Файл: Название этапов выполнения курсовой работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24

краткосрочные финансовые вложения в акции, векселя, облигации и т. д. юридических лиц со сроком их финансовой оборачиваемости не менее 1 года.
К объектам бухгалтерского учета акционерных обществ, можно отнести:

активы организации, их обязанности и бизнес-операции, выполняемые организациями в ходе их деятельности;

прибыльное вложение стоимости - это покупка особых материальных активов, которые затем могут быть сданы в аренду третьим лицам с целью получения прибыли;

долгосрочные финансовые вложения - это средства компании, которые инвестируются в дорогие ценные бумаги, акции, облигации и другие способы получения дохода с периодом торговли не менее одного года.
Таким образом, объектами бухгалтерского учета являются имущество и собственные средства, а также принятые обязательства и капитал. Иными словами, объектом бухгалтерского учета являются активы и обязательства учреждения, подлежащие бухгалтерскому учету, порядок которого установлен законом.
1.4 Нормативно-правовая база бухгалтерского учета и контроля в разрезе особенностей ведения бизнеса
1.4.1 Особенности законодательного регулирования бухгалтерского учета и контроля в малом предпринимательстве
В соответствии с текущим законами Российской Федерации «бухгалтерский учет – это разработка документально систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, установленными законами Российской Федерации о бухгалтерском учете, и составление финансовой отчетности по его объектам» [4].
Бухгалтерский учет для малой предпринимательской деятельности может осуществлять директор, бухгалтерия или бухгалтер (штатный или по контракту), или специализированная компания по контракту (аутсорсинг).
Для ведения бухгалтерского учета, директор организации назначает ответственное лицо, который своевременно и правильно организовывает его в определенном порядке. Для малого предприятия встает необходимость в разработке определенной документации, использование которой позволит предприятию развиваться, и которая обеспечит финансовую

25 стабильность и возможность для использования как внешними, так и внутренними пользователями бухгалтерской информации.
Важным аспектом организации учета на предприятии, является утверждении учетной политики. Рекомендуется уменьшить число синтетических счетов, а также разработать такой план деятельности, который в отличии от стандартного подразумевает такие учетные записи, которые непосредственно используются в финансовом учете. Так же необходимо следить за тем, что все факты хозяйственной жизни были своевременно зарегистрированы в соответствующем отчетном периоде [34].
Рекомендуется создать функциональный план счетов на основе стандартного плана счетов малого бизнеса, чтобы информацию из нескольких счетов можно было объединить в один синтетический счет. Кроме того, малому бизнесу рекомендуется осуществлять следующие организационные формы бухгалтерского учета:

назначить на должность бухгалтера в предприятия с учетом экономических перспектив предприятия;

передача, в силу которой действуют ограничения экономических ресурсов и трудовой силы на предприятие, бухгалтерских операций на договорной базе специализированной фирме или бухгалтеру;

учитывать возможность ведения бухгалтерского учета директором компании [4].
«В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008)» [5], учетная политика компании подразумевает, что она включает в себя спектр методов бухгалтерского учета - первичное наблюдение, измерение затрат, текущее группирование и окончательное обобщение фактов экономической работы.
Организация устанавливает учетную политику, исходя из своей системы, области, в которой она функционирует, и прочих свойств работы.
При формировании учетной политики предприятие имеет право определить приемы списания материалов, сырья и инвентаря на затраты, способы начисления амортизации объектов главных средств и так далее. Данный документ отражает требования к бухгалтерскому и налоговому учету, он представляет собой собственного рода инструкцией по отображению фактов хозяйственной жизни предприятия в денежном выражении, с дальнейшей их систематизацией, составлением и сдачей отчета. Составлять учетную политику обязаны все предприятия, без исключения, в том числе и предприятия малого предпринимательства.
В данном документе сказываются требования бухгалтерского и налогового учета, это руководство по отображению фактов хозяйственного жизни компании в стоимостном


26 выражении с их дальнейшей систематизацией, разработкой и сдача итогового отчета. Учетная политика формирует рекомендации по созданию:

первичных учетных документов;

организация документооборота;

организация оценки активов;

