ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
Продолжение таблицы 1.1
Период
Основные характерные черты
Развитие бизнеса в эпоху рыночных преобразований конца XX – начала XXI в.
- 1980-х гг. появились экономические субъекты представители различных форм собственности.
- Государство оставалось доминирующим звеном в экономике, а малый бизнес оставался «в стороне».
- Первыми формами предпринимательских отраслей были арендное и кооперативное движение.
- 1990-1991 гг. - развитие малого бизнеса, которое произошло в результате преобразования кооператива в малые организации, имеющие право на налоговые льготы.
- Наряду с государственной, появлялись и новые формы собственности – коллективная и частная.
- Ежегодно прирост производства товаров и услуг увеличивался примерно на 1% от общего национального валового продукта.
Цифровой бизнес
(начал XXI в. – по настоящее время)
- Общий объем рынка электронных платежей в стране в 2014 г. равнялся 2,2% от ВВП РФ, что составило 476 млрд руб., а объем рынков, в той или иной степени зависящих от интернета, — более 12 трлн руб. (16% от ВВП страны).
- Интернет-ресурс включает в себя рыночный механизм онлайн-продаж игр, видео, музыки, книг и СМИ и т. д.
- Маркетинг в социальных СМИ в интернете означает формирование сервисов по продвижению товаров и услуг, а также пиар через социальные сети.
- Самый крупный сектор экономики интернета - это сектор рекламы и маркетинга, который состоит из нескольких последующих рынков.
Что же такое бизнес? В экономической литературе имеется несколько понятий термина
«бизнес» (см. таблица 1.2)
Таблица 1.2 – Трактовка понятий «бизнес», «цифровой бизнес», «электронный бизнес» с позиции ученых и экономистов
Автор
Трактовка понятия
Алан Хоскинг
(британский историк, специалист по русской истории, профессор
Лондонского университета, книга
«Курс предпринимательства»)
«Бизнес - это деятельность, осуществляемая отдельными лицами, компаниями или организациями для извлечения природных благ, производства или покупки и продажи товаров или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги для взаимной выгоды заинтересованных лиц или организации» [26].
Роберт Хизрич
(американский ученый, книга
«Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха»)
«Бизнес - предпринимательская деятельность как механизм для создания чего-то нового, имеющее цену, а предприниматель - человек, который посвящает все свое время и все финансовые, психологические и социальные риски, получение денег в качестве награды и удовлетворения за достигнутое» [27].
В. Коноплицкий и А. Филин
(русские ученые XIX века, книга
«Это бизнес»)
«Бизнес - любая организованная юридическая работа, целью которой является главное - получение прибыли. Регулируется национальным законодательством и мировыми соглашениями» [17].
Патрик Миган
(американский аналитик, статья
«Стратегическая дорожная карта цифровой трансформации бизнеса»)
«электронный бизнес» - это осуществление коммерческих сделок и бизнес-процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий и систем [32].
Патрик Миган
(американский аналитик, статья
«Стратегическая дорожная карта цифровой трансформации бизнеса»)
«цифровой бизнес - это разработка новых бизнес-моделей, соединяющих физический и цифровой мир». Исследователи Gartner считают, что преобразование электронного бизнеса предполагает не только оптимизацию предпринимательских процессов с использованием информационных и коммуникационных технологий, но и разработку новых идей и бизнес-моделей. Таким образом, электронный бизнес является неотъемлемой частью электронного бизнеса[32]..
10
В политическом словаре термин «бизнес» трактуется как обозначение предпринимательства, предпринимательства, добровольной, независимой деятельности граждан и их объединений с целью получения прибыли [39].
В таблице 1.3 рассмотрим трактовки понятий «бизнес», «предпринимательская деятельность», «предпринимательство» с позиции нормативно-правовых актов.
Таблица 1.3 – Трактовка понятий «бизнес», «предпринимательская деятельность»,
«предпринимательство» с позиции нормативно-правовых актов
Нормативно- правовой акт
Трактовка
Приказ Минэкономразвития России от
01.06.2015 № 326
«Под бизнесом понимается предпринимательская деятельность организации, направленная на извлечение экономических выгод» [10].
"ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации.
Системы менеджмента качества.
Требования" (утв. Приказом
Росстандарта от 28.09.2015 № 1391-ст)
«Слово "бизнес" в настоящем стандарте следует понимать в широком смысле, как отображение видов деятельности, которые являются ключевыми для целей существования организации, независимо от того, является ли она государственной, частной, ставит ли она своей целью получение прибыли или нет» [12].
ГК РФ Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством.
«Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом»
[11].
Федеральный закон от 24.07.2007№ 209-
ФЗ (ред. от 27.10.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].
«Социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона» [1].
В современном мире, на первое место начинает выходить цифровой бизнес. Под определением цифрового предпринимательства в 90-е годы, подразумевается, что это бизнес, в котором выполнение транзакций и взаимодействие с контрагентами построено на основе информационных и коммуникационных технологий. Сама концепция технологий лежит в основе цифрового предпринимательства - и оказывается, что все вращается вокруг них.
В настоящее время электронный бизнес понимают гораздо шире: это стартап, основанный на взаимодействии людей, корпораций и ментальных устройств на стыке
11 физического и электронного мира [36]. Это означает, что в основе лежит взаимодействие и комплексность. Цифровой бизнес - это объединение физических и электронных ресурсов предпринимательства, стирание границ между людьми и процессами для выполнения задач предпринимательства. Электронные ресурсы помогают предпринимательству увеличивать прибыль, привлекать новых сотрудников и повышать лояльность сотрудников по отношению к компании.
Компании больше не могут исключать электронные технологии и не использовать их, потому что уже существует много методов, позволяющих взаимодействовать с потребителями с помощью новых технологий, это во многом связано с предпринимательством, которое взаимодействует с конечным потребителем.
Исходя из приведенных выше определений, можно констатировать, «что значение термина бизнес меняется под влиянием развития рыночных отношений» [26]. Подводя итог, можно сказать, что «бизнес - это предпринимательская деятельность, которая связана с риском, однако при целесообразном использовании всех необходимых ресурсов, она дает возможность для получения прибыли» [27].
Таким образом, каждая компания имеет свою собственную экономическую и организационную форму. Компания, которая хочет выделиться среди аналогичных компаний, создает и регистрирует свои отличия в форме названия бренда и атрибутов. Здесь понятие бизнеса шире: бизнес рассматривается не только как процесс деятельности, но и как объект собственности, который можно продать, заложить, застраховать, унаследовать.
Основополагающим критерием классификации предпринимательской деятельности является род занятия.
Принято выделять следующие направления видов бизнеса:
− по производственной деятельности;
− на основании коммерческо-торговой деятельности;
− построены на предоставлении услуг;
− на основании деятельности, связанной с финансами;
− пассивный.
Эта классификация основана на том принципе, что каждая компания в большей степени связана с определенной фазой производственного цикла. Например, кто-то производит продукт, а другой его распространяет (рисунок 1.1).
12
Рисунок 1.1 - Бизнес и примеры его основных видов
Производственный вид бизнеса является фундаментальным и наиболее важным для экономики страны. Именно здесь создаются вещи, ценности, товары и многие другие полезные продукты, которые можно продать или обменять на рынке. Производство материальных и интеллектуальных товаров является основой этого вида предпринимательской деятельности:
Готовый продукт может быть продан потребителю либо непосредственно самим продавцом, либо через посредника. Основная задача бизнесмена - построить бизнес таким образом, чтобы вложения окупались в кратчайшие сроки, и главная коммерческая цель проекта была достигнута. Чтобы предотвратить риск того, что продукт, услуга не будет продан, предприниматель должен установить каналы сбыта. Желательно заключать договоры купли-продажи продукции с постоянными партнерами или организовать собственную розничную сеть.
Характеристика коммерческого предпринимательства (бизнеса):
− сфера деятельности - торговые компании и товарные биржи;
13
− операции производятся на основании сделок купли-продажи и сделок с различными товарами;
− при коммерческом производстве покупаются не материальные ресурсы, характерные для данного вида продукции, а готовая продукция, которая продается потребителям.
