ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20
Субъект ЦФО
Основная характеристика бюджетов на
27.12.2022 г., млн. руб.
% исполнения бюджета
(доходы к расходам)
Доходы
Расходы
Дефицит/Про
фицит
Белгородская область
132 996,53 159 006,06
-26 009,53 83,64
Г. Москва
3 456 248,07 3 382 302,24 73 945,83 102,19
Ивановская область
65 279,73 61 807,21 3 472,52 105,62
Костромская область
47 814,99 50 216,22
-2 401,23 95,22
Московская область
801 836,44 861 388,78
-59 552, 34 93,09
Тамбовская область
67 238,19 67 619,23
-381,04 99,44
Ярославская область
99 726,43 103 258,83
-3 532,40 96,58
Стоит отметить, что ситуация с дефицитом бюджета Ярославской области не является уникальной. 12 из 18 регионов ЦФО на указанную дату исполняют бюджет с дефицитом. Самая сложная ситуация в Белгородской области, где разница между доходами и расходами составляет 26,01 миллиардов рублей. Тамбовскую область с 381,04 миллионами рублей дефицита (0,56% разницы между доходами и расходами) можно вообще признать регионом с самым сбалансированным бюджетом в федеральном округе за 2022 год.
Больше всех в относительных значениях накопили соседи из Смоленской области
(5,568 миллиардов рублей или 9,20% разницы в доходах и расходах), в абсолютных — город Москва (73,946 миллиардов, что составило 2,19%).
В рамках рассмотрения сбалансированность бюджета Ярославской области были изучены оперативные данные Федерального казначейства об исполнении доходной
(плановые годовые назначения) и расходной (утвержденные бюджетные ассигнования) частей бюджетов по состоянию на 1 декабря 2022 года, а также проведено ранжирование по обоим параметрам (Таблица 2).
Таблица 2 – Информация о размере дефицита/профицита региональных бюджетов
ЦФО РФ на 01.12.2022 г.
Субъект РФ
Доходы на
01.12.2022
Расходы на
01.12.2022
Дефицит/проф
ицит на
01.12.2022,
млн. руб.
Дефицит/профиц
ит к объему
доходов, %
%
исполнени
я
Ранг
по
ЦФО
%
исполне
ния
Ранг
по
ЦФО
Белгородская
85,67%
18 79,36%
12
-18 440,67
-15,10%
21
Субъект РФ
Доходы на
01.12.2022
Расходы на
01.12.2022
Дефицит/проф
ицит на
01.12.2022,
млн. руб.
Дефицит/профиц
ит к объему
доходов, %
%
исполнени
я
Ранг
по
ЦФО
%
исполне
ния
Ранг
по
ЦФО
обл.
Брянская обл.
92,81%
15 78,40%
15 6 167,25 7,77%
Владимирска я обл.
97,03%
7 80,90%
10 789,97 0,93%
Воронежская обл.
98,83%
5 77,18%
18 9 179,67 5,85%
Г. Москва
99,29%
4 78,53%
14 248 311,79 7,67%
Ивановская обл.
100,45%
2 81,53%
6 5 584,81 9,28%
Калужская обл.
96,20%
10 85,81%
2
-1 548,57
-2,05%
Костромская обл.
93,60%
14 84,45%
3 802,96 1,79%
Курская обл.
99,63%
3 87,24%
1
-1 628,90
-1,95%
Липецкая обл.
100,58%
1 77,54%
17 845,00 1,00%
Московская обл.
95,26%
11 80,01%
11 37 316,61 4,96%
Орловская обл.
90,24%
16 78,76%
13 1 147,45 2,58%
Рязанская обл.
96,35%
8 80,92%
9 6 826,62 8,23%
Смоленская обл.
98,71%
6 82,79%
4 8 093,34 13,05%
Тамбовская обл.
95,20%
12 81,34%
8 4 414,83 7,29%
Тверская обл.
93,88%
13 77,82%
16 9 800,57 10,80%
Тульская обл.
93,29%
9 82,38%
5 4 746,11 4,54%
Ярославская обл.
86,73%
17 81,41%
7 1 801,83 1,95%
22
В Липецкой и Ивановской областях плановые годовые назначения по доходам за 11 месяцев текущего года уже перевыполнены (100,58% и 100,45% соответственно), еще в одиннадцати субъектах РФ превышен уровень 95%. Ярославская область с показателем
86,73% занимает предпоследнее 17-е место по ЦФО. Ниже значения только в
Белгородской области (85,67%), где негативное влияние на экономику региона оказывает его примыкание к зоне проведения специальной военной операции. Разброс между худшим и лучшим результатами — 15%.
В части исполнения доходной части Ярославская область с 81,41%, напротив, входит в группу крепких «середнячков» и занимает 7-е место. Тройку лидеров составили
Курская (87,24%), Калужская (85,81%) и Костромская (84,45%) области. Самые низкие показатели у Тверской (77,82%), Липецкой (77,54%) и Воронежской (77,18%) областей.
