Файл: Меры социальной поддержки ветеранам и проблемы их реализации..docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 3520
Скачиваний: 82
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовой статус и категории ветеранов
Глава 2. Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны
Глава 3. Социальная поддержка других категорий ветеранов
§ 1. Социальная поддержка ветеранов боевых действий
§ 2. Социальная поддержка ветеранов труда, военной и государственной службы
Меры социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, и не имеющих права на данную меру социальной поддержки по другим основаниям.
выплата ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение (сетевой, а при его отсутствии - сжиженный (баллонный) газ), электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг и площади жилого помещения, установленной Правительством Астраханской области.
Лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется денежная компенсация в размере 50 процентов расходов на приобретение топлива в пределах установленных нормативов и денежная компенсация на оплату транспортных услуг по его доставке в размере, установленном постановлением Правительства Астраханской области.
бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в порядке, определяемом Правительством Астраханской области;
выплата ежемесячной денежной компенсации расходов на проезд всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, абонентской платы за телефон в порядке и размере, установленных Правительством Астраханской области.
Организации независимо от форм собственности вправе устанавливать, исходя из специфики и условий труда, дополнительные меры социальной поддержки граждан, имеющих особые заслуги перед соответствующей организацией за счет собственных финансовых средств.
Заключение
15Закон в течение достаточно длительного времени не имел аналогов. Действующая до его принятия система социальной защиты ветеранов представляла собой значительное по объему сочетание разноплановых правовых актов
, обладавших различной ведомственной принадлежностью и принятых в разное время, что создавало определенные трудности при их применении и вызывало оправданное недовольство среди ветеранов, их постоянные жалобы и обращения в органы власти и управления.
Консолидация разрозненных правовых норм о социальной защите ветеранов в единый законодательный массив - беспрецедентное явление в истории отечественной системы социальной защиты. Федеральным законом «О ветеранах» было устранено большинство проблем правоприменительной практики, сформирована единая правовая основа государственной социальной политики по защите ветеранов, создан базис правового регулирования общественных отношений, возникающих как следствие динамичного развития социума.
Законодатель особо подчеркивает, что по содержанию рассматриваемый нормативный акт имеет целью создание достаточных условий ветеранам, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Поставленные цели, по мнению разработчиков данного закона, должны достигаться посредством наделения различных категорий ветеранов определенным набором льгот и социальных гарантий, которые позволят компенсировать денежные потери, вызванные возрастом, изменением социального положения и т.п. Вместе с тем этот закон - типичный образец нормы материального права, декларирующий возможность получения различных гарантий, компенсаций и льгот, не раскрывая при этом механизма их реализации.
В основу построения рассматриваемого нормативного акта был положен принцип дифференцированного деления определенного набора льгот и социальных гарантий ветеранов между их категориями, которые формировались с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда и других обстоятельств.
Вместе с тем, являясь одним из элементов системы правового регулирования государственной социальной политики, Федеральный закон «О ветеранах» как никакой другой подвергался частым изменениям, отражая как динамику регулируемых им общественных отношений, так и проводимые государством социальные преобразования.
В современной редакции Федерального закона «О ветеранах» в настоящее время наметилось две основные тенденции: параллельно с количественным увеличением категорий лиц, на которых распространяется его действие, качественно сокращаются основные льготы и социальные гарантии: в частности, так называемые «повседневные» льготы и компенсации (медицинское обслуживание, транспортные льготы).
В качестве основных последствий подобных изменений законодательства отмечаются: понижение социально-экономических, материально-бытовых, финансовых условий жизни отдельных категорий ветеранов и вместе с этим осложнение работы всего аппарата социальной помощи и поддержки граждан, объясняемое несвоевременностью реагирования последнего на изменения, отсутствие унифицированных правил применения отдельно взятых законодательных положений и т.д.
В сферу действия Федерального закона «О ветеранах» вовлечено значительное число граждан РФ. По данным Росстата на 2015 г. в РФ проживали свыше 2 млн. ветеранов. Если учесть, что многие права и льготы, установленные для ветеранов, касаются и членов их семей, то число лиц, для которых данный закон является социально значимым, увеличивается в 2 - 3 раза.
В последние годы увеличилась численность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социальной поддержки (в том числе ветераны).
Целью государственной политики в отношении ветеранов и других социально уязвимых граждан является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. В частности, необходимо принятие мер по повышению социального статуса и уровня материального обеспечения военнослужащих, членов их семей, ветеранов Великой Отечественной Войны и Вооруженных Сил Российской Федерации, созданию государственной системы медико-социальной и медико-психологической реабилитации участников боевых действий, жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. // Российская газета. - М., 2015
. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 52 (ч. I). - Ст. 6965.
. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 52 (ч. 2). - Ст. 6992.
. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О ветеранах" // Собрание законодательства РФ. - 03.02.2016. - № 8. - Ст. 2411
. Федеральный закон от 22.12.2014 N 426-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах"// Собрание законодательства РФ. - 15.01.2015. - № 5. - Ст. 3422
. Закон Астраханской области от 27 декабря 2004 года N 68/2004-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан" (в ред. Законов Астраханской области от 13.04.2011 N 19/2011-ОЗ, от 10.04.2012 N 11/2012-ОЗ, от 26.12.2012 N 90/2012-ОЗ, от 08.05.2014 N 19/2014-ОЗ, от 10.11.2014 N 67/2014-ОЗ) // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 1 от 15.01.2015.
Научная литература
. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. - М.: КноРус, 2014. - 293 с.
. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 2011. - 168 с.
. Зверева В.А. О правах и льготах ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах. № 4. 2014. - 208 с.
. Исайчева Е.А. Право социального обеспечения. - М.: Экзамен, 2012. - С. 286.
. Исайчева Е.А. Право социального обеспечения. - М.: Экзамен, 2012. - 514 с.
. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. - М.: Экономика, 2010. - 466 с.
. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2012. № 2. - 142 с.
. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2014. № 2. - 138 с.
. Корякин В.М. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный) // За права военнослужащих, 2014. - 215 с.
. Корякин В.М. О правах и льготах ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах. № 4. 2013. - 118 с.
. Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения. - М., 2011. - 314 с.
. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник. М.: Юрайт, 2012. - С. 240.
. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // СПб., Русская философия собственности. 2010. - 342 с.
. Орловский Ю.П. Право социального обеспечения: учебник. М.: Юрайт, 2016. - 326 с.
. Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2015. - 220 с.
. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 2010. - 231 с.
. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. - С. 128.
. Чепурной А.Г. Социальная защита ветеранов в Российской Федерации как юридический институт: взаимодействие международно-правовых и внутригосударственных факторов // Государство и право. 2013. № 4. - 412 с.
Материалы судебной практики
. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 435-О // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.
. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 603-О // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.
. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 965-О // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.
. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 г. № 1066-О // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.
. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2014 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.10.2014) // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2014. - № 22.
. Решение Астраханского областного суда от 20 октября 20134 г. по делу N 28-1164 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.
1 Статья 7 Конституции Российской Федерации
2 Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»
3 Па́вел Ива́нович Новгоро́дцев — русский юрист-правовед, философ, общественный и политический деятель, историк
4
Глава московского отделения «Инвалидов войны» «Столица». Бывший Председатель ОООИВА-«Инвалиды войны»
5 ФЗ № 5
6 ФЗ №5 «О ветеранах» от 12.01.95 г. с последними дополнениями и изменениями от 29.12.15 г.
7 Статья 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
8 Статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
9 Частью 6 статьи 11Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
10 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".