− мобильность и гибкость по отношению к потребностям клиентов;
− для развития коммерческого предпринимательства необходимо соблюдение двух важных условий: стабильный спрос на продаваемую продукцию и низкая закупочная цена.
Эта отрасль активно привлекает индивидуальных предпринимателей. Во многом это связано с тем, что при торговле вы можете рассчитывать на быструю отдачу. Кроме того, к предпринимателям в этой отрасли предъявляются минимальные требования, не требующие специальных знаний и больших капитальных вложений.
Финансовая составляющая присутствует как в производственном, так и в коммерческом бизнесе, но при этом она может быть абсолютно самостоятельной. Например, банковская или страховая деятельность.
Характеристика финансового предпринимательства:
− сфера деятельности – обращение и обмен стоимостей;
− среднестатистическая норма рентабельности – 5-10 процентов;
− основное поле деятельности – фондовые биржи, кредитные учреждения.
Финансовая составляющая присутствует как в производственной, так и в коммерческой деятельности, но при этом может быть полностью независимой. Например, банковский или страховой бизнес.
Характеристики финансового предпринимательства:
− сфера деятельности - распространение и обмен ценностями;
− среднестатистическая рентабельность – 4-10%;
− основная сфера деятельности: биржа, кредитные организации.
Среднесрочные и долгосрочные продукты покупаются и продаются на рынке капитала, а краткосрочные продукты продаются на денежном рынке.
Финансовое предпринимательство по-своему является подтипом бизнеса, поскольку включает в себя продажу и покупку денег, валюты и ценных бумаг. Здесь одни деньги прямо или косвенно обмениваются на другие. Подход к организации финансовой фирмы аналогичен описанному для коммерческого предприятия. Основное отличие заключается в объекте продажи. Предприниматель, желающий работать на этом рынке, должен начать с тщательного анализа денежных и финансовых рынков и исследования рынка.
14
Консультативное предпринимательство относится к третичному сектору экономики, который в последние два десятилетия активно развивается во всем мире.
Консультации включают предоставление на коммерческой основе профессиональных консультаций и помощи по конкретным вопросам управления предприятием (например, кадры, финансы, продвижение). Помимо консультации, клиент получает помощь в выявлении и оценке проблемы, а также рекомендации по ее решению.
Так же при рассмотрении видов бизнеса, необходимо упомянуть, что сейчас имеется классификатор видов деятельности ОКВЭД, по которому предприятие при формировании его определяет и это обязательно указывается в карточке любого юридического лица. Коды
ОКВЭД имеют очень обширную базу наименований, основные из них:
«Коды ОКВЭД для розничной торговли вне магазинов, в том числе в Интернете»;
«Коды ОКВЭД для операций с недвижимым имуществом»;
«Коды ОКВЭД для транспортных услуг (такси, грузоперевозки, курьерская доставка)»;
«Коды ОКВЭД для консалтинга, юридических и бухгалтерских услуг»;
«Коды ОКВЭД для розничной торговли алкогольными и другими напитками»;
«Коды ОКВЭД для прочей розничной торговли в специализированных магазинах: компьютеры, мебель, часы, ювелирные изделия и другое (кроме одежды и обуви)»;
«Коды ОКВЭД для розничной торговли одеждой»;
«Коды ОКВЭД для турагентств»;
«Коды ОКВЭД для Интернет деятельности: создание и раскрутка сайтов»;
«Коды ОКВЭД для инфобизнеса»;
«Коды ОКВЭД для услуг по ведению домашнего хозяйства»;
«Коды ОКВЭД для розничной торговли книгами, журналами, газетами, канцелярскими товарами и др» [5].
Также необходимо рассмотреть классификацию видов бизнеса по организационно- правовой форме. Согласно ГК РФ, ст. 50 [9]:
- хозяйственные товарищества: а) полное товарищество (это компания, участники которой занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с заключенным между ними соглашением и несут ответственность по обязательствам компании всем принадлежащим им имуществом). б) товарищество на вере (коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты).
- хозяйственные общества: