ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 25.
Сабитова, Н. М. Бюджет и бюджетная политика субъекта Российской
Федерации (на примере Республики Татарстан) : монография / Н.М. Сабитова. — Москва :
ИНФРА-М, 2017. — 199 с. — (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-102496-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/872830
(дата обращения:
08.01.2023).
26.
Соколова, А.А. Формы и механизмы вертикального выравнивания в сфере межбюджетных отношений // Финансы и кредит. 2009. №6 (342). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-mehanizmy-vertikalnogo-vyravnivaniya-v-sfere- mezhbyudzhetnyh-otnosheniy
(дата обращения: 09.01.2023).
27.
Старкова, О.Я. Финансы : учебное пособие / О.Я. Старкова; М-во с.-х. РФ, федеральное гос. бюджетное образов. учреждение высшего образов. «Пермский гос. аграрно-технолог. ун-т. им. акад. Д.Н. Прянишникова». – Пермь : ИПЦ «Прокрость»,
2017.
–
207 с.
—
Текст
: электронный
//
—
URL: http://pgsha.ru:8008/books/study/%D1%F2%E0%F0%EA%EE%E2%E0%20%CE.%DF.%20%
D4%E8%ED%E0%ED%F1%FB.%20%D3%F7%E5%E1%ED%EE%E5%20%EF%EE%F1%E
E%E1%E8%E5.pdf
(дата обращения: 08.01.2023).
28.
Шевченко М.В. Бюджетная устойчивость регионов / М.В. Шевченко //
Институт финансово-кредитных отношений в условиях трансформаций. – 2015. – С. 185-
188. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sbalansirovannosti-byudzhetov
(дата обращения: 08.01.2023).
29.
Шевченко М.В. Особенности бюджета РФ // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2016. – № 1. – С. 160–163. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sbalansirovannosti-byudzhetov
(дата обращения:
08.01.2023).
4. Обзор статистических материалов по теме исследования
1.
Бюджет для граждан Ярославской области на 2020 год. Текст: электронный
// Департамент финансов Ярославской области: [сайт]. – 2023. – URL: http://elib.fa.ru/STW/2020/konkurs_2020_380.pdf/download/konkurs_2020_380.pdf
(дата обращения: 08.01.2023).
2.
Бюджет для граждан Ярославской области на 2021 год. Текст: электронный
// Департамент финансов Ярославской области: [сайт]. – 2023. – URL: https://budget76.ru/images/pamphlet/2021/Byudzhet_dlya_grazhdan_k_proyektu_byudzheta_20 21_2023.pdf?ysclid=lcp3g3pfw783337696
(дата обращения: 08.01.2023).
3.
Бюджет для граждан Ярославской области на 2022 год. – Текст:
14 электронный // Департамент финансов Ярославской области: [сайт]. – 2023. – URL: https://budget76.ru/images/pamphlet/2021/Byudzhet_dlya_grazhdan_k_proyektu_byudzheta_20 22_2024.pdf?ysclid=lcp32vqs30719846712
(дата обращения: 08.01.2023).
4.
Ежегодная информация об исполнении бюджетов субъектов Российской
Федерации. – Текст: электронный // Министерство финансов Российской Федерации:
[сайт]. – 2023. – URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/subbud/
(дата обращения:
08.01.2023).
5.
Сбалансированность бюджета Ярославской области – Текст: электронный // yarsmi.ru: [сайт]. – 2023. – URL: https://yarsmi.ru/2022/12/05/finansisty-oczenyat-byudzhet- yaroslavskoj-oblasti-stal-odnim-iz-samyh-sbalansirovannyh-v-czentralnom-federalnom- okruge/?ysclid=lcp3hlgzho707616264
(дата обращения: 08.01.2023).
6.
Анализ тенденций бюджетно-налоговой сферы России – Текст: электронный
// rea.ru:
[сайт].
–
2023.
–
URL: https://www.rea.ru/Documents/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82_%D
0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3_2020_2.pdf?ysclid=lcp3w05oh2819659793
(дата обращения: 08.01.2023).
7.
Федеральный бюджет России 2006-2022 годы – Текст: электронный // svspb.net:
[сайт].
–
2022.
–
URL: https://svspb.net/rossija/federalnyj- bjudzhet.php?ysclid=lcp3y7bvtb472314604
(дата обращения: 08.01.2023).
8.
Данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации – Текст: электронный // minfin.gov.ru: [сайт]. – 2022. – URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/operational/analysis?ysclid=lcp41htg83278781496
(дата обращения: 08.01.2023).
9.
Исполнение бюджета субъекта РФ – Текст: электронный // iminfin.ru [сайт].
– 2022. – URL: https://www.iminfin.ru/areas-of-analysis/budget?ysclid=lcp44s8uxs66065006
(дата обращения: 08.01.2023).
10.
Основные показатели бюджетов субъектов РФ – Текст: электронный // budget.permkrai.ru
[сайт].
–
2022.
–
URL: https://budget.permkrai.ru/compare_budgets/mainfactors?ysclid=lcp4aawimb103505273
(дата обращения: 08.01.2023).
