Файл: Реорганизация юридических лиц.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ:

Содержание







стр

ВВЕДЕНИЕ

4

Глава 1

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ


8

1.1

Понятие и правовая природа реорганизации

8

1.2

Порядок и условия реорганизации юридических лиц

14

1.3

Основные гарантии при реорганизации юридических лиц

21

ГЛАВА 2

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ


26

2.1

Реорганизация юридического лица в виде слияния и присоединения


26

2.2

Реорганизация юридического лица в виде разделения и выделения

34

2.3

Реорганизация юридического лица в виде преобразование

39

ГЛАВА 3

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ



48




3.1

Проблемы правопреемства при реорганизации юридических лиц


48

3.2

Пути совершенствования правого регулирования реорганизации юридических лиц


55

Заключение

64

Список использованных источников

68



ВВЕДЕНИЕ
Развитие института предпринимательства, увеличение числа юридических лиц затрагивает вопрос прекращения различных субъектов права, в частности юридических лиц. Реорганизация юридических лиц относительно новый правовой институт гражданского законодательства. Одна из наиболее часто применяемых в последнее время процедур в процессе деятельности практически всех организаций. Объясняется это и экономическими, и социальными, и правовыми условиями, в которых существуют юридические лица. Процессы приватизации и обновления российского законодательства также в немалой степени способствовали распространению на практике отдельных форм реорганизации. Для успешного проведения реорганизации необходима, конечно же, оптимальная правовая база, призванная обеспечить достижение необходимого результата. Все это потребовало более детальной регламентации в ГК РФ и других нормативных актах процесса реорганизации. Так, в ныне действующем ГК РФ общим вопросам реорганизации юридических лиц посвящено четыре статьи и, кроме того, по одной статье - в отношении реорганизации хозяйственных товариществ и обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и производственных кооперативов. Законодательные акты об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц еще подробнее регулируют соответствующие вопросы реорганизации. Вместе с тем, даже такое более детальное по сравнению с ранее действовавшим законодательством правовое регулирование не позволяет решить всех возникающих при реорганизации вопросов, делая актуальной проблему изменения и дополнения существующих нормативных актов. Совершенствование же законодательства невозможно без научной разработки проблем реорганизации, в частности, определения понятия реорганизации и выделения ее признаков. Реорганизация на современном этапе развития законодательства определена несколькими факторами формирования предпринимательской активности, а именно, повышением уровня риска экономической системы, образованием большого числа конкурентоспособных предприятий, усилением борьбы между предприятиями на различных сегментах рынка.

Актуальность выбранной нами области исследования имеет важное значение в деятельности хозяйственных обществ. Особое место среди субъектов гражданского права всегда занимали и занимают юридические лица. В настоящее время регулирование правового положения юридических лиц в российском законодательстве несомненно переживает очередную стадию своего развития. Впервые за последнее десятилетие становления отечественного гражданского законодательства ГК РФ, отразив новые важные идеи и концепции, дал относительно развернутую, отвечающую современным потребностям общества, правовую регламентацию большинства вопросов, связанных с функционированием юридических лиц. К их числу можно в полной мере отнести и вопросы реорганизации юридических лиц. Изучение института реорганизации осуществляется согласно нормативно-правовой базе российского законодательства, а именно Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, федеральных законов «Об акционерных обществах», «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». «Об обществах с ограниченной ответственностью», материалов судебной практики.

Объект исследования – правоотношения, которые возникают при осуществлении правового регулирования процесса реорганизации юридических лиц.

Предмет исследования – нормы гражданского права, характеризующие правовое регулирование реорганизации.

Целью данной работы является раскрытие всех сторон рассматриваемого процесса. Прежде всего, нужно определить, что именно понимается под определением реорганизации, какова его сущность и правовая природа. Также, определить практическое применение института реорганизации, выявить возможные проблемы, возникающие в процессе реорганизации между участниками хозяйственных обществ, рассмотреть пути их разрешения и ликвидации пробелов законодательных норм, изучить нормативную базу, регулирующую процесс реорганизации юридических лиц.

