Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проведение реорганизации в форме выделения и разделения характеризуется наличием универсального правопреемства.
Объем передаваемых прав и обязательств реорганизуемых юридических лиц определяется на основании разделительного баланса, который также должен определять наличие правопреемника по всем его обязательствам.
Основными документами при проведении реорганизации в форме разделения и выделения являются: решение компетентного органа о реорганизации, разделительный баланс, учредительные документы новых юридических лиц, изменения и дополнения в учредительные документы существующих или новая редакция таких документов, акт государственной регистрации1.
Что касается публикации информации о реорганизации в средствах массовой информации, то необходимо отметить, что уведомление о реорганизации должно содержать:
- сведения о каждом участвующем в реорганизации юридическом лице;
- сведения о форме реорганизации;
- описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований;
- иные сведения, предусмотренные законом.
Например, п. 61 и п. 62 ст. 15 Закона об АО более подробно описывают характер таких сведений. Акционерные общества уведомляют о полном и сокращенном наименовании юридических лиц, участвующих в реорганизации, и месте их нахождения; форме реорганизации; порядке и условиях заявления кредиторами каждого участвующего в реорганизации юридического лица своих требований, включая указание места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, дополнительные адреса, а также способы связи; сведения об исполнительных органах, о юридических лицах, создаваемых в результате реорганизации; сведения о лицах, намеревающихся предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемого юридического лица, об условиях такого обеспечения; могут быть предоставлены сведения о кредитных рейтингах обществ.
2.3 Реорганизация юридического лица в виде преобразование
Преобразование является одной из форм реорганизации юридических лиц. Правовое регулирование процесса преобразования юридических лиц регулируется п. 5 ст. 58 ГК РФ. Норма закона закрепляет суть преобразования. Преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида подразумевает переход к вновь возникшему юридическому лицу права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Суть данного способа реорганизации заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица
1. Существовавшее ранее юридическое лицо прекращает существование, на его основе образуется новое юридическое лицо, обладающее всеми активами и пассивами реорганизованного лица. Причинами добровольной реорганизации является принятое на общем собрании учредителей решение о начале реорганизации, принудительная реорганизация осуществляется по решению государственных органов или суда. Например, Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет, что число акционеров ЗАО не должно превышать более пятидесяти, если же численный состав увеличился, ЗАО должно быть преобразовано в ОАО2.
Настоящий период преобразований характеризуется проведениям реформ системы образования, активным развитием процессов оптимизации образовательных учреждений, в ходе которого уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, муниципальными органами принимается большое количество решений о ликвидации образовательных учреждений либо их реорганизации, передаче их в ведение федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации1.
Анализ практики позволяет сделать заключение, что при принятии решения о реорганизации законодательные нормы не всегда соблюдаются, социальные и экономические последствия таких решений зачастую вовсе не просчитываются. Сегодня очень часто встречается грубые нарушения законодательства. Поэтому при осуществлении реорганизации возникает множество проблем в связи с деятельностью руководителей учреждений, учредительными органами, поскольку ими не принимаются все меры для соблюдения прав и законных интересов работников учреждений, контрагентов, в конечном итоге даже обучающихся.
Реорганизация образовательных учреждений нуждается в законодательном и правовом регулировании отношений, возникающих после принятия решения о реорганизации, устранении пробелов и противоречий. Регулирование реорганизации образовательных учреждений происходит нормами, отраженными в ГК РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях»2.
Обусловленность появления преобразования заключается в том, что процесс приватизации в середине 90-х годов прошлого столетия повлекла за собой смену собственников юридических лиц, что подразумевало изменение правового статуса, то есть изменение организационно-правовой формы предприятий
3.
В современной цивилистике вопрос о реорганизации в форме присоединения является дискуссионным. С одной стороны, специалисты не рассматривают преобразование как отдельную форму реорганизации, а считают его процессом ликвидации, не порождающим правопреемства1 с иным субъектным составом, который не меняется2. Преобразование не предполагает смены одного юридического лица другим, зато предусматривает изменение организационно-правовой формы.
Иная противоположная позиция предлагает изучение данной процедуры как специального вида реорганизации. В данном случае изучается правопреемство в полном объеме в сфере обязательственных отношений, за исключением договора расчетного счета, заключенного с банком.
Некоторые специалисты считают, преобразование юридического лица не всегда связано со сменой организационно - правовой формы. Поэтому этот процесс не всегда является реорганизацией. При смене типа ОА на закрытое или открытое процесса реорганизации не происходит. Потому что смена типа общества не является реорганизацией, влекущей всех правовых последствий: досрочного прекращения требований кредитора, составление передаточного акта, права требовать досрочного выкупа акций3.
