Файл: Эвакуация населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

114 13. ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
Термины и определения основных понятий» [Текст].
14. Гражданская защита [Текст] : энциклопедия в 4-х томах / под. общ. ред. В. А. Пучкова, 2015. – М. : ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России.
15. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы [Текст] / под общ. ред. В. А. Пучкова. – М. : МЧС
России, 2005. – 130 с.
16. Организация и ведение гражданской обороны и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Текст] / под общ. ред. Г. Н. Кириллова. – М. : ИРБ, 2013. –
С. 280-299.
17. Управление гражданской защитой в чрезвычайных ситуациях
[Текст] : учебное пособие для образовательных учреждений МЧС России / под общ. ред. Ю. Н. Тарабаева. – Химки : АГЗ МЧС России, 2013. – 320 с.
18. Кульпинов,
С. В. Эвакуация населения: планирование, организация и проведение [Текст] / С. В. Кульпинов. – М. : ИРБ, 2012. –
144 с.
19. Баньщикова, З. Е. Справочное пособие по организации выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных работ силами и средствами органов государственной власти, органов местного самоуправления в мирное и военное время [Текст] / З. Е. Баньщикова,
М. С. Близнюк, В. Ю. Глебов. – М. : ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС
России, 2016. – 528 с.
20. Губченко, П. П. Медико-санитарное обеспечение населения и действий сил в кризисных ситуациях [Текст] / П. П. Губченко // Новости науки и техники. Серия: Медицина. Медицина катастроф. Служба медицины катастроф, 2007. – № 1. – С. 111.
21. Юдичева, И. Н. Обеспечение безопасной эвакуации при прогнозировании чрезвычайной ситуации в медицинской организации
[Текст] / И. Н. Юдичева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всероссийской научно- методической конференции / Министерство образования и науки
Российской Федерации ; ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», 2018. – С. 1227-1235.
22. Гребенюк, А. Н. Медико-технические аспекты обеспечения радиационной безопасности при чрезвычайных ситуациях [Текст] /
А. Н. Гребенюк и др. // Сборник трудов «Сахаровские чтения 2017 года: экологические проблемы XXI века» : материалы 17-й международной научной конференции : в 2-х частях / под общ. ред. С. А. Маскевича,
С. С. Позняка, 2017. – С. 79-80.

115 23. Халимов, Ю. Ш. Организационные и терапевтические аспекты ликвидации медицинских последствий химических аварий [Текст] /
Ю. Ш. Халимов и др. // Военно-медицинский журнал. – 2016. – Т. 337,
№ 5. – С. 17-21.
24. Лемешкин,
Р.
Н.
Проблемные вопросы организации взаимодействия медицинских сил и средств различных министерств и ведомств в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Текст] / Р. Н. Лемешкин и др. //
Вестник Российской военно-медицинской академии. – 2016. – № 1 (53). –
С. 176-183.
25. Методические рекомендации по определению номенклатуры и объёмов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов российской федерации, органами местного самоуправления и организациями № 2-4-71-24-11 [Текст] / МЧС
России, 2017. – 44 с.
25. Костинов,
М.
П.
Возможности усовершенствования вакцинопрофилактики в современной России [Текст] / М. П. Костинов,
И. В. Лукачев
//
Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. – 2016. – № 4. – С. 60-65.
27. Фёдоров, Ю. М. Санитарная охрана территорий и специфическая профилактика при ликвидации эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций [Текст] / Ю. М. Фёдоров, А. И. Кологоров,
В. П. Топорков // Новости науки и техники. Серия: Медицина. Медицина катастроф. Служба медицины катастроф. – 2007. – № 1. – С. 166.
28. Демина, Ю. В. Организация противоэпидемических мероприятий во время вспышки сибирской язвы в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016 году [Текст] / Ю. В. Демина // Проблемы особо опасных инфекций. – 2017. – № 1. – С. 49-53.
29. СНиП 2.01.51-90. Строительные нормы и правила. Инженерно- технические мероприятия гражданской обороны [Текст].
30. Тарабаев, Ю. Н. Оценка эффективности комплексов инженерной техники спасательных воинских формирований МЧС России [Текст] /
Ю. Н. Тарабаев, А. В. Усович, К. Ю. Буланова // Технологии гражданской безопасности. – 2015. – № 3. – С. 76-80.
31. Рязанов, А. А. Радиоактивные загрязнения и технические средства дозиметрии [Текст] : учеб. пособие / А. А. Рязанов. –
Екатеринбург : Уральский институт ГПС МЧС России, 2015. – 68 с.
32. Иванов, Е. В. Опыт функционирования автоматизированной системы дозиметрического контроля МЧС России на первичном уровне
[Текст] / Е. В. Иванови др. // Технологии гражданской безопасности. –
2016. – № 2. – С. 48-52.


