ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.11.2021

Просмотров: 796

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31 

 

Мною было предложено провести совместные с компанией Санофи исследования у 

лиц  казахской  национальности  по  генотипированию  конкретных  участков  гена, 
ответственных  за  усвоение  данного  лекарства.  Такое  исследование  можно  было  бы 
осуществить  на  базе  Центра  наук  о  жизни  Назарбаев  университета,  который  обладает 
достаточным  кадровым  и  технологическим  потенциалом.  Думаю,  это  было 
конструктивным и справедливым предложением, но никакого ответа от компании Санофи 
я так и не получил. 

Между  тем,  несколько  недель  назад    в  США  ряд  штатов  подали  в  суд  на 

производителей  Плавикса  за  то,  что  они  занимались  укрывательством  отрицательного 
эффекта  данного  препарата  у  лиц  азиатских  этносов.  В  мире  ежегодный  объем  продаж 
Плавикса  превышает  10  миллиардов  долларов  США.  Активно  его  закупают  и  в 
Казахстане.  Плавикс  -  один  из  самых  коммерчески  раскрученных  препаратов  за  всю 
историю фарминдустрии. Однако детальный анализ результатов клинических испытаний 
Плавикса  показал,  что  по  способности  предупреждать  болезни  сердца,  он  мало  чем 
отличается  от  аспирина.  Например  проявил  способность  предупреждать  клинические 
случаи  ишемической  болезни  у  24  из  1000  пациентов  в  сравнении  с  19  на  аспирине,  то 
есть у 2-х из каждых 100 пациентов 

 

Да, об альтруизме у фармпроизводителей вряд ли стоит задумываться. Но все же 

есть  полезные  лекарства  и  их  необходимо  производить,  а  государство,  заботящееся  о 
здоровье граждан должно их закупать. Как быть? 

Поймите  правильно,  я  ни  в  коей  мере  не  умаляю  значимость  прикладной  науки, 

особенно  в  медицине.  Ряд  фармацевтических  компаний  вошли  в  историю  мирового 
здравоохранения,  благодаря  своему  вкладу  в  создание  лекарств  и  вакцин,  спасших 
миллионы  жизней.  Примером  является  компания  Merck,  впервые  разработавшая 
коммерческие  вакцины  для  детей,  благодаря  чему  мы  практически  не  видим  многих 
смертельных  детских  инфекций.  Сегодня  огромные  надежды  связываются  с 
противогепатитным  препаратом  Софосбувир,  разработанным  компанией  Gilead. 
Несколько  месяцев  назад  он  получил  одобрение  к  применению  в  США.    Уверен,  что  в 
скором будущем Софосбувир станет доступным и для казахстанских пациентов. Большие 
ожидания  также  связываются  с  так  называемыми  таргетными  препаратам  против  рака, 
разрабатываемыми такими компаниями как Roche, Bristol Meyer Squibb. О них я писал в 
казахстанской печати. 

Понятно,  что,  являясь  по  сути  коммерческими,  фармкомпании  своей  основной 

целью  видят  извлечение  доходов  для  своих  акционеров.    Для  этого  они  производят 
лекарства,  приносящие  прибыли.  В  этом  нет  ничего  предосудительного,  особенно  если 
эти  лекарства  действительно  полезны.  Однако  в  погоне  за  прибылями    некоторые 
фармкомпании занимаются преувеличением лечебных характеристик лекарств. Проблемы 
возникают  в  тех  случаях,  когда  они  что-то  не  договаривают,  а  точнее  скрывают 
нежелательные  эффекты  лекарств,  наносящие  вред  здоровью.  Начиная  с  Талидомида, 
который  вызывал  уродства  у  новорожденных  детей,  история  знает  немало  подобных 
случаев. 

Государство  должно  тщательно  следить  за  безопасностью  лекарств.  Для  этого 

существуют государственные органы, такие как FDA в США, фармкомитет в Казахстане.  

