Файл: Курсовая работа районная пресса мордовии на примере газеты призыв лямбирского муниципального района рм.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.4 Специфика статей на сельские темы в современной районной прессе
Специфика статей на сельские темы в современной районной прессе зависит от ряда факторов, таких как особенности самой районной прессы, особенности региона распространения и читательской аудитории, жанровые и тематические особенности.

Особенности районной прессы. Интерес к событиям, близким к дому, позволяет районке быть в курсе местных новостей. Она способна обеспечивать читателя важными для него сведениями справочного характера, своевременно сообщать о деятельности различных местных служб, публиковать официальную информацию. Внимание районной прессы сконцентрировано на тех аспектах общественной жизни, которые практически не освещаются другими средствами массовой информации. Так что заменить районку не может никакое иное СМИ. Велико ее значение и для местного самоуправления, взаимодействия местной власти с населением, для активизации участия граждан в решении общих для всех жителей района вопросов. Не секрет, что большинство районных газет убыточно. Среди участвовавших в опросе редакторов абсолютное большинство (78%) относят свои издания к убыточным. Только 20% считают, что удается добиться равновесия между расходами и доходами. И лишь 2% относят свои издания к прибыльным. Улучшить свое экономическое положение районки могут несколькими способами. Один из них - повысить цену за газету. Однако этому мешает низкий платежеспособный уровень населения. Поэтому подписная цена на районные издания, как правило, ниже себестоимости. Доходы от подписки составляют в лучшем случае 30% редакционного бюджета, а от розничной продажи они вообще микроскопические. Вырученные средства не покрывают затрат на бумагу и типографские услуги. Доходы от рекламы в бюджете районки тоже, как правило, лежат в диапазоне от 3 до 30%.Основу бюджета среднестатистической районной газеты составляют дотации. Но поскольку средства на печать проходят по разделу «незащищенные статьи», редакции все время приходится быть в ожидании: если местный бюджет выполняется, то и районка деньги получит; если нет - попадет в долговую яму.

Таким образом, особенности самой районной прессы обуславливают тот факт, что материалы сельской тематики имеют местный масштаб, ограниченный регионом распространения данной газеты. Высокая степень зависимости от местной власти тоже оказывает свое влияние на содержание и подачу материала.


К особенностям региона распространения можно отнести экономическое положение региона, степень давления властных структур и экономико-географические особенности. В районах с прочной экономикой встречаются рентабельные издания, с достаточным количеством рекламы. Но в дотационных районах о самоокупаемой газете вести речь преждевременно. Районную прессу столичного региона в целом можно отнести к прогрессивной низкодотационной прессе. Здесь немало газет, где госдотации составляют от 0,1 до 5%. Есть и издания, живущие без дотаций. Издания, обладающие экономической самостоятельностью или близкие к ней, гораздо свободнее в выборе информационной политики. Пользуются авторитетом и слабо контролируются местной властью. Такие газеты пишут на острые темы распределения бюджетных средств района или города, о дефиците рабочих мест, проблемах социальной сферы, благоустройства. Давление властей на редакции приводит к тому, что районная газета перестает служить интересам местного сообщества и превращается в транслятор бюрократических идей. Свой отпечаток на характер районной прессы накладывают и экономико-географические особенности региона.

Особенности читательской аудитории. Успешность газеты непосредственно зависит от того, насколько она отвечает информационным запросам и интересам своей аудитории. Основной читательской аудиторией для районной газеты являются жители того региона, на территории которого она распространяется. Если район имеет преимущественно сельскохозяйственную инфраструктуру, то и интересы читателей будут более сконцентрированы на сельской тематике. Характеристиками читательской аудитории могут служить средний возраст, род занятий, уровень образования, направленность интересов и т.д. Не секрет, что в районах с сельскохозяйственной инфраструктурой средний возраст читательской аудитории гораздо выше, чем в «городских» районах. Одной из основных особенностей районной газеты является относительно небольшой объем. На четырех - шести газетных полосах необходимо уместить всю необходимую информацию. Это обуславливает и объем публикуемого материала. Редко когда объем одной статьи превышает половину полосы. Это ограничение накладывает свой отпечаток и на жанровые особенности материала. Прежняя жанровая классификация публицистических текстов устарела. Современные теоретики журналистики предпочитают оперировать терминами «журналистика новостей», «авторская журналистика», «аналитическая журналистика». Иногда тексты группируют по методам сбора и обработки информации: «репортерская журналистика», «образная публицистика», «комментирующая журналистика».