116 33. Рязанов,
А. А. Радиационные измерения: проблемная составляющая, пути решения [Текст] / А. А. Рязанов, А. В. Вишняков,
П. Л. Шишкин // «Чернобыль – 30 лет» : материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 30-летию со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. – М. : Академия ГПС МЧС России. –
С. 208-210.
34. Вишняков, А. В. Рентгенметр-радиометр ДП-5: отдельные проблемы эксплуатации, пути их решения [Текст] : А. В. Вишняков,
А. И. Мишнёв // Техносферная безопасность. – 2013. – № 1. – С. 21-25.
35. Тодосейчук,
С. П. Концепция применения воздушных робототехнических комплексов для мониторинга и ликвидации чрезвычайных ситуаций на примере системы «ИРКУТ-МЧС» [Текст] /
С. П. Тодосейчук и др. // Технологии гражданской безопасности. – 2006. –
№ 1. – С. 48-56.
36. Решетников, В. М. Возможные способы выполнения задач радиационной защиты населения при авариях на РОО [Текст] /
В. М. Решетников, С. С. Ягодин // Сборник трудов ХХVIII
Международной научно-практической конференции «Предотвращение.
Спасение. Помощь». – Химки : АГЗ МЧС России, 2018. – С. 25-30.
37. Plyer, A. Bonaguro J. Hodges K. Using administrative data to estimate population displacement and resettlement following a catastrophic US disaster
[Текст] // Population & Environment. – 2010. – P. 150–175.
38. Fussell, E. Hurricane chasers in New Orleans: Latino immigrants as a source of a rapid response labor force [Текст] // Hispanic Journal of Behavioral
Sciences. – 2009. – P. 375–394.
39. Меморандум о Косово и Метохии Священного Архиерейского собора Сербской ПЦ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://httphttpwww.pravoslavie.ru/cgi- bin/sykon/client/display.pl?sid=417&did=1444.
40. Митрофанов, В. Ф. Об одном из направлений подготовки районов размещения эвакуируемого населения [Текст] / В. Ф. Митрофанов,
Г. Н. Митрофанова // Технологии гражданской безопасности. – 2010. –
№ 4. – С. 48-51.
41. Тодосейчук, С. П. Опыт организации и оборудования пунктов временного размещения населения, пострадавшего в результате землетрясения и проведения аварийно-восстановительных работ пожарной службой Италии (по результатам командировки в г. Аквила, Италия)
[Текст] / С. П. Тодосейчук, Н. А. Герасимчук // Технологии гражданской безопасности. – 2009. – № 3-4. – С. 182-186.
42. Сливяк, В. В. От Хиросимы до Фукусимы [Текст] /
В. В. Сливяк. – М. : Эксмо, 2012. – 256 с.
43. Владимиров, В. А. О стратегии развития системы МЧС России на период до 2020 года (взгляды и предложения) [Текст] / В. А. Владимиров //

117
Стратегия гражданской защиты : проблемы и исследования. – 2014. – Т. 4.,
№ 2. – С. 306-339.
44. Современные технологии защиты и спасения [Текст] / под общ. ред. Р. Х. Цаликова. – М. : Деловой экспресс, 2007. – 228 с.
45. Шишкин, П. Л. Опыт применения группировки сил гражданской обороны в ходе противоаварийных учений на Белоярской АЭС.
Использование материалов учений в образовательном процессе [Текст] /
П. Л. Шишкин, А. В. Вишняков, Е. В. Иванов // Техносферная безопасность. – 2016. – № 4. – С. 3-10.
46. Осипчук, А. О. Оценка возможности использования электронных идентификационных знаков при производстве гражданских фильтрующих противогазов с целью противодействия распространению контрафактной продукции [Текст] / А. О. Осипчук и др. // Вопросы оборонной техники.
Серия 16. «Технические средства противодействия терроризму». – 2016. –
№ 9-10. – С. 134-138.
47. Кузьмин, А. И. Эвакуация населения в условиях ведения войны с применением обычных средств поражения [Текст] / А. И. Кузьмин,
М. В. Муркова // Технологии гражданской безопасности. – 2009. – № 3-4. –
С. 191-194.
48. РИА Новости: Р. Кривобок. «По три храма в день»: через 30 лет количество церквей в России удвоится [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ria.ru/religion/20171225/1511652528.html.
49. Забаровский, С. М. Методический подход к определению рационального варианта распределения населения в пункты временного размещения при проведении эвакуационных мероприятий [Текст] //
С. М. Забаровский, А. В. Ильков // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2017. – Т. 1. –
С. 70-75.
50. Трофимов, А. В. Обоснование выбора рациональной технологии развёртывания пунктов временного размещения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий [Текст] / А. В. Трофимов //
Технологии гражданской безопасности. – 2014. – № 1. – С. 91-96.
51. Трофимов, А. В. Инновации в области защиты населения при обосновании рациональных технологий развёртывания пунктов временного размещения пострадавшего населения
[Текст]
/
А. В. Трофимов // Сборник трудов XXII Международной научно- практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций «Экологические последствия чрезвычайных ситуаций: актуальные проблемы и пути их решения» – 2017. – С. 167-172.
52. Трофимов, А. В. Методический аппарат для обоснования рациональных составов оборудования, схем размещения, технологий развертывания и технико-экономических оценок пунктов временного размещения пострадавшего населения [Текст] / А. В. Трофимов // Сборник