Разработанность данной темы в научной литературе в основном содержит теоретические положения о реорганизации. Изучению реорганизации юридических лиц посвятили свои работы такие авторы, как Архипов Б.П., Жданов Д.В., Брагинский М.И., Суханова Е.А., Черепахин, Г.Ф. Теоретической базой изучения дипломной темы стали научные работы в сфере гражданского и предпринимательского права, в том числе литературные публикации и материалы периодических изданий, раскрывающие тему реорганизации юридических лиц в той мере, в какой они необходимы для более подробного изучения степени разработанности в литературе, в практическом применении.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих конкретных задач:

- анализ российского законодательства в части применения норм, регулирующих реорганизацию юридических лиц;

- обобщение практического материала по проблеме реорганизации;

- комплексное изучение основных вопросов реорганизации, наиболее важных проблем и рассмотрение возможных путей их решения;

- раскрытие наиболее часто встречаемых нарушений прав и законных интересов участников реорганизуемого общества и способы их защиты;

- разработка предложения по улучшению действующего российского законодательства, как в части гражданского, так и предпринимательского, и договорного права, направленные обеспечение имущественных интересов субъектов, участвующих в процессе реорганизации.

Методологической основой исследования является диалектический метод. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частно-научного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и положения, содержащиеся в дипломной работе, могут быть приняты во внимание:

- в законотворческой практике с целью устранения выявленных пробелов и недостатков;

- в последующих научных исследованиях вопросов о реорганизации юридических лиц;

- в практической деятельности субъектов соответствующих правовых отношений, в том числе, использование представленных примеров в сфере предпринимательства, затрагивающих проблемы широкого круга лиц, участвующих в процессе реорганизации.

Научная новизна работы заключается в том, что настоящая работа является комплексным исследованием правовых действий, регулируемых нормами права, направленных на перестройку, преобразование структуры юридического лица. Таким образом, реорганизацию можно считать либо формой создания субъекта правоотношений, либо формой ликвидации юридического лица.

В дипломной работе вопросы, связанные с реорганизацией юридических лиц, рассмотрены на примере как коммерческих, так и некоммерческих предприятий, поскольку одной из целей написания дипломной работы является всестороннее изучение процессов реорганизации предприятий различных организационно-правовых форм.

Структура написания работы обусловлена исследуемой проблемой, ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка используемой литературы.

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Понятие и правовая природа реорганизации
Институт реорганизации юридических лиц является относительно новыми мало изученным в системе законодательства Российской Федерации. Генезисправового регулирования прекращения юридических лиц начинает свой путь с дореволюционного законодательства, в котором существовало немало норм регулирования реорганизации государственных учреждений. Такие нормы координировали, наряду с созданием и осуществлением деятельности юридического лица, также основание и порядок его прекращения. Законодательство рассматривало две формы реорганизации - слияние и присоединение. Присоединение раскрывалось, обычно, как разновидность слияния. Особенности слияния рассматривались на фоне такого вида реорганизации как прекращение. В процедуре слияния не наблюдалось ликвидации учреждения.1

Советское законодательство прямо не предусматривало процедуры реорганизации юридических лиц. Оно лишь раскрывало перечень оснований прекращения юридического лица, среди которых процедура реорганизации не отмечалась. Однако первый Гражданский Кодекс в качестве основания прекращения акционерного общества применяет слияние с другим акционерным обществом. В отношении прочих юридических лиц, говоря об их прекращении, ГК РСФСР 1922 г. не упоминает о реорганизации вовсе2.При отсутствии в ГК РСФСР 1922 г. соответствующих норм, прекращение юридических лиц регулировалось главным образом актами, посвященными отдельным видам юридических лиц.

В 1927 г. ЦИК и СНК СССР приняли Положение об акционерных обществах, в котором в качестве основания прекращения акционерного общества без ликвидации его дел и имущества упоминались: соединение его с другим акционерным обществом в новое общество или присоединение его к другому обществу; разделение его на два или несколько самостоятельных обществ; переход его активов и пассивов к юридическому лицу другого вида (преобразование). Одновременно с этим Положением действовало Положение «О порядке прекращения кооперативных организаций при их ликвидации, соединении и разделении» от 15 июня 1927 г.1

Данное постановление предусматривало два варианта реорганизации кооперативов — слияние и разделение, однако не регламентировало процедуру и механизм такой реорганизации.

В 1957 г. в Риме был подписан международный договор, провозгласивший создание Общего рынка для стран — участниц Европейского экономического сообщества. С этого времени в странах Западной Европы начался процесс унификации акционерного законодательства. Главным инструментом унификации акционерного законодательства стран — участниц ЕС стали директивы Совета Министров ЕС.

Вопросам реорганизации акционерных обществ были посвящены две из двенадцати принятых директив: третья директива от 9 октября 1978 г. (78/855) об объединении открытых АО; шестая директива от 17 декабря 1982 г. (82/891) о разделении открытых акционерных обществ2.

В силу особенностей исторического развития Советского Союза зарубежное акционерное законодательство не могло быть воспринято законотворческими органами. Кроме того, в законодательстве СССР практически отсутствовало дифференцированное регулирование отдельных видов реорганизации юридических лиц, несмотря на очевидность их специфики.

