Файл: Сафарова Сара Ариф кызы москва 2023 Ответы на вопросы к семинарскому занятию 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Социология
Группа _22ГУ171в_____
Студент
Сафарова Сара Ариф кызы
МОСКВА 2023
Ответы на вопросы к семинарскому занятию №1.
1. Социальная динамика — представляет собой историческое социальное развитие, основанное на прогрессе умственного развития человека и постепенном прохождении всех стадий развития на изучении законов развивающегося общества. «Социальная динамика – это такое самоизменение общества, которое (в отличие от изменений биологических сообществ) не ведет к его разрушению, ликвидации, а, напротив, обеспечивает его общее поступательное развитие (хотя и сопровождающееся, подчас, более или менее существенными «кризисами»).
Огюст Конт провел большую работу по изучению социальной динамики. Характер социальной динамики несколько отличается от социологического характера. Социальная динамика рассматривает общество в развитии. Развитие общества рассматривается с точки зрения духовно-нравственных отношений между людьми. Основным законом социальной динамики (закон прогресса) является развитие духа в силу всеобщей гармонии во всех областях общества. «...каждый подъем духа вызывает – в силу всеобщей гармонии- соответствующий резонанс во всех без исключения общественных областях: искусстве, политике, промышленности. Всем правит дух, образуя силовой центр социальной эволюции.
Первоочередная задача социальной динамики - познание законов социальной жизни. За основную идею социальной динамики Конт берет плавное развитие человечества. Эта идея взята из биологии. Развитие умственное первостепенная задача общественного развития. Это решающий фактор в развитии человечества. Согласно Конту, единение статики и динамики дает нам целостность представления об обществе. Взаимосвязь всех частей общества может быть понята только в единстве целого. Конт реально оценивал роли великих людей, ссылаясь на естественный процесс общественных явлений, на уровень развития цивилизованного общества, на политический режим общества. Изучая историю становления и развития социологии, возникает вопрос что же послужило для возникновения новой науки. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как представления развивались столетиями. Разные учения, разные эпохи. В работах многих ученых прослеживалось развитие данного учения об общественной жизни: в работах Платона «Античная философия 4 века до н.э.», Аристотеля, в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса.
Социальная динамика – это стадия прогресса. Прогресс характеризует человеческое общество, выделяя определенную специфику и отделяет социологию от биологии. Прогресс человечества заключается в том, что веками передается накопленный опыт из поколения к поколению. Теория прогресса Конта является антропологической по своей сути. Человечеству присуще улучшать условия своего существования, развиваться интеллектуально, морально, физически. В этом и заключается социальный прогресс. Для социальной динамики Конт определяет последовательность развития. Социальная динамика использует исторический метод познания человека и общества. Прогресс и развитие человеческого общества не равнозначны. Социальная динамика признает отклонения, возникающие в ходе развития общества.
Используя исторический метод периоды могут чередоваться между органическими и критическими. Но в целом у Конта социальное развитие как улучшение общества, рост прогресса. Если при социальной статике рассматривается солидарность в пространстве, то социальная динамика рассматривает солидарность временную. Социальная динамика анализирует каждое состояние общества, рассматривая результаты предыдущего опыта и при необходимости будущего. Конт рассматривает результаты предыдущих поколений и их влияние на развитие будущих поколений.
2. Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:
- эволюционной теории,
- органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),
- учении о социальной организации - структурных механизмах и институтах.
По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:
1. рост, увеличение в объеме,
2. усложнение структуры,
3. дифференциация функций,
4. рост взаимодействия структуры и функций,
возможность временного существования частей при расстройстве
Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил стороны:
- интеграция - переход от простого к сложному, объединение
индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.
- дифференциация - переход от однородного к разнородному, усложнение строения. Первобытное общество - простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.
- возрастание порядка - переход от неопределенного к определенному
Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:
1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.
2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.
3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.
4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.
Вывод:
Эволюция - это всегда развитие, рывок вперед. Социальная эволюция, как и любая другая эволюция, имеет свои причины возникновения, предпосылки и возникать сама по себе не может. Поэтому я согласна с Г. Спенсером в том, что социальная эволюция является следствием деятельности самих людей. И главную роль в эволюционистской социологии играет такой социальный институт, как политический, потому как именно он, создавая определенные социальные условия, способствует развитию социальной стороны жизни общества.
3. Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца XIX начала ХХ в., представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющей направленный характер, как переход от простых этапов к сложным на основе развития сознательного начала, т.е. разумного управления социальным процессами. При этом, каждый новый этап вбирает в себя лучшие достижения предшествующего благодаря организованной психической деятельности человека. Наиболее крупные представители психологического эволюционизма - американские социологи Лестер Уорд и Франклин Гиддингс. Главные работы Уорда – «Динамическая социология», «Психические факторы цивилизации», «Чистая социология», «Прикладная социология». Подход Уорда к пониманию социальной эволюции состоит в том, что необходимо видеть в эволюционном процессе природное, спонтанное развитие, названное им генезисом, и осознанные, целенаправленные действия человека в обществе,
приводящие к его развитию, что было названо американским социологом телезисом. Генезис и телезис в социологии Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные части эволюционного процесса.
Общий вывод, который следует из рассмотрения социологической концепции Уорда, состоит в выявлении двух взаимосвязанных позиций, подчеркивающих характерные особенности его учения. Это психологизация социальных процессов плюс утопизм социальных преобразований.
Фрнклин Гиддингс, так же как и Л. Уорд, является одним из основателей американской социологии и крупнейший представитель ее психологического направления. Главный труд периода, когда он развивал идеи психологического эволюционизма, был написан в 1896 г. и получил название «Принципы социологии». В соответствии с идеями Гиддингса социология -это наука, которая стремится понять общество в целом и объяснить его посредством космических законов и причин. Подводя краткий итог рассмотрения психологического эволюционизма в социологии (идеи Уорда, Гиддингса), следует отметить, что их влияние на последующее развитие социологической мысли не было слишком значительныи и сохранилось в целом в рамках концепции эволюционизма.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология | ||||
| ||||
Группа _22ГУ171в_____ | ||||
Студент | | Сафарова Сара Ариф кызы | ||
| | | ||
| | |
МОСКВА 2023
Ответы на вопросы к семинарскому занятию №2:
1. Развитие социологической мысли до конца первой трети 19 века называется протосоциологией. Еще античная мысль заложила ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также политика Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, а в частности, государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе.
В эпоху Возрождения над изучением различных сторон общества работают Э. Роттердамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традицией. Человек в такой системе мировоззрения играл весьма незначительную роль.
В эпоху Просвещения Гельвеций, Дидро, Руссо, Вольтер и другие начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах.
Возникновение же социологии как самостоятельной науки было обусловлено целой серией фак-тов. Назовем 2 наиболее важных из них:
1. Европейские буржуазные революции 17-18 ст., которые способствовали становле-нию обществ модерна: капиталистических, индустриальных, демократических обществ с ры-ночными экономиками и парламентскими политическими системами. Одним из следствий этого процесса стало возникновение гражданского общества. Впервые появляется общество не как объект политического управления со стороны государства, а как относительно авто-номная сфера спонтанного социального взаимодействия и социальных форм. Соответственно впервые появляется общество не как объект и предмет политической или социальной философии, а как объект и предмет социологии.
2. Становление науки . Нового времени и новой научной картины мира, в раках которой были разработаны и сформулированы принципы научности и концепция естественнонаучного закона, не только востребованные новой социальной наукой, но и ставшие условием ее формирования.
М Элброу предлагает такую периодизацию развития социологии как самостоятельной науки:
1. Этап классической социологии. Его еще называют этапом универсализма, поскольку считалось, что обществом, как и природой, руководят универсальные законы развития. Основными представителями этого этапа являются О. Конт и Г. Спенсер. О. Конт вычленил и обосновал социологию, как исторически сформировавшуюся на "позитивной стадии" развития человечества новую науку, обладающую своим собственным позитивным методом и своим предметом.
2. Этап формирования национальных социологических школ (последняя треть 19 в.- 20-30-е гг 20 в. ). Этот период называют периодом концептуального империализма (концепция, которая предлагалась тем или иным автором, считалась абсолютной).