Файл: Эвакуация населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

100
Последующее развитие событий подтвердило правильность этого решения, итогом которого стало существенное снижение дозовой нагрузки на население, попавшее в зону ЧС.
Система организации эвакуационных мероприятий в зарубежных странах в целом аналогична подобной системе, используемой в
Российской Федерации.
Рисунок 5.5. Прохождение дозиметрического контроля на сборном эвакуационном пункте (12 марта 2011 года, город Томиока, Япония)
Имеющийся в иностранных государствах положительный опыт данного способа защиты подлежит обобщению и научному анализу для рассмотрения возможности его применения с целью совершенствования эвакуационных мероприятий, планируемых к реализации в условиях нашей страны.
Негативные примеры, имевшие место при эвакуации населения за рубежом, также подлежат тщательному анализу с целью их исключения при организации эвакомероприятий на территории Российской Федерации.

101
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

6. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ
ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
6.1. Общие положения
Как показывает опыт деятельности система МЧС России функционирует достаточно успешно, о чём свидетельствуют определённые успехи, достигнутые в последние годы по предупреждению
ЧС природного и техногенного характера, повышению оперативности реагирования на них в случае возникновения, снижению гибели людей в чрезвычайных ситуациях и при пожарах, увеличению числа спасённых при бедствиях [42].
Несмотря на это, система МЧС России должна постоянно развиваться
(совершенствоваться) на основе актуализации законодательной и нормативной правовой базы сферы ГОЧС, внедрения положительного опыта и новых достижений науки и техники, исключения имеющих место определённых негативных тенденций и проблем.
Обязательному совершенствованию подлежит и такой компонент комплекса защиты населения, как эвакуация населения. При этом развитие должно касаться как организационно-управленческих решений, так и технических элементов [43].
Всё это обусловливается целым рядом объективных причин и обстоятельств, среди которых необходимо выделить следующие:
 изменения внешнеполитической обстановки и социально- экономических отношений внутри страны;
 вероятность появления новых военных опасностей, связанных с созданием нового оружия, в том числе оружия, основанного на новых физических принципах;
 рост террористических вызовов Российской Федерации, включая ядерную и химическую сферу [44 и 45];
 оптимизация структуры и численности СВФ МЧС России;
 рост количества и масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обусловленных, в том числе, глобальными изменениями климата на Земле [4], вследствие этого возрастание объёмов аварийно-спасательных и других неотложных работ;
 необходимость развития системы мониторинга и прогнозирования
ЧС в связи с появлением новых опасностей и угроз;
 потребность повышения оперативного реагирования аварийно- спасательных сил на возникающие чрезвычайные ситуации, их мобильности, изменения состава и структур подразделений, приближения дислокации аварийно-спасательных формирований, пожарных подразделений к потенциально опасным объектам;

102
 научно-технические достижения в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов
[42].
6.2. Развитие организационно-управленческой составляющей
эвакуационных мероприятий
Рассматривая организационно-управленческую составляющую эвакуации, прежде всего следует обратиться к такому вопросу, как перемещение больших масс населения из одних районов в другие, организация мероприятий по размещению и созданию приемлемых условий их жизнеобеспечения предполагают значительные организационные трудности. Тем более актуальными эти проблемы становятся в военное время, когда только в пределах одного субъекта
Российской Федерации к эвакуации планируются сотни тысяч человек. В масштабах государства эти цифры возрастают несоизмеримо. Как следствие, с одной стороны возникает необходимость снижения нагрузки на населённые пункты, а также, что немаловажно, на транспортную составляющую.
Как показывает опыт, при угрозе начала войны всегда имеет место самостоятельный выезд людей из вероятных районов боевых действий
(районов вероятного применения средств поражения), что приводит к возникновению неконтролируемого потока беженцев.
Проведение грамотной разъяснительной работы среди населения, выявление возможностей самостоятельного выезда людей из населенных пунктов и размещения их в безопасных районах у родственников, знакомых, на дачных участках и т. д., с учётом наличия личных транспортных средств, позволит существенно уменьшить организационные трудности при эвакуации.
Таким образом, одним из элементов совершенствования организационно-управленческих решений, связанных с проведением эвакуации, явилась бы выдача отдельным категориям граждан разрешения на самостоятельный выезд, которое должно выдаваться в официальном порядке с учётом планов функционирования экономики в военное время и необходимости комплектования предприятий персоналом.
Также рассматривая вопрос развития организационно- управленческого элемента эвакуации, следует отметить, что одной из самых незащищённых категорий населения при возникновении любых ЧС, и в первую очередь в военное время, являются дети. Данное положение предполагает внесение изменений в последовательность проведения эвакуации по категориям населения.


