Файл: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования мурманской области институт развития образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Мурманск
2019


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕХНОЛОГИИ
Сборник программ
Мурманск
2019

ББК 74.263.0
П78
Автор-составитель
М.А. Кунаш, доцент факультета общего образования
ГАУДПО МО «ИРО», канд. пед. наук
Программы внеурочной деятельности по технологии: сборник
П78 программ / Автор-сост. М.А. Кунаш. - Мурманск: ГАУДПО МО
«Институт развития образования», 2019. – 80 с.
В сборник включены программы внеурочной деятельности по технологии, разработанные и реализуемые учителями в общеобразовательных организациях
Мурманской области.
Представленные материалы могут быть использованы руководителями, учителями общеобразовательных организаций и методистами муниципальных методических служб.
ББК 74.263.0
© ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2019
© М.А. Кунаш, 2019

3
Введение
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных, предметных), осуществляемая в формах, отличных от урочной.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.
Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы. Разработка программы внеурочной деятельности по технологии должна содержать:

планируемые результаты внеурочной деятельности;

содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности;

тематическое планирование.
Проектируемые программы внеурочной деятельности по технологии должны обеспечивать достижение следующих целей:

развитие инновационной творческой деятельности учащихся в процессе решения прикладных учебных задач;

активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Рабочие программы внеурочной деятельности по технологии могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, с использованием дистанционных образовательных технологий.
Внеурочная деятельность по технологии может быть реализована по всем направлениям развития личности – спортивно-оздоровительном, духовно- нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном. Так, при проектировании программ внеурочной деятельности спортивно- оздоровительной направленности возможна ее реализация в форме экскурсий,


4 поисковых и научных исследований на территории Мурманской области. При проектировании программ духовно-нравственной направленности приоритетны формы конференций, экскурсий и т.д.
В примерной основной образовательной программе основного общего образования подразумевается значительная внеурочная активность учащихся, связанная с технологическим направлением. Такое решение обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные запросы и интересы учащегося, ориентацией на особенность возраста как периода разнообразных проб, включая профессиональные и предпрофессиональные. Таким образом, в рамках внеурочной деятельности активность учащихся связана:
‒ с выполнением заданий на самостоятельную работу с информацией
(формируется навык самостоятельной учебной работы, для обучающегося открывается большая номенклатура информационных ресурсов, чем это возможно на уроке, задания индивидуализируются по содержанию в рамках одного способа работы с информацией и общего тематического поля);
‒ с проектной деятельностью (индивидуальные решения приводят к тому, что учащиеся работают в разном темпе – они сами составляют планы, нуждаются в различном оборудовании, материалах, информации – в зависимости от выбранного способа деятельности, запланированного продукта, поставленной цели);
‒ с реализационной частью образовательного путешествия (логистика школьного дня не позволит уложить это мероприятие в урок или в два последовательно стоящих в расписании урока);
‒ с выполнением практических заданий, требующих наблюдения за окружающей действительностью или ее преобразования (на уроке учащийся может получить лишь модель действительности).
Формы внеурочной деятельности в рамках предметной области
«Технология» – это проектная деятельность учащихся, экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования (или мастер- классы), позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта в проекте учащегося, актуального на момент прохождения курса.
Школьное технологическое образование определяет возможность ориентации учащихся на получение высококвалифицированных рабочих профессий и специальностей, вошедших в ТОП-50 (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 02.11.2015 года № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования»). Среди них: мастер


5 столярно-плотницких работ, метролог, мобильный робототехник, наладчик ремонтно-промышленного оборудования, оператор станков с программным управлением, плиточник-облицовщик, повар-кондитер, сантехник, сварщик, техник по обслуживанию роботизированного производства, токарь-универсал, техник-конструктор, техник-механик в сельском хозяйстве, фрезеровщик- универсал, электромонтажник.
При разработке программы внеурочной деятельности по технологии следует учитывать значимость раскрытия особенностей как традиционных, так и современных технологий. Технология как учебный предмет обладает значительными возможностями в организации деятельности учащихся, носящий исследовательский творческий характер.
Поэтому при проектировании рабочих программ важно учитывать ее возможности в организации проектной и исследовательской деятельности.
Олимпиада как форма внеурочной деятельности по технологии приобретает особое значение в работе с учащимися с повышенными образовательными потребностями в изучении предмета.
Привлечение к участию в предметной олимпиаде по технологии – возможность направить мысль учащегося, заинтересовать и активизировать его самостоятельные поиски.
Проектирование программы внеурочной деятельности, направленной на включение школьника в олимпиадное движение, предполагает широкое использование задач, которые не только способствуют углублению знаний, приложению теории к практике, но и активизируют мышление, позволяют каждому испытать свои возможности.
Олимпиадное движение является значимой в современном образовании областью для самореализации, саморазвития учащегося, для формирования и развития тех универсальных учебных действий, достижение которых затруднено в учебной деятельности. Являясь формой внеурочной деятельности, участие в олимпиадах различного уровня создает для учащегося на различных этапах его личностного становления возможность расширить свой социальный, интеллектуальный опыт и достигнуть результатов, определяемых ФГОС ООО.
Представленные в сборнике программы внеурочной деятельности по технологии охватывают наиболее проблемные вопросы современного технологического образования – освоение учащимися аддитивных технологий, технологий графического представления информации, традиционные технологии. Программы внеурочной деятельности «Робототехника в начальной школе. Lego WeDo 2.0» и кружок «3D мастерская» могут быть использованы на уровне начального и основного общего образования в условиях внеурочной деятельности для освоения учащимися аддитивных технологий.