формы отчетности по хозяйственной работе.
Организации его разрабатывают с учетом требований ПБУ 1/2008 (приказ Минфина от
6 октября 2008 г. № 106) [5]. Учитывается система предприятия, направление работы и который был принят налоговый режим, приемы ведения бухгалтерского учета. Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером, или бухгалтером и утверждается приказом начальника. Одна из главных задач учетной политики малого предприятия - создать комплексную организацию инструкций, положений и методов, которые позволяют упорядочить, структурировать и регулировать учет, просматривать отчеты, которые отражают активы компании, основать схему документооборота и систему оценки активов. Но, невзирая на то, что форма бухгалтерского учета предприятия маленьких компаний находится в зависимости от множества факторов, для него типичны общие черты, которые характерны для любой сферы хозяйствования: бухгалтерский учет осуществляется на базе единого плана счетов с использованием типовых регистров и форм, а также методов осуществления учетных работ.
Все факты хозяйственного жизни малого хозяйствующего субъекта оформляются на основании базовой документации, использование которой помогает избежать непониманий и облегчает использование компьютерного учета. Документооборот в компаниях осуществляется в соответствии утвержденному графику - движение документов с момента их создания или поступления до их отправки в архив после обработки и обобщения. Документ обязан содержать обязательную информацию, такую как наименование документа, наименование компании, содержание сделки, дата составления, должности и подписи лиц, которые ответственны за факты хозяйственного существования и корректность проекта [38].
После обобщения и накопления осуществляются первичные документы, которые соответствуют записям в регистрах синтетического учета. Под регистром бухгалтерского учета принято понимать разные типы таблиц, которые содержат данные из первичной документации. «В соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете» [7], регистры предназначены для накопления и обобщения данных из первичных документов, принятых к бухгалтерскому учету, их отражения на бухгалтерских счетах и в бухгалтерской отчетности.
Таким образом, сформированная адекватная, эффективная и непредвзятая учетная политика представляет собой очень значимый аспект оптимального учета для небольшой


27 организации. В случае, если малый бизнес подлежит особому налоговому режиму, это не освобождает организацию от обязанности вести бухгалтерский и налоговый учет.
1.4.2 Особенности законодательного регулирования бухгалтерского учета и контроля для различных видов деятельности ведения бизнеса
Регулирование бухгалтерского учета и контроля для различных видов деятельности ведения бизнеса определяется следующими критериями:
− соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям бухгалтерской отчетности, а также уровню образования в области науки и практики бухгалтерского учета;
− общность требований к организации бухгалтерского учета;
− определение упрощенных методов финансового учета, в том числе упрощенной бухгалтерской отчетности, для финансовых организаций, имеющих право использовать такие методы в соответствии с действующим федеральным законом;
− использование международных практик как основы создания федеральных и отраслевых стандартов;
− обеспечивает условия для единого применения федеральных и отраслевых стандартов;
Правильная организация бухгалтерского учета очень важна для организации, потому что «если учет не ведется должным образом, то рано или поздно это приведет к задачам с уплатой налогов, что повлечет наложение штрафов на компанию налоговыми органами, кроме того, слабая система внутреннего контроля в организации может привести к хищению материальных ценностей (хищению) и, как следствие, убыткам» [7]. Очень важно соблюдать основные этапы бухгалтерского учета:
− первоначальное наблюдение. На этом этапе проводится анализ уже совершенных фактов хозяйственной работы предприятия и разделения на отдельные хозяйственные операции, когда определяются сроки их выполнения, стоимостной объем и содержание;
− документация по эксплуатации. Этот этап означает разработку и регистрацию первичных документов, отражающих, какие хозяйственные операции выполняются: квитанции, счета-фактуры и т. д.;
− текущая группировка фактов хозяйственной работы. Хозяйственные операции проводятся с использованием метода двойной записи, которая вводится в книги в соответствии с выбранной формой бухгалтерского учета;

28
− сбор и анализ всех фактов хозяйственной жизни предприятия.
На этом этапе производится окончательное обобщение фактического состояния хозяйственной работы и составляется годовая бухгалтерская отчетность. Это система показателей, отражающая работу организации в краткосрочной перспективе: год, полгода, квартал. Примеры таких отчетов: баланс, баланс экономических результатов, баланс изменений капитала и др.
− анализ годовой финансовой отчетности. На этом этапе проводится анализ хозяйственной работы организации, на основании которого предоставляются данные бухгалтерского учета и отчетности.
Таким образом, «финансовое благополучие предприятия и его сотрудников напрямую связано с грамотным ведением бухгалтерского учета, что во многом определяется соблюдением основных требований, которые законодательно установлены в нашей стране, а именно федерального закона от 06.12.2011 N 402- ФЗ О бухгалтерском учете» [7]:
− «бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации – рубль» [7];
− «имущество, являющееся собственностью предприятия, учитывается отдельно от имущества других юридических лиц, принадлежащих этому предприятию» [7];
− «бухгалтерский учет ведется в обществе на постоянной основе с момента его регистрации в качестве юридического лица до момента реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» [7];
− «организация осуществляет проводку товаров, обязательств и хозяйственных операций с использованием двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, которые включены в рабочий план счетов» [7];
− «все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации в бухгалтерских счетах без каких-либо пропусков или исключений» [7];
− «бухгалтерской отчетности производственные затраты и капитальные вложения отражаются отдельно» [13].
Соблюдение принципов бухгалтерского учета, принятых в отчетном году, неизбежно для всех типов компаний. Как правило, данная политика предполагает выполнение следующих требований «Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (ред. От 07.02.2020) Об утверждении Положения о бухгалтерском учете (ПБУ 1/2008)» [8]:
− актуальность;
− «определенная осторожность при принятии решений» [8];


