Файл: Особенности проведения коррекционной работы по гармонизации детскородительских отношений..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава II. Исследование влияния детско-родительских отношений на социальную адаптацию дошкольников
2.1 Диагностика зависимости социальной адаптации дошкольников от типа детско-родительских отношений
Для исследования влияния детско-родительских отношений на адаптацию дошкольников нами было проведено данное исследование. В исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте 5 лет и их родители. Исследование проводилось на базе детского сада 481 «Колобок» в кабинете психолога.

Цель исследования: Проанализировать влияние детско-родительских отношений на социальную адаптацию дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить уровень социальной адаптации дошкольников.

2. Исследовать особенности детско-родительских отношений.

3. Сравнить уровень адаптации дошкольников с особенностями детско-родительских отношений.

4. Разработать программу коррекции детско-родительских отношений.

5. Сделать выводы.

Для исследования уровня социальной адаптации дошкольников нами была использована методика Рене Жиля.

Цель методики: Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Русскоязычная адаптация методики Р. Жиля была сделана в 1976–1978 годах И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой. Они использовали тест для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его личностных отношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.

По мнению этих исследователей, методика «позволяет получить информацию, существенно дополняющую представление о внутреннем мире ребенка, и поэтому может использоваться в целях коррекции его личности и поведения. Выявление нарушенной системы отношений ребенка дает ключ к пониманию того, как, воздействуя на эти отношения, можно влиять на дальнейшее развитие личности ребенка и корректировать его».

Проективная визуально-вербальная методика Р. Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию, и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий. Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает, как он повел бы себя в той или иной ситуации, или выбирает один из перечисленных вариантов поведения. Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответ, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, щекотливые моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках, при этом важно записать порядок, в котором они названы. И в целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики. Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития — и более старшего возраста.


Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

А. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

1. отношение к матери;

2. отношение к отцу;

3. отношение к матери и отцу, воспринимающимся ребенком как родительская чета (родители);

4. отношение к братьям и сестрам;

5. отношение к дедушке, бабушке и другим близким взрослым родственникам;

6. отношение к другу (подруге);

7. отношение к учителю (воспитателю).

Б. Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

8. любознательность;

9. стремление к общению в больших группах детей;

10. стремление к доминированию, лидерству в группах детей;

11. конфликтность, агрессивность;

12. реакция на фрустрацию;

13. стремление к уединению и, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

Каждая из 13 перечисленных переменных образует самостоятельную шкалу. В табл., где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале 1 — «отношение к матери» — их 20), и номера этих заданий.

Оперируя двадцатью заданиями методики (1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42), экспериментатор получает материал для анализа отношений ребенка к матери, а данные по шкале «любознательность» дают только шесть заданий. Соответственно количеству заданий осуществляется графическое деление шкал на регистрационном листе.

Каждое задание методики многозначно, т.е. выявляет отношение ребенка к нескольким лицам (например, задание 1 диагностирует отношение к матери, к отцу и к родителям в целом, как чете). Выбор испытуемого, его реакция определяет то, на какой из «предложенных» шкал будет отражено решение задания.

Соотнеся полученный от испытуемого ответ с той или иной переменной, экспериментатор вписывает номер выполненного задания в клеточку соответствующей шкалы. В итоге заполнения регистрационного листа экспериментатор получает профиль особенностей системы отношений ребенка и связанных с нею некоторых личностных и поведенческих характеристик испытуемого.



Кроме того, можно соотнести уровни распределения выраженности разных отношений с числовыми значениями в процентах. С помощью процентных шкал вверху и внизу регистрационного листа полученные сырые количественные оценки переводятся в шкальные, вычисляемые на основе отношения набранного количества баллов к максимальному, приравненному к 100%. Полученные процентные значения облегчают сравнительный анализ различных групп испытуемых.

Для изучения особенностей детско-родительских отношений нами была использована методика «Опросник родительского отношения».

С помощью этого теста можно определить характер отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитают в общении с ним, особенности родительского восприятия и понимания его личности и поступков.

