Файл: Литература для основных школ и в соответствии с рабочей программой по литературе к учебникам 59 классов ( авторы В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв,В. И. Коровин).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.

с.: ил. — Пер.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.


- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).



Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



Календарно-тематическое планирование


урока


Тема урока

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение







Личностные

Метапредметные

Предметные

Домашнее задание

Дата

Корректировка




Введение. (1)




1


Писатели – создатели, хранители и любители книги

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

умение работать с разными источниками информации, находить ее,анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

знать определение «художественное произведение».

Диагностика уровня литературного развития уащихся


знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы, умение решать тесты

УМК

1.Прочитать с.3-5, ответить на вопрос 4,5.







Устное народное творчество (3)


2

Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни.


развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора, использование их в устных и письменных высказываниях; различать пословицы и поговорки. использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях, устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнения актеров.

Письменный ответ на проблемную тему


конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен

УМК, фонохрестоматия

с10, вопр 1-3







3

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость.

толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок


Мультимедийный проектор

Сообщения индивид.







Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки» (с.13-14). Подобрать 5 пословиц на одну из тем (счастье, судьба, терпенье, надежда, семья, дети, язык, речь). Выписать пословицы в тетрадь.

2.Ответить на вопросы 3,5 с.16-17.







4

Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос


1.В чем красота и мудрость русских обрядов

2. Почему пословицы и поговорки называют «зернами народной мудрости»




Стр.18-22, читать







Из древнерусской литературы (1)

5

Повесть временных лет» — первая русская летопись. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ума, находчивости).


воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа

 умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации  

знать жанры древнерусской литературы, видеть нравственные аспекты летописи, уметь характеризовать стиль произведения, подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека, составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, участвовать в коллективном диалоге

развитие представлений о русских летописях. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека


УМК, фонохрестоматия, Мультимедийный проектор

1.Читать, пересказывать «Сказание о белгородском киселе».

2. Подготовить выразительное чтение сказания.(с25, вопр5)







Из литературы 18 века. (3)

6

Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства.

формирование ответственного отношения к учению.

принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

уметь характеризовать стиль произведения, работать со словарем лингвистических терминов, знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль

поиск цитатных примеров из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория» и «мораль»

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

Вопросы в учебнике с 30, вопр2,3,5







7

И.А.Крылов «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.»



развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.


освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

знать краткие сведения о жизни баснописца и эпохи, определять идейно-смысловую нагрузку в басне, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла, выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к басням, составлять план ответа на проблемный вопрос

Толкование аллегории и морали изученных и самостоятельно прочитанных басен.

Конкурс на лучшее инсценирование басни.


Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Подготовить инсценировку (или чтение по ролям) басен.







8

«Ларчик», «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока» непонимающего истинного искусства.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.


освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

знать краткие сведения о жизни баснописца и эпохи, определять идейно-смысловую нагрузку в басне, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла, выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к басням, составлять план ответа на проблемный вопрос

викторина на знание басен и их иллюстраторов

Письменный ответ на вопрос «Какие человеческие пороки осуждает И.А .Крылов в своих баснях?»

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

Выучить басню «Ларчик» наизусть







Из русской литературы 19 века (26+3)

9

Лицейские годы жизни А.С. Пушкина. «Узник». Выражение вольнолюбивых устремлений поэта.


приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,


умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


расширить знания жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов


развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции, выявление черт фольклорной традиции в стихотворении «Узник», подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза», особенности дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Выучить стихотворение «Узник». Уметь объяснить, что такое антитеза.







10

«И.И. Пущину» «Чувства добрые» в лирике Пушкина.

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Выучить стихотворение «И.И.Пущину».

2Найти стих-е Пушкина, посвященное лицейским друзьям.







11

«Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции.


приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,


умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов


слово учителя, сообщения учащихся;


портреты, выставка книг, репродукция И. Е. Репина

“Пушкин на лицейском экзамене”; фотографии Царского Села.

Мультимедийный проектор

1Выучить наизусть стихотворения «Зимнее утро».

2. Прочитать «Барышню-крестьянку», записать в читательский дневник.







12.

Вн.чт. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль Антитезы.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

расширить знание жанров эпоса, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», о роли пейзажа в повести, работать со словарем литературоведческих терминов

слово учителя, сообщения учащихся;


УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

Прочитать «Выстрел», записать в читательский дневник.







13.

«Выстрел». Мастерство композиции: три выстрела и три рассказа о них.

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

расширить знание жанров эпоса, знать элементы композиции рассказа, уметь находить кульминацию работать со словарем литературоведческих терминов

слово учителя, сообщения учащихся;


УМК

Подготовить характеристику Сильвио.







14

О создании романа «Дубровский». Изображение русского барства .Конфликт Андрея Дубровского и КирилыТроекурова.


приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,


умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов


слово учителя, беседа по тексту.

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1.Прочитать главы 1,2.

2.Ответить на вопросы к этим главам (с.138).







15

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Р.р. Анализ эпизода «Пожар в Кистиневке»)


приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,


умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов


письменный ответ на проблемные вопросы:

- В чем сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского?

-Почему повесть «Дубровский» можно назвать повестью о защите человеческой личности?

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

1Прочитать главы 3-6.

2.Ответить на вопросы к этим главам (с.138-139).