Файл: Особенности проведения коррекционной работы по гармонизации детскородительских отношений..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если в полтора года ребенок открывает, что всякая вещь имеет свое имя, то в игре он открывает, что каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь. Он мысленно видит вещь за словом. Это и есть воображение, которое формируется в игре.

Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное – с любовью и восторгом. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.

Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности:

1. притязания личности;

2. Я-концепция;

3. перспективы личности;

4. иерархия побуждений.

Притязания личности (эффективность и привлекательность). Уровень притязаний формируется путем успехов и неудач. У детей он чрезвычайно высок, но под влиянием неудач начинает снижаться. Если ребенок найдет свою область (сферу деятельности или сферу общения), то страх компенсируется уверенностью в себе, в собственных силах. Ребенок постоянно утверждается в том, что у него есть преимущественного перед другими.

Стратегия родителей – сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах, а не способности. Позиция уверенности: «Все зависит от меня, моих способностей, качеств, я могу все изменить, если изменю себя. Во мне причина неудач и успехов».

Позиция неуверенности: «Я нахожусь под влиянием обстоятельств, от меня ничего не зависит, все произойдет по воле рока».

Я-концепция включает в себя 3 аспекта:

а. Оценочный. Самооценки в собственном виде еще нет, ребенку трудно оценить себя без внешней опорной шкалы. Ребенок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость и т.д., но если попросить его отметить меру этих качеств на предложенной ему шкале, он с этим справится.

б. Когнитивный. Имеется в виду способность составить описание самого себя.

в. Эмоциональный. Восприятие себя связано с неким типом переживаний. Если взрослый вспомнит себя ребенком, то ведущую роль играет некий эмоциональный фон (удивление, страх, угроза и т.п.). Ребенка можно понять через рисунки.


Перспективы личности у ребенка связаны с его образом взрослости. Если образ взрослости присоединен к обучению, то оно будет удовлетворять ребенка, и наоборот. Перспектива – это цель, реализация которой связана со смыслом жизни. Без осознания перспективы нет деятельности.

Формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов. Ребенок 2 лет действует ситуационно: какой мотив сильнее, тот и побеждает. К 5-6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок.

В этом возрасте круг общения ребенка расширяется, но родители еще продолжают играть ведущую роль в развитии поведения ребенка, его самосознания, в формировании повседневных задач и долгосрочных целей. Родители воздействуют на ребенка намеренно - указывая и объясняя, одобряя и порицая, раздавая награды и наказывая - и намеренно - подавая пример сознательного поведения и неосознаваемых внутренних реакций. Соответствие между восприятием родителями своего ребенка и тем, что они хотели бы видеть, часто определяет соотношение положительной и отрицательной обратной связи, принятие и отвержение. Ожидания родителей в отношении своего ребенка зависит от их представлений о развитии детей, о ненормальной личности, от усвоенных ими ценностей и, конечно, от поведения ребенка.

В возрасте среднего детства отношения между отцом и матерью становятся все более важным фактором, влияющим на приспособленность ребенка и развитие его личности. Если между супругами царит согласие, сын может брать пример с отца, перенимать его ценности и следовать его интересам, не сомневаясь в любви и поддержке обоих родителей. Соответствующее его полу поведение вызовет нежность у матери. Точно так же и женственность дочери будет принята обоими родителями. Если в доме длительное время нарушены супружеские отношения, расплачиваться всегда приходится ребенку, и эта плата во многих случаях - повышенная вероятность возникновения психического расстройства.

Что именно произойдет с ребенком в семье, раздираемой супружеским конфликтом, зависит от многих обстоятельств. Самое важное – это привлекательность каждого родителя как объекта для копирования. Если оба родителя непривлекательны в этом отношении, вероятнее всего антисоциальных исход. Если же ребенок предпочитает одного из родителей, он установит с ним надежную связь. Известно, что выбор модели для подражания не случаен и в значительной степени определяется ее качествами. Наиболее важную роль играет половое сходство; этот фактор никогда нельзя полностью исключить, каким бы непривлекательным ни был родитель своего пола во всех отношениях. Другим качеством, которым часто пренебрегаю, является компетентность родителя с точки зрения ребенка. Третье качество - это власть в семье и контроль над важными для ребенка событиями. Сюда входит возможность защитить, наказать и поощрить - так, как это воспринимает ребенок. Четвертое качество - любовь, принятие, нежность и забота, которые в значительной степени зависят от особенностей ребенка и обратной связи между родителем и ребенком.



