Файл: Социальнопрофилактическая работа в кризисном центре помощи семье и детям.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Полная семья, уделяющая внимание ребенку, может гарантировать успех первичной социализации. Если в семье есть определенные проблемы (неполные семьи, многодетные семьи, безработные родители, страдающие зависимостью, склонные к девиантному поведению), ребенок адаптируется к окружающей ситуации, что приводит к дезадаптации личности и неосведомленности об общепринятых нормах и ценностях, которых придерживается остальное общество. Благополучная семья - это семья, в которой взаимные обязательства супругов друг перед другом и детьми добровольно и качественно выполняются.

Специфика молодой семьи определяется, прежде всего, тем, что она находится на начальном этапе процесса своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами и освоения ими новых социальных ролей. Отличительной чертой также является недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности, поскольку в большинстве случаев молодые супруги еще не добились высокой квалификации, не построили карьеру и получают довольно низкую заработную плату, а также не имеют достаточно опыта в планировании семейного бюджета. Вместе с тем, молодая семья имеет объективно повышенные финансовые потребности в связи с необходимостью становления семейной жизни: приобретение жилья, организация быта, воспитание детей. Характерной чертой становления молодой семьи является и то, что сами молодые люди должны проходить определенные этапы социализации, которые связаны с отсутствием социальных отношений, возрастным максимализмом, получением образования и профессиональным статусом. Вдобавок к социально-экономическим проблемам молодые супруги имеют и психологические сложности в сфере отношений. Одним из ключевых этапов становления семьи является психологическая адаптация к семейной жизни. От того, насколько успешно супруги пройдут этап адаптации, зависит сохранение, стабильность и процветание семьи. К психологическим проблемам молодых супругов также можно отнести эмоциональные совместные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Для создания благополучной, социально активной и психологически стабильной молодой семьи необходимо системное воспитание и подготовка юношей и девушек к осознанному созданию семьи.

Многодетные семьи являются наименее обеспеченными
, по сравнению с другими группами населения. Многодетной семьей признается такая семья, в которой число детей трое и более в возрасте до 16 лет или до 18. Низкий среднемесячный доход на одного члена семьи ведет к увеличению удельных издержек на питание, одежду, транспортные расходы и т.д. В структуре доходов многодетных семей социальные пособия на детей, пенсии по инвалидности, доходы от подсобного хозяйства дают хотя не большую, но прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары у многодетных семей выше, а структура питания менее разнообразная. В связи с ростом инфляции и изменением цен заметно сокращаются и без того ограниченные возможности в удовлетворении потребностей в продуктах питания, одежде, обуви, расходов на медицинские услуги, транспорт и образование.

Существует определенный набор проблем, с которыми сталкивается почти каждая многодетная семья. Первая группа именуется социально-экономическими проблемами. Здесь акцент делается на качество жизни и среднедушевой доход семьи. Следующая проблема связана с жилищными условиями многодетных семей, так как многие многодетные семьи нуждаются в их улучшении. Комплексной является также проблема с занятостью, влияющая на обстановку в семье. Безработица одного человека воздействует на все стороны жизни многодетной семьи, а не только на ее материальное положение. Утрата рабочего места и заработка ведет к глубоким психологическим изменениям личности, дефектам семейных связей, а также к психосоматическим заболеваниям. Причем последствия проявляются не только у безработного члена семьи, но и у его домочадцев. В большей степени страдают дети. В таких ситуациях для выживания люди ищут себе дополнительный заработок. Отсюда возникают такие негативные последствия как ухудшение здоровья и накопление усталости. В таких семьях социальное функционирование весьма затруднено по объективным, а иногда и по субъективным причинам. Подобные многодетные семьи находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государства и социального обслуживания.

Существуют семьи, которые состоят из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми, как правило такие семьи называются неполными. В зависимости о того, кто занимается воспитанием ребенка выделяют материнские и отцовские неполные семьи. Так же выделяют категорию неполных семей, в которых присутствуют оба родителя, но по каким-то причинам один из них не уделяет внимание ребенку, практически не учувствует в его жизни и не заботиться о нем. Неполной семья может стать по нескольким причинам: уход одного их родителей, расторжение брака, смерть одного из родителей, внебрачное рождение ребенка.



К отрицательным последствиям, связанным с распространением неполных семей, относится нарушение структуры, и, следовательно, полноты функционирования семьи, что влечет за собой ограничение и искажение развития личности ее членов, в первую очередь детей. У детей из неполных семей могут возникать трудности с формированием представления о правильном распределении семейных ролей, что в свою очередь сказывается на приспособлении к тому, чтобы строить нормальные отношения в семье. Дети в неполных семьях не имеют для идентификации полноты взаимодополняющих родительских образов, вследствие чего у них не развиваются необходимые для семейной жизни свойства личности. Однако, неполная семья не всегда влияет на качество воспитания детей, и не является основным фактором неблагополучия семьи.

Имеется такой вид семей, называющийся замещающим. Такая семья характеризуется заменой биологических родителей приемными по тем или иным обстоятельствам. Многочисленные исследования свидетельствуют, что пребывание ребенка, особенно с раннего возраста, в государственных учреждениях, неминуемо приводит к негативным и трудно обратимым изменениям в его психологическом и социальном развитии, несмотря на то, какие бы при этом удобные и комфортные условия государством и обществом не создавались. Необходимо отметить, государство делает реальные шаги по созданию благоприятных условий для полноценного развития таких детей. Для правильного развития детей-сирот в семьях государство активно внедряет понятие социального сопровождения. Такое сопровождение относится к семьям, испытывающим проблемы и трудности в процессе воспитания приемного ребенка. У замещающих семей одна цель: воспитать детей, которые вследствие смерти обоих родителей или лишения родительских прав родителей остались без попечительства и без семьи. На таких семья лежит ответственность за жизнь, психологическое и физическое развитие детей. Перед ними со стороны закона и государства поставлены следующие задачи, которые они обязаны выполнять:

1. Создать благоприятные условия для жизни и деятельности ребенка с трудной жизненной ситуацией.

2. Подготовка ребенка к будущей взрослой жизни.

3. Обучение его к правилам жизни и социума.

4. Приучение его к общению и социальному контакту.

5. Помощь в распознавании добра и зла в людях.

6. Выстраивание личного общения с членами своей семьи и другими индивидами.

Социально-психологическая работа с замещающей семьей должна быть ориентирована на решение ежедневных проблем семьи, на формирование, развитие и укрепление позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов родителей, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-психолого-педагогическом сопровождении.


Самой главной проблемой в воспитании детей-сирот замещающими родителями становится эмоциональное отклонение ребенком членов новой семьи. Ребенку сложно адаптироваться с малознакомыми людьми, они хотят вернуть своих родителей, что накопляется у них в подсознании и заставляет отталкиваться от новшеств в жизни. Для преодоления таких проблем в семье необходимо использовать развивающую среду, где ребенок-сирота будет чувствовать себя хорошо. Обычно это делается с помощью покупки каких-либо подарков, обустраивании комнаты по желаниям ребенка и др. Это помогает отвлечься детям от своих проблем на время, привыкнуть к общению и новым родителям, полюбить их. Чаще всего у детей-сирот наблюдаются психологические отклонения, нервные срывы и другие проявления. В такие кризисные периоды замещающей семье в особенности необходима поддержка специалистов.

Благополучные и неблагополучные семьи, которые не выполняют своих функций, подвергаются воздействию негативных факторов социальной среды. Такие семьи требуют дополнительной социально-профилактической помощи. Это делается различными организациями, направленными на социальную защиту, обеспечение и сотрудничество с семьей. Социальная работа проводится специально подготовленными специалистами, которые используют уникальные методы, сочетающие социологические аспекты и психологические подходы.

