Файл: Эвакуация населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16
№ п/п
Название нормативного правового документа
Содержание, касающееся вопроса проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
13 Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения (утв. МЧС
России 25.12.2013 г.
№ 2-4-87-37-14)
В методических рекомендация в том числе представлены основные положения по подготовке и функционированию пунктов временного размещения пострадавшего населения, эвакуируемого (отселяемого) при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи территориальным органам МЧС
России, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в решении вопросов организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения
Представленные в таблице 1.1 документы можно дифференцировать по категориям: федеральные законы Российской Федерации, указы Президента
России, постановления Правительства Российской Федерации, приказы МЧС
России. Это в полной мере отражает значимость вопросов, направленных на практическую реализацию одного из важнейших способов защиты населения
– его эвакуацию при ЧС природного и техногенного характера.
Помимо документов нормативной правовой базы в таблице представлены разработанные методические рекомендации МЧС России, которые содержат аналитический материал по эвакуации населения, а также обеспечивают единый методический подход федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к разработке и утверждению своих нормативных актов, устанавливающих выполнение эвакуационных мероприятий.
Нормативные правовые акты и нормативные документы по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы при ЧС природного и техногенного характера, принимаемые (разрабатываемые) в субъектах Российской Федерации, прежде всего основываются на положениях федерального законодательства и иных нормативных


17 документах, разработанных в ФОИВ, и в то же время в данных документах отражаются особенности республик, краёв и областей, связанные с экономикой, демографией, климатом, развитием транспортной сети и т. п.
Примером основных документов, связанных с вопросами эвакуации населения при ЧС, действующих в республиках, краях и областях, учитывая территориальное положение Уральского института ГПС МЧС России, могут служить нормативные акты, принятые в Свердловской области, приведённые в таблице 1.2 при наличии правовых оснований.
Таблица 1.2
Основные нормативные правовые акты и нормативные документы, разработанные органами власти Свердловской области по планированию и проведению эвакуационных мероприятий
№ п/п
Название нормативного правового документа
Содержание, раскрывающее вопрос проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
1
Указ Губернатора Свердловской области от 15.12.2016 № 734-УГ/ДСП
«Об утверждении Положения о заблаговременной подготовке безопасных районов к проведению эвакуационных мероприятий на территории Свердловской области при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»
В документе отражаются основные направления деятельности органов власти Свердловской области при организации эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы
2
Указ Губернатора Свердловской области от 05.12.2016 № 735-УГ/ДСП
«Об утверждении Положения о заблаговременной подготовке безопасных районов к проведению эвакуационных мероприятий на территории Свердловской области при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»
В указе определяются основные мероприятия по заблаговременной подготовке безопасных районов к проведению эвакуационных мероприятий для населения
Свердловской области

18
№ п/п
Название нормативного правового документа
Содержание, раскрывающее вопрос проведения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
3
Постановление Правительства
Свердловской области от 27.03.2007
№ 248-ПП «О проведении эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их обеспечении на территории
Свердловской области»
Реализует направление правового регулирования в
Российской
Федерации по вопросам проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях в субъекте
Российской Федерации
4
Распоряжение Правительства
Свердловской области от 22.03.2017
№ 1-РП/ДСП
«Об утверждении структуры и состава эвакуационной комиссии
Правительства Свердловской области»
Реализует направление правового регулирования в
Российской
Федерации о создании эвакуационной комиссии в субъекте
Российской Федерации
Аналогичные документы с отражением региональной специфики разрабатываются во всех субъектах Российской Федерации.
В органах самоуправления и в организациях также принимаются нормативные правовые акты по вопросам реализации эвакуационных мероприятий. В этих документах отражаются положения федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации применительно к особенностям муниципальных образований, иных территорий и специфики функционирования объектов. Перечень и состав документов устанавливается вышестоящим органом власти (организацией) и территориальным органом МЧС России. Документы вводятся в действие распорядительным актом (постановлением, распоряжением, приказом по учреждению и т. д.).
Чёткое представление о содержании региональных документов, документов, действующих в муниципальных образованиях и на объектах, позволит успешно реализовать взаимодействие территориальных органов
МЧС России, иных ФОИВ, региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и руководства организаций в вопросах планирования и проведения эвакуационных мероприятий.