Законодатель установил ограничения по выбору новой правовой формы. Исходя из ст. 56 Федерального закона «Об ООО», общество преобразуется в хозяйственный субъект другого вида или производственный кооператив. Федеральный закон «Об АО» в ст. 20 говорит, что ЗАО или ОАО может быть реорганизовано в ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнёрство. Некоммерческая автономная организация преобразуется в фонд, ассоциация равно как и союз – в фонд, автономную некоммерческую организацию, товарищество или некоммерческое партнерство, согласно ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»4. Гражданский Кодекс в ст. 112 дает возможность преобразовать производственный кооператив в хозяйственное общество. Новая организационно-правовая форма вновь возникшего юридического лица означает новые требования к учредителям, наименованию, уставному капиталу. Так, например, уставный капитал ООО или ЗАО предусматривает не менее 10 тысяч рублей, для АО это требование составляет 100 тысяч рублей.
В данном случае необходимо указать на то, что для акционерного общества изменение его типа - закрытого или открытого – не является преобразованием. При реорганизации ОАО в любой другой вид юридического лица лишает обязанности ежегодного опубликования в СМИ информации, доступной для всех участников общества.
При реорганизации путем преобразования меняется объем прав и обязанностей, характерных для того или иного юридического лица. Так, в результате преобразования полного товарищества в хозяйственное общество меняется принцип единогласного управления делами общества, где каждый участник имеет один голос. При управлении делами хозяйственного общества голоса распределяются между участниками пропорционально их долям.
Реорганизация в форме преобразование преследует смену организационно-правовой формы юридического лица, изменяет объем прав и обязанностей участников реорганизованного лица, что может осуществляться двумя способами.
Один из них предусматривает применение первой части ГК РФ к отдельным видам юридических лиц (к ООО, ЗАО, ОАО, государственным и муниципальным предприятиям, казенным предприятиям). Меняя свой правовой статус данные учреждения автоматически производят смену специфики организационно-правовой формы волеизъявления самих субъектов без выбора новой организационно-правовой формы. Отсутствие юридических последствий, присущих преобразованию не может быть признано реорганизацией.
Другой способизменения организационно-правовой формы предусматривает, что юридическое лицо, такое как индивидуальное предприятие, созданное хозяйственным путем, религиозная организация, благотворительный фонд, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности, основанные в срок до 1 июля 1999 г. подлежат преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации1.
Во время реорганизации путем присоединения составляется передаточный акт - документ, на основе которого осуществляется переход прав и обязанностей реорганизуемому учреждению, который составляется и утверждается на собрании участников предприятия. Процесс составления передаточного акта регламентируется ст. 59 ГК РФ. Согласно п.1 этой статьи ГК РФ акт содержит положения о правопреемстве прав и обязательств в отношении кредиторов и должников, п. 2 гласит, что акт представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникшего субъекта права.
Изменения в учредительные документы не могут быть внесены и зарегистрированы, если передаточный акт не представлен в регистрирующий орган. Передаточный акт включает в себя бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату, акты инвентаризации, первичные учетные документы по материальным ценностям, опись имущества
2.
Изучив нормы закона, регламентирующие процесс реорганизации в форме преобразования, можно сделать вывод, что сущность данной процедуры - весьма дискуссионный вопрос. Многие специалисты уверены, что преобразование нельзя относить к реорганизации, поскольку смена организационно-правовой формы не заключает в себе правопреемства, основой другой позиции является убеждение, что преобразование – специальный вид реорганизации, оформляемый, как и все остальные, специальным передаточным актом и регистрируемый в соответствующих органах.
На практике, закон четко определил место процедуры преобразования, отнеся его к одной из форм реорганизации. Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Никаких количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. Коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.
Реорганизация – сложный и длительный процесс. Требующий от учредителей, принявших решение о начале этой процедуры специальных знаний, соответствующей квалификации, соблюдения множества процедур. По своей сложности этот процесс во всех формах требует проведения инвентаризации имущества юридического лица; согласование всех расчетов с налоговым органом и внебюджетными фондами; погашение задолженности по зарплате и прочим расчетам с работниками организации и т.д.
Важным этапом в процессе реорганизации является момент регистрации. Регистрирующие органы ограничены в праве требования дополнительных документов (тех, которые не предусмотрены законодательством о регистрации), а также правовой экспертизой представленных документов. Регистрация в уполномоченном органе носит уведомительный характер. Таким образом, если заявитель при регистрации в процедуре реорганизации укажет на отсутствие у юридического лица задолженности и, следовательно, кредиторов, уполномоченный орган не вправе отказать в государ