Институт реорганизации организаций впервые появляется в ГК РСФСР 1964 г., который отводит вопросам реорганизации лишь три статьи и рассматривает саму процедуру реорганизации как способ прекращения юридического лица, исходя из ст. 37 ГК РСФСР1. Согласно ГК РСФСР 1964 г. реорганизация могла осуществляться в формах слияния, разделения и присоединения.

Последующее развитие и законодательное закрепление процедуры реорганизации юридического лица связано с периодом становления правовой системы суверенной России. В 1990 г. был принят Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»2, Постановление Совета Министров РФ от 25 декабря 1990г.3, утвердившее Положение об акционерных обществах, Постановление Правительства «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»4. В рассматриваемом Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в п. 1 ст. 37 впервые были указаны пять форм реорганизации — слияние, разделение, выделение, присоединение и преобразование. В соответствии с п. 8 ст. 37 указанного Закона «при преобразовании одного предприятия в другое к вновь возникшему предприятию переходят все имущественные права и обязанности прежнего предприятия».

Принятые до 1994 г. нормативные акты, затрагивающие вопросы реорганизации юридических лиц, носят в основном специальный характер. Так, указами Президента РФ от 25 ноября 1991 г. № 232 и от 28 ноября 1991 г. № 240 предписывалось реорганизовать государственные (муниципальные) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения путем выделения из их состава структурных единиц с предоставлением последним прав юридического лица. Вопросам преобразования государственных предприятий и их объединений в акционерные общества посвящен Указ Президента РФ № 721 от 1 июля 1992 г.

Несмотря на прогресс в развитии института реорганизации, на улучшение качества разрешаемых вопросов, связанных с ведением этой процедуры, принятие ГК РФ 1994 г. и ряда специальных актов не завершают формирования института реорганизации юридических лиц.

Общие положения института реорганизации юридических лиц и порядке осуществления закреплены в статьях 57—60 ГК РФ1. Гражданский кодекс содержит ряд специальных норм, определяющих условия реорганизации отдельных видов юридических лиц: хозяйственных товариществ и обществ (ст. 68), обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92), акционерных обществ (ст. 104), производственных кооперативов (ст. 112), казенных предприятий (ст. 115) и др2.

Действующее гражданское законодательство не формулирует понятие и сущностные признаки института реорганизации. В настоящее время правовая теория также не выработала четкого определения реорганизации.

Различные правоведы трактуют понятие реорганизации по- разному. По мнению М.И. Брагинского, реорганизация – есть уникальный институт частного права3. Реорганизацией может называться процесс прекращения юридического лица с переводом прав и обязанностей и предполагающий продолжение деятельности другого юридического лица4.

Е.А. Суханов рассматривает реорганизацию юридического лица как прекращение, влекущее за собой процедуру правопреемства5.

Развернутое понятие реорганизации заключает в себе определение, раскрывающее сам процесс как процедуру прекращение организации, связанный с изменением ее имущественного комплекса (или организационно-правовой формы), направленный на достижение цели, для которой организация создавалась»1.

Можно проследить, что представленные определения раскрывают определенный вид реорганизации, в виде выделения, влекущей возникновение нового субъекта права.

Однако необходимо учитывать, что под реорганизацией может пониматься комплекс мероприятий, в результате которых происходит изменение субъектного состава участников правоотношений, то есть происходит прекращение ранее действовавших юридических лиц или возникновение новых хозяйственных обществ.

Таким образом, под реорганизацией понимается процесс прекращения юридических лиц. Прослеживается прямая зависимость между изменением имущественного комплекса реорганизуемых субъектов и характером изменения персонального состава участников. Поэтому, с юридической точки зрения, можно определить реорганизацию как процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях в порядке универсального правопреемства.

Законодательным подтверждением приведенных концепций может служить ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 17.05.1997 №78-ФЗ, установившая, что право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно, путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Раскрывая определение реорганизации, необходимо также рассмотреть признаки, которые характеризуют процесс.

Юридически значимыми признаками реорганизации являются:

- универсальное правопреемство, представляющее собой передачу правопреемнику имущественных и иных исключительных прав и обязанностей;

- изменение размера уставного капитала (абсолютной величины собственных средств) и субъектного состава участников реорганизуемого юридического лица (за исключением преобразования);

- учреждение вновь образуемых обществ — правопреемников не самим реорганизуемым обществом, а его участниками (всеми или частью в зависимости от вида реорганизации), и как следствие — отсутствие какой-либо связи (обязательственно-правовой или вещной) между реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником, полная автономия вновь возникшего юридического лица.

