Файл: Литература для основных школ и в соответствии с рабочей программой по литературе к учебникам 59 классов ( авторы В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв,В. И. Коровин).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.
с.: ил. — Пер.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Календарно-тематическое планирование
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.
с.: ил. — Пер.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение | | | ||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | Домашнее задание | Дата | Корректировка | |||||||||
| Введение. (1) | | ||||||||||||
1 | Писатели – создатели, хранители и любители книги | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | умение работать с разными источниками информации, находить ее,анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | знать определение «художественное произведение». Диагностика уровня литературного развития уащихся | знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы, умение решать тесты | УМК | 1.Прочитать с.3-5, ответить на вопрос 4,5. | | | |||||
Устное народное творчество (3) | ||||||||||||||
2 | Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора, использование их в устных и письменных высказываниях; различать пословицы и поговорки. использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях, устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнения актеров. Письменный ответ на проблемную тему | конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен | УМК, фонохрестоматия | с10, вопр 1-3 | | | |||||
3 | Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. | толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок | Мультимедийный проектор | Сообщения индивид. | | | ||||||||
Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки» (с.13-14). Подобрать 5 пословиц на одну из тем (счастье, судьба, терпенье, надежда, семья, дети, язык, речь). Выписать пословицы в тетрадь. 2.Ответить на вопросы 3,5 с.16-17. | | | ||||||||||||
4 | Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос | 1.В чем красота и мудрость русских обрядов 2. Почему пословицы и поговорки называют «зернами народной мудрости» | | Стр.18-22, читать | | | ||||||||
Из древнерусской литературы (1) | ||||||||||||||
5 | Повесть временных лет» — первая русская летопись. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ума, находчивости). | воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации | знать жанры древнерусской литературы, видеть нравственные аспекты летописи, уметь характеризовать стиль произведения, подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека, составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, участвовать в коллективном диалоге | развитие представлений о русских летописях. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека | УМК, фонохрестоматия, Мультимедийный проектор | 1.Читать, пересказывать «Сказание о белгородском киселе». 2. Подготовить выразительное чтение сказания.(с25, вопр5) | | | |||||
Из литературы 18 века. (3) | ||||||||||||||
6 | Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. | формирование ответственного отношения к учению. | принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | уметь характеризовать стиль произведения, работать со словарем лингвистических терминов, знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль | поиск цитатных примеров из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория» и «мораль» | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | Вопросы в учебнике с 30, вопр2,3,5 | | | |||||
7 | И.А.Крылов «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.» | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | знать краткие сведения о жизни баснописца и эпохи, определять идейно-смысловую нагрузку в басне, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла, выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к басням, составлять план ответа на проблемный вопрос | Толкование аллегории и морали изученных и самостоятельно прочитанных басен. Конкурс на лучшее инсценирование басни. | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Подготовить инсценировку (или чтение по ролям) басен. | | | |||||
8 | «Ларчик», «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока» непонимающего истинного искусства. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | знать краткие сведения о жизни баснописца и эпохи, определять идейно-смысловую нагрузку в басне, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла, выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к басням, составлять план ответа на проблемный вопрос | викторина на знание басен и их иллюстраторов Письменный ответ на вопрос «Какие человеческие пороки осуждает И.А .Крылов в своих баснях?» | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | Выучить басню «Ларчик» наизусть | | | |||||
Из русской литературы 19 века (26+3) | ||||||||||||||
9 | Лицейские годы жизни А.С. Пушкина. «Узник». Выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | расширить знания жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов | развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции, выявление черт фольклорной традиции в стихотворении «Узник», подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза», особенности дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении | Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Выучить стихотворение «Узник». Уметь объяснить, что такое антитеза. | | | |||||
10 | «И.И. Пущину» «Чувства добрые» в лирике Пушкина. | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Выучить стихотворение «И.И.Пущину». 2Найти стих-е Пушкина, посвященное лицейским друзьям. | | | |||||||||
11 | «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов | слово учителя, сообщения учащихся; | портреты, выставка книг, репродукция И. Е. Репина “Пушкин на лицейском экзамене”; фотографии Царского Села. Мультимедийный проектор | 1Выучить наизусть стихотворения «Зимнее утро». 2. Прочитать «Барышню-крестьянку», записать в читательский дневник. | | | |||||
12. | Вн.чт. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль Антитезы. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | расширить знание жанров эпоса, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», о роли пейзажа в повести, работать со словарем литературоведческих терминов | слово учителя, сообщения учащихся; | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | Прочитать «Выстрел», записать в читательский дневник. | | | |||||
13. | «Выстрел». Мастерство композиции: три выстрела и три рассказа о них. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | расширить знание жанров эпоса, знать элементы композиции рассказа, уметь находить кульминацию работать со словарем литературоведческих терминов | слово учителя, сообщения учащихся; | УМК | Подготовить характеристику Сильвио. | | | |||||
14 | О создании романа «Дубровский». Изображение русского барства .Конфликт Андрея Дубровского и КирилыТроекурова. | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов | слово учителя, беседа по тексту. | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1.Прочитать главы 1,2. 2.Ответить на вопросы к этим главам (с.138). | | | |||||
15 | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Р.р. Анализ эпизода «Пожар в Кистиневке») | приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов | письменный ответ на проблемные вопросы: - В чем сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского? -Почему повесть «Дубровский» можно назвать повестью о защите человеческой личности? | УМК, фонохрестоматия Мультимедийный проектор | 1Прочитать главы 3-6. 2.Ответить на вопросы к этим главам (с.138-139). | | |