В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость ребенка от взрослого. Поведение взрослого постоянно обусловливают активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случаи неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений со взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или начинает фрустрировать и выплескивать свою агрессию на сверстников. Большинство детей в условиях отчужденного отношения со стороны взрослого прекращают начатую деятельность, становятся вялыми и безразличными. Часть детей, напротив, может увеличить темп работы, но при этом продуктивность деятельности все равно резко падает. Негативное отношение взрослого, которое он демонстрирует ребенку, вызывает у него типичные реакции: ребенок или стремится преодолеть барьер отчуждения и установить контакт со взрослым, или сам замыкается и старается избежать общения.

Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. На основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребенок может прийти к разным внутренним позициям, они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе. Можно выделить, по крайней мере, четыре обобщенные установки по отношению к родителям и к себе:

1. Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.

2. Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.

3. Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.

4. Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое.

М.И. Лисина выделила четыре формы общения, сменяющие друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребенка:

а. ситуативно - личностная (первое полугодие жизни),

б. ситуативно-деловая (6 месяцев - 2 года),

в. внеситуативно - познавательная (3-5 лет),


г. внеситуативно-личностная (6-7 лет) формы общения ребенка со взрослым.

Внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым развертывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. С расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослыми, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире.

Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обусловливает особую чувствительность детей младшего и среднего дошкольного возраста к той оценке, которую дают им взрослые. Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвал. Важнейшим средством коммуникации на уровне этой формы общения становится речь, потому что только она одна открывает возможность выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения.

Значение внеситуативно-познавательной формы общения со взрослыми состоит в том, что она помогает детям неизмеримо расширять рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений.

Для детей дошкольного возраста характерна одна особенность - их обуревает тысяча вопросов, которые можно разрешить только в контактах со взрослыми. Но получить желаемое разъяснение ребенок может только в тех случаях, когда взрослые относятся к вопросу как к чему-то по-настоящему важному. Дело усугубляется еще тем, что на первых этапах умственного (теоретического) сотрудничества со взрослыми ребенок ощущает большую неуверенность. Ведь он впервые вступает в область умозрительных рассуждений и теряет привычную опору на наглядность. Сотрудничество в этой новой сфере представляется ему возможным только в том случаи, если взрослый не станет смеяться над ним. Неслучайно постоянно отмечается: если у дошкольника главенствуют познавательные интересы, то он обидчив, склонен к аффективному поведению. Ранимость детей - не чисто индивидуальная особенность, а именно возрастной феномен. В этот же период малыши увлекаются построением фантастических образов, придумывают необычных людей, животных, измышляют их разнообразные приключения.


Дети, достигшие внеситуативно-познавательного общения, испытывающие потребность в уважении взрослого, при выполнении задания стараются справиться со всем и после каждого указанного действия украдкой, а то и в открытую поворачиваются к взрослому в поисках одобрения. Настойчивость, порождаемую требовательность к себе и стремлением заслужить уважение взрослого, эти дети проявляют постоянно.

Стремление к самостоятельности, настойчивость в достижении цели, так же как и расцвет творческого воображения, имеют и свою обратную сторону. Непочтительное отношение взрослого к новым способностям ребенка, подозрение в лживости глубоко ранят, вызывают обиду, сопротивление, негативизм. Ответственность взрослого в деле налаживания теоретического сотрудничества с детьми огромна. Главное, что должен он обеспечить ребенку, у которого развита внеситуативно-познавательная форма общения, - это уважительное отношение к его духовным запросам. Самое неблагоприятное влияние - пренебрежительное отношение старшего к стремлению ребенка к знанию, к неведомому.





1   2   3   4   5