения природных материалов. Плоскостные и объемные композиции.
Ошибана как искусство плоскостной флористики. Правила построения пейзажных композиций из природного материала. Анималистический жанр в искусстве. Особенности изображения животных в работе с природным материалом.
Правила подготовки соломки к работе. Аппликация и объемное плетение из соломки. Понятие об орнаменте. Геометрический и растительный орнамент в инкрустации соломкой.
Виды работы с берестой. Правила заготовки бересты. Технологии выполнения росписи, плетения, плоскостных композиций из бересты.
Художественное конструирование из ракушек, шишек, орехов и других природных материалов.
Практическая деятельность
Создание эскизов для композиций из природного материала. Подбор материала в соответствии с замыслом. Создание композиций из листьев и цветов.
Подготовка соломки к работе. Геометрический орнамент из соломки.
Изготовление аппликации из соломки по собственному выбору.
Точечная и художественная роспись по бересте. Изготовление сувениров и картин из бересты.
Выполнение объемных композиций из шишек, ракушек и других природных материалов.
Творческий проект по собственному замыслу (10 ч)
Теоретические сведения
Этапы проектирования. Постановка проблемы, обоснование темы проекта. История объекта проектирования или технологии изготовления.
Анализ и выбор лучшей идеи для проекта. Выбор материалов, инструментов и оборудования. Конструирование и моделирование. Технологическая последовательность изготовления изделия. Экологическое и экономическое обоснование проекта. Самооценка, анализ результатов.
Практическая деятельность
Работа над проектом. Изготовление изделия. Оформление проектной документации. Создание технологической карты изготовления изделия. Защита проекта.

53
Экскурсии (4 ч).
Посещение выставок декоративно-прикладного творчества.
Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов года. Организация выставки работ.
2-й год обучения
Вводное занятие.
Знакомство с программой. Правила поведения на занятиях, режим работы. Демонстрация изделий, иллюстраций, раскрывающих основные направления в художественной обработке различных материалов.
Оборудование рабочего места. Безопасные приемы труда и санитарно- гигиенические правила. Инструктаж по охране труда.
Вышивка лентами (16 ч).
Теоретические сведения
История вышивки, ее многообразие. Материалы для вышивания. Виды лент, инструменты и оборудование. Правила безопасного труда. Способы переноса рисунка на ткань. Закрепление ленты в ткани. Технология выполнения основных швов – прямой и изогнутый стежок, ленточный шов, петля, полупетля, французский узелок. Способы вышивания цветов, листьев, стеблей.
Особенности работы по принту. Тонировка лент. Способы оформления готовой работы в паспарту, рамку.
Практическая деятельность
Составление простых композиций из цветов. Подбор материалов для вышивания. Подготовка ткани, перенос рисунка на ткань. Подбор цветовой гаммы. Вышивание цветов и листьев. Оформление готовой работы в виде картины или поздравительной открытки.
Вязание крючком (20 ч).
Теоретические сведения
История вязания крючком. Разнообразие вязаных изделий. Выбор крючка и пряжи. Правильное положение крючка в руке. Основные элементы вязания крючком: воздушная петля, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, с двумя накидами. Вязание прямого полотна поворотными рядами.
Правила вязания по кругу. Прибавление и убавление петель. Условные обозначения в схемах. Правила чтения схем. Понятие о раппорте. Плотные и ажурные узоры крючком.
Практическая деятельность
Вязание крючком прямого полотна. Вязание по кругу. Изготовление сувениров по выбору (закладка, прихватка, игрушка). Вязание ажурных узоров.
Изготовление кружевной салфетки.