В этой связи тексты, появляющиеся в прессе, можно разбить на пять групп [2, c.76]:

1. оперативно-новостные - заметка во всех ее разновидностях;

2. оперативно-исследовательские - интервью, репортажи, отчеты;

3. исследовательско - новостные - корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

4. исследовательские - статья, письмо, обозрение;

5. исследовательско-образные (художественно-публицистические) - очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Для качественного освещения любой тематики, в том числе и сельской, журналист должен владеть основными приемами перечисленных жанров, уметь использовать в своей работе преимущества каждого из них.

2. Тематика статьей на примере районной газеты «Призыв» Лямбирского муниципального района РМ
2.1 История развития и характеристика современного состояния газеты «Призыв»
Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Призыв»

Адрес: 431510, РМ, Лямбирский р-он, с. Лямбирь, 19 «А».

Реквизиты:

р/сч: 40703810939130100092

Морд. отделен. 8589АК СБ РФ (ОАО) г. Саранск

к/сч: 30101810100000000615

БИК 48952615

ИНН/КПП 1314050059/131401001

ОГРН 1071300002773

Выход первого номера районной газеты стал большим событием в жизни села и всего района. По существу, в глухом татарском селе стала печататься первая газета на родном языке. Так как в те годы не только в районе, но и в Мордовии были в основном колхозы, то газету назвали «Колхозче ударник», что означает в переводе на русский язык «Колхозный ударник».

Для работы по набору газеты потребовались грамотные люди, хорошо знающие татарский язык. Это также оказалось сложным делом. Но все же нашлись и рабочие в типографию, и национальные журналисты.

Были проблемы не только с кадрами, но и с помещением. Требовался простенький «сарайчик», но его найти сразу не смогли. Район только был создан, и первые районные организации ютились по квартирам их работников или в приспособленных помещениях.

Когда почти все организационные вопросы были решены, собрался актив района, на котором встала и другая проблема. Дело в том, что в состав района входили не только татарские, но и русские населенные пункты. Вот тогда было решено выпускать газету одновременно на татарском и русском языках. Если в заметке рассказывалось о людях и делах татарского села, то она печаталась на татарском языке. Если же писали о совхозе «Коммунар», то этот материал печатали на русском языке.

Естественно, что ни о каких печатных машинах в те годы и речи не могло быть. Строчки набирались вручную с рукописного текста. Печаталась газета тоже вручную. Да и с бумагой были очень большие сложности. Как известно, в 1936 году состоялся чрезвычайный VII Всесоюзный съезд Советов, который принял вторую Конституцию* СССР конституцию победившего социализма, законодательно закрепившую победу в СССР социалистических общественных отношений. Социализм в нашей стране считался в основном построенным, значит, мы «двигались» к коммунизму.


Поэтому, наверное, многие газеты были переименованы. Решением заседания Лямбирского РК ВКП (б)** от 1 января 1940 года газета «Колхозче ударник» была переименована на «Коммунизмга». («К коммунизму»). Первый номер «Коммунизмга» вышел 9января 1940 года.

До мая 1959 года в районе выходили две газеты – на русском и татарском языках («К коммунизму» и «Коммунизмга»). По просьбе населения района принято решение объединить эти обе газеты и на их базе выпускать одну – четырехполосную на русском языке три раза в неделю. Название газеты осталось прежнее: «К коммунизму». Редактором был С.К. Рощин, а позднее Ф.А.Ерзин, М.А. Абубакиров, Ф.С. Ворожейкин.