118
ВНИИ ГОЧС «Комплексные решения проблем безопасности (40-летию института посвящается)». – 2016. – Т. 3. – С. 150-159.
53. Шахраманьян, М. А. Малогабаритный комплекс разведки и контроля чрезвычайных ситуаций [Текст] / М. А. Шахраманьян,
С. В. Крылов, В. М. Резников // Технологии гражданской безопасности. –
2004. – № 4. – С. 81-83.
54. Чуенкова, А. А. Беспилотные летательные аппараты в геоинформационной сфере [Текст] / А. А. Чуенкова, А. В. Логачёва //
Конструкторское бюро. – 2018. – № 3. – С. 34-42.
55. Попов, А. А. Беспилотные летательные аппараты [Текст] /
А. А. Попов // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники». – 2018. – Ч. 2. – С. 101-104.
56. Психологическое обеспечение в чрезвычайных ситуациях
[Электронный ресурс] : интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России. – Режим доступа : http://www.psi.mchs.gov.ru/p/about/2.
57. ZAB.RU: А. Кулаков в эфире «Радио России – Чита»:
Забайкальцы себя ведут безответственно, отказываясь от эвакуации при наводнении [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://zab.ru/news/107035_kulakov_zabajkalcy_sebya_vedut_bezotvetstvenno_
otkazyvayas_ot_evakuacii.
58. ВЕСТИ.RU
Е. Тишковец: Паводок в Забайкалье: люди отказываются покидать дома из-за мародеров [Электронный ресурс]. –
Режим доступа : http://www.vesti.ru/doc.html?id=3037152.
58. ВЕСТИ FM О. Яхонтов. Как справляются с паводком в
Ленинградской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1406054.
Представленная литература, учебные пособия, статьи научных
журналов могут быть использованы при изучении материалов пособия.

119
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ
И ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ, ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ
ОТНЕСЕНЫ К ГРУППАМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ,
ГОРОДСКИХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
1. План рассредоточения и эвакуации населения (в военное время) с пояснительной запиской.
2. План эвакуации населения (при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) с пояснительной запиской.
3. План транспортного обеспечения мероприятий гражданской обороны (в военное время).
4. План транспортного обеспечения эвакуации населения (при возникновении ЧС природного и техногенного характера).
5. Схема маршрутов эвакуации.
6. План работы эвакуационной комиссии на год.
7. Протоколы заседания эвакуационной комиссии.
8. Календарный план работы эвакуационной комиссии.
9. График проведения эвакуации населения муниципального образования, городского (муниципального) района.
10. Расчёт проведения мероприятий по эвакуации.
11. План рассредоточения, эвакуации, приёма и размещения населения (в военное время) для эвакуационных комиссий муниципальных районов.
12. План эвакуации, приёма и размещения населения (при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) для эвакуационных комиссий муниципальных районов.
13. Список лиц, подлежащих эвакуации (форма 1э).
14. Схема управления эвакуационными мероприятиями с пояснительной запиской.
15. Личные планы работы членов эвакуационной комиссии.


120
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ
И ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОБЪЕКТЕ
ЭКОНОМИКИ
1. Приказ руководителя объекта «Об организации эвакуационных мероприятий и подготовке эвакуационных органов».
2. Структура эвакуационных органов объекта экономики (вариант).
3. Список должностных лиц эвакуационной комиссии.
4. Список должностных лиц эвакуационной группы.
5. Список должностных лиц оперативной группы объектовой эвакуационной комиссии на промежуточный пункт эвакуации.
6. Список должностных лиц оперативной группы объектовой эвакуационной комиссии в загородную зону.
7. Эвакуационное удостоверение (номерное).
8. Функциональные обязанности должностных лиц объектовой эвакуационной комиссии
9. Список лиц, подлежащих эвакуации (форма 2э).
10. Календарный план основных мероприятий объектовой эвакуационной комиссии.
11. Схема оповещения личного состава объектовой эвакуационной комиссии.
12. Расчёт проведения мероприятий по эвакуации.
13. Расчёт расселения рабочих и служащих, членов их семей в загородной зоне.

