Файл: Литература Тема урока М. Е. СалтыковЩедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Страшная сила сатиры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7 класс,литература
Тема урока:М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
Цель:познакомить обучающихся с отдельными фактами биографии Салтыкова-Щедрина;показать художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина;актуализировать понятия сказка, сатира, рассмотрение понятий нравственность, порок, их отражение в сказке;развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, совершенствовать навыки анализа текста, развивать логическое мышление;активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;воспитывать бережное, уважительное отношение к книге.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Личностные УУД:на примере размышлений автора о народе, его угнетённом положении воспитывать нравственные человеческие качества: гуманизм, сострадание, милосердие, доброту.
Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формы организации познавательной деятельности:коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения:словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворения, контроль знаний учащихся.
Оборудование: учебник литературы, тетрадь, портрет писателя.
Ход урока:
-
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
-
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
Формулировка темы урока учениками.
-
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
1.Психологический настрой
Добрый день!
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.
Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, знакомились с биографией писателя)
Сегодня мы с вами посвятим наш урок изучению творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и остановимся на сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Настоящая фамилия писателя — Салтыков, псевдоним Щедрин.
Родился в январе 1826г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Запомнилась будущему писателю безропотность слабохарактерного отца и властность матери, ее расчетливость, суровый нрав, бесконечные угрозы, наказания не только крепостных, но и собственных детей.
Учёба началась очень рано. С четырёх лет начал обучаться французскому, а к шести годам был обучен и немецкому языку. С русской грамотой его познакомил крепостной живописец Павел, затем учила старшая сестра Надежда. В возрасте 7-8 лет пристрастился к чтению. Обучался в Дворянском институте в Москве (1836-1838). Потом обучался в Царскосельском лицее (шесть лет).
Весной 1845г. начинается его служба в канцелярии Военного министерства. Появляются первые повести «Противоречия», «Запутанное дело».
Творчество. Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. Сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.). Сказки Щедрина – произведения иносказательные.
Основная задача сказок С.-Щедрина обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.
Особенности сказок: фантастика, реальность, комическое, трагическое, гротеск, эзоповский язык.
- Проверим, как хорошо вы знаете содержание сказки.
Физкультминутка для глаз
Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться)
.
4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
Беседа по содержанию
- Где начинается действие произведения? (В Петербурге, на улице Подьяческая).
- Подьячим на Руси с 16 до началеа18 века называли помощника Дьяка, человека, работающего в канцелярии. Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.
- Почему так названа улица?(расположено много канцелярских учреждений).
-Кто герои произведения? (Два генерала и мужик)
- Почему местом действия выбран необитаемый остров?(Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров).
Композиция сказки
-Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).
- Где кульминация произведения? (Генералы нашли мужика).
- Где развязка? (Возвращение героев в Петербург).
-Композиция произведения кольцевая, так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.
Особенности жанра «Повести...»
Итак, мы говорим о сказках Салтыкова-Щедрина, а можно ли «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отнести к жанру сказки?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое сказка?
Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Задания:
-
Найдите в «Повести...» сказочные выражения. Определите их роль. -
Запишем выражения на доске.
1)Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
-
Сказано - сделано. Пошел один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды...
-
Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.
-
Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало! -
Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать. -
Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!
-Что в «Повести..» не вписывается в сказочный сюжет? (Описание петербургской жизни генералов: их служба в регистратуре, в школе военных кантонистов; упоминание о газетах, воспоминания генералов о кухарках. Причина, по которой произошло перемещение генералов на остров: «оба были легкомысленны»).
От чьего лица ведётся повествование? Почему?Повествование ведется от третьего лица в сказовой форме.
Тема и идея произведения. Проблематика.М.Е. Салтыков-Щедрин в своем произведении поднимает тему власти и народа. Эти две силы противопоставлены друг другу, в чем и заключен главный конфликт сказки.
Писатель высмеивает безделье и неспособность к самостоятельному существованию, присущие генералам, то есть власти. Они привыкли к тому, что им все и всегда подчиняются. Их жизнь существует только благодаря мужику.
Однако автор высмеивает не только правительственные верхи, под сатиру попадает и простой мужик, который олицетворяет целый народ. М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, что крестьянин овладел свободой, но он все также трудится на благо ленивых и нравственно пустых правителей. Мужик гордится тем, что может послужить генералам, что описывается автором с сожалением и грустью. Писатель смеется над безропотностью и долготерпением народа.
Система образов произведения.Хотя персонажей в сказке 3, главных героев фактически 2. Это мужик и власть
Мужик – это умелый человек, который научен труду. Однако рабское положение, к которому он уже привык, не разрешает герою жить только для себя, как это делают генералы. Мужик привык подчиняться власти, поэтому он выполняет все их поручения.
Для более сатирического характера сказки автор будто стоит на стороне генералов. Они уверены в том, что мужик должен на них работать. Несмотря на то что каждый генерал имеет индивидуализированные черты (первый генерал – глупый и ленивый, второй – глупый, ленивый и грубый), их образы сливаются в один, который и становится антитезой образу мужика.
герои | характеристика |
два генерала – пожилые чиновники | дворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти. |
мужик | таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу. |
| |
| |
Основными приёмами сатиры является:
- Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.
- Гипербола – преувеличение.
- Фантастика
- Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.
Работа в группах:
Аллегория (Генерал не может сорвать яблока с дерева)
Гипербола (Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.Газета, в которой говорится только о еде).
Фантастика (Заснули – попали на необитаемый остров).
Гротеск (Сцена остервенения генералов).Чтение по ролям.
Антитеза: мужику труженику противопоставлены ни к чему не приспособленные генералы.
Ирония: автор горько смеётся над мужиком, который безропотно спасает генералов. Под деревом, брюхом к верху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы.
- С какой целью Салтыков – Щедрин использует эти приёмы?(Чтобы высмеять генералов, которые ничего не знают, ничего не умеют. Они не пропадают на необитаемом острове только благодаря мужику).
- Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?(Генералы – паразиты, привыкшие жить чужим трудом).
- Автор сравнивает представителей «высшего сословия» и простого мужика. Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)
Дайте сравнительно – сопоставительную характеристику героям.
Сравнительно – сопоставительная характеристика генералов и мужика | ||
Внешний облик | В ночных рубашках, на шее по ордену | Громаднейший мужчина |
Отношение к труду | жалкий, никчемный, неприспособленный к жизни | Трудолюбивый, ловкий, находчивый |
Умственные способности | «…ничего не понимали», слов никаких не знали | Догадливый, умный |
Отношение к другим людям | Легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы | Чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ |