Файл: Социальнопрофилактическая работа в кризисном центре помощи семье и детям.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ожидаемы результаты программы:
1. Повышение правовой грамотности опекунов/попечителей;
2. Повышение родительской компетентности и ответственности опекунов/попечителей;
3. Повышение адаптации и социализации несовершеннолетних из замещающих семей.
Используются следующие методы отслеживания результативности: наблюдение, анализ результатов анкетирования, опросов, участия в мероприятиях, прописанных в плане работы, мониторинг.
2.3 Рекомендации для совершенствования деятельности ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям» по социально-профилактической работе с семьей и детьми.
В работе с неблагополучной семьей особое значение приобретает деятельность социального работника, его профессионализм, его умение решать различные проблемы в данной сфере. От этого во многом зависит эффективность проведенной социальной работы с неблагополучными семьями. Практическую работу с семьей лучше выстраивать в соответствии с выявленными проблемами и направлять на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики нужно разработать индивидуальную программу или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий.
В качестве аспекта действенности семейной политики необходимо рассматривать обстоятельства жизнедеятельности здоровой, благополучной, трудоспособной семьи с детьми, которая должна складываться как социальная норма, основа общества и государства.
Для решения стратегических задач социальная защита должна изменяться, совершенствовать свою деятельность:
1) улучшать культуру обслуживания населения через увеличение профессионального роста сотрудников социальной защиты и усовершенствование качества материально-технической базы обслуживания и привлечения современных технологий социальной работы;
2) формировать перспективные стратегии формирования отрасли и работников социальной сферы, а также принятие во внимание тенденции в социально-демографической и экономической среде;
3) активно вовлекать научные кадры в практическую социальную работу.
Развитие системы социального обслуживания семей является важным звеном в целостной системе мер, сориентированных на улучшение положения семьи и детей в России. В настоящее время семьи получили более широкие возможности пользоваться услугами развивающейся системы социальных служб, направленных на учет особенностей семьи как естественной среды жизнедеятельности личности и жизнеобеспечения детей.
Реальная помощь семье должна быть оказана только при соединении социальной и психологической работы. Социальный работник обязан уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, вежливо оказывать помощь и ориентировать семью на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента.
Программа помощи неблагополучным семьям должна быть направлена на изменение психологической атмосферы в семьях, улучшение условий проживания, воспитания и развития несовершеннолетнего, ослабление отрицательного психологического воздействия семейного неблагополучия, обеспечение необходимых условий для успешной социализации ребенка в обществе.
Важно использовать программы, которые будут направлены на конкретную проблему, например, на преодоление трудностей взаимодействий между родителем и ребенком.
Можно использовать программу тренинговых занятий «Детско-родительские отношения», которая содержит теоретический и практический материал для работы с родителями, у которых возникают трудности во взаимоотношениях с детьми.
Цель программы: формирование у родителей навыков гармоничного, позитивного взаимодействия с детьми.
Задачи:
- актуализация потребности к освоению навыков позитивного взаимодействия родителей с ребенком;
- повышение педагогической компетентности у родителей;
- формирование конструктивного стиля взаимодействия родителя с ребенком;
- гармонизация детско-родительских отношений.
Ожидаемый результат:
- осознание деструктивной родительской позиции, выявление негативных установок;
- формирование позиции «безусловного принятия» ребенка родителем;
- повышение педагогической компетентности у родителей (возрастные особенности развития, «зона ближайшего развития);
- овладение техникой «активного слушания» при взаимодействии родителя с ребенком;
- формирование навыков аутотренинга, релаксационных технологий
;
- овладение стилем конструктивного взаимодействия в конфликте в семейных отношениях.
После прохождения тренинга родитель должен знать:
- о позитивных и негативных стилях детско-родительского взаимодействия и определять их у себя;
- возрастные особенности развития ребенка;
- методы обучения и воспитания с учетом «зоны ближайшего развития»;
- стили поведения в конфликтной ситуации и методы позитивного разрешения ее;
- о значении позитивных эмоций при взаимоотношениях с окружающими;
Родитель должен уметь:
- определять у себя проявления негативного, деструктивного стиля взаимодействия с ребенком;
- давать знаки «безусловного принятия», родительской любви к ребенку;
- определять «зоны ближайшего развития» и степень самостоятельности ребенка «делает вместе с родителем», «делает с частичной помощью родителя» - «делает самостоятельно»;
- использовать технику «активного слушания» при взаимодействии с окружающими;
- выстраивать конструктивное взаимодействие в конфликтной ситуации «родитель-ребенок»;
- использовать релаксационные технологии при работе со своими негативными эмоциями и эмоциями ребенка.
Таким образом, данная программа поможет исправить ошибки в общении с ребенком и не допускать новых. Доверие и понимание между родителями и детьми залог успешного взаимодействия и преодоления возникающих проблем.
Выводы по второй главе
Профилактика является необходимым средством предотвращения развития каких-либо неблагоприятных процессов на ранних стадиях. Она позволяет с меньшими затратами снять остроту социальной проблемы и обратить процесс в более благоприятную сторону. Социальная профилактика - научно-обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности.
Основными направлениями деятельности Центра является профилактика детской безнадзорности, социального сиротства и семейного неблагополучия, работа с несовершеннолетними и семьями по восстановлению и сохранению утраченных семейных связей, оказание комплексной (социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской) помощи несовершеннолетним, членам их семей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Благодаря работе Центров число неблагополучных семей значительно уменьшается. У родителей и детей появляется шанс изменить свою жизнь, решить социальные проблемы, которые негативно сказываются на их жизнедеятельности.
Семьи, которые находятся лишь на начальном этапе развития кризисной ситуации оказывается помощь, которая позволяет предотвратить дальнейшее усугубление проблемы. Появляется возможность исправить отношения между родителями и между родителями и детьми таким образом, чтобы в семью вновь вернулось понимание, доверие, забота и любовь. Такая работа проводится с использованием различных форм, методов и технологий социальной помощи.
Заключение
Актуальность темы исследования заключается в том, что в нашей стране, несчастливых семей большое количество, и подавляющее большинство это неполные, маргинализированные в социальном и имущественном отношении, педагогически беспомощные и в целом не обладающие должной культурой человеческих отношений. К тому же во многих случаях семьи, отягощенные алкоголизмом и наркоманией, привыкшие к насилию в различных формах.
Неблагополучная семья – это семья, в которой постоянно и регулярно происходят конфликты, плохое поведение и часто пренебрежение детьми или жестокое обращение со стороны отдельных родителей, побуждающие других членов приспосабливаться к таким действиям. Причины неблагополучных семей могут быть разными и их появление тоже зависит от разных факторов. Это могут быть как внешние факторы, так и внутренние. Любая возникающая социальная проблема ведет к кризису и распаду семейного благополучия.
Социально-профилактическая работа с семьей необходима для того, что противодействовать возникновению такой семьи на ранних стадиях ее образование, или же помочь преодолеть развитие уже существующих проблем в неблагополучных семьях.
Семья, являясь одним из базовых институтов общества, исполняет функции его первичной структуры, решая задачи социально культурного воспроизводства ключевых ценностей на уровне индивидуальной социализации. Деформированная, неблагополучная семья продолжает разрешать эти задачи, но она решает их не функционально, в следствии чего нарушается адекватный процесс воспроизводства общества. Неблагополучная семья может воспроизводить по своим каналам лишь неблагополучие, создавать деформированные, искаженные межчеловеческие отношения. модификации таких отношений и поведения, неоднократно наблюдаемые детьми в родительской семье, воспринимаются как норма, как нечто единственно возможное, и впоследствии переносятся уже в пространство своей семьи, становясь достоянием последующих поколений.
Профилактика является одним из ключевых и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке населения. С одной стороны, это направление деятельности значительно упрощает работу ряда учреждений и организаций, специализирующихся в этой сфере. Например, эффективная работа по профилактике семейного неблагополучия позволяет лучше защищать права и интересы детей в обществе. С другой стороны, потребность организации и проведения социально-профилактических мероприятий ставит перед этими организациями и учреждениями новые цели и задачи. Такие как организация непрерывного мониторинга по ряду социальных проблем, ведение постоянной воспитательной и другой важной работы и предвидение возможностей появления определенных проблем в будущем.