121
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Форма 1э
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

СПИСОК
лиц, подлежащих эвакуации из ___________________
(дом) по состоянию на «____» ___________ 20__ г.
Наименование улицы
Номер дома
Номер квартиры
Количество проживающих, чел.
Прим.
Всего в том числе взрослые дети до 1,5 лет дети
1,5-7 лет дети
7-16 лет инва- лиды
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Итого за дом: ________
Итого за квартал: ________
Всего: _________
Председатель ЭК __________ М.М. Петров

122
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Форма 2э
СПИСОК
лиц, подлежащих эвакуации ________________________
(объект, цех, отдел)
По состоянию на «___»__________20___г.
№ п/п
Фамилия, имя, отчество главы семьи
(мужа, жены)
Члены семьи
Итого
Наличие автомо- биля
Домаш- ний адрес
Отноше- ние главы семьи к
НРС, ГО, в/службе
Прим. взрослые супруг(а), иждивенцы- пенсионеры
Дети до 1,5 лет
1,5-7 лет
7-16 лет
Примечания:
1. Эвакуации подлежат рабочие, служащие и члены их семей.
2. Списки составляются по объектам, цехам, отделам в алфавитном порядке.
3. В списки не включаются: работники, входящие в аварийно-спасательные формирования и задействованные в переводе объекта на особый режим работы; женщины, мужья которых работают на других предприятиях (вместе с остальными членами семьи); лица, имеющие мобилизационные предписания.
4. Члены семьи лиц, не подлежащих эвакуации, включаются в списки по месту работы супругов (по результатам опроса работников).
5. Личный транспорт показывается при наличии возможности его использования для целей эвакуации (т. е. при наличии водительских прав у одного из эвакуируемых членов семьи).
Списки составляются в необходимом количестве экземпляров, исходя из расчета: 1 экз. ˗ для ОЭК; 2 экз. ˗ для эвакогруппы; 3 экз. ˗ для промежуточного пункта эвакуации; 4 экз. ˗ для эвакоприемного пункта и т. д. Итого:
Руководитель организации (цеха) __________ А.В. Волков
Начальник отдела ГОЧС __________ Д.С. Иванов

123
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПАМЯТКА о поведении граждан при эвакуации
(пример)
1. Каждый гражданин обязан знать номер сборного пункта, его адрес, номер телефона дежурного, способ эвакуации (транспортом или пешим порядком).
2. Получив извещение о начале эвакуации, каждый гражданин обязан собрать все необходимые документы (паспорт, военный билет, документы об образовании и специальности, трудовую книжку, свидетельства о браке и рождении детей, полисы обязательного медицинского страхования и т. д.), денежные средства, одежду и обувь, приспособленные для защиты кожи, имеющиеся средства индивидуальной защиты, аптечку индивидуальную и другие лекарства, индивидуальный противохимический пакет, пакет перевязочный медицинский или другие перевязочные материалы, йод, комплект верхней одежды и обуви по сезону (в летнее время необходимо взять и тёплые вещи), постельное бельё и туалетные принадлежности, трёхдневный запас продуктов.
Детям дошкольного возраста необходимо вложить в карманы или пришить к одежде записки, сделанные документальной пастой на светлой ткани, с указанием фамилий, имён, отчеств самого ребёнка и родителей
(или иных лиц, отвечающих за ребёнка), адреса проживания и конечного пункта эвакуации, в случае трудовой занятости указать место работы родителей (или иных лиц, отвечающих за ребёнка).
В жилом помещении следует выключить все осветительные и нагревательные приборы, закрыть краны водопроводных и газовых сетей, окна и форточки.
Продукты и вещи необходимо сложить в чемоданы, рюкзаки, сумки или завернуть в свёртки для удобства, переноски и транспортировки, к каждому переносимому предмету прикрепить бирку с указанием фамилии и инициалов, адреса проживания и конечного пункта эвакуации.
3. К установленному сроку следует прибыть на эвакуационный пункт для регистрации и отправки в загородную зону или безопасный район.
4. В пути следования необходимо соблюдать установленный порядок, неукоснительно выполнять распоряжения старшего команды, быстро и грамотно действовать по сигналам оповещения.
5. Эвакуируемым запрещается самостоятельно, без разрешения местных эвакуационных органов, выбирать пункты и место жительства и перемещаться из одного района в другой. Они обязаны точно выполнять все указания местных органов власти. Все эвакуируемые должны оказывать друг другу помощь.