Таким образом, по расходам «вилка» составила 10%.
Номинально (согласно плановым и утвержденным значениям) все бюджеты регионов ЦФО являются дефицитными, однако по состоянию на 1 декабря текущий дефицит был зафиксирован только в Белгородской (18,441 миллиардов рублей), Курской
(1,629 миллиардов) и Калужской (1,549 миллиардов) областях. Максимальный размер профицита отмечен в городе Москве (248,312 миллиардов рублей), Московской (37,317 миллиардов) и Тверской (9,801 миллиардов) областях.
В итоге, по степени сбалансированности бюджетов по итогам 2022 года,
Ярославская область с отклонением в 1,95% к уровню доходов в сторону профицита входит в группу лидеров наряду с Владимирской (+0,93%), Липецкой (+1,00%) и
Костромской (+1,79%) областями.
Наименее сбалансированы бюджеты Тверской (+10,80%), Смоленской (+13,05%) и
Белгородской (-15,10%) областей.
Таким образом, основополагающей предпосылкой для успешной реализации принципа сбалансированности региональных бюджетов РФ выступает усиление роли собственных налоговых и неналоговых доходов в структуре источников финансирования расходов бюджета. В связи с этим достижение долгосрочной сбалансированности бюджетов субъектов РФ может быть обеспечено только с соответствием налоговых и неналоговых доходов расходным обязательствам, что требует дальнейшего совершенствования разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
23
1 2 3
11. Текст научной публикации на тему: «Проблемы в сфере формирования и
использования муниципальных финансовых ресурсов»
Муниципальные финансовые ресурсы представляют собой всю совокупность бюджетных и внебюджетных средств, ценных бумаг, валютных фондов, кредитных и иных финансовых ресурсов органов местного самоуправления. Финансовые ресурсы любого муниципального образования направлены на удовлетворение потребностей населения соответствующего муниципального образования и имеют социальную направленность.
В настоящее время в сфере формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования выделяется несколько основных проблем, характерных для большинства муниципалитетов.
Итак, одной из значимых проблем формирования и использования муниципальных финансовых ресурсов является нехватка собственных финансовых ресурсов для покрытия расходов муниципального образования. Законодатель установил независимость муниципального уровня власти от системы государственного управления, но, несмотря на это, самостоятельность бюджетов муниципальных районов серьезно страдает, потому что основную роль в составе доходов муниципального образования занимают безвозмездные поступления - дотации, субсидии, субвенции и трансферты. Все это лишает муниципалитеты необходимой финансовой автономности и приводит к снижению заинтересованности органов местного самоуправления в расширении собственных доходов (например: путем выявления новых земельных участков и их сдача в аренду и др.)
Также, проблемой является низкий уровень эффективности работы муниципальных властей над формированием налоговых доходов муниципального бюджета, что является следствием коррупции при распределении финансовых ресурсов и неэффективного управления использованием муниципального имущества.
В качестве проблемы формирования финансовых ресурсов муниципального образования можно рассматривать низкий уровень собираемости доходов муниципального бюджета. Первопричиной данной проблемы является недостаточный налоговый и финансовый контроль на территории муниципального образования, большая налоговая нагрузка на малый бизнес, а также развитие теневого бизнеса.
Кроме того, некоторые проблемы в сфере формирования и использования финансовых ресурсов муниципальных образований носят долгосрочный характер, так как не проводится никаких работ по ликвидации данных проблем на своевременной и планомерной основе. Полномочия муниципальных органов власти достаточно ограничены
использования муниципальных финансовых ресурсов»
Муниципальные финансовые ресурсы представляют собой всю совокупность бюджетных и внебюджетных средств, ценных бумаг, валютных фондов, кредитных и иных финансовых ресурсов органов местного самоуправления. Финансовые ресурсы любого муниципального образования направлены на удовлетворение потребностей населения соответствующего муниципального образования и имеют социальную направленность.
В настоящее время в сфере формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования выделяется несколько основных проблем, характерных для большинства муниципалитетов.
Итак, одной из значимых проблем формирования и использования муниципальных финансовых ресурсов является нехватка собственных финансовых ресурсов для покрытия расходов муниципального образования. Законодатель установил независимость муниципального уровня власти от системы государственного управления, но, несмотря на это, самостоятельность бюджетов муниципальных районов серьезно страдает, потому что основную роль в составе доходов муниципального образования занимают безвозмездные поступления - дотации, субсидии, субвенции и трансферты. Все это лишает муниципалитеты необходимой финансовой автономности и приводит к снижению заинтересованности органов местного самоуправления в расширении собственных доходов (например: путем выявления новых земельных участков и их сдача в аренду и др.)
Также, проблемой является низкий уровень эффективности работы муниципальных властей над формированием налоговых доходов муниципального бюджета, что является следствием коррупции при распределении финансовых ресурсов и неэффективного управления использованием муниципального имущества.