19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон военного конфликта, включая зоны вероятного поражения средствами противника, зон чрезвычайных ситуаций мирного времени, в том числе и вероятных, и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (местах).
Проведение эвакуации потребует слаженной, взаимосвязанной работы многих организаций различной ведомственной принадлежности, участия тысяч людей, сотен тысяч единиц разнообразных технических средств.
Следует также иметь в виду, что проведение эвакуационных мероприятий ведёт к нарушению нормальной жизнедеятельности значительных масс населения, нарушению нормального функционирования большого числа объектов экономики.
Эвакуация в мирное время может проводиться в целях вывода населения из зон:
 возможного катастрофического затопления;
 радиоактивного заражения в результате аварии на радиационно опасном объекте (далее – РОО);
 химического заражения местности и атмосферы в результате аварии на химически опасном объекте (далее – ХОО);
 другого заражения при аварии на ином потенциально опасном объекте
(далее – ПОО);
 возможного задымления в результате лесных пожаров;
 возможного попадания населённого пункта в зону пожара;
 наводнений, угрожающих жизни людей, и др.
Эвакуации на военное время подлежат:
 работники расположенных в населённых пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону, а также неработающие члены семей указанных работников;
 нетрудоспособное и не занятое в производстве население, в том числе персонал организаций, прекращающих свою деятельность в военное время.
Эвакуация классифицируется по видам опасности, т. е. эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других.
По способам эвакуации, она может проводиться различными видами транспорта, пешим порядком и комбинированным способом. По удалённости может иметь место локальная (в пределах города, населённого пункта, района), местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования), региональная (в границах федерального округа) и государственная (в пределах Российской Федерации). По


20 временным показателям эвакуация может быть временная, когда население возвращается на постоянное местожительство в течение нескольких суток, среднесрочная – до одного месяца и продолжительная с нахождением эвакуированных граждан в безопасном районе (месте) более месяца.
В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т. п.
Дорожное обеспечение эвакомероприятий планируется и организуется органами, ведающими строительством и эксплуатацией автомобильных дорог. Проведение эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями её возникновения и развития.
Важную роль в организации эвакуации отводится комиссиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – Комиссии по чрезвычайным ситуациям,
КЧС) различного уровня. Комиссии по чрезвычайным ситуациям, обладая особыми полномочиями, обеспечивают оперативное решение всех вопросов эвакуации. На практике эвакуация как одно из мероприятий защиты от ЧС реализуется в индивидуальном порядке крайне редко. Она, как правило, сочетается с другими мероприятиями, особо тесную связь эвакуация имеет с оповещением населения.
Функции планирования и организации эвакуации различных категорий граждан выполняют эвакуационные комиссии (далее – эвакокомиссии, ЭК).
Из-за ограниченного времени при целом ряде обстоятельств эвакуационные органы полностью не разворачиваются.
Как правило, эвакокомиссии планируют эвакуационные мероприятия заранее, так как в целом ряде ЧС их масштабы, периодичность возникновения достаточно точно прогнозируется на основе научного анализа. Обычно известны характеристики ПОО, степень их опасности, роза ветров, особенности местности, застройки и другие исходные данные, которые позволяют заранее информировать службы, организации и объекты района, муниципального и иного образования об их участии в обеспечении проведения эвакуационных мероприятий.
Особенности проведения эвакуации определяются целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует выделить:
 тип ЧС (авария с выбросом радиоактивных, аварийно химически опасных веществ, пожар на объекте, использующем, хранящем или перерабатывающем пожаро-, взрывоопасные вещества, стихийное бедствие и т. д.);