Авторы теста (Я.А. Варга, В.В. Столин) выделяют пять типов отношения родителя к своему ребенку:

1. принятие-отвержение;

2. кооперация;

3. симбиоз;

4. авторитарная гиперсоциализация;

5. маленький неудачник.

Степень выраженности каждого из типов зависит от количества положительных ответов, данных на соответствующие вопросы. Подсчитывается количество положительных ответов по каждому показателю, и даются описания родительского отношения.

По методике Р. Жиля в сфере детско-родительских отношений мы получили, что большинство детей (68%) привязаны к матери. Можно констатировать проблемы в отношениях с отцом у 35% детей. Только 24% детей воспринимают родителей, как родительскую чету. Дети в исследуемой группе предпочитают общение с бабушками и дедушками общению с братьями и сестрами (34% против 29%). Только у 12% детей можно диагностировать выраженные отношения к друзьям. Отношения с воспитателем диагностированы у 10% детей.

Исследовав сферу межличностных взаимоотношений и особенностей адаптации детей, мы получили, что любознательность характерна для 58% детей. Но стремление к общению в больших группах детей выказывают только 20%. Стремление к доминированию или лидерству в группе детей характерно для 10 % детей. Конфликтность и агрессивность диагностирована у 15% детей. Реакция на фрустрацию выявлена у 37% детей. Стремление к уединению, отгороженность – у 19% детей.


По результатам диагностики, мы можем сделать вывод об уровне социальной адаптации детей в исследуемой группе:

Высокий уровень адаптации – у 20% детей.

Средний уровень адаптации – у 58% детей.

Низкий уровень адаптации – 22% детей.

«Опросник родительского отношения» выявил, что большинство родителей требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере (авторитарная гиперсоциализация) - 38% родителей. К симбиотическим отношениям с ребенком (ощущение себя с ребенком единым целым, стремление удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни) стремятся 25% родителей. Тип взаимоотношений «маленький неудачник» выбирают 13% родителей. К кооперации (заинтересованности делами и планами ребенка, стремлению помогать ему, проявлению сочувствия) склонны 24% родителей. В исследуемой группе родителей не было выявлено такого характера отношений с ребенком, как принятие-отвержение (см. приложение 3).

На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Таким образом, в нашем исследовании мы получили следующую картину родительского отношения к детям:

- Оптимальный уровень родительских отношений – 24%.


- Нейтральный уровень родительских отношений – 38%.

- Отрицательный уровень родительских отношений – 38%.

Сравнив результаты по двум методикам, мы получили, что высокий уровень адаптации характерен для дошкольников, чью семью характеризует оптимальный уровень родительских отношений (отношения по типу кооперации). Средний уровень адаптации у детей с нейтральным уровнем родительских отношений в семье (отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник»). Низкий уровень адаптации у дошкольников, в чьей семье отрицательный уровень родительских отношений (отношения по типу «авторитарная гиперсоциализация» и отвержение).

Для коррекции детско-родительских отношений нами была разработана коррекционная программа.

2.2 Программа коррекции детско-родительских отношений
Актуальность программы: Многие социальные проблемы современности, в том числе такие как катастрофическое падение уровня здоровья людей, рост преступности и различных видов зависимостей, неуправляемая агрессия, «произрастают» из единого корня – из непонимания людьми самих себя, смысла своей жизни, неспособности координировать свое взаимодействие друг с другом и средой обитания.

Время настоятельно требует появления силы, влияющей на эти процессы, а именно человека, способного жить созидательно и конструктивно, не причиняя никому вреда. Основы успешности процесса социализации закладываются уже в раннем возрасте, проникая из атмосферы, в которой растет ребенок, в глубинные структуры его личности.

Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как потребность в безусловной любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности.

Цель программы: Оптимизация детско-родительских отношений дошкольников.

Задачи программы:

1. Развитие компетентности родителей.

2. Обучение эффективным методам взаимодействия с ребёнком посредством игры.

3. Сформировать в ребенке позитивное восприятие самого себя как человека с положительными качествами и недостатками, умение обращаться к себе, советоваться с собой, оценивать свои мысли и поступки.