29
− «приоритет содержания над формой, который основан не столько на правовой форме, сколько на экономическом содержании фактов» [8];
− «рациональность, эффективный учет с учетом специфики работы и размера организации» [8]. Однако у каждого типа компаний есть свои особенности бухгалтерского учета, которые необходимо учитывать.
В кредитных организациях бухгалтерский учет основан на тех же принципах, что и обычные предприятия, и применяются те же элементы бухгалтерского учета. Однако в банковском секторе есть отраслевые различия, которые связаны со спецификой отражения экономических операций в отчетности.
«В бюджетных организациях можно выделить следующие особенности бухгалтерского учета» [13]:
− «в отличие от коммерческой организации которая сдает отчеты раз в год, бюджетная организация подчиняется индивидуальному графику, установленному Минфином
России, и может сдавать отчет: ежемесячно, ежеквартально или же раз в год» [13];
− «подлежат более частым проверкам для контроля правильности использования выделенных средств» [13];
− «бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном владении» [13];
− «актив делится на экономические и нефинансовые, в отличие от хозяйственных обществ, в которых актив представлен оборотными и внеоборотными средствами.
Нефинансовые активы - это объекты, которые принадлежат институциональным единицам- резидентам и которые с течением времени приносят им реальные выгоды за счет их сохранения и использования» [13].
«Следовательно, все вышеперечисленные требования являются необходимой
«основой» для организации работы любого предприятия, без их соблюдения бухгалтерский учет и контроль становится невозможным» [35].

30 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В
РАЗРЕЗЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
2.1 Организация бухгалтерского учета на предприятиях в разрезе особенностей ведения бизнеса
2.1.1 Особенности организации бухгалтерского учета и построения рабочего плана счетов на предприятиях малого бизнеса
Организация бухгалтерского учета - подразумевает ведение бухгалтерской отчетности и личное хранение документов руководителем или назначенными им ответственными лицами.
Конечная и основная цель бухгалтерской организации - подготовить полные и достоверные отчеты и предоставить их всем заинтересованным лицам. Внедрение бухгалтерского учета в организации начинается с планирования его основных элементов:

план документации и документооборота. Организации вправе разрабатывать формы для большинства первичных документов, за исключением отдельных групп, например, кассовых ордеров;

рабочий план счетов. Организация создает его на основе типового с учетом специфики своей деятельности;

план инвентаризации. Есть предпосылки для инвентаризации, например, порядок ее проведения перед составлением годового отчета. Однако компания может предоставить дополнительные условия. Важно, чтобы влияние инвентаризации на протекание бизнес- процессов было минимальным;

план отчетности. Состав бухгалтерской и налоговой отчетности компании во многом зависит от ее индивидуальных особенностей;

организационно-технический план. Он охватывает общий порядок организации бухгалтерского учета, в том числе используемое программное обеспечение.
Бухгалтерский учет в каждой компании должен быть правильно организован в правильном порядке. Однако в малом бизнесе первым шагом является создание процедуры бухгалтерского учета, которая позволит компании вести учет наиболее эффективно, а также повлияет на точность и своевременность финансовых и управленческих данных, которые


31 будут предоставляться как для внешних, так и для внутренних пользователей информации
[14].
«Основополагающим пунктом, при формировании учетной политики на малом предприятии, является уменьшение количества синтетических счетов в рабочем плане, однако определенный набор счетов, должен обеспечить учет всех хозяйственных операций. которые происходят внутри предприятия» [15].
В соответствии с принципом Стандартного плана счетов (утвержденного приказом
Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) - «малые предприятия могут составлять свой план работы счетов, который, в отличие от стандартного, могут содержать только учетные записи, которые организация будет использовать в процессе учета» [16].
Действующий план счетов - один из важнейших документов в компании. Можно вести учет всех средств, их доходов и источников регистрации, которые затем будут отображаться на основных счетах. В его основные функции также входит обеспечение сохранности имущества в компании, выполнение всех обязательств, а также надежность и точность бухгалтерского учета в компании. В качестве основы для создания рабочего плана счетов можно взять стандартный план счетов малого бизнеса, чтобы вся информация по счетам записывалась в один синтетический счет.
Но прежде чем утверждать рабочий план счетов субъектам малого предпринимательства, следует осуществить ряд организационных мероприятий, а именно:

утвердить должность «бухгалтер», и ввести его в штат работников предприятия;

если предприятие испытывает финансовые трудности, то можно передать ведение бухгалтерского учета специализированным организациям (аутсорсинг), на основе договора;

если все вышеперечисленные способы не подходит, то следует рассмотреть вариант ведения бухгалтерского учета на предприятии – руководителем.
В последние годы аутсорсинг стал очень распространенным явлением в бухгалтерском учете малого бизнеса. Это можно объяснить тем, что у компании гарантированное качество обслуживания и выполнение всех обязательств перед организацией. Однако, конечно, есть недостатки, одним из которых является увеличенное время регистрации и риск нарушения конфиденциальности компании.
Также стоит отметить, что одна из основных функций бухгалтерского учета малого бизнеса - предоставление налоговым органам всей необходимой информации для целей налогообложения. В зависимости от целей бухгалтерского учета и налогообложения малые предприятия можно разделить на:

предприятия на УСН (для упрощения ведения учета и отчетности на субъекте малого предпринимательства);