Файл: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования мурманской области институт развития образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

62 3.2
Цвет и оформление материалов
1 4
Конструирование одежды
13 4.1
Построение одношовного рукава
1 4.2
Особенности конструкции с углубленной проймой
1 4.3
Особенности конструкции изделий с цельнокроеными рукавами
1 4.4
Особенности конструкции изделий с рукавами покроя реглан
1 4.5
Особенности конструкции некоторых видов воротников
1 4.6
Построение чертежа основы плосколежащего воротника
1 4.7
Воротники отложные с застежкой до верха
1 4.8
Воротники с высокой стойкой
1 4.9
Воротники с низкой стойкой
1 4.10
Воротники стойки
1 4.11
Построение чертежа основы юбки конической формы
1 4.12
Особенности конструкции юбок
«солнце» и «полусолнце»
1 1
4.13
Построение чертежа основы конструкции брюк
1 4.14
Моделирование брюк
1 5
Разработка конструкций одежды с использованием приёмов технического моделирования
2 5.1
Перевод нагрудной вытачки.
Графический способ
1 5.2
Метод параллельного расширения
1
Разработка конструкций различных моделей
6
Технология обработки узлов и деталей
13 6.1
Способы обработки карманов
2 6.2
Виды и способы обработки застёжек
1 6.3
Обработка плечевых и боковых швов
2 6.4
Обработка воротника и соединение его с горловиной
2 6.5
Обработка втачных рукавов
2 6.6
Соединение рукавов с проймами
1 6.7
Соединение лифа с юбкой
1 6.8
Способы обработки нижнего среза юбки
1 6.9
Окончательная отделка изделия
1

63 7
Виды декоративно-художественного оформления изделий
3 7.1
Банты, галстуки, кокилье, буфы, оборки
1 7.2
Различные декоративные отделки. 3Д изделия
2 8
Практические работы «Пошив юбки»
24 8.1
Практические работы «Пошив юбки»
1 8.2
Практические работы «Пошив юбки»
1 8.3
Практические работы «Пошив шорт»
1 8.4
Практические работы «Пошив шорт»
2 8.5
Практические работы «Пошив юбки- брюк»
2 8.6
Практические работы «Пошив юбки- брюк»
2 8.7
Практические работы «Пошив брюк»
2 8.8
Практические работы «Пошив брюк»
2 8.9
Практические работы «Пошив брюк»
2 8.10
Практические работы
«Пошив платья»
2 8.11
Практические работы
«Пошив платья»
2 8.12
Практические работы
«Пошив платья»
2 9
Экскурсии
6 9.1
Экскурсия в ателье ДБ «Аметист»
2 9.2
Экскурсия в колледж сервиса
2 9.3
Мастер-класс в музее занимательных наук
2 10
Подведение итогов учебного года
1 1
Итого часов:
68 16 52

64
Программа внеурочной деятельности
«Истоки»
5-6 класс
Маслова Тамара Михайловна,
учитель технологии
МБОУ Кольской СОШ № 2
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки» реализует цели: ознакомление учащихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций; воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности; формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда; обучение детей конкретным технологиям, умениям и навыкам изготовления изделий своими руками;
Направление – духовно-нравственное.
Программа рассчитана на 68 часов (1 час в неделю) в 5-6 классах.
Планируемые результаты обучения.
В результате освоения программы у учащихся будут сформированы:

этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;

умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Учащиеся смогут:

познакомиться с особенностями крестьянской одежды;


65

сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);

показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой.