Анализ природы института реорганизации дает возможность проследить, что, как сегмент гражданского права реорганизация является комплексом правомерных действий, предполагающих наличие сложного юридического состава. Реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо государственных органов или суда, также с согласия уполномоченных государственных органов. Соответственно, реорганизация – это процесс по смене юридическим лицом организационно-правовой формы. В соответствии с гражданским законодательством данная процедура имеет различные формы: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Данный перечень является исчерпывающим. Суть каждой формы реорганизации выясняется как из ГК РФ, так и из специальных законов, посвященных отдельным видам юридических лиц.

Слияние означает прекращение двух или нескольких юридических лиц с переходом принадлежащих им прав и обязанностей к вновь созданному юридическому лицу.

Под присоединением подразумевается прекращение юридического лица с переходом принадлежащих ему прав и обязанностей к другому юридическому лицу.

При разделении происходит прекращение юридического лица с распределением всех принадлежащих ему прав и обязанностей между вновь возникшими юридическими лицами.

Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц означает, что к каждому вновь созданному лицу переходит часть прав и обязанностей, принадлежащих реорганизуемому юридическому лицу, без прекращения последнего.

При преобразовании юридического лица из одного вида в другое (изменении организационно-правовой формы) права и обязанности реорганизованного лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

Реорганизация юридического лица выполняется, как правило, с целью создания нового единого юридического лица, либо наоборот нескольких юридических лиц, либо в качестве альтернативного варианта прекращения деятельности организации с переходом прав и обязанностей правопреемнику.
1.2 Порядок и условия реорганизации юридических лиц
В российском законодательстве закреплено разделение на добровольную и принудительную реорганизацию. Такое деление основано на том, кому именно принадлежит инициатива в проведении реорганизации. В зависимости от этого различаются и некоторые процедурные моменты проведения данной процедуры.

Добровольная реорганизация проводится в соответствии со статьей 57 Гражданского Кодекса РФ1, согласно которой решение о начале процедуры принимают учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то его учредительными документами. Данная норма характерна для всех видов юридических лиц. Примером этого может служить, решение о реорганизации унитарного предприятия, принимаемое собственником имущества, решение о реорганизации хозяйственного общества — уполномоченным органом, к которому относится либо общее собрание акционеров акционерного общества либо общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью, а решение о реорганизации хозяйственного товарищества принимается его участниками. На практике же, органы, инициатива по принятию решения о реорганизации не всегда входит в компетенцию органов, уполномоченных принимать такое решение или они не могут достаточно верно судить о состоянии дел в конкретном обществе. В гражданском законодательстве п.3 ст. 57 закреплено, что добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования может осуществляться с предварительного согласия государственных органов, полученных от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке1.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц):

- о слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;

- о слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда2.

Участники юридического лица, уполномоченные на принятие решение о начале процедуры реорганизации в форме слияния или присоединения обязаны направить соответствующее ходатайство в антимонопольный орган, которое принимает решение о согласии на проведение этой процедуры. Нарушение установленного порядка, приводящие к ограничению конкуренции, является основанием для ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа (п.9 ст.17 Закона о конкуренции).

Гражданское законодательство в п.2 ст.57 сообщает о том, что принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа либо по решению суда. Решение о реорганизации затрагивает права граждан и юридических лиц, поэтому оно и обусловлено законодательно в то же время немало важно, что данное решение принимается по усмотрению уполномоченного государственного органа. Законодательно закреплена возможность обращения уполномоченного государственного органа в суд с требованием о реорганизации, однако закон не предусматривает самостоятельного права на принятие такого решения.

Участники юридического лица, определяя необходимость проведения данной процедуры, принимают решение о реорганизации и позволяют ознакомиться с ним всем участникам организации. Законодательство не закрепляет правовых рамок и не устанавливает особых требований для проведения данной процедуры. Участники могут ознакомиться лишь с теми документами, которые предоставляются им при подготовке к проведению процедуры. Все материалы и необходимая информация предоставляются участникам организации не позднее, чем за 30 дней до даты проведения общего собрания юридического лица. Участники, имеющие право на участие в общем собрании, должны быть уведомлены соответствующим образом по средством направления им заказного письма либо вручением уведомления под роспись каждому из указанным в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрание, либо путем опубликования в соответствующем печатном издании, определённом в уставе общества. Уведомлены также письменно должны быть и все кредиторы, права и интересы которых затрагиваются в ходе проведения процедуры реорганизации. Это норма закреплена в п.1 ст. 60 Гражданского кодекса РФ.