6
Программы «Черчение юных» и кружок «Контур» позволяют учащимся начальной и старшей школы овладеть навыками графического представления информации, овладеть инструментами графической деятельности (реальными и виртуальными).
Программы творческой мастерской
«Калейдоскоп рукоделия»
«Художественная обработка древесины» позволяют учащимся овладеть приемами традиционных технологий обработки текстильных, конструкционных и поделочных материалов. В рамках освоения программы
«Конструирование и моделирование. От простого к сложному» учащиеся также овладевают приемами обработки традиционных текстильных материалов, при этом в программе акцент сделан на включение учащихся в олимпиадное движение. Особенностью программы «Истоки» духовно-нравственной направленности является введение учащихся в контекст русской культуры через освоение приемов различных технологий обработки традиционных материалов – пищевых, поделочных.
Представленные программы внеурочной деятельности реализуются авторами в общеобразовательных организациях Мурманской области.

7
Программа внеурочной деятельности
«Робототехника в начальной школе. Lego WeDo 2.0»
(4 класс)
Аглушевич Сергей Петрович,
учитель технологии
МБОУ СОШ № 5 г. Кировска
Пояснительная записка
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов.
Стратегия обучения реализовывается в образовательной среде Lego
(Лего), которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты Лего, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
Комплект Lego® Education WeDo 2.0 составлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС ОО) и помогает стимулировать интерес школьников к естественным наукам и инженерному искусству. В основе ФГОС ОО лежит формирование универсальных учебных действий, а также способов деятельности, уровень усвоения которых предопределяет успешность последующего обучения ребёнка. Это одна из приоритетных задач образования.
На первый план выступает деятельностно-ориентированное обучение: учение, направленное на самостоятельный поиск решения проблем и задач, развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Для этого используются моторизированные модели Lego и простое программирование. WeDo 2.0 обеспечивает решение для практического,
«мыслительного» обучения, которое побуждает учащихся задавать вопросы и предоставляет инструменты для решения задач из обычной жизни.
В процессе изучения простых механизмов учащиеся развивают мелкую моторику, точные движения, элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы механизмов.
На уроках представлена структура деятельности, создающая условия для творческого развития учащихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,


8 последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному.
Срок реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения в количестве 34 часов.
Цель курса:

развитие навыков конструирования с использованием информационных технологий.
Задачи курса:

ознакомить учащихся с основными принципами механики;

ознакомить с основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO;

развивать умения работать по предложенным инструкциям;

развивать умения творчески подходить к решению задачи;

развивать умения довести решение задачи до работающей модели;

развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

развивать умения работать над проектом в команде, правильно распределять обязанности;

участие в конкурсах по Лего-конструированию.
Материально-техническое
обеспечение
программы:
Лего- конструкторы; программное обеспечение; компьютер с модулем блютуз.
В WeDo 2.0 выполнение проектов разбито на три этапа.
Исследование
Учащиеся знакомятся с научной или инженерной проблемой, определяют направление исследований и рассматривают возможные решения. Этапы исследования: установление взаимосвязей и обсуждение.
Создание
Учащиеся собирают, программируют и модифицируют модель Lego.
Работа может относиться к одному из трех типов: исследование, проектирование и использование моделей. Этап создания различается для разных типов проектов. Этапы создания: построение, программа, изменение.

9
Обмен результатами
Учащиеся представляют и объясняют свои решения, используя модели
Lego и документ с результатами исследований, созданный с помощью встроенного инструмента документирования. Этапы обмена результатами: документирование и презентация.
На каждом из этапов учащиеся будут документировать свои результаты, ответы и ход выполнения работы, используя различные методы. Этот документ можно экспортировать и использовать для оценки, демонстрации учащимся или родителям. Курс разработан с учетом научных и инженерных навыков, описанных в стандартах ФГОС. Он выражает соответствующие требования
ФГОС в отношении научных знаний, а также практических навыков, которыми овладевают учащиеся и которые рассматриваются не по отдельности, а как взаимосвязанный комплект.
Планируемые результаты обучения
Личностные и метапредметные результаты
Коммуникативные универсальные учебные действия:

формировать умение понимать других;

формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные универсальные учебные действия:

формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации;

формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия:

формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формировать умение составлять план действия;

формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными.
Личностные универсальные учебные действия:

формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности;

формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.
Предметные результаты реализации программы
У учащихся будут сформированы:

основные понятия робототехники;

основы алгоритмизации;

умения автономного программирования;