оценить достоинства традиционной русской кухни;

приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар», компот);

разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта);

разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала;

воспринять традиции масленичных игр; качели; катание с гор; встреча
Масленицы;

разучить песни и игры;

научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

разучить игры с катанием пасхальных яиц;

сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;

показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке»;

нарисовать несколько гжельских орнаментов;

раскрасить узоры хохломских ложек и городецких разделочных досок;

сравнить орнаменты нескольких шалей.
Содержание программы
Старинный русский быт.
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Одежда
народов Севера.
Цель: познакомить учеников с элементами традиционных костюмов русского народа и народов Севера.
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан - у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).
Русский народный костюм, его орнаментика и семантика. Одежда саамов и поморов.
Солнце, дерево, вода, конь - источники жизни, символы добра и счастья.
Особое значение пояса (кушака).
Головные уборы девушек и женщин, украшения.

66
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки - у крестьян
(мужская одежда). Лапти, баретки, онучи, поршни - крестьянская обувь.
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки - у бояр. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Жилища
поморов и саамов.
Цель: Изучить виды жилищ русского народа и народов Севера.
Русская изба (клеть, сени - холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).
Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение.
Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.
Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки.
Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Кувакса, вежа, тупа, поморская изба, элементы избы.
Домашние обереги в русской культуре.
Роль орнамента-оберега (вышивка). Русский народный костюм, его орнаментика и семантика. Культовые и обрядовые куклы. Куклы-обереги.
Этнографические куклы. Типы и виды кукол.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
Цель: Проработка рецептов русской кухни.
Хлеб - главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши.
Кисели. Блины («млины» - от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд.
Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья. Кухня.
Русские народные праздники. Праздники народов Севера (саамов
и поморов).
Цель: познакомить с традициями, праздниками и обычаями народов.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и
праздники на Руси. День саамской культуры, игры и забавы.
Праздники - время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.
Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.
Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун
Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки - весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье,


67 ряженые - древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество
Христово. Рождественские колядки. Ёлка - символ «райского дерева».
Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.
Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол. Сувениры и поделки. Практические работы.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.
Масленица - весенний праздник проводов зимы. Традиция печь блины.
Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы
Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры.
Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост - время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба - символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).
Пасха - главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.
Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба - Ѓртоса.
Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка - закликание весны рано утром с вершины холма, горки. Практические работы по изготовлению пасхальных поделок.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа).
Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде;
Преображение; день Нерукотворного образа).
Успение Богородицы (Первые Осенины - 28 августа). Спожинки - окончание жатвы.
Покров Богородицы (14 октября) - первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок. Кухня. Практические работы.
Русские народные промыслы.
Цель: ознакомление с основами художественного творчества,
керамических изделий, построение орнаментов и эскизов.
Керамика Гжели
Гжель - название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы.
Гжель - основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и

68 цветы на белом фоне. Продукция Гжели - это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.
Хохлома и Городец
Хохлома - художественный народный промысел в городе Семёнове
Нижегородской области. Деревянная расписная посуда - «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров
Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках. Роспись по дереву. Традиционные стили росписи
Городца.
Павловопосадские шали
Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой.
Лоскутная техника
История лоскутного шитья. Составление из кусочков разноцветных материалов геометрических и сюжетных композиций (покрывала, подушки, одеяла, одежда, кухонная утварь: прихватки, салфетки, куклы на чайники, настенные украшения)
Кружева и вышивка
Зарождение кружевоплетения. Виды кружев. История вышивки. Виды вышивок. Праздник Починки. Знаки и символы народной вышивки.
1   2   3   4   5

Тематическое планирование
5 класс

Тема учебного занятия
Форма учебного занятия
Количество часов всего часов теория практика проект
1
Русская изба, элементы избы.
Боярские палаты
Беседа, показ презентаций
1 1
2
Жилища народов
Севера. Поморская изба
Лекция с элементами обсуждения. Показ презентаций
1 1
3
Одежда народов
Севера. Одежда: рубаха, порты, сарафан, панева – у женщин
Беседа. Групповая работа. Игра
3 1
2 4
Изготовление русских и саамских костюмов
Практическая работа.
Групповая работа.
5 1
3 1