Одним из ведущих моментов процедуры реорганизации является составление передаточного акта и разделительного баланса юридического лица, которые должны содержать бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату. Для проведения подобной процедуры должна быть проведена инвентаризация имущественного и обязательственного комплекса юридического лица, что находит свое отражение в п.27 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ1. Гражданский кодекс закрепляет необходимость составления передаточного акта и разделительного баланса одновременно с принятием решения о реорганизации2. Вместе с тем реорганизация — длительный процесс, и риск недостоверности передаточного акта и разделительного баланса возникает еще до принятия решения о реорганизации, в процессе подготовки общего собрания, и сохраняется до ее завершения. Юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, не приостанавливает своей деятельности3.

Разделительный баланс составляется по форме бухгалтерского баланса и состоит из общего баланса ранее действовавшего юридического лица и балансов всех новых обществ.

Передаточный акт составляется предприятиями в произвольной форме и заключает в себе следующую информацию4: дату и форму регистрации; организационно-правовую форму и наименование правопреемника; сумму активов и сумму пассивов баланса реорганизуемого юридического лица на дату реорганизации с расшифровкой по разделам баланса; список прилагаемых форм отчетности; список прилагаемых инвентаризационных описей, сличительных ведомостей; список других прилагаемых документов (приказ об учетной политике предприятия, аналитические данные по дебиторской и кредиторской задолженности).

Российское законодательство предусматривает необходимость утверждения передаточного акта и разделительного баланса одновременно с принятием решения о реорганизации1. Вместе с тем реорганизация — длительный процесс, и риск недостоверности передаточного акта и разделительного баланса возникает еще до принятия решения о реорганизации, в процессе подготовки общего собрания, и сохраняется до ее завершения. Юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, не приостанавливает своей деятельности2. Совершение любой сделки в ходе такой деятельности, а также наступление определенного события (такого, как пожар) отражается на достоверности предлагаемого к утверждению или уже утвержденного передаточного акта (разделительного баланса). Более того, законодательство само создает причины для недостоверности передаточного акта и разделительного баланса. Первая из них — право кредиторов юридического лица требовать прекращения и досрочного исполнения обязательств после принятия решения о реорганизации, а стало быть, уже после утверждения передаточного акта и разделительного баланса. Вторая — предусмотренное Федеральным законом об АО право акционеров, голосовавших против реорганизации или не принимавших участие в голосовании по вопросу о реорганизации, требовать выкупа своих акций, также возникающее после принятия решения о реорганизации и утверждения передаточного акта и разделительного баланса.

Вопрос о реорганизации относится к компетенции или общего собрания участников организации. В унитарном предприятии решение о реорганизации принимается уполномоченным государственным органом. В остальных случаях для принятия решения о реорганизации необходимо единогласие или квалифицированное большинство голосов, которое составляет 3/4 от числа участвующих в общем собрании участников1.

Законодательство в п. 4 ст. 57 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В случае реорганизации в форме присоединения присоединяемое юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении его деятельности.

ЕГРЮЛ содержит записи о юридических лицах и их учредителях, вносимых на основаниях предоставляемых заявителем юридического лица документов2. Записи вносятся в реестр, о чем организация уведомляется в течение трех дней. Для всех форм проведения реорганизации юридических лиц процедура регистрации должна быть проведена по месту нахождения учреждения. Гражданский кодекс РФ в п.2 ст.54 определяет, что местом нахождения юридического лица по общему правилу считается место его государственной регистрации. В частности, Федеральный закон об АО устанавливает, что место нахождения акционерного общества определяется местом его государственной регистрации3. Для проведения процедуры внесения записи в ЕГРЮЛ заявителю необходимо предъявить следующие документы4: во-первых, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; во-вторых, учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии); в-третьих, решение о реорганизации юридического лица; в-четвертых, договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами; далее, передаточный акт или разделительный баланс; также, документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины устанавливается налоговым законодательством ст. 333.331.

Налоговое законодательство закрепляет также отдельные нормы, регулирующие процедуру реорганизации юридических лиц. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщик уведомляет налоговый орган о предстоящей реорганизации в трехдневный срок с момента принятия решения о реорганизации. Соответственно ст. 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемников, также на них возлагается обязанность уплаты пени, всех сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо2.