 

Действительно,  многие  государства  пытаются  жестко  контролировать  этот 

процесс.  В  большинстве  стран  запрещена  реклама  лекарств  на  телевидении  и  других 


background image

32 

 

средствах массовой информации.  Антикоррупционное законодательство по отношению 
к деятельности фармкомпаний является строжайшим. Тем не менее, в мире не утихают 
коррупционные скандалы именно с их участием. Что происходит на самом деле? 

В  качестве  примера  приведу  прошлогодний  скандал  в  Китае.  Власти  этой  страны 

обвинили  фармацевтическую  компанию  GlaxoSmithKline    в  даче  взяток  врачам  и 
госчиновникам на общую сумму в почти полмиллиарда долларов, которые перечислялись 
через многочисленные туристические компании. 

Важно понимать, что основными клиентами для фармкомпаний являются врачи. По 

аналогии с кинозвездами Голливуда, коммерческий успех в медицине во многом зависит 
от  мнений  «звездных»  врачей,  хирургов,  ученых-медиков.  Именно  они  и  являются 
главным  маркетинговым  объектом  для  фармкомпаний.    Их  называют  «ключевыми 
лидерами мнений» (key opinion leaders), а в  обиходе – просто KOL.  

Один  из  многочисленных  путей  к  сердцу  KOLов  -  это  роскошные  зарубежные 

поездки  (нередко  бизнес-классом)  для  участия  в  международных  конференциях 
спонсируемых фармкомпаниями.   «Высший пилотаж»  - это когда  KOL затем становится 
членом  формулярной  комиссии,  которая  принимает  решения  по  списку  закупаемых 
медицинскими  учреждениями  лекарств.  Нетрудно  догадаться  какие  лекарства  имеют 
высокий шанс войти в такой список.  

Под  их  чуткой  заботой  фармкомпаний  KOLы  выступают  с  научными  докладами, 

читают лекции и публикуют многочисленные статьи о последних достижениях медицины.  
Казалось  бы,  в  этом  нет  ничего  предосудительного.    Но  вдумайтесь,  как  ответил  бы 
представитель  компании  Toyota  если  у  него  спросить  какая  самая  лучше  в  мире  марка 
автомобиля.  Или  наоборот,  согласился  бы,  и  если  да,  то  насколько  объективно 
представитель пивоваренного завода читал бы лекцию о вреде алкоголя.  

Но ведь кто-то же должен обучать врачей после окончания ВУЗа, приобщать их к 

научной  деятельности.  Почему  этим  не  должны  заниматься  сами  производители 
лекарств  и  изделий  медицинского  назначения?  Ведь  кто  лучше  их  знает  о  собственной 
продукции. 

Когда фармкомпании спонсируют образовательные программы для врачей, невольно 

вспоминаешь, что «бесплатным может быть только сыр в мышеловке». Для чего они это 
делают? Ведь когда мы берем  уроки игры на фортепиано, никому  в голову не приходит 
идея  о  том,  что  за  эту  учебу  должен  платить учитель,  а  не  мы  сами.    Думаю,  Казахстан 
достаточно  обеспеченная  страна,  чтобы  в  достаточной  мере  финансировать 
образовательные  программы  для  медиков.  Это  именно  тот  случай,  когда  не  стоит 
экономить бюджетные средства. 

Отдельная история – это спонсирование научных конференций и форумов. На это у 

фармкомпаний  ежегодно  закладывается  специальный  маркетинговый  бюджет.  Являясь 
участником  многочисленных  таких  конференций  у  меня  нередко  скапливаются 
роскошные  портфели  с  дорогостоящими  раздаточными  материалами  от  спонсоров.    Эти 
портфели я обычно раздаю своим молодым коллегам, поскольку сам предпочитаю более 
скромную дорожную сумку, а информацию стараюсь хранить на электронных  носителях. 
Помнится,  на  одной  из  медицинских  конференций  в  Алмате  участникам  раздавали 
сувенирное хрустальное сердце от Swarovski.  После этого удивляются, почему лекарства 
у нас такие дорогие. 