54
Технология фом-арт (14 ч).
Теоретические сведения
Фоамиран – новый материал в декоративно-прикладном творчестве.
Виды фоамирана – толщиной 1 мм, 2 мм, зефирный, махровый, глиттерный, плюшевый, шелковый. Особенности обработки в зависимости от толщины листа и производителя. Способы окрашивания и тонировки фома. Технология изготовления декоративных и фантазийных цветов. Особенности строения живых цветов. Приемы передачи натурального цвета с помощью сухой и масляной пастели, акриловой и масляной красок при изготовлении реалистичных цветов. Способы крепления цветов к заколкам, резинкам, застежкам, ободкам. Правила техники безопасности при работе с утюгом и клеевым пистолетом.
Обтягивание фоамираном объёмных форм. Использование готовых пенопластовых форм и выпиливание заготовок из пеноплекса. Виды клея для работы с фоамираном. Способы соединения элементов композиции.
Практическая деятельность
Изготовление лепестков и листьев для фантазийных, декоративных и реалистичных цветов. Сборка изделия. Изготовление украшений с цветами из фоамирана (броши, заколки, браслеты, венки, колье и т.д.). Изготовление объемных сувениров и композиций. Декорирование изделиями из фома предметов быта и одежды (рамок для фотографий, подхватов для штор, сумок, шапочек, обуви и др.).
Творческий проект по собственному замыслу (10 ч).
Теоретические сведения
Этапы проектирования. Постановка проблемы, обоснование темы проекта. История объекта проектирования или технологии изготовления.
Анализ и выбор лучшей идеи для проекта. Выбор материалов, инструментов и оборудования. Конструирование и моделирование. Технологическая последовательность изготовления изделия. Экологическое и экономическое обоснование проекта. Самооценка, анализ результатов.
Практическая деятельность
Работа над проектом. Изготовление изделия. Оформление проектной документации. Создание технологической карты изготовления изделия. Защита проекта.
Экскурсии (4 ч).
Посещение выставок декоративно-прикладного творчества.
Итоговое занятие (2 ч).
Подведение итогов года. Организация выставки работ.

55
Программа внеурочной деятельности
«Конструирование и моделирование. От простого к сложному»
Ерохина Валентина Михайловна,
учитель технологии
МБОУ г. Мурманска «Лицей № 2»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование. От простого к сложному» художественно-эстетической направленности составлена на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования и программы формирования универсальных учебных действий, учебного плана внеурочной деятельности МБОУ г. Мурманска «Лицей № 2».
Актуальность рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Моделирование и конструирование. От простого к сложному» – это своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Время, выделяемое на раздел «художественная обработка материалов», позволяет лишь познакомить учащихся с видами и основными приемами выполнения различных технологий художественной обработки материалов, с целью вызвать интерес к различным методикам моделирования, кроя и пошива по современным унифицированным технологиям. Даннаяпрограмма дает возможность учащимся выполнять работы, которые требуют больших затрат времени, могут быть выполнены в рамках выполнения проекта. Тем самым закладываются новые возможности для обогащения детей и родителей на качественно ином уровне. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение, доверие, чувство общности жизни и судьбы, сформируются новые и возродятся утраченные и забытые духовные ценности.
В нашей мастерской постоянно выставляется обновляемая экспозиция творческих работ учащихся с моделями выполненных изделий. Учащиеся участвуют в лицейских, городских и областных олимпиадах. Проходят ежегодные тематические показы моды одежды.
Программа рассчитана на обучение в течение 2-х лет, 68 часов, 1 час в неделю. Очное обучение, 15 человек учащихся, 7, 8 класс.


56
Цель программы внеурочной деятельности
«Моделирование и конструирование. От простого к сложному» – ознакомить и научить учащихся основным методам конструирования, моделирования одежды, сложным видам кроя, дать представление о дизайне в одежде, о влиянии его на потребительские качества и конкурентность; формирование разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью; сформировать у учащихся знания и умения по изготовлению высококачественной одежды, профессиональному пошиву всех видов изделий, ознакомить с лучшими видами современного оборудования, которые пригодятся им в будущей жизни и помогут при выборе будущей профессии.
Планируемые результаты освоения учащимися программы
курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование.
От простого к сложному»
Регулятивные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:

интерес к новым видам конструирования и моделирования, прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности /неуспешности/ творческой деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;
Учащийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Учащийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

57
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.
Учащийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.
Учащийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов конструкторской, технологической и художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


58
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию,
3Д-моделирование, проектирование и макетирование, технические и творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах, влияющих на технологию изготовления одежды;

познакомиться с новыми технологическими методами конструирования и моделирования сложных видов кроя, приёмами обработки современных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми видами оборудования, инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне одежды для одноклассников, близких родственников, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией;

сформировать хороший вкус, культуру одежды;

познакомиться с новаторскими течениями в моде;

познакомить с историей развития русской одежды и особенностями национальной культуры;

научиться использовать все технические средства для получения быстрых результатов.
Условия реализации программы

Материально-технические: компьютер, интерактивный комплекс, принтер, 3Д-ручки, клеевые пистолеты, современный парк швейного оборудования (швейные машины, оверлоки, утюги, пароотпариватель).

Методическая литература, художественная литература.

Внешние: участие в конкурсах школьного, городского, регионального и всероссийского уровней, проведение выставок, дизайнерское оформление своей одежды, изготовление отделок и аксессуаров к одежде.