103
Вывод детей в составе общеобразовательных учреждений должен осуществляться по согласованию с родителями. Очевидно, что абсолютное большинство родителей согласится с такой необходимостью. Базой для размещения выводимых школ могут стать образовательные учреждения загородной зоны с созданием школ-интернатов и организацией двухсменного обучения. Аналогичным образом возможен вывод в загородную зону и детских дошкольных учреждений с созданием детских садов круглосуточного содержания детей.
Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений по оценкам специалистов составляет около 13 % населения. Учащиеся и студенты других образовательных учреждений
(начального профессионального образования, государственных средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений) составляют в среднем ещё около 7 % населения. Охват дошкольными учреждениями в настоящее время составляет около 60 % от общей численности детей этого возраста.
В военное время, с учётом повышения занятости родителей количество воспитанников детских садов может существенно увеличиться.
Исходя из этого положения, заблаговременная эвакуация образовательных и детских дошкольных учреждений в безопасные районы позволит надёжно защитить данную категорию населения, а также существенно снизить нагрузку на системы жизнеобеспечения населённых пунктов и потребность в защитных сооружениях [46].
Учитывая зарубежный опыт, в частности Департамента гражданской защиты Республики Италия, возможно принятие на вооружение то положение, что указанный департамент имеет полномочия и возможность привлекать резервы иных Федеральных ведомств Италии при решении эвакуационных вопросов [40].
Пересмотр подходов к эвакуации населения, конечно, потребует тщательных исследований и корректировки существующей нормативной правовой базы в области защиты населения.
Также интересны исследовательские наработки по выбору в качестве районов размещения эвакуированного населения таких объектов, как православные монастыри. Предпосылкой для подобного решения стало то обстоятельство, что в связи с социально-экономическими реформами, произошедшими в нашей стране, проблема размещения эвакуируемого населения в случае возникновения ЧС, которая существовала и при отсутствии частной собственности, стала еще более трудноразрешимой, поскольку все большее количество возможных мест (объектов) размещения и территорий становится частной собственностью [39].
Нормативного правового акта, регулирующего права и обязанности собственника по предоставлению помещений и территорий для размещения эвакуируемого населения, нет. Поэтому при планировании эвакуационных мероприятий придётся, очевидно, заключать


104 соответствующие договоры с каждым из собственников, при наличии, что немаловажно, доброй воли последних, которая может отсутствовать.
Кроме этого, в Российской Федерации уверенно набирают мощь различные религиозные конфессии. Так, Русской православной церкви передаются культовые сооружения, в частности ранее закрытые монастыри, и уже поднимается вопрос о передаче бывших монастырских земель. Так, если в 2008 году в России действовало 460 монастырей, то в
2017 году свою деятельность осуществляло уже более 900 монастырей
[47].
При этом следует помнить, что монастыри изначально строились не только как культовые, но и как оборонительные сооружения. К примеру,
Соловецкий монастырь в 1854 г. подвергся нападению английской эскадры, около девяти часов продолжался его артиллерийский обстрел, было выпущено около 1800 бомб и ядер. По признанию одного из английских капитанов, этого хватило бы для разрушения нескольких городов, однако крепостные стены монастыря устояли. Монастыри имели мощные крепостные стены, и башни располагались на возвышенных местах, как правило, вблизи рек, служивших ранее основными транспортными магистралями, имели отлаженную систему жизнеобеспечения, что предполагало возможность укрытия значительного числа окрестных жителей и вооруженных формирований при возникновении военной угрозы. Монастыри в современных условиях имеют котельные, погреба, ледники, обширные столовые (трапезные), хлебопекарни, хозяйственные постройки, большие площади для проживания и т. д.
Беря во внимание указанные обстоятельства, можно предположить возможность использования монастырей в качестве временного размещения эвакуируемого населения. Наличие налаженной бытовой инфраструктуры может позволить первоочередное размещение и жизнеобеспечение эвакуируемых.
Очевидно, что для реализации предложения об использовании монастырей в качестве объектов для размещения эвакуируемого населения необходимо заключение соответствующего соглашения между Русской православной церковью и ФОИВ, в качестве которого может выступить
МЧС России. Упомянутое выше восстановление монастырей идёт в том числе с государственным участием, таким образом планы государства должны рассчитывать и на добрую волю духовенства.
Особый интерес при обращении к научному развитию организационно-управленческих решений вызывают исследования по созданию научно-методического аппарата для решения конкретных эвакуационных задач.


105
Так, в настоящее время имеет перспективу разработка научно- методического аппарата по планированию эвакуационных мероприятий на разных стадиях и при различных условиях её проведения.
В частности, предложенная С. М. Забаровским и А. В. Ильковым модель [48], описывающая пути рационального распределения населения по пунктам временного размещения при проведении эвакуации опирается на решение транспортной задачи.
Авторы, основываясь на таких показателях, как количество СЭПов, их характеристики, общее количество подлежащего эвакуации населения, предложили такой план перевозок населения из сборных эвакуационных пунктов в пункты временного размещения населения, чтобы общее расстояние при перевозке было минимальным.
Представленная математическая модель, доступная для практического претворения, позволит органам управления муниципального звена выработать теоретическую основу для планирования и организации рационального проведения эвакуации населения, в частности при наводнениях.
Также вызывают интерес исследования А. В. Трофимова (ВНИИ
ГОЧС (ФЦ) МЧС России), связанные с созданием научно-методического аппарата для решения задачи обоснования выбора рациональной технологии развёртывания ПВР населения, их состава, места размещения и организационных моментов [49-51]. При этом учёный опирается на метод сетевого планирования управления, а также метод математического программирования (оптимизации функции нескольких переменных, при дополнительных ограничениях, которые на эти переменные наложены).
Данные разработки позволяют в условиях режима повседневной деятельности обеспечить решение всех организационных вопросов по временному размещению эвакуированного населения при военном конфликте или при работе РСЧС в режиме ЧС.
6.3. Техническая
компонента
совершенствования
эвакуационных мероприятий
Рассматривая техническую
(материально-техническую) составляющую совершенствования эвакуационных мероприятий прежде всего следует рассмотреть компоненты, определённые решениями
Коллегии МЧС России от 6 мая 2013 года № 6/IV, определившими приоритетные направления развития науки, техники и технологий на перспективу до 2020 года.
Среди значимых направлений следует указать использование комплексов разведки и контроля ЧС, основой которых являются БПЛА, способные нести специальные приборы и оборудование (рисунок 6.1).