Именно  против  такой  практики  выступают  некоторые  страны,  запрещая 

фармкомпаниям  оплачивать  зарубежные  поездки  врачей,  давать  им  подарки  и  даже 
спонсировать  научные  конференции.  Считается,  что  мнение  врачей  о  преимуществах  и 


background image

33 

 

недостатках  лекарств  должны  быть  непредвзятыми,  независимыми  и  основанными  на 
доказательной медицине. 

Действительно, если такие запреты существуют в США и европейских странах, и 

западным  фармкомпаниям  запрещено  одаривать  врачей  и  нести  другие  сомнительные 
«маркетинговые»  расходы,  то  почему  лекарства  и  некоторые  изделия  медицинского 
назначения в Казахстане в разы дороже, чем в странах-производителях? 

Большинство  западных  фармкомпаний  не  занимаются  прямыми  продажами  своей 

продукции  на  территории  Казахстана.  Имея  лишь  официальные  представительства, 
коммерческую  деятельность  они  осуществляют  через  многочисленные  местные 
компании-дистрибуторы. Иными словам, действуют через местных посредников. Наценка 
на  услуги дистрибуторов может  иногда превышать 200 процентов. Многого из того,  что 
заложено  в  эту  наценку  лучше  не  знать,  и  на  это  зарубежные  фармкомпании 
предпочитают  закрывать  глаза.  К  наценкам  дистрибуторов  они  не  имеют  никакого 
формального  отношения,  и  юридической  ответственности  за  их  деятельность  не  несут. 
Думаю,  что  фармкомпаниям  пора  напрямую,  открыто  и  транспарентно    выходить  на 
рынок, а, не прикрываться дистрибуторами. 

Известно,  что  двигателем  инноваций  является  бизнес.    В  какой  степени  это 

соответствует действительности в медицине? Какова в этом роль фарминдустрии? 

Действительно,  многие  инновации  в 

медицине родились в научных лабораториях 
фармацевтических  компаний.    Например,  в 
1950-е  годы  компания  Медтроник  впервые 
изобрела 

кардиоэлектростимулятор, 

технология, 

которая 

спасла 

жизни 

миллионов  пациентов  с  болезнями  сердца. 
Сегодня  Медтроник  –  это  глобальная 
технологическая 

компания 

с 

многомиллиардными  доходами.  Статины, 
разработанные 

для 

компании 

Pfizer, 

позволили 

предупредить 

заболевания 

сердца  у  миллионов  людей  на  планете, 
принеся при этом миллионные прибыли для 
акционеров компании. 

В медицине не всегда самые доходные 

лекарства  являются  инновационными.    И, 
наоборот,  научные  направления,  которые 
являются 

социально 

востребованными, 

необязательно окажутся доходными. 

Нередко  я  задумывался,  почему  после  антибиотика  рифампицина,  разработанного 

еще  в  1960-х  годах  так  и  не  было  создано  более  эффективного  противотуберкулезного 
препарата.  Дело в том, что туберкулезом в мире чаще всего болеют бедные люди. То же 
самое  касается  лекарств  против  антибиотико-устойчивых  бактерий.    Разработка  таких 
лекарств  просто  невыгодна  фармкомпаниям.  Вывод  –  этим  должно  заниматься 
государство путем выделения целевых научно-исследовательских грантов, направленных 
на  выяснение  причин,  механизмов  и  способов  предупреждения  распространенных 
болезней. 


background image

34 

 

Государственные  инвестиции  в  фундаментальные  биомедицинские  исследования 

создадут  именно  ту  почву,  на  которой  имеет  смысл  развивать  взаимовыгодное 
партнерство  с  фарминдустрией.  И  это  партнерство  должно  основываться  на  принципах 
открытости,  транспарентности  во  имя  здоровья  миллионов  пациентов,  нуждающихся  в 
эффективных и доступных лекарствах и изделиях медицинского назначения. 