69
Работа с технологическими картами
5
Традиционная русская кухня
Групповая работа.
Показ презентаций
1 1
6
Керамика Гжели.
Каргопольская игрушка.
Архангельские козули
Лекция с элементами обсуждения. Показ презентации
1 1
7
Роспись тарелки.
Использование новых технологий с росписи тарелки
Творческая работа группы
3 1
2 8
Лепка из соленого теста
Групповая творческая работа. Беседа. Показ презентаций
3 1
2 9
Хохлома и Городец.
Резьба по дереву
Беседа. Экскурсия
2 1
1 10
Роспись разделочной доски
Лекция с элементами обсуждения. Показ презентаций.
Групповая работа
2 1
1 11
Семейные праздники, обряды, обычаи. Игры и забавы
Беседа. Показ презентаций
1 1
12
Осень золотая. Спасы.
Успение. Покров
Лекция с обсуждением. Показ презентаций
1 1
13
Заготовка ягод, яблок, грибов. Рецепты заготовок
Практическая работа
2 2
14
Зимушка-зима. Новый год. Рождество.
Рождественская ярмарка
Показ презентаций.
Работа мастерской
Деда Мороза
4 4
15
Праздник колядки
Игровое представление
4 4
Всего:
34

70
6 класс

Тема учебного занятия
Форма учебного занятия
Количество часов всего часов теория практика проек т
1
Роль орнамента- оберега. Символы добра и счастья
Беседа. Показ презентаций
2 1
1 2
Культовые и обрядовые куклы. Куклы-обереги.
Этнографические куклы.
Типы и виды кукол
Групповая работа.
Показ презентаций
4 1
2 1
3
Особое значение пояса
(кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения
Лекция. Показ презентаций
1 1
4
Изготовление головных уборов. Одежда народов
Севера. Обувь
Групповая работа с приглашением библиотекаря
4 1
3 5
Блины. Пироги. Мёд.
Взвары
Практическая работа
2 2
6
Сочетание языческих и христианских праздников
Лекция. Беседа.
Показ презентаций
1 1
7
Святки - весёлое время года; песни во славу
Христа. Колядование, гадание. Ряженье, ряженые - древний обычай Святок
Беседа. Групповая работа. Постановка сценок
2 2
8
Вербное воскресенье.
Освящение в церкви вербы
Беседа. Лекция
1 1
9
Пасха - главный христианский праздник,
Воскресение Иисуса
Христа
Показ презентаций.
Лекция с элементами обсуждения
1 1
10
Пасхальные сувениры
Практическая работа
4 4
11
Павловопосадские шали.
Роспись по ткани
Показ презентаций.
Практическая работа
4 1
3 12
Роспись по дереву.
Мезень. Северодвинская
Практическая работа.
Показ презентаций
4 1
3 13
Лоскутное шитье.
Кружева и вышивка
Практическая работа.
Показ презентаций
4 1
3
Всего:
34


71
Программа внеурочной деятельности по технологии
«Художественная обработка древесины»
Хряпин Александр Васильевич,
учитель технологии
ГОБОУ Минькинской КШИ
Пояснительная записка
Данная программа ориентирована на обеспечение условий конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства – художественная обработка древесины.
Целью обучения по курсу «Художественная обработка древесины» является овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда; развитие у учащихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление учащихся с основами материаловедения для художественных работ, художественной обработки материалов, основами композиции, народными промыслами.
В процессе занятий учащиеся знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества и народных мастеров.
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых учащиеся создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.
Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережении изучения теоретического материала.
Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учетом местных традиций.

72
Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет учащимся в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий прибрести общие и трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно-технической деятельности.
Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием, учащиеся на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике и экономике.
Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определенную художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.
Для усиления профессиональной направленности обучения учащиеся знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.
В программе уделяется особое внимание формированию у учащихся общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.
Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процесса ее обработки, инструментам и приспособлениям.
Программа ставит своей целью развивать «чувство материала», его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение учащихся к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды, в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих учащихся к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.
Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины.
Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний учащихся о материалах, принципах действия и устройствах машин.