11.
Оперативный доклад об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2022 год – Текст: электронный // ach.gov.ru [сайт]. – 2022. – URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/877/4voa484h3u2yxeki3y08r7mqfpwl9od7.pdf?ysclid=lcp4atdh qx973200651
(дата обращения: 08.01.2023).
12.
15
5. Обзор авторефератов диссертаций, близких к теме исследования
1.
Бевзюк, В.В. Обеспечение сбалансированность территориальных бюджетов в условиях реализации бюджетной реформы: специальность 08.00.10: «Финансы, денежное обращение и кредит»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Бевзюк Виктория Валерьевна. - Ростов-на-Дону, 2013. – 27 с. –
Текст: электронный. – URL: https://rsue.ru/avtoref/bevz.doc?ysclid=lcozl0hyib661880963
(дата обращения: 09.01.2023)
2.
Гришанова, О.А. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской
Федерации: теория и методы: специальность 08.00.10: «Финансы, денежное обращение и кредит»: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук/
Гришанова Ольга Алексеевна. - Иваново, 2005. - 411 с. – Текст: электронный. – URL: https://www.dissercat.com/content/sbalansirovannost-byudzhetov-subektov-rossiiskoi-federatsii- teoriya-i-metody?ysclid=lcozmbys8s524292246
(дата обращения: 09.01.2023)
3.
Каракизова, И.С. Финансы в управлении дотационными регионами: специальность 08.00.10: «Финансы, денежное обращение и кредит»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Каракизова Индирахан
Сагитовна. – Москва, 2006. – 20 с. – Текст: электронный. – URL: https://guu.ru/files/referate/karakizova.pdf?ysclid=lcoznji3pv132683716
(дата обращения:
09.01.2023)
4.
Кузнецова, Е.В. Сбалансированность бюджетов субъектов РФ: проблемы и пути обеспечения: специальность 08.00.10: «Финансы, денежное обращение и кредит»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кузнецова
Елена Валерьевна. – Москва, 2012. – 25 с. – Текст: электронный. – URL: https://new- disser.ru/_avtoreferats/01005529641.pdf?ysclid=lcozoxi7ts329068443
(дата обращения:
09.01.2023)
5.
Михайлов, Д.М. Разработка портфельного подхода к управлению дефицитом федерального бюджета: специальность 08.00.10: «Финансы, денежное обращение и кредит»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Михайлов Данила Михайлович. - Москва, 2021. – 198 с. – Текст: электронный.
–
URL: http://www.fa.ru/org/div/uank/autorefs/Documents/2021%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4/%D
0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%94.%D
0%9C/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80
%D0%B0%D1%82%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE
%D0%B2%20%D0%94.%D0%9C.%20+.pdf
(дата обращения: 09.01.2023)
16 6.
Сульженко, В.С. Обеспечение устойчивости бюджетной системы
Российской Федерации в условиях институциональных преобразований: специальность
08.00.10: «Финансы, денежное обращение и кредит»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Сульженко Виктория Сергеевна. – Ростов-на-
Дону,
2014.
–
26 с.
–Текст: электронный.
–
URL: https://rsue.ru/avtoref/SulzenkoVS/avtoreferat.pdf?ysclid=lcozqfpvnn14248671
(дата обращения: 09.01.2023)
6. Обоснование методологии и методов исследования
В рамках изучения работы предполагается достижение результата с высокой степенью научной новизны, что означает использование широкого круга методов научного исследования для получения наиболее практически применимого и достоверного результата. В связи с чем целесообразно использование следующих методов исследования:
1.
Эмпирические методы;
2.
Методы синтеза теоретического и практического материала;
3.
Метод сравнения данных;
4.
Методы анализа и синтеза;
5.
Метод группировки данных.
По результатам работы анализ фактического материала будет представлен в виде рисунков и таблиц.
В исследовании будут отражены методы общенаучного познания, например, формальная логика. Посредством анализа теоретического материала будут изучены методы управления сбалансированностью региональных бюджетов РФ.
Для изучения возможных направлений совершенствования управления сбалансированностью региональных бюджетов на примере Ярославской области будет проведен их анализ, в результате которого предполагается выявление факторов, негативно влияющих на сбалансированность бюджета.
В завершающей части исследования будут изучены проблемы сбалансированности региональных бюджетов РФ, в том числе на примере Ярославской области и предложены пути устранения их устранения.
Таким образом, предполагается использование разнообразных методов исследования для достижения результата с высокой степенью научной новизны.
17
7. Перечень научных публикаций по теме исследования
1. Проблемы в сфере разработки и реализации государственных программ и пути их решения/ Горихина Д.Ю. // Материалы Всероссийской молодежной научно- практической конференции «Путь в науку»: Экономика и управление. Ярославль 28 апреля 2021 год/ЯрГУ. – Ярославль: Канцлер, 2021. – с. 176-178.
8. Текст научной публикации на тему: «Проблемы в сфере разработки и реализации
государственных программ и пути их решения»
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 "Об утверждении
Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ" государственная программа - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ.