 

Интервью брал Алексей Мыкитюк 

 

 


background image

35 

 

О Мифах, Догмах и Реалиях Нашего 
Здравоохранения 

 

В  последнее  время  нередко  приходится  слышать  о  проблемах  с  качеством 

медицинских  услуг,  о  неспособности  медиков  оказывать  достойную  доверия 
медицинскую помощь. Такого мнения чаще всего придерживаются пациенты, прошедшие 
через  тернии  испытаний  в  наших  больницах,  многие  из  которых  отличаются  в  прямом 
смысле  ненавязчивым  сервисом,  а  чаще  всего  его  отсутствием.  Некомпетентность  и 
халатность  отдельных  медработников  являются  предметом  частого    обсуждения  на 
интернет-сайтах,  социальных  сетях,  различных  форумах  и  просто  в  критических  
комментариях  к  победоносным  чиновничьим  выступлениям,  восхваляющим  успехи 
здравоохранения. 

К  сожаленью,  такая  критика  сопряжена  с  несправедливыми  обобщениями, 

неблагоприятно  отражающимися  на  репутации  большинства  достойных  медиков, 
бескорыстный и самоотверженный труд которых может вызывать лишь уважение. Однако 
следует  признать,  что  в  этих  критических  высказываниях  имеется  существенная  доля 
правды.  

В отличие от других сфер деятельности, некомпетентность и халатность в медицине 

сопряжены с большими рисками для здоровья и благополучия пациентов, а иногда могут 
иметь  фатальные  последствия.  А  это  уже  те  категории,  которые  невозможно 
игнорировать. По мнению одного из моих сингапурских коллег, качество медицины той 
или иной страны является предметом национальной безопасности. 

Низкое  качество  медицинских  услуг  у  нас  чаще  всего  объясняют  отсутствием 

мотивации    медработников,  что  в  атмосфере  эрозии  моральных  и  этических  норм 
приводит  к  некомпетентности  и  безразличию.  Мне  представляется  важным  обсудить 
другую немаловажную причину, заключающуюся в приверженности к устаревшим мифам 
и 

догмам, 

унаследованным 

от 

советской 

медицины, 

которая 

отличалась 

изолированностью  от  мировой  медицинской  практики,    доказательных  и  научных 
принципов.  Языковые  барьеры,  консерватизм,  отсутствие  критического  мышления  и 
низкая мотивация до сих пор не позволяют многим нашим медикам модернизировать свои 
знания,  опыт  и  навыки,  обрекая  нас  на  огромное  отставание  от  передовых  стран  с 
пациент-ориентированной и доказательной медициной. 

Конечно, были и есть среди наших медиков продвинутые специалисты, талантливые 

и  признанные  эксперты.  С  некоторыми  из  них  я  привилегирован  работать  вместе  в 
течение  многих  лет.  Однако,  к  сожаленью,  это  относительно  незначительная  когорта 
профессионалов, которым непосильно радикально изменить ситуацию.   

Реальность  такова,  что  граждане  зачастую  просто  опасаются  попадать  в  наши 

больницы  и  поликлиники,  боясь  того,  что  им  поставят  ложный  диагноз,  назначат  не  то 
лекарство  или  просто  навредят  из-за  некомпетентности  или  зашоренности  мифами  и 
догмами, неподкрепленными научными данными. Исследование, проведенное Академией 
профилактической  медицины  в  2012  году  показало,  что  более  40  процентов  алматинцев 
боятся  попадать  в  стационары  и  поликлиники  города,  полагая,  что  им  нанесут  той  или 
иной вред. Мне пришлось с этим лично столкнуться, причем не как медику, а в качестве 
одного из потребителей медицинских услуг.