Файл: Литература Тема урока М. Е. СалтыковЩедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Страшная сила сатиры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 группа. Характеристика мужика

- Кто такой мужик? (зависимый крестьянин).

- Каким же изображен в сказке мужик? Найдите его портрет.(«Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы»).

- Каким мы видим мужика в сказке? (Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу).

- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы? (Мужик делает попытку «дать стречка», но тут же подчиняется. Умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»

Автор показывает мужика сноровистым, ловким. Мужик способен на все: «полез сперва ‑ наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков», «потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделалсилок и поймал рябчика…»).

-Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?  (В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен - он отдыхает от трудов. Мужик - редкий умелец, но он так привык к своему рабскому  положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой.

Генералы убеждены в том, что мужик есть везде и что он должен на них работать).

-Почему он не наелся сам после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое? (Мужик выказывает невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самосознания и самоуважения, умения постоять за свои права.)

- Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?(Автор печалится о горькой судьбе русского народа, вынужденного взваливать на себя заботу о помещиках, генералах, бездельниках и лодырях, способных лишь заставлять работать на себя. Салтыков ‑ Щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие).

-Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?


-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к понятию, что такое нравственность? Порок?

  • Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь Ожегова)

Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства

-Вспомните как по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег». В чем смысл этого эпизода? Представьте себя на месте мужика. Что бы вы изменили в его поведении? в поступках? (Крестьянин свободен на острове. Но он остался рабом и даже гордится тем, что умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» У мужика полностью утрачено чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти генералы, чуть не съевшие друг друга, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать).

2 группа - Характеристика генералов

- Кто такой генерал? (Генерал – высокий военный чин).

- Что мы знаем о петербургской жизни генералов? ((Автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой ‑ то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали», «имели каждый свою кухарку и получали пенсию»).

 - В Петербурге они жили своим трудом? (Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь).

- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.).

Анализ эпизода. Выразительное чтение «На острове» 

- Какие эпизоды показывают беспомощность генералов?

- Приспособлены ли они к жизни? (Они даже не могли понять, «что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет», думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»).

- О чем они думают? (Мысли о еде, поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)

- Для чего упоминается газета “Московские ведомости”?

(Попытка отвлечься чтением от чувства голода).

- О чем пишут в газете? Найти в тексте. (ничтожность тем, глупость и бессмысленность публикаций)

- Что можно сказать об уме генералов? Как они приспособлены к самостоятельной жизни?

- О чём говорят генералы? Какие у них интересы? Как они объяс­няют смену времени суток, вавилонское столпотворение и потоп?

- Как генералы говорят друг с другом? Как характеризует генералов их речь?(Ордена – главное, что отличало их. Речь генералов - глупая, ни о чем, примитивная, несвязная).
5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, не является положительным героем. А почему? Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему "я", готов гнуть спину под постоянными упреками ленивых и легкомысленных генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его? Русский мужик заслуживает того, что "заработал": "рюмку водки да пятак серебра".

- Какие серьёзные проблемы автор поднимает в этом произведении?

В этой сказке Салтыков – Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, не смотря на свой ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам.

       - Каково значение сказки? Против чего протестует автор?
    (Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, заставляют работать на себя).

М. Е. Салтыков Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушие, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России.

Писатель осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и терпение.

Выставление оценок.

Домашнее задание:М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» читать.