Функции семьи – это способы проявления её активности; жизнедеятельности целой семьи и единичных её членов. Семья, как социальный институт выполняет важные функции:

  • воспитательная;

  • коммуникативная;

  • рекреационная;

  • экономическая и хозяйственно – бытовая.

Все функции взаимосвязаны, но их соотношение в каждой семье могут быть разным.

Воспитательная функция это одна из важнейших функций. Эта функция отвечает за воспитание ребенка, рожденного в семье или же в приемных семьях, где воспитание получают не родные дети. Можно выделить три аспекта, определяющих эту функцию:

Воспитание личности ребенка. Основное, что отец с матерью могут передать собственным детям – это любовь. Совместно с ней детьми стремительно впитывается накопленный социальный опыт, формируются способности и круг интересов, свойственные именно для данного ребенка.

Развитие личности каждого члена семьи в течение всей его жизни.

Самовоспитание родителей, связанное в первую очередь, с непрерывным воздействием ребенка на их жизнь.


Воспитательная функция семьи заключается в том, чтобы научить ребенка правилам поведения в обществе, привить ему нормы культуры и обычаи того общества, в котором он находится. Семья призвана обеспечить психологическую адаптацию ребенка к обществу к тому времени, когда он станет зрелой, сформировавшейся личностью. Именно в семье должны закладываться основы, которые влияют на развитие личности, стиль поведения, речь ребенка. Семья обеспечивает основную социализацию индивида и учит его жить среди людей. Однако эти меры не ограничиваются воспитательными функциями. Семья прививает ребенку основы определенных идеологических и политических взглядов, мировоззренческих установок, усваивает и осваивает моральные нормы в семье. Семья не только формирует психологическую сторону личности, но и закладывает основу физического здоровья и развития в семье. Родители своим примером, учат ребенка здоровому или не здоровому образу жизни, отношению к себе и к другим людям, окружающим ребенка в обществе, все это родители демонстрируют в первую очередь своим поведением. Нельзя воспитать ребенка только словами или правилами, так как воспитательная функция это осязаемая, прикладная функция, которая подразумевает в первую очередь учить ребенка на примере своих действий. Воспитание осуществляется в процессе ежедневного общения ребенка с членами семьи, родственниками и всеми людьми, с которыми семья поддерживает более или менее длительные отношения.

На воспитательную функцию могут влиять некоторые негативные факторы: неполная семья, плохие взаимоотношения между родителями, недостаточный объем навыков и знаний родителей. Такой фактор как неполная семья может проявляться в недостатке внимания по отношению к детям. Ребенок может ощущать себя одиноким, в том время как родителю не хватает возможности полноценно его воспитывать или же он не ставит воспитание своего ребенка в приоритет. Плохие взаимоотношения между родителями особенно негативно сказываются на эмоциональное и психологическое состояние ребенка. Он испытывает постоянное напряжение, страх, непонимание и незащищённость, так как вся семья постоянно находится в неблагоприятной эмоциональной обстановке. Недостаточный объем навыков и знаний обоих или одного из родителей могут навредить развитию ребенка, как психологическому, так и физическому. Негативная семейная ситуация способствует психологической травматизации детей, формированию агрессии, противоправных намерений, трудностям во взаимоотношениях с окружающими, снижению мотивации учебной деятельности. В последнее время в условиях все усложняющейся современной жизни увеличивается количество детей с нарушением поведения. Эти нарушения могут проявляться в высокой тревожности ребенка, отчуждении, эмоциональной непроницаемости, агрессии, враждебности как по отношению к родителям, так и к сверстникам. Причины такого поведения далеко не всегда лежат на поверхности. Отсюда потребность в понимании заложенных в ребенке не только субъективных факторов, но и объективных, представляется крайне значимым, интересным. Объективным фактором является нарушение внутрисемейных отношений, приводящих к трудностям развития коммуникативных способностей ребенка.