59
Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Моделирование и конструирование. От простого к сложному»
1 год обучения (7 класс)

Разделы и темы
Количество часов всего теория практика
1
Вводное занятие
1 1
2
Основы моделирования одежды
3 3
3
Характеристика материалов
2 2
4
Конструирование одежды
13 7
6 5
Разработка конструкций одежды с использованием приемов технического моделирования
2 1
1 6
Технология обработки узлов и деталей одежды
13 6
7 7
Виды декоративно-художественного оформления изделий
3 1
2 8
Практические работы.
Изготовление изделий
24 24 9
Экскурсии в ателье «Аметист», технический колледж сервиса, мастер-класс в музее занимательных наук
6 4
2 10 Подведение итогов учебного года
1 1
Всего часов:
68 26 42
2 год обучения (8 класс)

Разделы и темы
Количество часов всего теория практ ика
1
Вводное занятие
1 1
2
Основы моделирования одежды
3 3
3
Характеристика материалов
2 1
1 4
Конструирование одежды
15 5
10 5
Разработка конструкций одежды с использованием приемов технического моделирования
3 1
2 6
Технология обработки узлов и деталей одежды
13 3
10 7
Виды декоративно-художественного оформления изделий
3 3
8
Практические работы
21 21 9
Экскурсии в ателье «Аметист», технический колледж сервиса, мастер-класс в музее занимательных наук
6 4
2 10 Подведение итогов учебного года
1 1
Всего часов:
68 16 52


60
Календарно тематический план программы
курса внеурочной деятельности
«Конструирование и моделирование. От простого к сложному»
1 год обучения (7 класс)
№ Дата
Разделы и темы
Всего
Количество часов часов теория практика
1
Вводное занятие
1 1
2
Основы моделирования одежды
3 2.1
Стиль и мода
1 2.2
Средства композиции одежды
1 2.3
Цвет в одежде
1 3
Характеристика материалов
2 3.1
Структура материалов
1 3.2
Швейные нитки
1 4
Конструирование одежды
13 4.1
Основные сведения о конструировании одежды
1 4.2
Измерение фигур
1 4.3
Припуски, используемые при конструировании одежды
1 4.4
Построение чертежа основы платья с втачным рукавом
1 1
4.5
Особенности конструкции полуприлегающего силуэта
1 4.6
Особенности конструкции прилегающего силуэта
1 4.7
Построение чертежа основы рукава
1 4.8
Построение чертежа основы прямой юбки
1 4.9
Особенности конструкции юбки в круговую складку
1 4.10
Особенности конструкции юбки в сборку
1 4.11
Практическая работа «Моделирование плечевого изделия»
1 4.12
Практическая работа «Моделирование юбок»
1 5
Разработка конструкций одежды с использованием приёмов технического моделирования
2 2
5.1
Элементы технического моделирования
1 5.2
Перевод нагрудной вытачки. Макетный способ
1 6
Технология обработки узлов и деталей
13

61 6.1
Сведения об основных видах работ при пошиве женского легкого платья
2 6.2
Подготовка изделия к первой примерке
2 2
6.3
Проведение первой примерки
2 6.4
Обработка мелких деталей
2 3
7
Виды декоративно-художественного оформления изделий
3 7.1
Некоторые виды отделки изделий
1 7.2
Выполнение аппликации
2 8
Практические работы «Пошив юбки»
24 8.1
Практические работы «Пошив юбки»
2 8.2
Практические работы «Пошив юбки»
2 8.3
Практические работы «Пошив юбки»
2 8.4
Практические работы «Пошив юбки»
2 8.5
Практические работы «Пошив юбки»
2 8.6
Практические работы «Пошив юбки»
2 8.7
Практические работы «Пошив платья»
2 8.8
Практические работы «Пошив платья»
2 8.9
Практические работы «Пошив платья»
2 8.10
Практические работы «Пошив платья»
2 8.11
Практические работы «Пошив платья»
2 8.12
Практические работы «Пошив платья»
2 9
Экскурсии
6 9.1
Экскурсия в ателье ДБ «Аметист»
2 9.2
Экскурсия в колледж сервиса
2 9.3
Мастер-класс в музее занимательных наук
2 10
Подведение итогов учебного года
1 1
Итого часов:
68 26 42
Календарно тематический план рабочей программы
курса внеурочной деятельности «Конструирование и моделирование.
От простого к сложному»
2 год обучения (8 класс)

Дата
Разделы и темы
Всего Количество часов часов теория практика
1
Вводное занятие
1 1
2
Основы моделирования одежды
3 2.1
Зрительские иллюзии
1 2.2
Построение пропорциональной схемы торса женской фигуры
1 2.3
Выполнение эскизов моделей
1 3
Характеристика материалов
2 3.1
Физико-механические свойства материалов
1