Таким образом, характеризуя порядок и условия реорганизации хозяйственных обществ, необходимо отметить также, что российское законодательство содержит различные нормы, в которых закреплена процедура проведения реорганизации юридических лиц. Часто участники или учредители юридического лица, приняв решение о реорганизации, имеют сложности в определении целей, ради которых проводится реорганизация. Речь может идти о необходимость оптимизации деятельности организации, повышении эффективности её работы, упорядочении финансовых потоков, создании более комфортных условий для работы сотрудников. Можно утверждать, что российское законодательство сформировало упорядоченную систему нормативных правовых актов, направленных на регулирование деятельности акционерных обществ. При реализации нормативных актов, направленных на урегулирование проблем реорганизации юридического лица, возникают проблемы, связанные как с отсутствием практики, так и с недостатками действующего законодательства.
1.3 Основные гарантии при реорганизации юридических лиц
Нормы российского законодательства призваны обеспечивать и защищать права и законные интересы лиц, затрагиваемые при реорганизации, будь то гарантии кредиторов и должников, либо гарантии прав и законных интересов работников реорганизуемого учреждения, либо гарантии участников организации.

Для определения прав и законных интересов кредиторов реорганизуемого учреждения гражданское законодательство закрепляет три вида правовых гарантий. В их число входит информационное обеспечение, право требования прекращения или досрочного исполнения обязательства, гарантия исполнения обязательств.

К первому виду гарантий относится право кредитора на информацию о предстоящей реорганизации юридического лица — должника. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Для каждого вида юридического лица закреплены конкретные сроки уведомления соответственно нормативным актам. Ст. 15 Федерального закона «Об акционерных обществах»1 предоставляет учредителям 30 дней с даты принятия решения о реорганизации в письменной форме для осуществления уведомления кредиторов.

Кредитор, узнав о начале процедуры реорганизации, получает право требовать от организации прекращения или досрочного исполнения обязательств, возмещения убытков в срок до 30 дней после получения уведомления, если реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения или преобразования, или в течение 60 дней – при проведении реорганизации в форме разделения или выделения.

Одним из видов гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица является гарантия предъявления требований об исполнении обязательств к возникшим в результате реорганизации юридическим лицам, которые несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника. Если кредиторы выявляются после того, как было произведено выделение или разделение юридического лица, возникает необходимость определения правопреемника, отвечающего по долгам реорганизованного юридического лица1.

Подобная норма закрепляет защиту интересов кредиторов тех юридических лиц, которые производят процедуру в форме разделения и выделения, поскольку могут возникнуть сложности в составлении разделительного баланса.

Очередным видом гарантий прав и интересов кредиторов является законодательно закрепленное право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Данная гарантия является важнейшей гарантией. Поскольку для кредиторов существует опасность неисполнения реорганизуемым лицом, либо слабым правопреемником обязательств, либо существует вероятность, что после завершения процесса реорганизации у вновь образовавшегося субъекта права увеличится численность кредиторов, однако такое увеличение не гарантирует увеличение имущественного комплекса юридического лица.

Данная гарантия имеет двойственное положение, которое содержится в том, что реорганизация зачастую укрепляет финансовое положение организации, а досрочное прекращение существующих обязательств не только прерывает налаженные хозяйственные отношения, но и может причинить реальный ущерб должнику.

Кредитор вправе не предъявлять требований о досрочном исполнении обязательств юридическому лицу — должнику, поскольку это его право, а не обязанность. При реорганизации юридического лица возникает проблема регулирования трудовых отношений с работниками реорганизуемого учреждения. Законодательство четко определяет этот момент путем закрепления в Трудовом кодексе в абзаце 5 ст. 75 нормы, предусматривающей гарантии работников реорганизуемого учреждения. Любая из форм реорганизации юридического лица не является основанием прекращения трудового договора с сотрудниками организации1.

Данная норма имеет дискуссионный характер, поскольку строится на том, что при реорганизации путем присоединения или слияния присоединяющиеся или сливающиеся юридические лица подлежат ликвидации и работники могут быть уволены по ч. 1 ст. 81 ТК РФ – расторжение трудового договора в связи с ликвидацией юридического лица2. Пункты 1 и 2 ст. 58 ГК РФ устанавливают, что слияние или присоединение юридического лица к другому юридическому лицу права и обязанности присоединившегося лица или сливающихся юридических лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу или к юридическому лицу, к которому осуществлено присоединение. Таким образом, при реорганизации юридического лица увольнение сотрудников по ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет являться неправомерным3.

Трудовой договор может быть расторгнут только в случае отказа самого работника от продолжения работы в организации в связи с ее реорганизацией. Также увольнение возможно в связи с сокращением штата реорганизуемой организации и при соблюдении ряда правил: абзац 2 ст. 81 ТК РФ предусматривает увольнение работника в связи с сокращением численности штата при условии невозможности перевода работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, соответствующую квалификации работника. Также в обязанности работодателя вменена обязанность предложить работнику вакансии в данной области, учитывая образование, квалификацию и опыт работы сотрудника. Об увольнении работника следует уведомить под расписку в срок не менее, чем два месяца1.