Не смотря на все положительные аспекты разработки и реализации госпрограмм, их осуществление нельзя назвать идеальным. В сфере разработки и реализации государственных программ существует множество проблем, среди которых можно выделить:
1. Методическую незавершенность. Данная проблема проявляется в том, что отсутствуют устоявшиеся положения для разработки и реализации целевых программ.
2. Отсутствие системы управления рисками при формировании госпрограмм.
Результаты экспертиз госпрограмм свидетельствуют об отсутствии обоснованных сценариев реализации программных мероприятий с учетом рисков.
3. Невозможность до конца объективно оценить достижение запланированных результатов программ, а также провести объективную оценку эффективности реализации госпрограмм, как на федеральном, так и на региональном уровне. В настоящее время не установлена единая методика оценки эффективности государственных программ, регионы самостоятельно формируют данную методику, что лишает процесс оценки качества исполнения государственных программ объективности.
4. Чрезмерное усложнение процедуры формирования, мониторинга, подготовки и представления отчетности о реализации государственных программ. Процедуры формирования, мониторинга, подготовки и представления отчетности о реализации государственных программ чрезмерно усложнены вследствие избыточного количества
18 соисполнителей и участников государственных программ.
5. Проблемы технологического и правового обеспечения разработки госпрограмм на региональном уровне. В большинстве муниципальных образований понятийный аппарат программно-целевого планирования не определен, технология разработки программ не урегулирована. Очевидно, что отсутствие единых и научно обоснованных подходов и технологий к разработке целевых программ приводит к системным ошибкам.
Государство пытается решать данные проблемы с помощью различных механизмов. К основным мероприятиям, с помощью которых органы власти пытаются устранить данные проблемы, относятся:
1. Проблему методической незавершенности пытаются решить следующим путем: планируется, что ответственные исполнители государственных программ скорректируют систему целеполагания госпрограмм, а также состав и значение целевых показателей с обеспечением обязательного включения в государственную программу показателей стратегических документов, относящихся к сфере ее реализации.
2. Проблему отсутствия системы управления рисками планируется решить путем разработки для всех госпрограмм РФ единой методики оценки рисков при их формировании и реализации и конкретные меры по управлению рисками. Целесообразно ввести обязательную корректировку госпрограмм, имеющих низкую оценку эффективности по итогам отчетного года, а также утвердить порядок учета результатов оценки эффективности при формировании проекта федерального бюджета и уточнения оценки расходов на более отдаленную перспективу.
3. Невозможность до конца объективно оценить достижение запланированных результатов программ устраняется путем разработки требований к формированию состава показателей, обеспечивающего разнонаправленную оценку результатов реализации государственных программ и подпрограмм, что обеспечит возможность проведения внешней оценки и минимизацию манипулируемости. Также возможно разработать единые формы и порядок формирования отчетности о реализации государственных программ.
4. В рамках борьбы с чрезмерным усложнением процедуры подготовки отчетности о реализации госпрограмм необходимо предпринять меры, направленные на минимизацию количества участников государственных программ, например, путем оптимизации определённых функций и их передачи соисполнителя и участникам программы.
5. Для придания государственным программам правовой формы, необходимо разработать и утвердить национальный стандарт «Интеграция систем разработки и управления реализацией государственных программ». Такой стандарт должен включить в
19 себя принципы, правила, методы разработки и оценки беспробельности и исчерпываемости составления дерева целей и сетевого графика его осуществления, помимо иных необходимых правовых и прагматических форм.
Таким образом, в рамках темы были рассмотрены основные проблемы разработки и реализации государственных программ и пути их решения.
9. Перечень статей по теме исследования, готовящихся к публикации
1. Влияние объема собственных (налоговых и неналоговых) доходов регионального бюджета на степень его сбалансированности (на примере Ярославской области)
2. Проблемы в сфере формирования и использования муниципальных финансовых ресурсов
3. Механизмы обеспечения сбалансированности региональных бюджетов РФ в условиях санкционной политики
10. Текст научной публикации на тему: «Влияние объема собственных (налоговых и
неналоговых) доходов регионального бюджета на степень его
сбалансированности (на примере Ярославской области)»
Ярославская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав
Центрального федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, нефтехимия, пищевая и легкая промышленность.
Бюджет Ярославской области имеет социальную ориентированность. Основную долю расходов в 2022 году составили такие проекты, как «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (4 138 млн. руб.), «Демография» (2 348 млн. руб.), «Жилье и городская среда» (2 108 млн. руб.), «Образование» (1 337 млн. руб.) и «Здравоохранение»
(1 037 млн. руб.)
Говоря о сбалансированности бюджета Ярославской области, необходимо отметить, что дефицит бюджета на 27.12.2022 года составил 3,532 миллиардов рублей.
Для сравнения: 2021 год область завершила с профицитом 4,301 миллиардов, причем доходная часть была исполнена на 103,59%, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым) источникам — на 105,06%.
Дефицит бюджета по некоторым регионам РФ представлен ниже (Таблица 1).
Таблица 1 – Основные характеристики бюджетов субъектов ЦФО РФ на 27.12.2022 г.