Газета «К коммунизму» выходила до 27 апреля 1962 года, когда с ликвидацией района издание ее было прекращено.

В 1967 году был вновь образован Лямбирский район и возобновлен выпуск районной газеты. Газета получила название «Призыв». После 1967 года редакторами газеты работали А.Ф. Ежов, Ю.Н, Филиппов, Н.Я. Попов, В.В. Емелькин, В.С. Савелькин, И.П. Потапов.

« Призыв» сегодня

С 1994 года редактором газеты « Призыв» является А.М. Васькин. В последнее время газета стала намного интересней. Она шагает в ногу со временем.

13 января отмечается праздник -  День российской печати. В республике стало хорошей традицией приурочивать к этой дате вручение наград особо отличившимся редакциям газет и отдельным журналистам, победителям журналистских творческих конкурсов. Редакция газеты «Призыв» была отмечена двумя дипломами в номинациях «За информационную поддержку мероприятий 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского Государства» и « За пропаганду семейных ценностей, внимания к проблемам семьи и воспитания подрастающего поколения», а за победу в конкурсе « Год учителя в Республике Мордовия» Дипломом I степени. 

Газета продолжает « расти», более многогранно высвечивая жизнь района.

Награды газеты «Призыв»

1 место в республиканском конкурсе «На лучшее оформление и полиграфическое исполнение районных газет в 1998 году» (Министр печати и информации Республики Мордовия А.С. Лузгин)

1 место в конкурсе «На лучшее оформление и полиграфическое исполнение районных газет в 2002 году» (Министр печати и информации Республики Мордовия А.С. Лузгин)

Диплом за 1 место в республиканском конкурсе телерадиопрограмм и публикаций в прессе по освещению проблем БДД «За безопасность движения» - 15 августа 2002 г. (И.О. Начальника Управления ГИБДД МВД Республики Мордовия С.Н. Гагарин)

Диплом 3 степени за пристальное внимание к проблемам агропромышленного комплекса – 13 января 2006 г. (Союз журналистов Республики Мордовия)

Почетная грамота за 2 место в конкурсе на лучшее оформление районных газет в 2008 году (Министр печати и информации Республики Мордовия В.В. Маресьев)

Диплом за активное освещение реализации приоритетного национального проекта «Жилье» - 13 января 2009 г. (Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин)

Диплом 3 степени за пропаганду семейных ценностей, внимание к проблемам семьи и воспитанию подрастающего поколения - 13 января 2009 г. (Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин)

Диплом 2 степени в номинации «Малый и средний бизнес» за информационную поддержку предпринимателей района – 13 января 2010 г. (Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин)

Диплом 3 степени за пропаганду семейных ценностей, внимание к проблемам семьи и воспитанию подрастающего поколения - 13 января 2010 г. (Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин)

Диплом 3 степени за большой вклад в проведение информационно - разъяснительной работы по вопросам Всероссийской переписи населения 2010 года (Министр печати и информации Республики Мордовия Маресьев В.В., Руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Парамонова И.В.)

Диплом за информационную поддержку мероприятий 1000-летия единения мордовского народа с народами Россйиского государства – 13 января 2011 г. (Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин)

Диплом 1 степени в номинации «Районные, отраслевые, многотиражные газеты» за информационную поддержку Года учителя в Республике Мордовия - 13 января 2011 г. (Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин)

Диплом 3 степени за пропаганду семейных ценностей, внимание к проблемам семьи и воспитанию подрастающего поколения - 13 января 2011 г. (Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин)

Диплом XIY фестиваль районной прессы «Волга – река мира» за 2 место в конкурсе тематических полос «ВСЕ МЫ ЕДИНОЙ РОССИИ ЧАСТИЦА» - 27 июня 2011 г. (Председатель  Союза журналистов Республики Мордовия Л.Г. Снегирева, Президент ассоциации районных журналистов Е.В.Полушкин)