При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Некоторые участники организации, такие как акционеры, участники ООО, находятся в обязательственных правоотношениях и имеют определенные права: право на прибыль, на часть имущественного комплекса в случае ликвидации, право участия в управлении обществом с целью контроля и реализации определяющих решений для общества.

В обществах с ограниченной ответственностью решение о реорганизации принимается единогласно всеми участниками общества, поэтому не существует проблемы защиты интересов участников общества. В акционерных общества такого единогласия добиться трудно, поэтому необходимо предусмотреть процедурные гарантии. К ним относятся гарантии об информировании акционеров по вопросу проведения общего собрания, раскрытие вопросов по обоснованности предложенного курса конвертации акций, возможность выкупа акций по рыночной цене в случаях, если участник не присутствовал на общем собрании2.

Рассматривая нормы права, регулирующие институт реорганизации юридического лица, следует отметить довольно либеральный характер действующего законодательства. Совокупность мер, отображающих различные процессы при проведении данной процедуры, направлена на предупреждение злоупотребления в ходе реорганизации, чтобы избежать ущемления прав и законных интересов участников и кредиторов организации. На институте реорганизации отрицательно сказывается недействительность или несоблюдение на практике многих закрепленных в законодательстве норм.


ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Реорганизация юридического лица в виде слияния и присоединения
В статье 57 Гражданского кодекса РФ говорится о пяти формах реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. Слияние и присоединение - наиболее востребованные и популярные виды реорганизации юридического лица, применение именно таких форм реорганизации позволяет добиться эффекта конкурентоспособности и эффективности, поскольку является надежным и быстрым вариантом изменения правовой формы юридического лица. Слияние и присоединение имеют ряд сходств и различий. Чтобы разобраться в процедуре реорганизации, необходимо рассмотреть каждую форму в отдельности.

Во время проведения слияния юридических лиц права и обязанности переходят ко вновь возникшему юридическому лицу посредством составления передаточного акта. Новый субъект права образуется, получая весь комплекс имущественных и обязательственных прав, ранее существовавшие субъекты, количество которых по законодательству не ограничено, прекращают свою деятельность. Слияние корпораций обусловлено желанием усилить свои позиции на определенном рынке и происходит по налоговым причинам, потому что штрафные санкции существенно ухудшают финансовые возможности организаций. Слияние может осуществляться горизонтально, когда юридические лица занимаются одним видом деятельности, и вертикально, когда происходит объединение активов поставщиков и перерабатывающих организаций. Также возможна смешанная форма слияния путем объединения различных областей деятельности. Также является одним из способов грамотно инвестировать денежные средства. Безусловно, что при выборе любой из форм слияния, законодательство требует строго следования установленным нормам1.

Процедура слияния протекает в несколько этапов.

На первоначальном этапе осуществляется подготовка учредительных и иных документов, включая и передаточный акт. Производится надлежащее уведомление кредиторов о начале процедуры слияния. Предприятие снимается с учета в налоговой инспекции и других внебюджетных фондах.

Следующий этап подразумевает регистрацию правопреемника в налоговой инспекции и получение выписок из ЕГРЮЛ, заверенных экземпляров Устава и Учредительного договора.



Присоединение предусматривает переход к одному юридическому лицу всех прав и обязанностей присоединяемого юридического лица на основании передаточного акта, что предусмотрено статьями 57 и 58 ГК РФ. Присоединение достаточно эффективный вид ликвидации организации. При этом присоединяющее юридическое лицо реорганизуется, а присоединяющееся прекращается с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности. Отличительной чертой присоединения от слияния является то, что во время присоединения одна из реорганизуемых организаций всегда сохраняет свою правосубъектность и не влечет образования новых субъектов права, в то время как при слиянии все участвующие юридические лица прекращают свое действие1.

Правовое регулирование посредством п. 1 ст. 59 ГК РФ определяет, что передаточный акт включает положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех кредиторов должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Реорганизация предусматривает сторонами возможность передачи имущественного комплекса, то есть требований и обязательств, оборудования, земельных участков, зданий и сооружений правопреемнику. В.А. Лапач определяет, что «состав имущества предприятия есть величина переменная, и регистрировать любое изменение в данном комплексе закон не требует, ибо не руководствуется принципом непрерывности наблюдения за всем имуществом предприятия»2.