В качестве проблемы формирования финансовых ресурсов муниципального образования можно рассматривать низкий уровень собираемости доходов муниципального бюджета. Первопричиной данной проблемы является недостаточный налоговый и финансовый контроль на территории муниципального образования, большая налоговая нагрузка на малый бизнес, а также развитие теневого бизнеса.
Кроме того, некоторые проблемы в сфере формирования и использования финансовых ресурсов муниципальных образований носят долгосрочный характер, так как не проводится никаких работ по ликвидации данных проблем на своевременной и планомерной основе. Полномочия муниципальных органов власти достаточно ограничены
24 в этой сфере и складывается ситуация, когда муниципалитетам приходится довольствоваться лишь поступлениями от вышестоящих бюджетов.
Таким образом, были рассмотрены проблемы в сфере формирования и использования муниципальных финансовых ресурсов. Стоит отметить, что до конца решить все эти проблемы на данный момент не представляется возможным, так как действующая на сегодняшний день система управления финансовыми ресурсами муниципальных образований нуждается в доработке.
12. Текст научной публикации на тему: «Механизмы обеспечения
сбалансированности региональных бюджетов РФ в условиях санкционной
политики»
Экономика РФ на современном этапе претерпевает ряд фундаментальных изменений. В отношении РФ введено рекордное количество санкций: заблокированы резервы ЦБ, ряд банков отключены от платежной системы SWIFT, ограничены трансграничные переводы. На фоне сложной геополитической обстановки бюджетная система регионов РФ столкнулась с серьезными проблемами, требующими незамедлительного решения.
Так, в числе первых был принят федеральный закон, позволяющий направлять дополнительные нефтегазовые доходы на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга Российской Федерации, на исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации, в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований. Также дополнительно правительству РФ предоставлено право принимать решения по перераспределению бюджетных ассигнований между субъектами Российской Федерации.
Законом от 14 марта 2022 г. № 54-ФЗ были сняты ограничения размера резервного фонда субъекта Федерации и дано право субъектам РФ осуществлять передачу бюджетных ассигнований Пенсионному фонду для наиболее оперативной реализации им полномочий по предоставлению мер социальной поддержки.
Нововведения также затронули систему гос. закупок. Так, субъектам и муниципальным образованиям предоставлено право самостоятельно определить контракты стоимостью до 50 млн. руб., которые подлежат казначейскому сопровождению.
Объем предоставленных межбюджетных трансфертов регионам составил 634,4 млрд руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. на 8,4%. Но при этом отмечен низкий уровень исполнения расходов на предоставление субсидий (14,2%) и иных межбюджетных трансфертов (17,6%). На низком уровне (менее 10%) исполнены
25 расходы на предоставление межбюджетных трансфертов по 13 главным распорядителям.
Не осуществлялось перечисление межбюджетных трансфертов отдельными ведомствами.
По информации Счетной палаты показатели по межбюджетным трансфертам увеличены на 138,7 млрд руб., или на 4,3%, за счет увеличения субсидий на 97,8 млрд руб.
(на 7%), иных межбюджетных трансфертов на 50 млрд руб. (на 11,9%) и субвенций на
139,2 млн руб. (на 0,03%), при уменьшении дотаций на 9,2 млрд руб. (на 1%).
Большое значение для поддержания финансовой стабильности бюджетов субъектов имели принятые изменения в БК в условиях внешнего санкционного давления. В соответствии с ними Минфину России дано право предоставлять регионам бюджетные кредиты в объеме до 390,0 млрд. руб. для погашения коммерческих долговых обязательств; правительство смогло провести реструктуризацию текущей задолженности регионов перед федеральным бюджетом.
Таким образом, бюджетные кредиты позволили высвободить средства региональных бюджетов для приоритетных расходов и послужили для укрепления региональных бюджетов.
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности требует использования индивидуального подхода. Это послужило предпосылкой для разработки ряда индивидуальных программ субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития на основе произведенного отбора. В настоящее время приняты 10 индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов
Федерации с низким уровнем социально-экономического развития – Республик Алтай,
Адыгеи, Калмыкии, Карелии, Марий Эл, Тывы, Чувашской Республики, Курганской и
Псковской областей, Алтайского края. Они рассчитаны на пять лет с выделением средств федерального бюджета в размере 50 млрд руб. (по 5 млрд руб. на каждую программу).
Таким образом, укреплению устойчивости региональных бюджетов послужит повышение эффективности осуществления регионами отдельных переданных полномочий
Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом. В современных условиях, когда требуется максимальная оперативность в реализации антикризисных мер, стоит активизировать работу по консолидации и укрупнению субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета в целях повышения самостоятельности регионов при их использовании. Общий объем межбюджетных трансфертов должен быть проиндексирован на фактический уровень инфляции. Это касается дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субвенций, на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов, предоставляемых отдельным регионам и на