Согласно п. 2 ст. 60 ГК РФ кредитор, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации, вправе потребовать досрочного исполнения обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

Кредитор юридического лица — открытого акционерного общества, реорганизуе­мого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требо­вания возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспе­чение исполнения соответствующих обязательств. Указанные требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица. Требования, заявляемые креди­торами, не
влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.

Возможность требовать досрочного исполнения обязательства не зависит от спо­собности должника надлежащим образом исполнить свои обязательства в будущем. Кодекс четко устанавливает обязанность юридического лица (должника) в случае реорганизации удовлетворить требования кредитора о досрочном исполнении обя­зательства. Если кредитор предъявил должнику требование о досрочном исполнении обязательства, должник не вправе настаивать на иных вариантах прекращения обя­зательств.

Но в случае невозможности исполнения такого обязательствакредитор вправетребовать прекращения обязательства и возмещения причиненныхубытков. Не же­лая продолжать отношения с юридическим лицом, котороевозникает в результатереорганизации, кредитор вправе потребовать досрочногопрекращения обязательст­ва путем зачета встречного однородного требования (ст.410 ГК РФ), а также предос­тавлением отступного (ст. 409 ГКРФ). Кредитор также вправезаявить односторон­ний отказ от исполнения обязательства, который влечетего прекращение.

Если требования о досрочном исполнении или прекращенииобязательств и воз­мещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации,вновь создан­ныев результате реорганизации (продолжающиедеятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствамреорганизованного юридиче­ского лица. Если обязательства перед кредиторамиреорганизуемого юридического лица — должника обеспечены залогом, такие кредиторыне вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения.

С точки зрения налогообложения передача имущества и иных активов в результате реорганизации, не признается в соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией, которая является объектом налогообложения1. Так, в передаточном акте по МОАУ «Лицей №1 г. Новотроицка Оренбургской области» и МОУ «Лицей г. Новотроицка Оренбургской области», который регулируются действующим законодательством, Уставом обоих учреждений, постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 26.07.2011 № 1218-п, указываются обязательства передать средства с основного баланса реорганизуемого учреждения на основной баланс организующего учреждения по последнему балансу, предоставленному в налоговую инспекцию
2. Определяется наличие средств на счетах реорганизуемого учреждения МОУ «Лицей г. Новотроицка Оренбургской области». Обязательства оп расчетам с кредиторами производятся в соответствии с очередью: бюджетные обязательства, внебюджетные обязательства, обязательства перед поставщиками. Обязательство по составлению передаточного акта исходит из договора о присоединении или слиянии3. Ст.16 и 17 закона об ОА, ст.52 и 53 закона об ООО предусмотрена норма, согласно которой реорганизуемые общества должны заключать соответствующий договор с указанием существенных условий. Существенные условия важны для договора реорганизации в форме слияния и присоединения. В них входят порядок и условия проведения процедуры, порядок конвертации акций. К их числу можно отнести: основные этапы реорганизационных процедур, порядок их совместного финансирования, порядок определения размера уставного капитала, доли реорганизуемых юридических лиц в новых организациях, условия об универсальном правопреемстве, срок действия договора1.

Давая правовую характеристику договору реорганизации в форме слияния и присоединения нужно определить предмет договора, поскольку он является существенным условием договора. В самом элементарном виде предмет выражается в формуле «чего и сколько»2.

Из практики осуществления договорных обязательств по вопросам присоединения или слияния юридических лиц можно сделать вывод, что стороны обязуются совместно осуществлять все предусмотренные законом действия и процедуры, необходимые для осуществления процедур. В качестве примера можно рассмотреть договор о присоединении муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 г. Новотроицка Оренбургской области» к муниципальному общеобразовательному автономному учреждению «Лицей №1 г. Новотроицка Оренбургской области». Определяя предмет договора, стороны обязуются совместно осуществлять реорганизацию в форме присоединения. Права и обязанности сторон закрепляют положения том, что реорганизующее учреждение, в данном случае МОАУ «Лицей №1 г. Новотроицка» принимает на себя руководство процессом, осуществляет координационную деятельность, в частности: составление передаточного акта, определение кредиторов и дебиторов, соотношение размеров задолженности, подготовка документов, необходимых для предоставления в структурное подразделение Федеральной налоговой службы России для внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №5 г. Новотроицка Оренбургской области». Реорганизуемое учреждение обеспечивает исполнение процесса присоединения, осуществляет доступ ко всем документам и информации по первому требованию МОАУ «Лицей №1 г. Новотроицка Оренбургской области»